Программа кружка "Северная Пальмира"
методическая разработка (5 класс) по теме

Волкова Екатерина Валентиновна

Программа «Северная Пальмира» предназначена для организации работы краеведческого кружка и имеет туристско-краеведческую направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sev_palm.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Северная Пальмира»

Автор: Волкова Екатерина Валентиновна

Учитель истории ГБОУ СОШ №76

Выборгского района Санкт-Петербурга

2014г.

Пояснительная записка.

Программа «Северная Пальмира» предназначена для организации работы краеведческого кружка и имеет туристско-краеведческую направленность. Краеведческое образование – это целый комплекс направлений творческой деятельности: исследовательской, экскурсионной, музееведческой, игровой, просветительской. Данная программа предоставляет возможность воспитанникам познакомиться с каждым из этих направлений.  Программа предполагает знакомство с историей Санкт-Петербурга, с историей района, с историей Лесного – нашей «малой Родиной», культурным наследием  народов, проживающих в нашем городе.

С самого своего основания Петербург был не только «окном в Европу», но и мостом между Западом и Востоком. В нашем городе можно увидеть и китайских львов-лягушек, и построенный по голландским образцам домик Петра, и мечеть, и православные храмы.

В последние годы этническая идентичность во многом определяет поведение россиян, в том числе молодежи. Но наряду с гордостью за свой народ многие россияне испытывают неприязнь к людям по принципу этнической принадлежности. К сожалению, нетерпимость, экстремизм и ксенофобия в обществе не обходят стороной детскую, прежде всего подростковую среду. Особенно тягостно наблюдать усиление ксенофобии в Петербурге, в городе, в чьем создании участвовали представители разных народов.

Экскурсии по городу и посещение музеев поможет детям не только оценить красоту и уникальность нашего города, но и понять его место в мировой истории, оценить культурный вклад как русских, так и представителей других народов в создание Северной Пальмиры.

Большое внимание уделяется в программе традициям Древнего Востока и античности в Петербурге. История древнего мира изучается учащимися пятых классов на уроках истории, поэтому данные темы должны вызвать у учащихся объединения большой интерес и помогать в усвоении школьного материала.

Актуальность программы заключается в том, что она призвана помочь решению одной из острых проблем вставших перед российским обществом: проблемы воспитания толерантности. Программа кружка «Северная Пальмира» предполагает знакомство с нашим городом во всем его поликультурном многообразии.

Особенностью программы является большое внимание к проблемам межкультурной коммуникации.

Специфика занятий в кружке состоит в том, что с детьми кроме бесед будут проводиться экскурсии, предполагается создание газет и фотовыставок. Работа по программе «Лесное. История и современность» должна пробудить в детях интерес к истории своей малой родины, воспитать патриотов города и района.

Целью программы является воспитание патриотизма, гордости за свой город, уважения к другим народам, чье наследие хранит Петербург.

В соответствии с основной целью выдвигаются следующие задачи:

Образовательные:

  • дать детям основы разнообразных знаний о городе;
  • пробудить познавательный интерес к жизни и судьбе Петербурга;
  • сформировать умения, навыки, нравственные качества, необходимые для дальнейшего самостоятельного изучения Санкт-Петербурга;
  •  способность понимать ценность памятников истории, культуры др.

Развивающие:

  • развитие творческих и познавательных способностей;
  • развитие индивидуального мировосприятия;
  • развитие чувства коллективизма;
  • развитие внимательности, наблюдательности, уверенности в себе.

Воспитательные:

  • воспитание социальной активности и гражданской позиции;
  • воспитание культуры общения и поведения в обществе;
  • воспитание толерантного отношения к людям различных национальностей и вероисповеданий
  • воспитание  уважения к культурным традициям города и страны.

Условия реализации программы (режим и формы занятий)

Программа адресована учащимся 11-12 лет  и рассчитана на один год.  

 Программа рассчитана на работу со всеми желающими без предварительного отбора.

 Общее количество часов  - 216 часов в год.

 Цикл обучения составляет 6 часов в неделю, из которых 3 часа – экскурсии, музейные и лабораторные занятия, фотоэкспедиции.

Занятия проводятся 3 раза в неделю (1+2+3часа).

Наполняемость в группах составляет 15 человек. 

