Роль и значение русских народных игр в воспитании детей младшего школьного возраста
статья на тему

Дмитриева Ирина Владимировна

В статье говорится о комплексном воздействии русских народных игр на психо-эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста. Приводятся примеры русских народных пальчиковых, драматических, хороводных, орнаментальных, состязательных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Роль и значение   русских народных игр в воспитании

 детей младшего школьного возраста

Дмитриева Ирина Владимировна,

педагог дополнительного образования

ГБОУ ДОД ЦВР

Центрального района г. Санкт-Петербурга

Взять вышеуказанную тему  меня побудила длительная работа в должности педагога дополнительного образования, руководителя фольклорного коллектива. Отличительной особенностью моей деятельности  является то, что занятия проводятся на базе школы. Это, с одной стороны,  позволяет создать в каждом классе свою фольклорную группу, что  не только плодотворно влияет на качество обучения, но и позволяет решить проблему досуга у детей младшего школьного возраста, предоставляет возможность активно вовлекать учащихся в коллектив и участвовать во многих классных и школьных мероприятиях. С другой стороны,   создает и определенные трудности в работе с детьми, т.к. учащиеся приходят на занятия сразу после уроков, уставшие и перевозбужденные. И именно игра позволяет педагогу изменить настроение детей, переключить их внимание, снять переутомление и психологическое напряжение. Ведь русские народные игры очень разнообразны. Они приучают детей преодолевать трудности, сохранять выдержку в трудных обстоятельствах.  С помощью игры усваивались нормы и правила поведения в обществе, оттачивались представления о добре и зле, трусости и храбрости, честности и справедливости. В играх развивалось чувство товарищества, взаимопомощи, уважения к сопернику. Игра, кроме того, позволяла тренировать свою физическую силу, ловкость, скорость,  равновесие, умение ориентироваться в пространстве, а также развивать различного рода способности, заложенные в человеке - умение петь, плясать, рассказывать сказки, былички, имитировать поведение животных, птиц. Можно сказать, что игра была  способом подготовки детей к взрослой жизни, в которую им предстояло в скором времени вступить. Она выступала как одно из действенных средств, с помощью которого общество заставляло каждую отдельную личность принять его законы. В то же время игра, проходившая в атмосфере свободы, когда действие можно было повернуть так, как того хочется игрокам, доставляла детям огромную радость и удовольствие. Однако необходимо помнить, что современные дети  не умеют играть самостоятельно, без помощи взрослых. Поэтому на первоначальном этапе работы  основной целью  является  обучение детей играть самостоятельно и с удовольствием. Они знакомятся с такими понятиями, как правила игры, начало игры, окончание игры, суть игры. Ведь игра способствует не только воспитанию его мыслительной активности и физическому развитию, но и ставит ребенка в такую ситуацию, в которой его ум должен работать живо и энергично, в результате чего его действия будут становиться все более и более осмысленными и целенаправленными.

      Сначала дети знакомятся с пальчиковыми народными играми, которые прекрасно развивают мелкую моторику. К ним относятся, например, такие игры, как: «Кисель», «Соколок», «Банька», «Замок», «Пастушок», «Колечки» и т.д.

      Какие же движения совершают дети  во время игры?

-потирание ладоней,

-поглаживание кистей рук,

-шевеление пальчиками,

-разведение и сведение пальцев,

-сжимание и разжимание кулачков,

-вращение кистей и кулачков.

      При этом дети не только выполняют определенные действия, но и одновременно учатся проговаривать нужный текст,  развивая, таким образом, согласованность движений обеих рук и слов. Занятия пальчиковыми играми требуют от  ребенка внимания, сосредоточенности и терпения, умения сдерживаться именно тогда, когда это необходимо.  Кроме того, их выполнение стимулирует фантазию ребенка, способствует проявлению его творческих способностей, развивает образное мышление, воображение, улучшает память, развивает координацию движений, учит понимать возможность бессловесного общения, учит управлять своим телом, устраняет эмоциональное напряжение.   Т.е., развитие мелкой моторики неразрывно связано с умственным развитием ребенка. Недаром В.А.Сухомлинский говорил, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А Ж.-Ж. Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так писал о потребностях маленького ребенка: «он хочет все потрогать, все взять в свои руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов окружающих его вещей. Ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук».

Поэтому занятия пальчиковыми играми так важны  не только для маленьких детей, но и для  детей младшего школьного возраста,  тем более, что современные дети вряд ли вообще знакомы с этими играми. Поэтому они привносят элемент новизны, а все новое привлекает всех детей без исключения, что особенно полезно детям гиперактивным. Кроме того, игры побуждают детей к творчеству, вызывают неподдельный интерес и яркий эмоциональный настрой.

