Внеклассное мероприятие "Непобежденная Пальмира"
методическая разработка по литературе (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Шешнёва Наталия Александровна

Мероприятие посвящено событиям ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzhestva.doc54 КБ
Office presentation icon urok_muzhestva.ppt1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества

«Непобеждённая Пальмира»

Выполнила

 Шешнёва Н.А.

учитель русского языка и

литературы

МОУ «СОШ №18»

Г. Балаково

2013 год


Пояснительная записка

Работа «Непобеждённая Пальмира» представлена в номинации «Методика организации и проведения «Уроков Мужества».

 Данный материал ориентирован на учащихся старшей возрастной группы. Автор работы обращается к ключевому событию Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда.

Работа рассказывает о жизни города в условиях 900-дневной блокады, содержит воспоминания очевидцев, дневниковые записи, лирические тексты О. Берггольц, Б.Окуджавы. Также автор обращается к интеллектуальному наследию северной столицы, созданному в годы блокады. На примерах ленинградцев расширяются представления детей о мужестве, взаимопомощи, любви к родине.

Форма проведения – устный журнал.

Цели и задачи: расширять и углублять знания учащихся по истории России; способствовать развитию чувства сопереживания людям, выстоявшим в тяжёлые годы войны;

развивать у учащихся чувство патриотизма.

Данный материал может быть использован на уроках истории в разделе «Великая Отечественная война 1941 – 1945гг.», а также в работе драматического кружка при подготовке литературно-музыкальных композиций.

Результатом работы, проводимой участниками данного мероприятия, предполагается создание календаря «Памятные даты в истории России».

Приложение содержит фотографии блокадного Ленинграда, аудиозаписи музыкальных произведений.


Оборудование: стенд с иллюстрациями блокадного Ленинграда; аудиозапись «Седьмой симфонии» (фрагмент) Д.Шостаковича; весы и кусочек ржаного хлеба.

Звучит «Вечерняя песня» в исполнении Марка Бернеса.

Учитель. История Петербурга не уходит корнями в древность, её можно охватить в памяти целиком, хотя и она богата эпохальными событиями. Неизбежное погружение в исторические размышления при созерцании красоты города приподнимает над суетной повседневностью, наполняет душу обилием возвышенных впечатлений и раздумий.

Во многих городах нашей страны есть памятники героям и жертвам Великой Отечественной войны. Они разные: от скромных фанерных пирамидок со звездой до грандиозных монументов. Мирными ночами они ведут между собой молчаливую перекличку скорби, памяти и славы.

Мемориальное Пискаревское кладбище… Тяжелым испытанием, выпавшим на долю Ленинграда, стала 900-дневная блокада города. Девятьсот дней героизма, равного которому не знает мировая история. Этому событию и посвящен наш классный час.

Первый ученик: В сентябре 1941 года фашисты прорвались к Ленинграду. Они попытались захватить город с налёту, но были отбиты. Тогда враги окружили город плотным кольцом. Фашисты ежедневно бомбили Ленинград с воздуха, обстреливали из тяжелых орудий. Враг отрезал Ленинград от всей страны. Почти совсем прекратился подвоз продовольствия, а главные запасы города были уничтожены вражеской авиацией. В домах не было электричества, вышло из строя паровое отопление. Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днём.

Второй ученик: Постепенно сокращались нормы выдачи хлеба. С 20.11 по 25.12.1941г. они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие получали лишь 250 грамм суррогатного хлеба, а служащие и иждивенцы всего 125 грамм в день. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей и клея.

Из дневника ленинградского юноши Владимира Мантула:

 «4 января 1942 года. Прошел новый год. Встречали его с чашечкой чая и кусочком хлеба… Кончаются дрова… Взять неоткуда. А впереди ещё весь январь и февраль. Ещё два месяца мерзнуть!

13 января 1942 года. Вот уже месяц, как большинство населения не видит круп и жиров. Это очень сказывается на психике людей. Всюду, куда ни приглянешься, безумные взгляды на провизию… Сам же город приобрёл какую-то неестественную пустынность, омертвелость. Позади 4-месячная блокада. Это поистине нужно быть железным…»

Третий ученик: Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания. Зимой 1941 – 1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощённые голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы находились в не отапливаемых комнатах с окнами, заделанными картоном, так как стёкла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лёд, брать воду в  быстро замерзающих прорубях, потом под обстрелом доставлять её домой. (Демонстрируются фотографии блокадного Ленинграда)

Четвертый ученик: Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу ленинградцам приходилось ходить по занесённым снегом улицам. Основной «транспорт» жителей города – детские санки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидонах и кастрюлях, тяжело больных и умерших.

