ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА НА ЗАНЯТИЯХ ЖИВОПИСЬЮ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка по теме

Маланчук Светлана Владимировна

Дополнительное образование призвано воспитать гармонично развитую личность. Главной задачей обучения в системе дополнительного образования является приобщение детей к художественной культуре, обучение их основам изобразительной грамоты, воспитание художественного вкуса, выявление наиболее одаренных учащихся для продолжения художественного образования в средне – специальных и высших учебных заведениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей «Дом детского творчества»

Корочанского района Белгородской области

ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА НА ЗАНЯТИЯХ ЖИВОПИСЬЮ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методическая разработка

 педагога дополнительного образования

Маланчук Светланы Владимировны

Короча,2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ                

        

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

 Обострившаяся проблема в современных условиях проблема нравственного, духовного становления человека высветила один из актуальных вопросов современной школы - отсутствие должностного внимания к предметам эстетического цикла, к изобразительному искусству в частности, к их человеческому потенциалу, что препятствует развитию творческих дарований детей.

Одновременно с этим динамичные изменения, которые происходят в нашей стране во всех сферах жизнедеятельности, усиливают потребность в деятельных, предприимчивых, творчески мыслящих людях.

Однако сама перспектива жизненной самореализации школьников выдвигает перед современными общеобразовательными учреждениями задачу развития личности, готовой к творческому самосуществованию.

Эта задача связана со становлением художественного вкуса учащихся, который наиболее успешно развивается в младшем школьном возрасте.

К сожалению, в школах все еще не уделяют достаточного внимания формированию художественного вкуса. Учащиеся общеобразовательных школ очень поверхностно знакомы с понятием художественный вкус. Все это возникает из- за того, что в школах мало времени отводиться для решения этой задачи. Анализируя  программу по изобразительному искусству в школе, мы видим, что школьные уроки по изобразительному искусству не могут обеспечить возможности полного раскрытия творческого потенциала ребенка. Предметы эстетического направления часто считаются малозначимыми, то есть второстепенными в школьном образовании. Кроме того школьные программы по изобразительному искусству все больше урезаются по объему предоставляемых знаний и количеству учебных часов. Поэтому, предметы эстетического цикла скоро могут превратиться в ознакомительные. Внедрение систем общего и дополнительного образования должна обеспечить взаимодействие школьных и внешкольных форм и методов художественно – эстетического образования и воспитания детей.

Таким образом, важной задачей современной педагогической и психологической науки, является решение проблемы обучения и воспитания детей младшего школьного возраста в области искусства, формирование и воспитания высоконравственной личности ребенка с развитым художественно – эстетическим вкусом. Именно поэтому в нашем исследовании делается попытка доказать эффективность занятий изобразительного искусства в системе дополнительного образования для развития художественного вкуса у младшего школьного возраста.

В современной педагогике накоплен определенный потенциал идей, который может стать основой концепции развития художественного вкуса младших школьников.

Для нас представляют интерес учебные программы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе, созданные В.С.Кузиным, Б.М. Неменским, методические рекомендации по использованию различных материалов и техник исполнения графических и живописных композиций на уроках изобразительного искусства Г.Я.Федоровым, Т.Я. Шпикаловой, современные педагогические и психологические исследования в области воспитания художественного вкуса А.И Ахмедова, Г.П.Климовой, В.Н. Шацкой.

Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка методических основ воспитания художественного вкуса.

В соответствии с целью, нами сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть теоретические вопросы воспитания художественного вкуса на занятиях живописи;

- определить критерии оценки воспитания художественного вкуса в процессе обучения в системе дополнительного образования и в общеобразовательной школе;

- разработать методические рекомендации по развитию и воспитанию художественного вкуса.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

 изучение педагогической и психологической литературы,

 изучение педагогического опыта по проблеме,

Основная часть

Художественный вкус – вместе с такими понятиями как законы красоты, искусство, дизайн, идеал, мера, которая относится категориям эстетической деятельности, которые используются для анализа эстетического освоения мира.

