Современные формы и методы организации занятий скульптурой в системе дополнительного образования.
методическая разработка на тему

Современные формы организаций занятий в системе дополнительного образования строятся как занятия общеобразовательных школ или по авторским формам. Чаще всего используют фронтальную форму, смешанную и индивидуальную.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные формы и методы организации занятий скульптурой в системе дополнительного образования.

Современные формы организаций занятий в системе дополнительного образования строятся как занятия общеобразовательных школ или по авторским формам. Чаще всего используют фронтальную форму, смешанную и индивидуальную.

Скульптура обозначает «вырезать, высекать, лепить». В данной работе я говорю о предмете «Лепка», который изучают дети младшего школьного возраста  в кружке «Умелец»  и  рассматриваю его как самостоятельную часть скульптуры. Лепка применяется в любой скульптурной работе, начинающейся с исполнения модели, которую затем переводят в другой материал.

Лепку можно классифицировать по материалу: из глины, из теста, пластилина и других мягких материалов. Каждая из них имеет свои особенности и возможности, поэтому не следует заменять их друг другом, а использовать разные материалы, в зависимости от поставленных целей и задач. Это необходимо учитывать при планировании работы с детьми.

Однако в школах часто используется лепка из пластилина, так как при работе с глиной требуются дополнительные занятия по зачистке и обжигу изделий.

Выделяют особенности работы с пластилином:

  • позволяет создавать мелкую пластику;
  • позволяет работать сразу в цвете;
  • позволяет создавать дополнительные цвета;
  • не требует дополнительной подготовки;
  • позволяет создавать объёмные изображения, все виды рельефных изображений, плоские картины;
  • хорошо держит форму при соблюдении температурного режима, пластичен.

По содержанию лепка бывает – предметная, сюжетная, декоративная, комплексная.

В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения – фрукты, овощи, игрушки, фигуры людей и животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа. Изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем, например, в рисовании, т. к. он имеет дело с реальным объёмом, и ему нет  надобности прибегать к условным средствам изображения. Дети быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Практика показывает, что в результате обучения детей можно подвести к правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом (барышня, ёжик).

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы связаны между собой: по смыслу (герои одной сказки), размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, смотрят в одну сторону или друг на друга) и т.д. Сюжетная лепка требует большого объёма работы, времени, поэтому планируется не на один урок («Ёжик на прогулке»).

В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия – вазы, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам декоративной пластики народных умельцев. Эти изделии связаны с жизнью, поэтому имеют больше смысла для ребёнка.

В школьной практике бывает так, что само знакомство с изобразительным искусством  начинается с произведений большого искусства, а их понимание требует некоторой специальной подготовки. Декоративные же изделия, народная пластика – «это образы, близкие мировосприятию и мироощущению ребёнка, это художественный язык, доступный для понимания и усвоения даже совсем маленькими детьми, это техника, виртуозно отточенная временем и руками сотен мастеров». Родство детского изобразительного творчества и народного искусства проявляется в настроении, жизнерадостности, добром восприятии мира.

По видам скульптуры можно выделить:

  • лепка круглых форм (круглая скульптура);
  • рельефная лепка (рельеф).

По способу создания образа:

  • по памяти;
  • по представлению (по словесному описанию, по рисунку, по схеме);
  • с натуры.

По способу организации детей и характеру их деятельности бывает индивидуальная, коллективная или комплексная, когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, играми.

Основными способами лепки являются:

  • конструктивный;
  • скульптурный;
  • комбинированный.

При конструктивном способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Конструктивным способом дети начинают лепить очень рано – уже к 3 годам – и часто сами открывают его для себя. С развитием воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу, этот способ совершенствуется: увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становится доработка.

Скульптурный способ ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Процесс работы идёт от общего к частному: в зависимости от образа из куска пластичного материала моделируется нужная форма. Сначала лепится характерная форма – основа, которая дополняется более мелкими деталями (детали вытягиваются, прищипываются).  Скульптурный способ -  более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным, так как в процессе изображения  детям младшего школьного возраста легче идти от анализа, перечисления деталей предмета к их объединению в каком-то конкретном образе.