Данное количество учащихся является оптимальным, т.к. позволяет сочетать групповые занятия с индивидуальной работой.

За один год даются первоначальные сведения о истории Санкт-Петербурга (наиболее важные ее события), Большое значение уделяется изучению традициям других народов, проживающих в Санкт-Петербурге. Ведется работа по программе «Лесное. История и современность».

Данная образовательная программа направлена на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культуры;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Формы организации занятия могут быть различными:

  • беседа,
  • практическое занятие,
  • экскурсия ,
  • фотоэкспедиция,
  •  игра,
  • открытое занятие и др.

Обычная форма работы – занятия, экскурсия, фотоэкспедиция. В некоторых случаях занятие может быть заменено массовым мероприятием, участием в конкурсе, фестивале, проекте.  

Ожидаемые результаты: 

  • расширение кругозора,
  • повышение интеллектуального уровня,
  • развитие творческих способностей,
  • умение работать в коллективе,
  • формирование толерантного отношения к людям различных национальностей и вероисповеданий.,
  •  участие в конкурсах, олимпиадах, выставках.

Формы и методы отслеживания результатов:

  • текущий контроль знаний в процессе индивидуальной и групповой беседы;
  • учебное тестирование;
  • анализ творческой активности и регулярное наблюдение за практической деятельностью обучающихся;
  • защита исследовательских и  творческих работ, проектов;

Подведение итогов осуществляется в форме общественных смотров достижений (выпуск газет, альбомов и оформление фотовыставок), докладов и сообщений, за которые дети получают дипломы и призы, диагностических игр.

Для достижения положительных результатов проводится регулярная  работа с родителями, которые помогают в организации и проведении различных мероприятий, сопровождают детей на экскурсиях, выставках, конкурсах, помогают в видео- и кино- съёмках. Поддержка и заинтересованность родителей благоприятно влияет на результаты освоения программы. Родительские собрания, анкетирование, беседы образовательного учреждения успешности ребёнка позволяют педагогу и родителям совместными усилиями способствовать достижениям каждого ребёнка.

Учебно-тематический план

Тема занятий

Количество часов

Теория

Практика

Вводное занятие

2

2

1.

Беседы (40 часов)

1.1.

О истории Санкт-Петербурга.

15

15

1.2.

О наследии других народов в Санкт-Петербурге

15

15

1.3

О истории района

10

10

2.

Работа по программе «Лесное. История и современность».

22

11

11

3.

Подготовка выставок и их оформление.

38

10

28

4

Игры, конкурсы

19

10

9

3.

Посещение музеев и выставок, пешеходные экскурсии.

93

93

4.

Итоговое занятие.

2

2

        Итого                                                       216                   75                   141

Содержание программы.

Тема

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

Беседа

2.

Основание города и его развитие

Беседы:

  • основание Петербурга;
  • легенды и мифы;
  • первые здания города.

Экскурсии:

  • к домику Петра;
  • в Петропавловскую крепость.

Посещение музеев:

  • Домик Петра;
  • Петропавловский собор.

Выпуск газет:

  • «Петропавловская крепость»;
  • «Там, где рождался Петербург».

3.

Имена и легенды

Беседы:

  • имя города (Санкт-Петербург-Петроград-Ленинград-Санкт-Петербург);
  • имена и легенды (18-20вв.).

Экскурсии:

  • «Мифы в архитектуре города»;
  • к крейсеру «Аврора»;
  • «Невский проспект». Посещение музеев:
  •  Эрмитаж;
  • крейсер «Аврора»

Фотовыставка: «Крейсер Аврора».

Доклады.

4.

История района

Беседы:

  • рождение района;
  • район в 18-20 вв.;
  • памятные места.

Экскурсии:

  • «Выборгская сторона»;
  • «у Финлянского вокзала».

Посещение музеев: Сампсоньевский собор.

Газета: «Сампсоньевский собор».

Фотовыставка: «Наш район».

5.

Многонациональный Петербург

  • город
  • район

Беседы:

  • многонациональ-ный Петербург(европейцы в Петербурге, наследие Востока в Петербурге, наследие античности);
  • Многоконфессио-нальный Петербург;
  • Жители нашего района

Экскурсии:

  • «Удивительный Петербург»;
  • Стрелка Васильевского острова;
  • к Соборной мечети;
  • «Храмы Северной столицы».