Чувства, идеалы людей, взгляды, почти всегда мы можем выразить словесно. Самое элементарное, что мы можем сказать о человеке, предмете, произведении искусства.   Это «нравиться – не нравиться», или «красиво – не красиво». Эти оценки определяют социальным положением, жизненным опытом и уровнем эстетической подготовки каждого.

Но в данном случае важна и психологическая сторона понятия художественного вкуса. На восприятие того или иного произведения искусства влияет огромное количество факторов: возраст, настроение человека, наличие рядом людей, состояние здоровья , однако и это еще не все.

В любой ситуации суждение вкуса не может быть сведено к чистой эмоции, ни к чистой мысли. Отметим для себя, что существует два понятия: эстетический и художественный вкус.

«Эстетический вкус – это способность человека по чувству удовольствия воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности в искусстве, обнаруживать в явлениях трагическое и комическое» (15,107).

«Художественный вкус – чувствование, понимание красоты, передача чувства прекрасного в произведениях искусства» (15,107).

Изобразительному искусству с давних времен уделялось огромное внимание в воспитательном процессе личности. В Древней Греции, например, обучение рисованию считали главным условием общего образования и воспитания. Важность изобразительной деятельности для формирования всесторонне развитого человека мы отмечаем у Я.Каменского, который считал, что занятия изобразительным искусством позволяют развивать чувство прекрасного, учат «подмечать правильности и стройности в предметах», иными словами, формируют потребность наслаждаться красотой природы и произведениями искусства (4,32).

В отличие от вкуса эстетического, художественный вкус формируется постепенно и только в регулярном общении с подлинными произведениями искусства.

Мы уже отметили, что художественный вкус воспитывается с момента рождения ребенка.

По словам Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может воспитывать художественный вкус. Одним из важных источников, которые воспитывают художественный вкус, являются внеклассная и внеурочная деятельность, в ней удовлетворяются потребности в общении и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления.

Занятия изобразительным искусством развивает умение видеть, наблюдать, анализировать, они формируют умения любоваться красотой реальной и произведениями искусства, ребенок становиться художником. Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески подходить к решению жизненных задач.

Программа формирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства:

- формирование практических навыков художественной деятельности;

- развитие понимания явлений окружающей действительности;

- систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиции культуры, пространственное мышление, фантазии, зрительного воображения.

Анализируя изобразительное искусство, мы сделали вывод, что познавательный интерес у детей младшего школьного возраста к искусству очень велик, а наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания художественного вкуса. Кроме того материалы по изобразительному искусству обладают большим эмоциональным потенциалом. Именно сила воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности.  

Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного. Ребенок способен тонко чувствовать, в особенности живопись.

Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом.

В ознакомлении с живописью широко используются пояснения, сравнения, метод вызывания адекватных эмоций, прием «вхождения» в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы.

Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми, обеспечивает формирование у них устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи. Мы согласны с высказыванием В.Н.Сухомлинского – «Ребенок по своей природе – исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках – в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте».

В основе методики   воспитания художественного вкуса лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы учащегося, уровень его общего развития.

Методы воспитания художественного вкуса  очень разнообразны. Они зависят от многих условий; объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога. Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.

По тому, как дети получают эстетическую информацию  методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования. Использованные произведения должны быть художественно выразительными, эмоциональными. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей, почувствовали выразительность художественных средств.        

Меняются методы и в зависимости от формы организации деятельности. На художественных занятиях учитель дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д.  На занятиях художественной лепкой детей обучают приемам, позволяющим им самим составить предмет из отдельных частей или из целого материала (глина, пластилин) вылепить отдельные детали.

Итак, мы видим много слагаемых, определяющих характер методов воспитания художественного вкуса. Точно классифицировать их трудно, поскольку они существуют всегда в тесной взаимосвязи с другими.

Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей художественного вкуса:

— метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

— метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим и практическим действиям:

—метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление — прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства. Этот метод можно считать в равной мере, как методом наглядного приобщения, так и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается одновременным или последующим комментарием учителя, будящим чувства и мысль ученика. Важно умело отобрать наиболее яркие и впечатляющие художественные произведения, создать соответствующую ситуацию и душевный настрой. Сущность метода приучения, упражнения заключается в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать.