Комбинированный способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным образом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К  8 годам дети предпочитают именно этот способ, как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Можно выделить основные приёмы формообразования такие как раскатывание, скатывание, сплющивание, сгибание, вытягивание, вдавливание, оттягивание, скручивание, прищипывание (оттягивание с моделированием), защипывание (края), отгибание краёв. Также существует дополнительные приёмы – это вырезание, выдавливание, отпечатывание, просекание, насечка, заглаживание, надрез (разрез), строгание. Приёмами соединения деталей являются – прижатие, примазывание, вдавливание, насадка на каркас, соединение с помощью жгута, врезание. Приёмами отделки формы можно назвать – заглаживание, декорирование различными приспособлениями и инструментами, пластилином и другими материалами, приёмы передачи фактуры. Нужно  отметить возможности перехода приёма в ту ил иную группу, например, вдавливание может выступать в роли основного приёма формообразования и в роли приёма соединения, а отпечатывание в роли дополнительного приёма формообразования и приёма декорирования.

Особенно необходимо понятие базовых элементов лепки при работе конструктивным и комбинированным способами. Базовые элементы лепки – основные формы, лежащие в основе будущих образов – шарик и валик (шар и цилиндр). Видоизменяя и комбинируя их можно получить огромное количество образов. Из шарика и валика, применяя различные приёмы, получаем дополнительные часто используемые элементы – капелька (конус), лепёшка, жгутик. Оперируя этими формами, ребёнок начинает читать и самостоятельно создавать любые произведения, постепенно овладевая техникой лепки.

Техника в переводе с греческого обозначает искусство, мастерство, а в области искусства – совокупность специальных навыков, способов, приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение. В данном случае техника рассматривается не как авторское мастерство, а с точки зрения использования художественных возможностей материала.

Можно выделить следующие техники:

  • пластилиновая живопись;
  • процарапывание;
  • лепка из колец;
  • лепка из пластин;
  • лепка на форме;
  • отпечатывание.

В технике пластилиновой живописи можно создавать целые картины  декоративного и реалистичного характера, плоские и рельефные. В данной технике используется работа пластилиновым мазком, «налепами» - отдельными разноцветными кусочками, капельками, шариками, жгутиками и т.д., вливание цвета в цвет, смешивание и создание новых цветов и оттенков. Техника применения пластилина в качестве красок многим детям знакома и очень нравится. Она относится к декоративной лепке рельефа.

Рассмотрим варианты ведения работы:

  1. Сильно разминаем пластилин, чтобы он легко размазывался, и в таком состоянии намазываем его на картон. Создаём фон будущей картины. А потом обычным рабочим пластилином «налепами» выполняем все нужные детали задуманного рисунка. Неудачные места легко исправить, убрав стеком пластилин и налепив новый. В данном случае работа ведётся послойно и очень эффективна при изучении пейзажа (идём от дальнего плана к ближнему; ближе – чётко, ярко, загораживает; дальше – нечётко, загораживается), декоративных рельефных панно, изразцов.
  2. На картоне намечаются контуры будущего образа, заполняются пластилином необходимого цвета – внутри контура, а цветом фона – снаружи. Здесь необходима аккуратность и точность заполнения, чтобы не нарушить границы рисунка. Эта техника очень пригодится детям при изучении рисования от пятна, силуэтного изображения в жанрах натюрморта, портрета, пейзажа, анималистическом жанре. Данный вариант можно затем использовать как фон для первого варианта и процарапывания.
  3. При комбинированном варианте объединяются первый и второй способы. Основой для картин может служить картон, оргстекло, ДВП. В этой технике можно исполнять очень  много разнообразных заданий, так же много, как  и обычными красками, если научить детей расширять цветовую палитру пластилина. Только размеры пластилиновых картин будут значительно меньше, поскольку для детских рук исполнение их весьма трудоёмко.

Смешивание пластилина бывает полное (смешивание до образования причудливых разводов и пятен) и неполное (смешивание до получения нового цвета или оттенка). Знакомство с получением новых оттенков и цветов в пластилине можно провести, как открытие, опирающееся на уже имеющийся опыт смешивания красок или одновременно: поэкспериментировать с красками и выдвинуть предположение о подобной возможности в пластилине. Далее следует открытие рациональной операции смешивания. Главное правило – не смешивать одновременно много цветов, а в остальном, смешивая даже два цвета, но в разных пропорциях, можно сделать вывод, что лепка из пластилина помогает детям младшего школьного возраста раскрыть свои творческие способности самостоятельно, а также под наблюдением педагога.

Детям нравиться лепить из пластилина, так как материал пластичен, может принимать любую форму и отвечать замыслам ребёнка.

