Рабочая программа по курсу "Цветочный дизайн"
рабочая программа на тему

Кузьменкова Ирина Николаевна

Программа кружка «Цветочный дизайн» рассчитана на один учебный год, на учащихся 11-16 лет. Годовое количество часов – 70: 1 раз в неделю по 2 часа занятий. Программой предусмотрены 16 практических  занятий. Рекомендуемый минимальный состав группы 15 человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_zelenyy_dizayn.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Цветы окружают нас повсюду. Общение с цветами пробуждает в людях чувство любви к прекрасному, к природе, поэтому не только взрослые занимаются выращиванием цветов, а так же дети.

Работая с комнатными растениями, учащиеся знакомятся с биологическими особенностями представителей растений, усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадке и размножению их, размещению их в интерьере и на участке. Эти приемы могут оказаться полезными в повседневной жизни, а возможно и будущей профессии, например «Дизайнер интерьера помещений», «Ландшафтный дизайнер».

Если школьник начинает увлекаться выращиванием комнатных растений и растений открытого грунта, то у него обязательно появляется стремление узнать о них как можно больше. Задача учителя – поддержать любознательность ученика, подсказать, где можно почитать что-либо в дополнительной литературе. Развиваются умения работать со специальной, дополнительной литературой. Это способствует формированию у учащихся потребности в приобретении новых знаний и способности их получения путем самообразования.

Комнатные растения и растения открытого грунта могут сыграть определенную роль и в эстетическом воспитании учащихся. Внося растения в помещение, человек стремится украсить свой дом, сделать его более уютными, а так же украсить территорию около дома. Растения в школе выполняют те же функции.

Развитию интересов, познавательной деятельности, самостоятельности способствуют и индивидуальные задания для учащихся, которые учитель дает каждому участнику кружка. Ученик может проявить себя в какой либо работе, например посадка растений для оформления школы, проведение вечера «Путешествие с комнатными растениями», выступить с сообщением, рефератом, подготовить презентацию по какой-либо теме кружка.

Многообразен мир растений открытого грунта. Люди выращивают цветочно-декоративные растения, создают из них сады, украшают жилища, выводят новые сорта культур. Участники кружка знакомятся с группами цветочно-декоративных растений, биологическими особенностями групп, условиями их выращивания, конкретными представителями. Это помогает правильно разместить растения на клумбах, их оформить. Это развивает эстетические чувства. Учащиеся изучают приемы ухода за растениями, размножают их. Многих из учащихся может увлечь одна из трудовых, но интересных задач – вернуть природе редкие, исчезающие виды растений. Школьники, получив знания на кружковых занятиях могут принять участие в озеленении улиц поселка, своего двора, создании сквера.

Зеленые насаждения помимо эстетической роли имеют большое значение в оздоровлении окружающей среды (очищают воздух). Учащиеся знакомятся с профессиями цветовода-декоратора, ландшафтного дизайнера и др.

Данные кружковые занятия помогают учащимся развивать наблюдательность, интерес к биологии, закреплять полученные теоретические знания практическими действиями, развивать навыки работы по уходу за цветочно-декоративными растениями.

Программа кружка имеет практическую направленность, т.е. под руководством учителя целью ставится озеленение помещений школы и пришкольной территории.

Программа кружка «Цветочный дизайн» рассчитана на один учебный год, на учащихся 11-16 лет. Годовое количество часов – 70: 1 раз в неделю по 2 часа занятий. Программой предусмотрены 16 практических  занятий. Рекомендуемый минимальный состав группы 15 человек.

Цели и задачи программы.

Цели:

  1. Образовательные – освоение знаний о комнатных растениях и растениях открытого грунта. Классификация растений, характеристика основных групп растений, биологических особенности представителей, уход за растениями, размещение растений в интерьере помещения и на пришкольных участках.

  1. Воспитательные – продолжить работу по формированию экологического воспитания и природоохранного воспитания, трудовое воспитание в процессе самостоятельной работы учащихся с книгой, при составлении сообщений, практических работ; осуществление эстетического воспитания при раскрытии вопросов, касающихся расположения растений комнатных и открытого грунта в помещениях и на участках. Воспитывать способности к творчеству и самореализации личности ребенка через создание им вариантов оформления интерьера помещения и клумбы. Воспитывать следовать правилам безопасности труда и личной гигиены при работе.

  1. Развивающие – продолжить умение работать с дополнительной литературой, развивать навыки выращивания и ухода за комнатными растениями и растениями открытого грунта, правильно их размещать; озеленять помещения школы и пришкольную территорию. Продолжить овладение умениями применять знания и умения на практике.

Задачи.

1. Формирование дополнительных знаний о комнатных растениях и растениях открытого грунта.

2. Формирование познавательного интереса,  при сборе дополнительной информации о растениях.

3. Приобретение практических умений и навыков в работе с комнатными растениями и растениями открытого грунта.