Наиважнейшей особенностью  драматических игр  является их  театральная природа. («Курочка», «Овечки», «Крыночка», «Барашка купишь?», «Волк и дети»).  Во всех этих играх  обязательно разыгрывается определенный (драматический, лирический, сатирический или комический) сюжет. Таким образом, дети не только учатся общаться друг с другом, договариваться, т.е. развивают навыки общения, а кроме них еще и  ловкость, выносливость, внимание, воображение, фантазию, но и – самое главное -  не боятся импровизировать.  В играх обязательно используются элементы драматического действия. Поэтому, каждый ребенок должен не  только найти, но и продемонстрировать определенные выразительные движения, мимику, жесты, особенности речи,  характеризующие того или иного персонажа. Например, изобразить козу, свинью или медведя, показать, как  летает утка или селезень, скачет заяц или крадется лиса, кукарекает петух или мяукает кошка. В игре обычно воспроизводится жизнь семьи или деревни, взаимоотношения людей друг с другом и с окружающим их  миром природы. Содержание  может быть самым разнообразным, например, охота на животных и птиц, сражение с разбойниками, работа по хозяйству и т.д. Кроме того, девочки очень любят играть в дочки-матери, в свадьбу или в семью. Ведь дети сами выбирают себе роли,  а умению импровизировать в этих играх уделяется большое внимание. Этому способствует и благоприятная  непринужденная творческая атмосфера на занятиях, когда преподаватель не указывает ребенку, что и как ему делать, а легко и непринужденно помогает ему в этом, не навязывая своего собственного мнения по тому или иному вопросу. А элементы костюмов (шапочка, колокольчик, ремешок, платок) и  необходимая атрибутика (маски, веник) настраивают детей на создание индивидуального изображаемого образа. Все это, безусловно,  помогает раскрыться детям «зажатым», неуверенным в себе и с помощью игры снять негатив, боязнь, тревожность, страх, проявив, одновременно, свои личностные особенности и яркую индивидуальность.

Орнаментальные и хороводные игры  представляют собой коллективное песенно-хореографическое действие. Дети знакомятся с такими понятиями, как состав игры, набор в игре, приглашение, собственно игра, разбор в игре,  благодарственная песня, поклоны. Обязательным условием в этих играх является единство пения и движения. Кроме того,  большое внимание уделяется хореографии. Ведь дети  еще  должны научиться красиво и непринужденно двигаться под песню или музыкальное сопровождение во время игры. Причем, исполнять это необходимо и кругами, и рядами, и парами. Развивается и хореографический рисунок – «заплетение плетня», «завивание капустки», «переплетение хмеля»- он становится все более и более сложным от занятия к занятию. Появляются новые формы, характерные для орнаментальных игр - «плетень», «ворота», «мост», «улица». Более сложными становятся и задания, например,  изобразить природные явления – шум ветра, метель, дождь, ураган. Дети разучивают такие орнаментальные игры, как, например, «Проулочком», «Застенком», «В воротца», «Метелица». Это развивает у них внимание, терпение, сдержанность и точность в выполнении определенных  фигур, не ограничивая, при этом, их индивидуальности и личностных особенностей. Более того, многие дети очень любят двигаться под музыкальное сопровождение (баян, балалайка), а орнаментальные игры позволяют им осуществлять эти желания и получать огромное удовольствие.