Посещение музеев:

  • Музей истории религии;
  • Эрмитаж.

Газеты:

  • «Удивительный Петербург»;
  • «Храмы Северной столицы».

Фотовыставка: «Жители района».

Доклады

6.

Лесное. История и современность

Беседы:

  • история Лесного;
  • легенды Лесного;
  • музеи Лесного.

Экскурсии по микрорайону:

  • Удельный парк;
  • Сосновка;
  • Парк Лесотехнической академии.

Посещение музеев: Историко-технический музей СПбГПУ

Газета: «Лесное».

Фотовыставки: «Сосновка», «Малая Родина».

Доклады.

7.

Знаменитые петербуржцы

Беседы:

  • Знаменитые петербуржцы;
  • Знаменитые Лесновцы.

Экскурсии, посещение музеев

Газеты, фотовыставки, доклады

8.

Памятные даты

Беседы:

  • Прорыв и снятие блокады;
  • День Победы.

Экскурсии: «Блокада Ленинграда».

Посещение музеев: Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда.

Газеты: «День Победы».

Доклады.

Методическое обеспечение образовательной программы.

Тема

Формы проведения занятий

Методы и приемы

Использованные материалы

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие

Беседа, инструктаж

Методы: словес-ные, наглядные

Приемы: объяснение, демонстрация иллюстраций, карт

карты города, иллюстрации (альбомы, открытки)

О обобщение, обсуждение

2.

Основа-ние города и его разви-тие

Беседы, экскурсии, посещение музеев, фотоэкспедиции, викторины, оформление газет, выставок

Методы: словес-ные, наглядные, частично-поисковые

Приемы: объяснение, демонстрация иллюстраций, карт

карты города, иллюстрации (альбомы, открытки, фотографии), энциклопедичес-кие справочники; литература по истории Санкт-Петербурга и путеводители; здания, улицы города, экспонаты музеев

О обобщение, обсуждение, Газеты, викторины, круглые столы, доклады

3.

Имена и легенды

Беседы, экскурсии, посещение музеев, фотоэкспедиции, викторины, оформление газет, выставок

Методы: словес-ные, наглядные, частично-поисковые

Приемы: объяснение, демонстрация иллюстраций, карт

карты города, иллюстрации (альбомы, открытки), энциклопедичес-кие справочники; литература по истории Санкт-Петербурга и путеводители; видеоматериалы, здания, улицы города, экспонаты музеев

Обобщение, обсуждение, Газеты, фотовыставки викторины, круглые столы, доклады

4.

История района

Беседы, экскурсии, посещение музеев, фотоэкспедиции, викторины, оформление газет, выставок

Методы: словес-ные, наглядные, частично-поисковые

Приемы: объяснение, демонстрация иллюстраций, карт

карты города, иллюстрации (альбомы, открытки, фотографии), энциклопедичес-кие справочники; литература по истории Санкт-Петербурга и путеводители; здания, улицы города, экспонаты музеев

Обобщение, обсуждение, Газеты, фотовыставки викторины, круглые столы, доклады

5.

Много-национальный Петер-бург

Беседы, экскурсии, посещение музеев, фотоэкспедиции, викторины, оформление газет, выставок

Методы: словес-ные, наглядные, частично-поисковые

Приемы: объяснение, демонстрация иллюстраций, карт

карты города, иллюстрации (альбомы, открытки, фотографии), энциклопедичес-кие справочники; литература по истории Санкт-Петербурга и путеводители; здания, улицы города, экспонаты музеев

Обобщение, обсуждение, Газеты, фотовыставки викторины, круглые столы, доклады

6.

Лесное. История и современность

Беседы, экскурсии, посещение музеев, фотоэкспедиции, викторины, оформление газет, выставок

Методы: словес-ные, наглядные, частично-поисковые

Приемы: объяснение, демонстрация иллюстраций, карт

карты города, иллюстрации (альбомы, открытки, фотография), энциклопедичес-кие справочники; литература по истории Санкт-Петербурга и путеводители; здания, улицы города, экспонаты музеев

Обобщение, обсуждение, Газеты, фотовыставки викторины, круглые столы, доклады

7.