4. Воспитание бережного отношения к природе, экологическое воспитание.

5. Развитие эстетического вкуса, умения ценить красоту в окружающем мире.

6. Развитие познавательного интереса у обучающихся.

7. Развитие умения работать с дополнительными источниками информации.

8. Формирование умений планировать свою работу, приемам самостоятельной работы.

9. Создавать свои варианты размещения комнатных растений в интерьере и оформления клумбы на участке.

Принципы, лежащие в основе программы:

  1. Доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся).
  2. Наглядность (иллюстративность)
  3. Демократичность и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей).
  4. Научность(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
  5. «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы ученик применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ.

Учебно-тематический план кружкового объединения «Цветочный дизайн».

№ темы

Название темы программы

Количество часов

В том числе

Практические работы

Введение

1

1.

Классификация комнатных растений. Размещение их в помещениях. Влияние света, температуры, влажности на растения. Пересадка комнатных растений.

7

2.

Виды цветочной земли. Подкормка комнатных растений.

5

2

3.

Вредители и болезни комнатных растений. Борьба с ними.

3

2

4.

Прищипка и подвязка комнатных растений.

1

5.

Расстановка (размещение) растений в комнате. Дизайн интерьера.

2

1

6.

Уход за комнатными растениями в течение года.

2

7.

Размножение комнатных растений.

2

1

8.

Характеристика групп комнатных растений. Уход за комнатными растениями различных групп.

9

4

9.

Календарь основных работ по комнатному цветоводству.

1

10.

Отчеты членов кружка о выполнении индивидуальных заданий по комнатному цветоводству.

1

11.

Общие сведения о цветочно-декоративных растениях открытого грунта. Условия их выращивания.

1

12.

Инвентарь и оборудование.

1

13.

Обработка почвы на участке с цветочно-декоративными растениями.

3

14.

Простейшие сооружения защищенного грунта.

1

15.

Размножение цветочно-декоративных растений открытого грунта.

2

16.

Сорняки, вредители и болезни растений открытого грунта (цветочно-декоративных).

3

17.

Классификация цветочно-декоративных растений открытого грунта. Биологические особенности групп растений открытого грунта, приемы их выращивания.

13

18.

Приемы цветочного оформления. Проектирование и разбивка цветников. Размещение растений.

4

19.

Календарь работ на участке с цветочно-декоративными растениями по временам года.

2

20.

Уход за многолетниками весной. Подготовка почвы на клумбах. Посев и посадка цветочных растений около школы.

6

6

Итого:

70

16

Содержание программы.

Введение – 1 час.

Вводный инструктаж по безопасности труда учащихся

Знакомство с целями, задачами кружка. Обсуждение плана работы на год. Инвентарь для работы с комнатными растениям и растениями открытого грунта. Знакомство с индивидуальными и групповыми заданиями для членов кружка.

Тема 1. Классификация комнатных растений. Размещение растений  в помещениях. Влияние света, температуры, влажности на растения. Пересадка комнатных  растений. – 7 часов.

Классификация комнатных растений. Биологические особенности красиво цветущих и декоративно-плодовых растений; декоративно-лиственных растений; луковичных; споровых, суккулентов. Приобретение растений человеком. Размещение растений в помещениях по отношению их к температуре. Холодостойкие, теплолюбивые растения. Примеры представителей. Влияние света на растения. Светолюбивые, теневыносливые представители. Влияние влажности на растения. Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Мероприятия, направленные на исправление вреда, нанесенного недостатком и чрезмерной поливкой растений. Опрыскивание и мытье растений. Перевалка и пересадка комнатных растений.

Тема 2. Виды цветочной земли. Подкормка комнатных растений. – 5 часов.

Виды цветочной земли. Составление земляных смесей для растений. Подкормка растений. Техника посадки растений без земли. Определение недостатка элементов питания по внешним признакам растений.

Практические работы:

  1. Составление земляных смесей для растений.
  2. Осмотр растений класса, школы. Определение недостатка элементов питания по внешним признакам растений.

Тема 3. Вредители и болезни комнатных растений. Борьба с ними – 3 часа.

Вредители комнатных растений. Определение вредителя комнатных растений по определителю. Меры борьбы с вредителями комнатных растений, борьба с ними. Болезни комнатных растений, борьба с ними.  Признаки болезней комнатных растений. Приготовление настоев из трав и обработка ими растений для борьбы с болезнями и вредителями.

Практические работы:

  1. Определение вредителя комнатных растений по определителю.
  2. Профилактический осмотр комнатных растений класса, школы и обработка растений настоями из трав для борьбы с вредителями и болезнями.

Тема 4. Прищипка и подвязка комнатных растений – 1 час.

Значение прищипки комнатных растений. Техника выполнения прищипки. Назначение подвязки. Техника выполнения подвязки. Инвентарь, необходимый для прищипки и подвязки.