Чтобы усилить воспитывающий и развивающий характер обучения, следует применять методы воспитания (убеждения, приучения), а также методы обучения, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество. Чтобы обучение носило развивающий характер, учитель должен применять обобщенные способы действий, которые являются основой конкретных методических приемов.

К числу таких способов относятся:

— способы ориентировки в выразительно-изобразительных средствах каждого вида искусства;

— способы приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания;

— способы восприятия целостного образа произведения и различения средств его выражения и изображения;

— способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве.

Занятия как организационная форма обучения дают возможность планомерно и систематически воздействовать на формирование художественного вкуса и заинтересованного отношения ребенка к материалу и самому учебному процессу.

Важным условием художественной деятельности детей являются их самостоятельные действия.

В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное художественное развитие ребенка.

Дополнительное образование призвано воспитать гармонично развитую личность. Главной задачей обучения в системе дополнительного образования является приобщение детей к художественной культуре, обучение их основам изобразительной грамоты, воспитание художественного вкуса, выявление наиболее одаренных учащихся для продолжения художественного образования в средне – специальных и высших учебных заведениях.

Такие дисциплины, как «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Скульптура», «История изобразительного искусства» в учебном процессе  являются ведущими. Дополняя друг друга, они изучаются взаимосвязано, что способствует развитию творческих возможностей учащихся.

 В воспитании художественного вкуса большое значение имеет то, в какой мере дети понимают единство формы и содержания, чему способствует изучение таких дисциплин как «Скульптура» и «Композиция». Эти занятия позволяют совершенствовать глазомер, развивать чувство пропорции и пластики, тренировать способность к тонкой ручной работе.

Заключение

Анализируя занятия в общеобразовательной школе и занятия в системе дополнительного образования, принципы программ по изобразительному искусству можно сделать вывод, что художественный вкус воспитывается  и в дошкольных учреждениях. По этому поводу мы можем сказать, что эти учреждениях являются основой в воспитании художественного вкуса, художественный вкус невозможно воспитать только на определенно промежутке времени, он воспитывается на протяжении всей жизни.

                

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Ахмедов. П. Роль эстетического воспитания в формировании эстетического вкуса: автореф .дис. ... канд. пед. наук. / П.Ахмедов. -М.: 1972.-21 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. / Ю.К. Бабанский.- М.г Просвещение, 1982.- 192 с. 14. 1972.-373 с.
3. Барежев К.В. Смысл как критическое истолкование сущности:  автореф. дис. ... канд. Философ. Наук / К.В. Бережев. - Спб.: 2000. -21 с.
4. Барило С. Б. Воспитание художественного вкуса старшеклассников в процессе внеурочных занятий по искусству: автореф. дис. ... канд. пед. наук  /  С.Б. Берило. -  М.: 1987. -17 с.
5.Блудова В.Б. Природа и структура художественного восприятия. Эстетические очерки. Вып.4. М., 1977. 114-152.
6. Демченко Е.П. Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительного искусства: автореф. дис. … канд. пед. наук  /  Е.П. Демченко.- Комсомольск-на-Амуре: 2001. - 181 с.
7. Климова Г.П. Воспитание эстетического вкуса средствами изобразительного искусства: дис. ... канд. пед. наук. / Г.П. Климова. - Коган Екатеринбург: 1996. 134 с.

8. Кузин B.C. Изобразительное искусство как важнейший фактор формирования идейно-эстетического суждений и вкусов в системе идейно - эстетического воспитания и умственного развития школьников/Проблемы теории и практики воспитания школьников. М.: НИИ школ, 1979, 78103.
9.Литвиненко Л.Л. Воспитание художественных вкусов учащихся в процессе ознакомления с различными видами искусства: автореф. дис. ...  канд. пед. наук / Л.Л. Литвиненко. - М.: 1977. -14 с.

