Этнокультурная компетентность: структура и особенности формирования
статья на тему

Гудожникова Ольга Михайловна

Статья содержит обоснования формирования, структуру и фукции этнокультурной компетенции, формируемой посредством декоративно-прикладного творчества в системе дополнительного образования детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этнокультурная компетентность. Структура и особенности формирования

Гудожникова О.М., зав. отделом проектной деятельности и конкурсного движения  МБОУ ДОД ЦДОД  города Тамбова, координатор региональной инновационной площадки по проблеме «Формирование этнокультурных компетенций обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества в условиях ФГОС»  

В настоящее время в условиях развития инновационной экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образования. В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.

Целостность и будущность России во многом связана с ее полиэтничностью. Здесь проживают более 150 национальностей, которые принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, исповедуют разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у детей этнокультурной компетентности, которая предполагает только объективную информацию о другом народе. Перед педагогической теорией и практикой стоит проблема формирования личности в условиях неоднородности этнической среды, для успешной жизнедеятельности в которой необходимо формирование у подрастающего поколения необходимого  набора компетенций.

Деятельность нашего учреждения в процессе достижения цели и раскрытию задач региональной инновационной площадки  по проблеме «Формирование этнокультурных компетенций обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества в условиях ФГОС»  основывается  на внедрении в практику  работы УДОД компетентностного подхода.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности в рамках разработки данной проблемы становится формирование  этнокультурных компетенций, такой процесс предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры.

В целом под этнокультурными компетенциями мы понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.      

Известно, что каждый регион России рассматривается как уникальная социальная сфера, интегрирующая неповторимые особенности национально-демографического, культурно-исторического, духовно-нравственного и педагогического характера.

Декоративно - прикладного творчество как средство в раскрытии проблемы инновационной площадки  было выбрано с понимаем того неоспоримого факта, что одной из областей, расширяющих границы восприятия окружающего мира, является образцы декоративно-прикладного искусства, ручного художественного ремесла, творения мастеров и художников. Именно народное искусство, как форма этнического сознания, отражает особенности стиля и изобразительных средств, присущих той или иной этнокультуре. Народное искусство выражает «дух» народа, его характер и психологию, эстетические и национальные ценности. Художественное своеобразие произведений народного творчества определяется их связью с исторически сложившимися традициями, которые и служат прочной основой для формирования этнокультурных компетенций. Произведения народного творчества являются визитной карточкой этнокультурных групп.

Знание сложившейся, веками традиции было обязательной основой для каждого художника, поскольку овладеть искусством нельзя было, не освоив глубин накопленного народом творческого и технологического опыта. Вспомним, что в крестьянской общине признавалось необходимым, чтобы ребенок попробовал себя во всех ремеслах, поучаствовал во всех этапах трудового процесса. Крестьянская бытовая среда позволяла еще с детства выявить склонности и способности ребенка.

Педагогический коллектив Центра работая по проблеме инновационной площадки пришел к выводу о необходимости  внедрения в образовательный процесс лучшие традиции этнопедагогики, где  явно обозначен принцип полихудожественности, предполагающий освоение и участие ребенка в различных видах творческой деятельности и обучения многим видам промыслов. Разработана и апробируется  комплексная образовательная программа  «Тамбовские ремесла», реализуется проект «Проектирование индивидуальной образовательной траектории как технологии саморазвития и самореализации обучающихся» и инновационный проект «Живые уроки истории».

В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности у школьников выступают обучение, воспитание, деятельность и общение.

Для того, чтобы обладать этнокультурными компетенциями надо 1 – желать; 2 – признавать, принимать, знать, понимать; 3 – уметь действовать. 

Структура этнокультурной компетенции

В общем виде структура этнокультурной компетенции включает в себя следующие логически связанные компоненты:

1) когнитивный компонент или понятийная основа (знания и представления об этнических общностях (своей и чужих), их истории, культуре, образе жизни, национально-психологических особенностях этнофоров; признание культурных различий;

2) поведенческий компонент владение этноспецифическими умениями (петь, танцевать, придерживаться обычаев, традиций, выполнять обряды, владеть традиционным ремеслом и т.д.);

3) аффективный компонент или эмоционально-ценностная основа (позитивное отношение личности к полиэтнической среде, испытывать чувство восторга, эстетического наслаждения при «общении» с произведениями искусства разных народов, умение сочувствовать.

Методы формирования этнокультурных компетенций

1. Кросскультурный (сравнительно-исторический) метод, представляющий собой параллельное изучение этнокультур и позволяющий путём сравнения выявлять общее и особенное в развитии стран и культур народов мира, причины этих сходств и различий.

2. Методы, направленные на эмоциональное восприятие, побуждающие к переживанию и формированию жизненных ценностей, активизирующие аффективно-эмоциональную сферу личности.

  • Метод эмпатии
  • Метод контраста
  • Метод рефлексии

3. Метод проектов, предполагающий организацию исследовательской деятельности учащихся, направленной на сбор, изучение, анализ и использование в учебной и внеучебной деятельности материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов, проживающих в мире, России, крае, населённом пункте.

4. Методов моделирования и реконструкции. Например, воспроизведение в условиях урока различных сторон быта, обычаев моделирование отдельных сторон жизни, технологий производства.