Тема 5. Расстановка (размещение) растений в комнате. Дизайн интерьера – 2 часа.

Расстановка растений в помещении. Дизайн интерьера. Настенное и напольное расположение растений в помещении. Ампельные, кустовые, вьющиеся растения.

Практическая работа

«Оформление интерьера школы растениями».

Тема 6. Уход за комнатными растениями в течение года – 2 часа.

Мероприятия по уходу за комнатными растениями в весенне-летний, осенне-зимний периоды.

Тема 7. Размножение комнатных растений – 2 часа.

Размножение комнатных растений стеблевыми черенками, листьями, отпрысками, корневищами, луковицами.

Практическая работа.

Отбор материала для размножения растений вегетативным способом.

Тема 8. Характеристика групп комнатных растений. Уход за комнатными растениями различных групп. – 9 часов.

Характеристика представителей луковичных, декоративно-лиственных; красиво цветущих, плодовых, споровых растений, суккулентов, водных растений. Уход за ними. Посадка.

Практические работы:

  1. Посадка луковичных растений.
  2. Посадка суккулентов.
  3. Посадка красиво цветущих и декоративно-плодовых комнатных растений.
  4. Посадка декоративно-лиственных растений.

Тема 9. Календарь основных работ по комнатному цветоводству. – 1 час.

Календарь основных работ по комнатному цветоводству.

Тема 10. Отчеты членов кружка о выполнении индивидуальных заданий по комнатному цветоводству. – 1 час.

Отчеты членов кружка: выступления с рефератами, разработки темы «Путешествие с комнатными растениями» (как сценария для выступления перед 5- и 6-классниками). Презентации по различным темам комнатного цветоводства. Демонстрация комнатного растения, выращенного членом кружка, дома для школы.

Тема 11. Общие сведения о цветочно-декоративных растениях открытого грунта. Условия их выращивания. – 1 час.

Классификация растений открытого грунта. Характеристика групп растений. Биологические особенности представителей. Условия их выращивания.

Тема 12. Инвентарь и оборудование. – 1 час.

Инвентарь и оборудование при работе с растениями открытого грунта. Техника безопасности и гигиена труда при работе с растениями открытого грунта

Тема 13. Обработка почвы на участке с цветочно-декоративными растениями. – 3 часа.

Обработка почвы на участке с цветочно-декоративными растениями. Удобрения для цветочно-декоративных растений. Виды садовых земель. Подготовка почвы на клумбах.

Тема 14. Простейшие сооружения защищенного грунта. – 1 час

Простейшие сооружения защищённого грунта. Теплицы, парники, рассадники.

Тема 15. Размножение цветочно-декоративных растений открытого грунта. – 2 часа.

Семенное размножение. Вегетативное размножение.

Тема 16. Сорняки, вредители и болезни растений открытого грунта (цветочно-декоративных). – 3 часа.

Сорняки, вредители, болезни цветочно-декоративных растений открытого грунта и меры борьбы с ними. Комплексные меры борьбы с сорняками, болезнями и вредителями.

Тема 17. Классификация цветочно-декоративных растений открытого грунта. Биологические особенности групп растений открытого грунта, приемы их выращивания. – 13 часов.

Летники. Общие сведения. Многообразие (представители), их биологические особенности. Особенности их посадки и выращивания. Выращивание рассады летников.

Двулетники. Общие сведения. Многообразие., биологические особенности представителей. Особенности их посадки и выращивания.

Многолетники. Их классификация. Биологические особенности групп, Вьющиеся, луковичные растения. Представители, их особенности и приемы выращивания.

Характеристика цветочно-декоративных растений, используемых для клумб. Их биологические особенности. Условия выращивания. Многолетники. Кустарники открытого грунта. Общие сведения. Условия выращивания.

Тема 18. Приемы цветочного оформления. Проектирование и разбивка цветников. Размещение растений. – 4 часа.

Проектирование и разбивка цветников. Газоны. Их разновидности. Требования к различным типам газонов. Оформление газонов. Газонные растения. Уход за ними. Ковровые культуры. Особенности растений. Клумбы. Правила разбивки клумбы, оформление клумбы. Рабатки, миксбордер, их значение, оформление.

Тема 19. Календарь работ на участке с цветочно-декоративными растениями по временам года. – 2 часа.

Календарь работ на участке с цветочно-декоративными растениями летом, осенью, зимой,весной.

Тема 20. Уход за многолетниками весной. Подготовка почвы на клумбах. Посев и посадка цветочных растений около школы. – 6 часов.

Практические работы:

  1. «Весенние работы по уходу за цветочно-декоративными растениями многолетниками».
  2. «Подготовка почвы на клумбе для посева семян однолетних цветочно-декоративных растений».
  3. «Оформление клумбы. Посев семян цветочных культур»
  4. «Оформление клумбы около школы. Посев семян цветочных культур».
  5.  «Оформление клумбы около школы. Размещение рассады цветочных растений».
  6. «Составление проектов оформления клумбы учащимися. Способы размещения растений на клумбе. Защита проекта в форме презентации»

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате прохождения программы обучающиеся должны

Знать:

- Биологические особенности групп и представителей групп комнатных растений и растений открытого грунта.