       Хороводные песни и игры зародились еще в глубокой древности и имели обрядовое значение. Ведь не случайно основное построение хоровода- круг,- его круговая композиция – подобие солнца – и движение по ходу солнца, хождение за солнцем – «посолонь» - берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Яриле. Их исполнение с одновременно круговым движением родственно закликанию или заговору, что оказывает сильное психологическое воздействие на вовлеченных в это действо исполнителей. Участники хоровода начинают ощущать коллективную силу всей своей группы в целом. Позже хороводы превратились в игру. Но и сегодня в хороводных играх мы можем увидеть  некоторые древние символы – раскрытие ворот, сбор урожая, движение солнца. Вот некоторые примеры хороводных игр: «Костромушка», «Лен», «Лебедь», «Оленюшка», «Воробушки», «В хороводе были мы» и др. Специфической особенностью хороводных игр является также единение пения, движения, диалога и пантомимы. Они неразрывно и органично связаны между собой. Сюжет    хороводных игр традиционен - это любовь, разлука, работа, злая мачеха, выбор жениха или невесты, явления природы,  а персонажами могут быть и люди, и животные, и птицы. Формы движения в хороводных играх  могут быть самыми разнообразными –  круг, петля, улитка, столбы, сторона на сторону и  т.д. Более того, движение в хороводных играх может быть и по кругу, и навстречу друг другу, и парами, и линиями.  Поэтому в хороводных играх очень важна роль ведущего, который должен понимать и осознавать  то значение, которое он имеет в данную минуту в игре. Ведь от его умения вести хоровод зависит и оригинальность и необычность переплетения, и сложность рисунка. Ведение хоровода- процесс творческий. Очень часто ведущий импровизирует во время исполнения. Поэтому он должен проявить не только  музыкальные и артистические способности, но и фантазию и воображение. В то же время и все остальные участники хоровода понимают, что каждый их них является частичкой  большого, целого и неделимого процесса. В хороводе также  проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за один палец – мизинец, часто – за платок, шаль, пояс, венок, что, безусловно, объединяет участников хороводной игры. Таким образом, с помощью хороводных игр дети учатся не только ощущать пространство и ориентироваться в нем, но и строить социальные отношения со своими сверстниками.  В хороводных играх все так же сильна и роль театрализации (игрового действа). Ведь играющие всегда изображают то, что происходит в песне. Например, как – кряхтя и спотыкаясь,– идут старые люди, как важно и с достоинством шествуют недавно вышедшие замуж молодки, как весело и удало идут молодцы. Все это способствует тому, что дети раскрепощаются, чувствуют себя легко, свободно и непринужденно. Они с большим интересом, увлеченно играют в хороводные игры. Ведь эти игры способствуют еще и проявлению двигательной активности, которая так необходима детям младшего школьного возраста, они снимают перевозбуждение, импульсивность, создают хорошее настроение, развивают творческие способности ребенка- умение петь, плясать, импровизировать, фантазировать. А многовариационный характер игры способствует реализации индивидуальных особенностей каждого участника хоровода в условиях совместной деятельности.

       Дети любят  и состязательные или соревновательные игры. Такие, как, например, «Шагардай», «Слон», «Коза», «Бубен», «В лягушки» и др. Эти игры до сих пор не утратили  своих характерных черт- азарта, задора, самобытности и оригинальности. Их главная направленность -  установка на победу. Еще с давних времен состязательные игры  служили своеобразной подготовкой к взрослой жизни. Они были основным средством приобщения детей к трудовой деятельности (охоте, рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства). При этом игры  не только способствовали   физическому и  умственному развитию,  обучали детей важнейшим двигательным навыкам, - таким, как, например, лазанье, бег, ходьба, - но и закаляли  их психически. С помощью состязательных игр у детей  не только  развивается сила, ловкость, быстрота, скорость, выносливость, меткость,  но и появляется возможность проявить или воспитать в себе такие качества, как смелость,  мужество, находчивость, терпение, выдержка,  умение преодолевать трудности и  помогать слабым. При этом игры состязательные- коллективные. Поэтому они способствуют воспитанию дружбы, товарищества и взаимопомощи, умению работать в команде. Состязательные  игры отличаются большой эмоциональностью, что позволяет наиболее ярко раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка. При этом дети ограничены условиями и правилами игры, что вынуждает их быть более сдержанными и терпеливыми. Тем не менее, состязательные игры доставляют детям огромное удовольствие, снимают негатив  и создают хорошее настроение.

       Отдельно хочется сказать об обрядовых играх.  В эти игры играли на праздниках, например, во время Святок или Масленицы. Играющие «рядились», т.е. переодевались в различные одежды, принимая образы животных и птиц (медведь, коза, журавль)  или нечистой силы (баба-яга, леший, черт) или одевали маски. Строились такие игры на природной магии. Например, во время Масленицы, ряженые ездили на лошадях, провозя по деревне чучело Масленицы, а затем, изготовив  колесо, и, ассоциируя его  с солнцем,  поджигали,  прося, таким образом,  солнце поскорее вернуться после зимней стужи. Они верили, что, совершая такой обряд, помогают весне поскорее прийти. На Святках было принято рядиться не только в животных- в козу, лисицу, журавля, свинью,  но и в людей- в старика, старуху, нищего и в таком виде ходить по домам с обрядовыми песнями (колядками) и выпрашивать у хозяев подарки- колядовать.

Здесь необходимо отметить, что  все эти игры  всегда очень популярны у детей, занимающихся в коллективе. Ни один фольклорный праздник в школе  не проходит без обрядовых игр.   Они  пользуются огромной любовью не только у участников, но и у зрителей. Дети заранее готовят дома костюмы и маски вместе с родителями, а затем вместе с ними же приходят на праздник. Это позволяет приобщить и родителей, и более старшее поколение не только к совместному досугу, но и к народным традициям. Ведь взрослые- это выросшие дети, и они тоже по-своему очень любят играть. И такую возможность мы им и предоставляем, приглашая  на фольклорные  праздники и театрализованные представления. Ведь в народных играх много юмора, веселья, радости, соревновательного  азарта и задора. А совместное участие в фольклорных праздниках способствует укреплению семейных связей, появлению общих семейных увлечений, что благотворно сказывается на воспитании детей и установлению с ними более доверительных и «теплых» отношений. И здесь очень важно, чтобы родители, преодолев свои комплексы, научились общаться со своими детьми на равных, искренне и просто.