10. Лясковская Т.П. Воспитание эстетического вкуса подростков средствами театрального искусства:  дис. …  канд. пед. наук / Т.П. Лясковская. - Челябинск: 2004.-183 с.
11. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Науч. метод, пособие. Дубна: Феникс, 1999. 250 с.
12. Мозгот В.Г. Формирование художественного вкуса личности. Ростов-на-Дону: Изд. Рост, ун-та, 1992. 159 с.
13.Подольская З.А. Развитие художественного вкуса личности в условиях взаимовлияния культур: дис. … канд. философ. наук / З.А. Подласый. -  Ташкент: 1984.-178 с.
14. Пушкарёва Т.И. Проблема художественного вкуса и проблемы музыкального мышления. Сб. статей. М.: Музыка, современное искусство: дис. ...канд. философ. наук / Т.И. Пушкарева. - М.: 1998. -132 с.
15. Раицкая Г.В. Формирование эстетического вкуса младших школьников: автореф. дис. ...канд. пед. наук /  Г.В. Раицкая. - М.: 2001. -18 с.
16.  Русские писатели о литературном труде, Т.1, Л.1954. С
17. Сафронова Е.М. Воспитание эстетического вкуса старших: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М 1983. 16 с. 142.
18.  Эстетика. Уч. пос. для вузов под ред. Радугина А.А. М.,2
19. Эстетическое воспитание па современном этапе: теория, методология, практика. М., 1990. -147 с.

20. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. М.:3нание, 1986.-62 стр.

        

Словарь – справочник терминов и понятий

        1. Выразительные средства живописи - художественные средства живописи: цвет; рисунок; композиция; а также фактура красочной поверхности; и выразительность мазков.
Построение объема и пространства в живописи связано: с линейной и воздушной перспективой; со светотеневой моделировкой; с использованием конструктивных качеств рисунка и пространственных свойств теплых и холодных цветов.

2.Вкус эстетический -  способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства

3.ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ способность восприятия и оценки эстетических достоинств произведений искусства или объектов природы. Он проявляется преимущественно как система личных пристрастий, ориентирующихся на общепринятые эстетические оценки.

4.Глазомер — способность определять расстояние не прибегая к помощи каких-либо приборов или устройств (кроме собственных глаз). Чтобы выработать у себя хороший глазомер, следует постоянно упражняться в определении расстояний...

5.Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу, а также созданием изображения с помощью цифровых технологий.

6.Изобрази́тельное иску́сство — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.

7.Композиция (изобразительное искусство) — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.        

8.Пластика (plastica; греч. plastikē формирование, образование, от plassō лепить, ваять, формировать) общее название хирургических методов восстановления формы и (или) функции отдельных частей тела или органов путем перемещения…

9.Рисунок - какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.)…

10.СКУЛЬПТУРА (лат. sculpture, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятость воспитанников в системе дополнительного образования

Занятость в кружках и секциях воспитанников группы-семьи №7...

Сборник материалов районного педагогического семинара «Значение художественно – эстетического воспитания в системе дополнительного образования»

В сборнике представлены материалы выступлений и практических занятий участников районного педагогического семинара «Значение художественно – эстетического воспитания в системе дополнительного образова...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе занятий квиллингом в системе дополнительного образования.

Развитие творческих способносетй у детей младшего школьного возраста в процесее занятий квиллингом.Диагностика творческих способностей у детей младшего школьного возраста...

Современные формы и методы организации занятий скульптурой в системе дополнительного образования.

Современные формы организаций занятий в системе дополнительного образования строятся как занятия общеобразовательных школ или по авторским формам. Чаще всего используют фронтальную форму, смешанную и ...

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе дополнительного образования

Являясь важной и социально востребованной составляющей образовательного пространства, дополнительное образование детей требует сегодня к себе особого внимания, поиска новых форм и методов художественн...

Вокальное искусство как средство музыкального воспитания. Занятия эстрадно - джазовым вокалом в системе дополнительного образования.

В статье автор раскрывает значение эстрадного вокала в современном мире.Знакомит с историей развития джаза  и приводит примеры различных форм организации детей  по обучению эстрадным пением....

Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами декоративно – прикладного творчества в системе дополнительного образования. Народные традиции

В методической разработке идет речь о необходимости приобщения детей к культурному наследию родного края , своей страны через изучение народных традиций  и освоение практики бисерного рукоделия....