- Особенности содержания растений в комнатах и на участках.

- Особенности ухода за комнатными растениями и растениями открытого грунта.

- Основные способы размножения растений.

- Жизненные формы растений.

- Ассортимент комнатных растений и растений открытого грунта.

- Правила размещения растений в комнате и на участке.

- Способы защиты растений от вредителей, болезней и сорняков.

Уметь:

- Приготавливать земельную смесь, для  посадки растений.

- Высаживать растения в приготовленную смесь.

- Подвязывать растения.

- Подбирать вазоны для комнатных растений.

- Классифицировать растения.

- Ухаживать за растениями.

- Размещать растения в интерьере помещения и на участке.

- Планировать порядок рабочих операций, контролировать свою работу.

- Создавать варианты оформления интерьера и пришкольной территории растениями.

Тематическое планирование

№ занятия

Название темы занятия

Оборудование

1.

Введение. – 1 час.

Вводный инструктаж по безопасности труда. Инвентарь для работы с комнатными растениями. Знакомство с целями, задачами, планом работы кружка. Ознакомление с групповыми и индивидуальными заданиями учащихся.

Инструкции по технике безопасности, индивидуальные карточки с заданиями; лейка, совок, опрыскиватель, губка, лента для подвязки растений, горшки, перчатки, гравий и т.д.

2.

Тема 1. Классификация комнатных растений. Размещение растений в помещениях. Влияние света, температуры, влажности на растения. Пересадка растений.--7 часов.

Классификация комнатных растений. Биологические особенности групп комнатных растений.

Книги по комнатному цветоводству, фотографии  комнатных цветов, комнатные растения живые.

3.

Приобретение растений человеком. Размещение растений в помещениях по отношению их к температуре. Влияние температуры на комнатные растения.

Фотографии в книгах с изображением холодостойких и теплолюбивых растений, живые экземпляры растений.

4.

Уход за комнатными растениями. Влияние света на растения.

Фотографии в книгах светолюбивых и теневыносливых растений, живые экземпляры растений.

5.

Влияние влажности на растения. Полив растений.

Открытки с изображением влаголюбивых и засухоустойчивых растений, живые экземпляры растений, лейка с разбрызгивателем.

6.

Исправление вреда, нанесенного недостатком и чрезмерной поливкой растений.

Лейки, губки.

7.

Опрыскивание и мытье растений.

Опрыскиватель, ванночка, губка.

8.

Перевалка и пересадка комнатных растений.

Цветочные горшки, земляная смесь, лейка с водой, перчатки, совок.

9.

Тема 2. Виды цветочной земли. Подкормка комнатных растений. – 5 часов.

Ознакомление с видами цветочной земли.

Образцы видов цветочных земляных смесей.

10.

Составление земляных смесей для растений.

Практическая работа № 1 «Составление земляных смесей для растений». Инструктаж по безопасности труда.

Почва, перегной, зола, песок, совок, перчатки, цветочные горшки, гравий.

11.

Подкормка растений.

Комнатные растения, растворы для подкормки, образцы минеральных и органических удобрений, перчатки; комнатные растения

12.

Техника посадки растений без земли.

Комнатные растения.

13.

Определение недостатка элементов питания по внешним признакам комнатных растений.

Практическая работа № 2 «Осмотр растений класса, школы. Определение недостатка элементов питания по внешним признакам». Инструктаж по безопасности труда.

Комнатные растения, определитель признаков растений, выращенных в условиях недостатка элемента питания.

14.

Тема 3. Вредители и болезни комнатных растений. Борьба с ними – 3 часа.

Вредители комнатных растений. Меры борьбы с вредителями комнатных растений.

Практическая работа № 3 «Определение вредителей комнатных растений по определителю». Инструктаж по безопасности труда.

Определитель вредителей комнатных растений; литература о вредителях комнатных растений.

15.

Болезни комнатных растений, меры борьбы с ними. Приготовление настоев из трав для борьбы с вредителями и болезнями.

Определитель вредителей и болезней комнатных растений, дополнительная литература о вредителях и болезнях комнатных растений.

16.

Практическая работа № 4 «Профилактический осмотр  комнатных растений класса, школы и обработка растений настоями из трав для борьбы с болезнями и вредителями». Инструктаж по безопасности труда.

Комнатные растения, определители вредителей и болезней комнатных растений, растворы для опрыскивания, опрыскиватели, резиновые перчатки.

17.

Тема 4. Прищипка и подвязка комнатных растений – 1 час.

Прищипка и подвязка комнатных растений.

Лента для подвязки растений; комнатные растения.

18.