Теперь рассмотрим практическую работу детей с глиной при создании собственного творческого произведения – анималистической композиции (круглой скульптуры). Это непростое задание, включающее в себя несколько этапов, дети выполняют уже к концу младшего школьного возраста (9 - 10 лет), когда у них уже сформированы необходимые навыки и умения в лепке.

Первый этап – подготовительный,  начинается со сбора материала. Он включает изучение литературных произведений, исторических фактов, мифологии, демонстрацию произведений известных мастеров анималистической скульптуры, образцов народного искусства, памятников истории. Далее следует изучение формы, пластики движения и повадок различных животных, подборка изображений, зарисовки с натуры.

Второй этап – проектно-эскизный. Ребята на основе собранного материала создают собственные сюжетные композиции в эскизах. Здесь очень важен выбор сюжета, эмоциональная нагрузка. Это может быть не только изображение какого-то одного животного или птицы, это сцены из жизни животных, иллюстрации к рассказам о животных, сказкам, басням, мифологии. После коллективного обсуждения эскизов и выбора наиболее выразительных сюжетов можно приступать к лепке из глины.

Третий этап – изготовление каркаса. Чтобы скульптура держала форму, заранее по эскизу изготавливается проволочный каркас, крепится при помощи шурупов к деревянной дощечке (с помощью педагога или родителей).

Четвертый этап – лепка из глины. Глина – изначально очень мягкий и пластичный материал, её не надо разминать руками, поэтому работа начинается сразу. Лепка ведётся комбинированным способом: вначале на каркас набирается глина из которой формируется общая масса тела животного – силуэт, а затем уже добавляется глина для дальнейшего уточнения пропорций, лепки конечностей, морды, ушей и т.д. При работе с глиной детям  нужно учитывать, что глина быстро сохнет, поэтому её необходимо периодически смачивать с помощью мокрой тряпочки или просто мокрыми руками. Когда работа ведётся длительно, незаконченную скульптуру также необходимо в конце урока накрывать мокрой тряпкой и оставлять в специальном сыром помещении для хранения.

На занятиях по лепке (скульптуре) ребята постепенно, под влиянием педагога, приучаются к несвойственной оценке своих работ, то есть каждая работа принимается ими как целостная, законченная. Отход от привычных в школе оценок плохо - хорошо, удачно - неудачно служит укреплению в детях уверенности в своих силах, своей уникальности, раскрепощает их в желании самовыражения.

Для занятий скульптурой нельзя руководствоваться одними формами и методами. В основном получается смешанная форма занятия. Учащиеся в праве сами выбирать как им удобно. Это можно объяснить тем что при лепке необходимо время от времени отходить и осматривать свою работу с разных точек зрения, тем самым ища в ней недочеты и ошибки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – педагогический проект на тему: «Организация патриотического воспитания в системе дополнительного образования».

II. Краткая справка – аннотация к  проекту. «Всякая благородная личность глубокоосознает свое кровное родство,свои кровные связи с Отечеством».В.Г. Белинский Актуальность проекта. В сов...

ПСИХОЛОГО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

психолого-возрастные особенности детей и их влияние на методы  обучения английскому языку в системе дополнительного образованияАракелян Л.Н., Аракелян А.Н....

Занятие как форма организации учебной деятельности в системе дополнительного образования

В статье описаны некоторые специфические особенности занятия как формы организации учебной деятельности в системе дополнительного образования детей, его отличия от школьного урока. Даны рекомендации п...

Практика организации краткосрочных проектов в системе дополнительного образования

Данная презентация поможет организовать несколько краткосрочных проектов с дошкольниками и в  ходе работы над ними развить навыки работы в коллективе....

статья «Современные формы и методы организации урока с использованием интернет-технологий»

В статье рассмотрены виды современных форм и методов организации  урока с использованием интернет-технологий....

Современные формы и методы организации непрерывного образования педагогических работников

Статья "Современные формы и методы организации непрерывного образования педагогических работников"  (XI традиционные декабрьскиепедагогические чтения«ПРОФЕССИОНАЛИЗМ  И...

Музыкально-литературная гостиная как одна из форм развития детей с нарушениями слуха в системе дополнительного образования

В статье раскрывается значение и содержание художественно-эстетического развития детей с нарушениями слуха в системе дополнительного образования в форме музыкально-литературной гостиной....