     

    Таким образом, в русских народных играх  не только ярко отражался быт, труд, образ жизни русского народа, но и его представления о чести, добре, справедливости. С помощью народных игр мы можем донести до детей народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения, своеобразие языка русского народа. По играм мы можем судить о культуре и быте, нормах поведения, существовавших на Руси. Т.е., во все времена игры выполняли важные социальные функции.  Являясь частью досуга, они давали возможность человеку отдохнуть от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу. Кроме того, совместные игры – это уникальный вид сотрудничества, который учит проявлению товарищества, взаимовыручки, терпению, умению помогать другим  и поддерживать слабых. Игры способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность и инициативу, умение постоять за себя. Дети учатся вместе  преодолевать трудности, неудачи и поражение. Кроме того, русские народные игры создают хорошее настроение, заряжают бодростью и энергией, одновременно удовлетворяя естественную потребность детей в движении и общении.

Список использованной литературы

1. Горбунов Б.В. Традиционные игры и забавы Рязанского края / Б.В. Горбунов, А.В. Ефимов, Е.А. Ефимова. – Рязань, 1994.

2. Капица О.И. Детский фольклор. Песни, потешки, сказки, игры.- Л., 1928.

3. Кольцова  М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый тренинг. – СПб., 1998.

4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор.- М., 1987.

5. Несанелил Д.А. Раскачаем мы ходкую качель.- Сыктывкар, 1994.

6. Панкеев И.А. Русские праздники игры.- М.,1999.

7. Прокошева К. Пал, пал, перстенек. Игрища и круга в Прикамье.- М.: Родник, 1999.

8. Слепцова И.С. Народные игры и использование их в воспитании.- М., 1995.

9. Шангина И.И. Русские дети и их игры.- СПб., 2000.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.pandia.ru/text/78/176/51225.php

 Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры.

  1. http://festival.1september.ru/articles/524302/

 Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры.

  1. http://www.i-gnom.ru/books/phizicheskoe_vospitaniye/p31.html

Русские народные подвижные игры.

4. http://www.resobr.ru/materials/48/37781/

       Хороводные песни, игры и танцы: традиции и современность.

5.http://www.scarb.ru/kazachi-zabavy/slavjanskie-sostjazatelnye-igry/

     Казачьи забавы. Славянские состязательные игры. Казачий клуб скарб.

6.http://www.persev.ru/book/mladshiy-shkolnik

      Рабочая книга школьного психолога. Младший школьник.

     7. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/referat-psikhologicheskie-osobennosti-detei

Психологические особенности детей младшего школьного возраста как условие развития универсальных учебных действий.

     8. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=537906

Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

9. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2088/3998.htm

Святочные игрища.

10. http://www.maam.ru/stati/pedagogika-i-obrazovanie/ruskie-narodnye-podvizhnye-igry.html

Русские народные подвижные игры.

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подготовка к овладению народными промыслами в младшем школьном возрасте».

Выпускники коррекционных школ VIII вида  в силу своих особенностей (снижения уровня интеллекта) сталкиваются в современном обществе с проблемой трудоустройства, самоопределения....

Значение использования пластилина на уроках художественного труда для эстетического и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста ( 1 – 3 классы )

Одной из важнейших задач сегодняшнего времени является улучшение подготовки детей к жизни, к труду, воспитание личности творческой, интеллектуально развитой. Для решения этих задач прекрасно по...

Роль наглядных методов в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста

Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них ...

Формирование художественной культуры детей младшего школьного возраста в процессе занятий народно-песенным творчеством.

Именно в культуре человек обретает свое бытие, именно культура задает содержание, стиль, характер мышления и отношения человека к окружающей действительности, а также формирует образ мира человека как...

Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...

Значение импровизации в развитии музыкально-творческих способностей учащихся младшего школьного возраста в классе фортепиано

Проблема становления и развития музыкально-творческих способностей - одна из центральных и исконных в музыкально–педагогических исследованиях. Решение проблемы музыкальных способностей самым непосредс...

Методическая разработка Значение русской народной музыки в репертуаре младшего хора

Цель данной методической разработки проанализировать значение и роль русской народной музыки в музыкально-эстетическом воспитании детей и обосновать целесообразность изучения русских народных песен на...