Тема 5. Расстановка (размещение) растений в комнате. Дизайн интерьера – 2 часа.

Расстановка (размещение) растений в комнате. Дизайн интерьера. Приемы цветочного оформления.

Практическая работа № 5 «Оформление интерьера класса, школы растениями». Инструктаж по безопасности труда.

Разнообразные живые растения, фотографии в книгах, иллюстрации оформления интерьера комнатными растениями, диски с материалами по оформлению интерьера растениями,компьютер.

19.

Настенное и напольное расположение растений в помещении. Ампельные, вьющиеся растения.

Вазы, горшки для размещения цветочных растений на стене, полу; живые растения.

20.

Тема 6. Уход за комнатными растениями в течение года – 2 часа.

Уход за комнатными растениями в осенне-зимний период.

Книги по комнатному цветоводству, диски с материалом по данной теме, компьютер

21.

Уход за растениями в весенне-летний период.

Книги по комнатному цветоводству.

22.

Тема 7. Размножение комнатных растений – 2 часа.

Размножение растений стеблевыми, листовыми черенками (черешками), листьями.

Живые растения, черенки, листья растений.

23.

Размножение комнатных растений отпрысками,  корневищами, луковицами.

Практическая работа № 6 «Отбор материала для размножения растений вегетативным способом». Инструктаж по безопасности труда.

Живые растения, плакаты, фотографии в книгах с изображением данного способа размножения.

24.

Тема 8. Характеристика групп комнатных растений. Уход за комнатными растениями различных групп. – 9 часов.

Характеристика луковичных комнатных растений.

Фотографии с изображением растений; живые экземпляры растений.

25.

Уход за луковичными растениями.

Практическая работа № 7 «Посадка луковичных растений для интерьера школы, класса». Инструктаж по безопасности труда.

Книги по комнатному цветоводству, горшки для посадки цветов, лопатка, земляные смеси, лейка, посадочный материал, перчатки.

26.

Характеристика споровых комнатных растений. Уход за ними.

Фотографии, живые экспонаты растений.

27.

Характеристика суккулентов. Особенности их выращивания, уход за ними.

Практическая работа № 8 «Посадка суккулентов». Инструктаж по безопасности труда.

Живые представители, фотографии с изображением данных растений, лопатка, камешки, горшки, посадочный материал, земляная смесь, перчатки, лейка.

28.

Характеристика водных комнатных растений. Растения аквариума.

Фотографии, живые представители растений.

29.

Характеристика красиво- цветущих, декоративно-плодовых комнатных растений. Особенности представителей.

Живые представители, фотографии, открытки с их изображением.

30.

Особенности ухода за красиво-цветущими, декоративно-плодовыми комнатными растениями.

Практическая работа № 9 «Посадка красиво -цветущих и декоративно-плодовых комнатных растений для интерьера школы, класса». Инструктаж по безопасности труда.

Горшки цветочные, лопатки, земляные смеси, лейка, посадочный материал, перчатки.

31.

Характеристика декоративно-лиственных комнатных растений. Особенности ухода за ними.

Живые представители, фотографии с изображением этих растений в книгах.

32.

Практическая работа № 10 «Посадка декоративно-лиственных комнатных растений». Инструктаж по технике безопасности труда.

Цветочные горшки, лопатки, лейки, земляные смеси, посадочный материал.

33.

Тема 9. Календарь основных работ по комнатному цветоводству. – 1 час.

Календарь основных работ по комнатному цветоводству.

Книги по комнатному цветоводству.

34.

Тема 10. Отчеты членов кружка о выполнении индивидуальных заданий по комнатному цветоводству. – 1 час.

Отчеты членов кружка о выполнении индивидуальных заданий по комнатному цветоводству. Выступление с рефератами, сообщениями, разработка темы «Путешествие с комнатными растениями», как сценария вечера для учащихся 5-7 классов; презентациями по различным темам; сообщениями. Знакомство с графиком работ учащихся по уходу за комнатными растениями в школе летом.

Демонстрация комнатного растения, выращенного учащимся дома для класса,школы

График работ по уходу за комнатными растениями в школе летом. Рефераты учащихся, презентации в письменной форме, сообщения.

35.

Тема 11. Общие сведения о цветочно-декоративных растениях открытого грунта. Условия их выращивания. – 1 час.

Общие сведения о цветочно-декоративных растениях открытого грунта. Условия выращивания цветочно-декоративных растений.

Фотографии с изображением цветочно-декоративных растений.

36.

Тема 12. Инвентарь и оборудование. – 1 час.

Техника безопасности труда. Инвентарь и оборудование для работы с цветочно-декоративными растениями открытого грунта.

Фотографии с изображением внешнего вида инвентаря, натуральные объекты,таблицы.

37.

Тема 13. Обработка почвы на участке с цветочно-декоративными растениями. – 3 часа.

Обработка почвы на участке с цветочно-декоративными растениями.