Чтец.

А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы, тишина…

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

Одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных…

Так с декабря кочуют горожане

За много верст, в густой туманной мгле,

В глуши слепых, обледеневших зданий

Отыскивая угол потеплей. ( О.Берггольц)

Пятый ученик: Ленинград был связан со страной единственной дорогой, которая шла по льду Ладожского озера. «Дорогой жизни» называли её ленинградцы. Дорогу обстреливали фашистские орудия, бомбили самолёты, но сотни машин каждый день шли в Ленинград. Они везли в осажденный город продовольствие, боеприпасы, а оттуда ежедневно увозили больных, истощённых людей, прежде всего детей. Ленинграду помогала вся страна. Отрезанный, блокированный город знал, что к нему устремлены внимание, любовь, вера, поддержка.

Шестой ученик: Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях многие ленинградские дети учились. Писатель А.Фадеев сказал: « И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились». Опасен и тяжёл был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы.

Первый ученик: В бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзала вода. Стоявшая в центре класса «буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто, с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из рук. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия.

Второй ученик: Многие из нас ведём дневники, куда записываем самое сокровенное. Такие дневники были и у наших сверстников в блокадном Ленинграде. Вот странички из дневника, который вела школьница Таня Савичева:

«Женя умерла 28.12. в 12.30ч. утра 1941г.»

«Бабушка умерла 25.01 в 3.00ч. 1942г.»

«Лешка умер 17.03 в 5.00ч. 1942г.»

«Дядя Вася умер 13.04 в 2.00ч. 1942г.»

«Мама, 13.05 в 7.30ч. 1942г.»

«Умерли все»

«Осталась одна Таня».

После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда её вывезли на «Большую землю». За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.

У горящей свечи портрет Тани Савичевой. Тихо звучит музыка.

Третий ученик: Люди умирали, но не сдавались. Они гибли от бомбежек и артобстрелов, от холода и голода. Но город на Неве жил. Есть знаменитое изречение «Когда говорят пушки, музы молчат». Так вот история блокадного Ленинграда опровергает эту расхожую истину. Деятели культуры были рядом и стремились, во что бы то ни стало поддержать своих сограждан, вселить в них веру в день завтрашний. Искусство жило, сияло, дарило людям надежду, помогая им жить и бороться.

Тихо звучит «Седьмая симфония» Д.Шостаковича.

Четвёртый ученик: 9 августа 1942 года. Этот день навсегда останется в истории нашей и всей мировой культуры. В Большом зале филармонии осаждённого города впервые прозвучала Седьмая – «Ленинградская» - симфония Дмитрия Шостаковича.. По партитуре в оркестре должно было быть 79 музыкантов, но в условиях блокады многие оркестранты погибли, а многие из тех, кто выжил, находились в ужасном дистрофическом состоянии. «Не хватало сил, не хватало дыхания, особенно духовым – диафрагме не на что было опереться», - вспоминал Шостакович. Некоторые едва могли поднять инструменты. Казалось, исполнить симфонию невозможно. (Демонстрируются фотографии)

Пятый ученик: И несмотря на это: «Как оживились люди, когда мы стали вытаскивать их из темных квартир, - вспоминал потом художественный руководитель радиовещания Яков Бабушкин. – Это было трогательное до слёз зрелище, когда они извлекли свои концертные фраки, скрипки, виолончели, флейты, и здесь, под обледеневшими сводами Радиокомитета, начались репетиции».  

Первая репетиция продолжалась всего 20 минут. Никто из музыкантов физически не мог выдержать больше. Дирижёра привезли на санках, он едва держался на ногах, не все из приехавших на репетицию смогли подняться по лестнице.

Шестой ученик: Утром в день концерта артиллеристы нанесли мощные удары по фашистским дальнобойным орудиям, и в день премьеры центр города не услышал ни одного разорвавшегося снаряда. За дирижерский пульт встал  Карл Элиасберг – он был во фраке, в самом настоящем, как и полагается дирижёру, и фрак висел на нём, как на вешалке, - так он исхудал за зиму.

Мгновение полной тишины – и вот началась музыка. (Музыка звучит громче)

Из воспоминаний О. Берггольц: «Первые звуки «Седьмой симфонии» чисты и образны. Их слушаешь жадно и удивлённо – так вот мы когда-то жили, до войны, как мы счастливы-то были, как свободны. Но внезапно и очень тихо раздаётся сухое потрескивание, сухая дробь барабанов. Начинают перекликаться инструменты оркестра. Война. Барабаны уже гремят так неистово, что трудно дышать. Это враг на подступах к Ленинграду. Он грозит гибелью. Товарищи, это о нас, это о сентябрьских днях Ленинграда. В 4-й части тема войны п6ереходит в тему грядущей победы и немыслимой силы достигает торжественное, грозное ликование музыки. Об этом свидетельствует Ленинградская симфония, созданная в нашем осаждённом, голодающем, лишённым света и тепла, сражающемся городе». Так мир, слушая музыку, узнал, что город на Неве жив.

Первый ученик: В годы блокады 1941-1943 годов в осажденном фашистами Ленинграде находилась Ольга Берггольц.

Из дневника поэтессы: «То, что мы останемся в Ленинграде, как бы тяжело ни сложилась его судьба, - это мы решили твёрдо с первых дней войны. Я должна была встретить испытание лицом к лицу. Я поняла: наступило моё время, когда я смогу отдать Родине всё – свой труд, свою поэзию. Ведь жили же мы для чего-то все предшествующие годы».

Второй ученик: В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер, и Ольга Федоровна осталась в городе. О. Берггольц почти ежедневно выступала по радио, обращаясь к жителям осажденного города. Её негромкий певучий голос, в котором слились боль, страдание и героизм защитников Ленинграда, говорил правду о городе, ничего не сглаживая, не украшая. И вся страна знала, что Ленинград и в кольце блокады продолжает жить и бороться.

Третий ученик: О. Берггольц не только выступала по радио, часто вместе с бригадой артистов она выбиралась на фронт, который проходил совсем рядом с городом, читала свои стихи бойцам, защищавшим город.

Чтец: Здесь шумел когда-то детский лагерь

На весёлых ситцевых полях…

Всю в ромашках, в пионерских флагах,

Как тебя любила я, земля!

Это фронт сегодня. Сотня метров

До того, кто смерть готовит мне.

Но сегодня тихо. Даже ветра

Нет совсем. Легко звучать струне.

Знаю, смерти нет: не подкрадётся,

Не задушит медленно она, -

Просто жизнь сверкнёт и оборвётся,

Точно песней полная струна.

Как сегодня тихо здесь, на фронте.

Вот среди развалин, над трубой,

Узкий месяц встал на горизонте,

Деревенский месяц молодой.

И звенит, звенит струна в тумане,

О великой радости моля…

Всю в крови, в тяжёлых, ржавых ранах,

Я люблю, люблю тебя, земля! .

Четвёртый ученик: Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Ленинград – её город, её любовь. Она – его муза, его поэтесса.

Чтец: Здесь лежат ленинградцы,

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы…

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции,

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем:

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт, и ничто не забыто!

Пятый ученик: Эти строки О. Берггольц высечены на гранитном монументе Пискарёвского кладбища. Огромны они, братские могилы. И много их. Полмиллиона ленинградцев покоится здесь! Бесконечны гранитные плиты с высеченными датами: «1941», «1942». Горит вечный огонь.

Учитель: Начиная войну с СССР, Гитлер намеревался сровнять с землёй и Москву, и Ленинград. Уничтожить город на Неве с помощью военной силы не удалось. Горожане все, от мала до велика, выстояли в эти тяжёлые дни. Своим трудом, мужеством и стойкостью они приближали победу. И выстояли, и ПОБЕДИЛИ!!! Весь мир был потрясён мужеством ленинградцев. 27 января город переживал невиданное торжество: над Невой взметнулись цветные фонтаны праздничного салюта. Сердца переполняла великая радость.

Чтец: Пока ещё звёзды последние не отгорели,

Вы встаньте, вы встаньте с постели, сойдите к дворам,

Туда, где – дрова, где пестреют мазки акварели…

И звонкая скрипка Растрелли послышится вам.