Знаменитые петер-буржцы

Беседы, экскурсии, посещение музеев, фотоэкспедиции, викторины, оформление газет, выставок

Методы: словес-ные, наглядные, частично-поисковые

Приемы: объяснение, демонстрация иллюстраций, карт

карты города, иллюстрации (альбомы, открытки, фотографии), энциклопедичес-кие справочники; литература по истории Санкт-Петербурга и путеводители; здания, улицы города, экспонаты музеев

Обобщение, обсуждение, Газеты, фотовыставки викторины, круглые столы, доклады

8.

Памят-ные даты

Беседы, экскурсии, посещение музеев, фотоэкспедиции, викторины, оформление газет, выставок

Методы: словес-ные, наглядные, частично-поисковые

Приемы: объяснение, демонстрация иллюстраций, карт

карты города, иллюстрации (альбомы, открытки, фотографии), энциклопедичес-кие справочники; литература по истории Санкт-Петербурга и путеводители; здания, улицы города, экспонаты музеев

Обобщение, обсуждение, Газеты, фотовыставки викторины, круглые столы, доклады

Литература

Литература для педагога:

  1. Додон Л.Л. Изучение родного города. -  Л., 1970.
  2.  Елохина Т.И. Улицы Ленинграда. - Л., 1989.
  3. Ермолаева, Л. К., Искровская, Л.В., Штейн, Н.Г., Давыдова, С. А. Петербург – город – музей. Петербургская тетрадь. - СПб., 2007.
  4. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город. Петербургская тетрадь. -СПб. 1996.
  5. Канн П. Я. Прогулки по Петербургу.- СПб., 1994.
  6. Карты и схемы города.
  7.  Лопатин В., Лопатина Е. Малый толковый словарь. -  М., 1990.
  8. Павлова Н.Н. Голландский маршрут. Путеводитель с картой.- СПб., 2003.
  9. Каретникова Н., Павлова, Р., Смирнова А. Английский маршрут. Путеводитель с картой.- СПб., 2003.
  10. Лукьянец И. Итальянский маршрут Путеводитель с картой.- СПб., 2003.
  11. Павлова Н.Н. Французский маршрут. Путеводитель с картой.- СПб., 2003.
  12. Санкт-Петербург-Петроград-Ленинград: Энциклопедический справочник/ Под ред. Белова Л. - М., 1992
  13. Фонохрестоматия. Список музыкальных произведений и методические рекомендации по их использованию/ Л.К. Ермолаева, Лебедева И.М. - СПб., 1995.
  14. Чудесный город. Слайд-путешествие и учебное пособие. - СПб., 1995.

Литература для детей

  1. Георги И.Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопримечательностей в окрестностях оного, с планом. - СПб., 1996.
  2. Глезеров, С.Е. Исторические районы Санкт-Петербурга.- СПб., 2006.
  3. Глезеров С.Е. Лесной, Гражданка, Ручьи, Удельная… - М.-СПб., 2007.
  4. Глезеров С.Е. Петербург на север от Невы - М.., 2004.
  5. .Горбачевич К.С., Хабло Е П.. Почему так названы? -Л., 1975.
  6. Евсина Н.А. Русская архитектура в эпоху Екатерины II. - М., 1994.
  7. Каменский А.Б. Под сенью Екатерины… - СПб., 1992.
  8. Кундышева Э. О чем ты плачешь, Андрей Федорович? (повествование о Блаженной Ксении Петербургской). - СПб., 1993.
  9. Курбатов В.Я. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы. - СПб., 1993.
  10. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища. Конец 18 - начало 20 века. - Л., 1988.
  11. Пыляев М.И. Старый Петербург. - М., 1990.
  12. Россия 18 века глазами иностранцев. - Л., 1989.
  13. Санкт-Петербург. Альбом. - 2006.
  14.  Санкт-Петербург и античность. -  СПб., 1993.
  15. Столпянский П.Н. Петербург. - СПб., 1995.
  16. Чернобережская, Е.П. Санкт-Петербург. Справочник-путеводитель. - СПб., 2006.
  17.  Эйдельман Н.Я. Твой 18 век. Прекрасен наш союз. - М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Внеклассное мероприятие "Непобежденная Пальмира"

Мероприятие посвящено событиям ВОВ....

В Пальмире Севера прекрасной...

СЦЕНАРИЙ - РАЗРАБОТКА тематического классного часа @font-face {font-family:Calibri; panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:vari...