Образцы почв, инвентарь.

38.

Удобрения для цветочно-декоративных растений. Безопасность труда при работе с удобрениями.

Образцы удобрений.

39.

Виды садовых земель.

Образцы земель.

40.

Тема 14. Простейшие сооружения защищенного грунта. – 1 час.

Простейшие сооружения защищенного грунта.

Фотографии с изображением сооружений.

41.

Тема 15. Размножение цветочно-декоративных растений открытого грунта. – 2 часа.

Размножение цветочно-декоративных растений открытого грунта. Семенное размножение.

Фотографии с растениями, размножающимися семенами.

42.

Вегетативное размножение цветочно-декоративных растений открытого грунта.

Таблицы с изображением способов вегетативного размножения.

43.

Тема 16. Сорняки, вредители и болезни растений открытого грунта (цветочно-декоративных). – 3 часа.

Сорняки, вредители цветочно-декоративных растений открытого грунта и меры борьбы с ними.

Фотографии с изображением сорняков, вредителей, определители сорняков и вредителей, лупы.

44.

Болезни цветочно-декоративных растений открытого грунта и меры борьбы с ними.

Книга «Болезни цветочно-декоративных растений».

45.

Комплексные меры борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений (цветочно-декоративных) открытого грунта.

Книга «Сорняки, вредители, болезни растений открытого грунта и борьба с ними.»

46.

Тема 17. Классификация цветочно-декоративных растений открытого грунта. Их биологические особенности. Приемы их выращивания.—13 часов.

Классификация цветочно-декоративных растений открытого грунта.

Фотографии с изображением растений. Диски с информацией по данной теме, компьютер

47.

Летники. Общие сведения. Многообразие летников, их биологические особенности.

Фотографии с изображением растений.

48.

Представители летников (бархатцы, цинии, астры, настурция, космея и др.). Особенности их посадки и выращивания. Выращивание рассады летников.

Фотографии с изображением растений.

49.

Двулетники. Общие сведения, многообразие. Биологические особенности представителей.

Фотографии, книги с изображением растений.

50.

Представители двулетников. Их посадка, особенности выращивания.

Фотографии, книги с изображением растений.

51.

Многолетники. Их классификация. Биологические особенности групп.

Фотографии с изображением растений.

52.

Многолетники вьющиеся. Биологические особенности представителей. Их выращивание.

Фотографии с изображением растений.

53.

Луковичные культуры. Их биологические особенности. Выращивание.

Фотографии с изображением растений.

54.

Многолетники открытого грунта (арабис, арункус, ахиллея (тысячелистник), гайлардия, гипсофила и др.). Их биологические особенности. Условия выращивания.

Фотографии с изображением растений.

55.

Представители многолетников (аквилегия, астильбе, гвоздика, дельфиниум и др.). Их биологические особенности. Условия выращивания.

Фотографии с изображением растений.

56.

Многообразие многолетников (ирисы, люпины, флоксы и др.). Их биологические особенности. Условия их выращивания.

Фотографии с изображением растений.

57.

Многолетники открытого грунта, зимующие в помещении. Общие сведения. Гладиолусы, хризантемы.

Фотографии с изображением растений.

58.

Кустарники открытого грунта. Общие сведения (сирень, жасмин, розы и др.). Условия выращивания.

Фотографии с изображением растений.

59.

Тема 18. Приемы цветочного оформления. Проектирование и разбивка цветников. Размещение растений. – 4 часа.

Приемы цветочного оформления. Проектирование и разбивка цветников. Газоны. Их разновидности. Требования к различным типам газонов. Оформление газонов. Газонные растения. Уход за растениями.

Образцы клумб на фотографиях, диски с информацией по данной теме, компьютер.

60.

Ковровые культуры. Особенности растений.

Изображения представителей.

61.

Клумбы. Правила разбивки клумбы. Оформление клумбы.

Фотографии, с изображением клумб.

62.

Рабатки, миксбордер. Их назначение, оформление.

Рисунки, фотографии

63.

Тема 19. Календарь работ на участке с цветочно-декоративными растениями по временам года. – 2 часа.

Календарь работ на участке с цветочно-декоративными растениями. Зима. Весна.

Календарь работ.

64.

Календарь работ на участке с цветочно-декоративными растениями. Лето, осень.

Календарь работ.

65.

Тема 20. Уход за многолетниками весной. Подготовка почвы на клумбах. Посев и посадка цветочных растений около школы. – 6 часов.

Практическая работа № 11 «Весенние работы по уходу за цветочно-декоративными растениями- многолетниками». Инструктаж по безопасности труда.

Рыхлители, мотыги, секаторы, шнур для обвязки, лопаты.

66.

Практическая работа № 12 «Подготовка (обработка) почвы на клумбе для посева семян однолетних цветочно-декоративных растений». Инструктаж по безопасности труда.