Неправда, неправда,

Всё – враки, что будто бы старят

Страданья и годы! Едва вы очутись тут,

Как в колокола купола золотые ударят,

Колонны горластые трубы свои задерут.

Весёлую полночь любви – да на утро надейся…

Когда ни грехов и не горестей не отмолить,

Качаясь, игла опрокинется с Адмиралтейства

И в сердце ударит, чтоб старую кровь отворить.

О, вовсе не ради парада, не ради награды,

А просто для нас, выходящих с зарёй из ворот,

Гремят барабаны гранита, кларнеты ограды,

Свистят менуэты… И улица Росси поёт.     (Б.Окуджава)

(Симфония звучит громче и громче).


 Литература

  1. Берггольц О. Стихотворения и поэмы. Л.: Художественная литература, 1989, т.2.
  2. Волков С. История культуры Санкт-Петербурга. С.-Петербург, 2001г.
  3. Гинзбург Л. Записки блокадного человека. Литература в школе, 1997, №5
  4. Ленинград спасла музыка. Искусство, 2001г, № 5.
  5. Лицом к Победе. Сборник стихотворений. М.: Современник, 1985г.
  6. Кузнецова М. Литературные вечера. М.: Вако, 2006г.
  7. Они выстояли. Литература в школе, 1999г, №6
  8. Памятники В.О.В. в Санкт-Петербурге. Литература в школе, 1999, № 2.
  9. Память. Блокада Ленинграда 1941 – 1945гг. М.: Московский рабочий, 1986г.
  10. Побединская Л. Ради жизни на земле. М.: Сфера, 2003г.
  11. Шостакович Д. Искусство, 2001г., №5.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок мужества «Непобеждённая Пальмира» Выполнила учитель русского языка и литературы Шешнёва Н. А.. МОУ «СОШ №18»г. Балаково.

Слайд 2

Цель: расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны. Задачи: способствовать патриотическому воспитанию учащихся; вызвать чувство законной гордости за свою страну; воспитывать чувство долга и ответственности.

Слайд 3

Ленинградский дневник

Слайд 6

Таня Савичева Странички из дневника школьницы: «Женя умерла 28.12. в 12.30ч. Утра 1941г.» «Бабушка умерла 25.01 в 3.00ч. 1942г.» «Лешка умер 17.03 в 5.00ч. 1942г.» «Дядя Вася умер 13.04 в 2.00ч. 1942г.» «Мама, 13.05 в 7.30ч. 1942г.» «Умерли все» «Осталась одна Таня».

Слайд 7

Музы не молчали

Слайд 8

Д.Д. Шостакович (1906-1975) «Седьмая симфония» Д. Шостаковича – это выражение растущей и неизбежной победы советского народа над гитлеровской Германией, симфония всепобеждающего мужества, симфония торжествующей правды советского народа над всеми реакционными силами мира». Е. Ярославский

Слайд 9

Симфония всепобеждающего мужества «Первые звуки «Седьмой симфонии» чисты и образны. Но внезапно и очень тихо раздаётся сухое потрескивание, сухая дробь барабанов. Начинают перекликаться инструменты оркестра. Война. Барабаны уже гремят так неистово, что трудно дышать. Это враг на подступах к Ленинграду. Он грозит гибелью. Товарищи, это о нас, это о сентябрьских днях Ленинграда. В 4-й части тема войны переходит в тему грядущей победы и немыслимой силы достигает торжественное, грозное ликование музыки». О. Берггольц.

Слайд 10

А.А. Ахматова (1889-1966) Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, - Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.

Слайд 11

О.Ф. Берггольц (1910-1975) Из дневника поэтессы: «То, что мы останемся в Ленинграде, как бы тяжело ни сложилась его судьба, - это мы решили твёрдо с первых дней войны. Я должна была встретить испытание лицом к лицу. Я поняла: наступило моё время, когда я смогу отдать Родине всё – свой труд, свою поэзию. Ведь жили же мы для чего-то все предшествующие годы ».

Слайд 12

Никто не забыт, и ничто не забыто!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

Программа кружка "Северная Пальмира"

Программа «Северная Пальмира» предназначена для организации работы краеведческого кружка и имеет туристско-краеведческую направленность....

В Пальмире Севера прекрасной...

СЦЕНАРИЙ - РАЗРАБОТКА тематического классного часа @font-face {font-family:Calibri; panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:vari...