5. Немаловажное значение имеет метод наглядности (обилие наглядного материала), делающий упор на средства и приемы передачи готовых знаний, воздействующих на различные органы чувств. Причем предпочтение отдается «активной демонстрации», когда учащимся предоставляется возможность самим изучать предметы, процессы, явления. Если демонстрация натуральных объектов затруднена, прибегают к их искусственным заменителям - моделям.

6. Наиболее эффективными методами формирования этнокультурной компетентности учащихся являются так называемые активные методы обучения и воспитания. Использование активных методов обучения и воспитания в процессе формирования этнокультурной компетентности учащихся содействует тому, чтобы ребенок занял активную личностную позицию и в полной мере мог проявить себя как субъект учебно-познавательной деятельности. Учащиеся непосредственно в процессе усвоения знаний и выработке умений обмениваются результатами познавательной деятельности этноориентированной направленности, обсуждают их, дискутируют.

Принципы этнокультурных компетенций

При формировании этнокультурной компетенции мы определили ряд принципов.

  • достоверность - сведения (этнокультурной направленности) предлагаемые учащимся, должны быть основаны на научных фактах, достоверных исследованиях;
  • доступность - научная информация должна быть адаптирована к восприятию детьми определенного возраста и иметь четкую логику изложения;
  • занимательность - включение в познавательный материал образных ярких примеров, сведений, фактов из образа жизни, культуры, истории этносов, вызывающих у учащихся эмоциональный отклик и интерес, удовлетворяя тем самым когнитивную потребность в познании себя и окружающего мира;
  • «эгоцентричность» - информация должна затрагивать интересы учащегося, быть значимой для него, удовлетворять его потребности в этнокультурной сфере, способствовать его саморазвитию, самосознанию и самосовершенствованию;
  • вариативность - преподносимая информация должна допускать вариативность точек зрения, основанных на объективности, аргументах, доказательности, включать антистереотипные элементы;
  • полихудожественности, предполагающий освоение и участие ребенка в различных видах творческой деятельности и обучения многим видам промыслов;
  • комплексность - познавательный материал представляется разными средствами (вербальными – рассказ, объяснение, беседа; наглядными – иллюстрации, демонстрации; практическими – опыты, показ способа действия, организация наблюдения и исследовательская деятельность), в результате чего учащиеся могут получить информацию на визуальном, слуховом, тактильном и мышечном уровнях восприятия;
  • важнейшим также является принцип преемственности и последовательности изучения культур. Важно понять, что учащиеся не могут полно познать все множество этнических культур России и мира. Прежде всего, дети должны очень хорошо знать культуру своего народа, региона.

Критерии эффективности формирования этнокультурных компетенций

В самой общей форме критерии эффективности этнокультурной компетентности могут быть выражены:

а) знания и представления о географии, природных условиях, истории, выдающихся деятелей, обычаях, традициях, фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, основных хозяйственных занятиях людей и традиционных ремеслах в прошлом и настоящем, устройстве быта, религиозно-мифологических представлениях, народных играх, нормах и ценностях как собственной, так и другой этнической общности; представления об антропологическом типе этнофоров, их национальной одежде и аксессуарах и др.;

б) понимание (принятие) культурных универсалий и культурной специфики традиций и обычаев этносов;

в) умения правильно интерпретировать культурно обусловленное поведение этнофоров, налаживать с ними конструктивный диалог, разрешать конфликты и разногласия мирным путем, а также этноспецифические умения (в нашем случае владеть технологией изготовления предметов  декоративно-прикладного творчества).

Итак, правомерно сделать вывод о том, что процесс формирования этнокультурной компетентности должен быть живым, личностно значимым для учащихся.

В заключении необходимо отметить, что на данном этапе работы мы дорабатываем информационно-методическое сопровождение и пакета диагностик сформированности этнокультурных компетенций, налаживаем социальное партнерство и сетевое взаимодействие  с учреждениями культуры, СПО и ВПО города. Приоритетным направлением для себя считаем  расширение программного обеспечения по направлению,  повышение эффективности образовательного процесса и охвата числа обучающихся, формирование и развитие системы непрерывного образования, отработка механизма сетевого взаимодействия,  привлечение некоммерческий и коммерческих структур в реализацию  данного направления. Работа над проблемой продолжается, надеемся, она будет продуктивной, приглашаем Вас к сотрудничеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО

Статья рассматривает вопросы формирования толерантности в системе СПО....

Формирование этнокультурной компетентности на уроках истории и во внеурочное время

Опыт работы учителя истории и обществознания по формированию этнокультурной компетентности на уроках истории и во внеурочное время....

Формирование этнокультурной компетентности обучающихся на уроках музыки

Панорама инновационного опыта Формирование этнокультурной компетентности обучающихся на уроках музыки Межнациональные отношения и, особенно, конфликты на этнической почве, сегодня серьезно в...

статья "Формирование этнокультурной компетентности учащихся на уроках технологии, ИЗО"

Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности у ...

Формирование этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста...

Использование краеведческого материала в формировании этнокультурной компетентности обучающихся

Статья посвящена рассмотрению вопроса использования краеведческого материала в  формировании этнокультурной компетентности обучающихся.  Значимость проблемы исследования обусловлена тем, что...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

В данной статье поясняется актуальность формирования экологически-компетентных студентов и обращения к поиску эффективных инновационных технологий организации экологизированного учебно-воспитательного...