Инвентарь (лопаты, грабли), перчатки.

67.

Практическая работа № 13 «Оформление клумбы. Посев семян цветочных культур». Инструктаж по безопасности труда.

Семена цветов, колышки,  мерная лента, лейки.

68.

Практическая работа № 14 «Оформление клумбы около школы. Посев семян цветочных культур». Инструктаж по безопасности труда.

Семена цветов, лейки, ленты мерные, колышки.

69.

Практическая работа № 15 «Оформление клумбы около школы. Посадка рассады растений». Инструктаж по безопасности труда.

Лопаты, грабли, семена растений, колышки, мерные ленты, шнур, перчатки, лейки, планы размещения растений на клумбе, рассада цветковых растений.

70.

Практическая работа № 16 «Составление проектов оформления клумбы. Способы размещения растений на клумбе. Защита проекта в форме презентации».

Готовые варианты размещения растений на клумбах, проекты учащихся(в форме презентации), компьютер.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе учащиеся:

  •  научатся распознавать растения различных групп комнатных и открытого грунта;
  • находить в литературе родину растений, условия произрастания, требования растений к температуре, освещенности, воде, питательным веществам;
  • ознакомятся с особенностями представителей групп комнатных растений и растений открытого грунта;
  • ознакомятся с особенностями ухода за растениями: поливом, подкормкой, размножением, борьбой с сорняками, болезнями, вредителями, рыхлением.
  • научатся размещать растения в интерьере помещения и на клумбах;
  • научатся сами создавать варианты размещения растений в интерьере и на клумбах, эскизы и проекты;
  • научатся пользоваться орудиями и инструментами ручного труда по выращиванию растений в помещениях и в открытом грунте;
  •  научатся выполнять правила техники безопасности и личной гигиены;
  • научатся следовать практически устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы размещения растений в интерьере и на участках;
  • разовьют внимание, мышление, память, пространственное воображение, эстетический вкус, глазомер, творческие способности и фантазию;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
  • под руководством учителя примут участие в посадке растений и оформлении (озеленении) помещения школы и пришкольной территории.

Методы занятий.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
  • Наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, натуральных объектов и т.д.)
  • Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
  • Репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
  • Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске решения поставленной задачи совместно с педагогом)
  • Исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • Фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися)
  • Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форма работы)
  • Групповой (организация работы в группах)
  • Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий и решение проблем)

Формы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические, лекции, экскурсии, составление сообщений, работа с литературой, изготовление проектов вариантов оформления интерьера помещения и пришкольного участка.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Программа кружковой работы.
  2. Календарно-тематический план занятий.
  3. Методические рекомендации по выполнению практических и творческих работ.
  4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы, плакаты, фотографии, образцы готовых вариантов размещения растений в интерьере помещения и на участках; технологические карты, инструкционные карты, для выполнения практических работ, журналы, книги по цветоводству, компьютерные диски, презентации.
  5. учебные пособия с рекомендациями по изучению теоретических и практических вопросов.
  6. Материалы и инструменты (оборудование) для работы с комнатными растениями и растениями открытого грунта, инвентарь, живые экземпляры растений.
  7. Компьютер для показа дисков и презентаций, дизайнерских проектов.

Перечень оборудования:

  1. Живые экземпляры различных групп комнатных растений, растений открытого грунта.
  2. Книги по цветоводству (комнатному и открытого грунта); фотографии, диски с изображением представителей различных групп растений комнатных и открытого грунта, размещения растений в интерьере, на клумбах.
  3. Литература о сорняках, вредителях и болезнях цветочных культур.
  4. Цветочные горшки различных размеров.
  5. Различные виды цветочной земли; мох, песок, глина, древесный уголь, кора, гравий; различные готовые цветочные смеси.
  6. Различные виды минеральных и органических удобрений.
  7. Календарь работ по уходу за цветочно-декоративными растениями комнатными и открытого грунта.
  8. Сито, грохот (деревянная рамка с проволочной сеткой с ячейками разных размеров).
  9. Лейки, разбрызгиватель, ванночки.
  10. Опрыскиватели, губки.
  11. Посевные ящики.
  12. Колья.
  13. Этикетки.
  14. Пикировочные колышки.
  15. Рулетки, шнуры, маркеры.
  16. Ленты для подвязки растений.
  17. Перчатки.
  18. Носилки.
  19. Лопаты, мотыги, рыхлители.
  20. Грабли.
  21. Штыковки.
  22. Ножи и секаторы.
  23. Кисточки для очистки пыли с бегоний, пальм и др.
  24. Напольные вазы.
  25. Подвесные вазы.
  26. Емкости для приготовления цветочных земляных смесей, питательных растворов.
  27. Определители болезней и вредителей растений комнатных и открытого грунта.
  28. Коллекции вредителей растений.
  29. Литература с определителями недостатка элементов питания по внешним признакам декоративных растений.
  30. Аквариум.
  31. Цветочные ящики для озеленения интерьера школы, класса.
  32. Семена различных цветочных культур открытого грунта.
  33. Экземпляры растений для приготовления настоя для опрыскивания декоративных растений против болезней и вредителей (полынь и др.).
  34. Посадочный материал: черенки, листья, корневища, луковицы, клубни и т.д.
  35. Изображения вариантов разбивки цветников; газонов, клумб, рабаток, миксбордера (смешанного бордюра) и т.д.
  36. Инструкции по безопасности труда для конкретной практической работы.
  37. Карточки с заданиями для учащихся (индивидуальные).
  38. Вода в емкостях.
  39. Совок.
  40. Фотографии с изображением оформления интерьера помещения и пришкольной территории декоративными растениями.

Литература.

Для учителя:

  1. Бойченко Е.П.Цветоводство и озеленение. Ростов-на-Дону, Ростовское книжное издательство, 2009.
  2. Вакуленко В.В. и др. Справочник цветовода. М.:Колос, 1996.
  3. Галкина Е.Г. Комнатные растения.: Издательство «Феникс», 1997.
  4. Герасимов С.О., Журавлев И.М. и др. Редкие комнатные растения. – М., 1990.
  5. Герасимов С.О. и др. Комнатное цветоводство. – М.: Нива России.1992.
  6. Жоголева В.Г. и др. Цветы. Комнатные растения и декоративно-цветущие кустарники. – Киев: Урожай, 1981.
  7. Залетаева И.А. Книга о кактусах. – М.: Колос, 1972.
  8. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. - М.: Издательство МГУ, 1989.
  9. Кисилев Г.Е. Цветоводство, Государственное издательство с.-х. литературы, 1982.
  10. Клинковская Н.И. и др. Комнатные растения в школе. Книга для учителя. Москва «Просвещение» 1986.
  11. Лэм Э. и др. Кактусы. – М.,1984
  12. Манжос Е. 1000+1 совет по уходу за комнатными растениями. – М.1999.
  13. Ракицкий Н.П., Озеленение при домовых участков., изд. Академии архитектуры СССР, 1977.
  14. Родина В.А. Цветоводство в школе. Пособие для учителей. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва 1992.
  15. Сааков С.Г.Оранжерейные и комнатные растения. – Л., 1983.
  16. Сербина Е. Комнатные растения. – М.: «РИПОЛ-КЛАССИК»,1986.
  17. Тавлинова Г.К. и др. Цветы в комнате и на балконе. – Л.: Колос, Ленинградское отделение, 1985.
  18. Тавлинова Г.К. и др. Комнатные и балконные растения. Лениздат, 1984.
  19. Тропические и субтропические растения закрытого грунта. Справочник. – Киев, 1988.
  20. Хессайон Д.Т. Все о комнатных растениях. Expert Books, 1998.
  21. Чуб В.В. и др. Комнатные растения. – М, 1999.
  22. Шклярова М.М. и др. Лианы и ампельные растения для интерьера. – М.: Наука, 1985.

Для учащихся:

  1. Вакуленко В.В. Справочник цветовода. М.: Колос, 1996.
  2. Галкина Е.Г.Комнатные растения.: Издательство «Феникс», 1997.
  3. Герасимов С.О. и др. Комнатное цветоводство. М.: Нива России, 1992.
  4. Ракицкий Н.П. Озеленение придомовых участков. Издательство Академии архитектуры СССР, 1997.
  5. Стороженко Л.Н. Как выбрать цветы. Пособие для учащихся. Москва «Просвещение», 1978.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса "Графический дизайн"

Рабочая программа курса "Графический дизайн" имеет научно-техническукю направленность в системе дополнительного образования учащихся. Позволяет осуществлять межпредметную связь многих учебных дисципли...

Рабочая программа учебной дисциплины "Дизайн интерьера"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 072501 «Дизайн»....

Рабочая программа учебной дисциплине "Дизайн в сфере применения"

Рабочая программа учебной дисциплины «Дизайн в сфере применения» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Дизайн ...

Рабочая программа факультативного занятия "Дизайн и архитектура"

Рабочая программа "Дизайн и архитектура" адаптирована для учащихся 8 класса. Программа включает знание теоретических основ рисунка,  цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства, ч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Web-дизайн» (ГОС)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  дисциплины «Web-дизайн»   050501 «Профессиональное обучение»  (по отраслям)специализация «Программное обеспечение ВТ и АС»...

Рабочая программа элективного курса "Дизайн приусадебного хозяйства" 8-9 классы

Программа поможет учителю научить ребят не тратить усилия впустую, а вкладывать силы и средства в реальные проекты по оформлению участка....

Рабочая программа кружка "Компьютерный дизайн" 5-7 классы

Компьютерная обработка видеосюжетов и компьютерная графика - необычайно интересный и перспективный предмет, одни из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимают...