Рабочая программа ДО "Бусинка за бусинкой"
рабочая программа (5 класс) на тему

Лихачева Марина Юрьевна

Рабочая программа дополнительного образования по общекультурному направлению "Бусинка за бусинкой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1929

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы №1929

___________ Рыбина И.И.

«____»______________2014__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Бусинка за бусинкой

Составитель:

Педагог дополнительного

образования Лихачёва М.Ю.

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 10-13 лет

программа принята

педагогическим советом

ГБОУ СОШ №1929

протокол ____________

от «___»___________ 2014__года

Москва 2014г.

Оглавление

  1. Пояснительная записка……………………………………………… ………..….1
  2. Планируемые результаты освоения  обучающимися программы дополнительного образования………………………………………………………………………. 3

      3.   Учебно-тематический план……………………………………………………… 4

      4.  Тематическое планирование………………………………………………………5

5.   Содержание изучаемой программы………………………………………………6

6.  Список литературы ………………………………………………………………  8

Пояснительная записка

 В настоящее время стала актуальной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

В связи с быстрым ростом объема знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи «Природа-Человек-Предметная среда».

Программа дополнительного образования «Бусинка за бусинкой» художественно – эстетического направления, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами плетения из бусин и бисера. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-

культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Настоящая программа является существенным  дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путем осваивать сложные трудоемкие и различные техники плетения из бусин и бисера, но и  побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, химии, физики. При выполнении схем плетения из бусин и бисера, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

Возраст обучающихся по программе 10-12 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения – 72часов (2 часа один раз в неделю).

 

Цель программы:

  • нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения;
  • активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи:

Образовательные - углубление и расширение знаний об истории бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

Основной дидактический принцип – обучение в предметно - практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • рассказ;
  • беседы;
  • работа с книгой;
  • демонстрация;
  • упражнение;
  • практические работы репродуктивного и творческого характера;
  • методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;
  • проблемно-поисковый;
  • ситуационный;
  • экскурсии.

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

I уровень – репродуктивный с помощью педагога;

II уровень – репродуктивный без помощи педагога;

III уровень – продуктивный;

IV уровень – творческий.

Планируемые результаты освоения  учениками программы ДО

В конце изучения программы «Бусинка за бусинкой»

 Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности;
  • основы композиции и цветоведения;
  • классификацию и свойства бусин бисера;
  • основные приемы плетения из бусин и бисера;
  • условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера и бусин;
  • правила ухода и хранения  изделий из бисера и бусин.

Учащиеся должны уметь:

  • гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
  • составлять композиции согласно правилам;
  • классифицировать бисер по форме, цветовым характеристикам;
  • правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками;
  • четко выполнять основные приемы плетения из бусин и бисера;
  • свободно пользоваться описаниями и схемами журналов, альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами;
  • составлять рабочие рисунки самостоятельно;
  • изготовлять украшения, заколки для волос, браслеты, цветы, плоские и объемные фигурки животных из бисера на основе изученных приемов;
  • выполнять отдельные элементы и сборку изделий;
  • прикреплять застежки к украшениям;
  • рассчитывать плотность плетения;
  • хранить изделия из бисера и бусин согласно правилам.

Учебно-тематический план занятий

Разделы

Всего часов

теория

практика

Вводное занятие:

   - цели и задачи курса;

   - необходимые материалы и инструменты;

   - правила хранения материалов;

   - основные правила техники безопасности;

   - краткое содержание программы.

1

1

-

1

Волшебный бисер:

  -  история бисероплетения;

   - виды бисера и бусин;

  -  основы цветоведения.

1

1

2

Азы плетения из бусин и бисера:

   - виды работ из бисера и бусин;

   - способы низания: а) в «крестик», или «монастырское»

    б) в «цветочек»; в) мозаичное

- плетение из ниток на пальчиках, на станках Кумихимо, Марудай.

8

2

6

3

Плетёные украшения с использованием бисера:

   - бусы, браслеты, ожерелья на основе простых цепочек;

    - фенечки;

    - броши

    - кулоны.

50

8

42

4

Вышивка бисером:

   - техника вышивания:

    а) по свободному контуру;

    б) вышивка стеклярусом;

    в) вышивка по канве.

10

2

8

5

Итоговая выставка творческих работ.

2

-

2

Всего часов

72

13

59

Тематическое планирование часов ДО

 «Бусинка за бусинкой»

5-6 классы

Тема занятия

1

Ознакомление с правилами внутреннего распорядка и программой работы на учебный год. Инструменты, приспособления и материалы для работы. Правила хранения бисера и бусин, назначение каждого инструмента, правила безопасности труда и личной гигиены при работе.

История бисероплетения, плетения из ниток, низания. Основы цветоведения. Цветовой круг. Гармония цвета. Составление образцов различных цветовых сочетаний. Сравнение восприятия одних и тех же цветов при дневном и искусственном освещении.

2

Плетение из ниток на пальчиках. Выполнение фенечки с использованием метода плетения  «Дёрганец».

3

Плетение из ниток на круглом станке Кумихимо. Выполнение фенечки.

4

Плетение из ниток на квадратном станке Марудай. Выполнение фенечки.

5

Изготовление  браслета  из бисера с использованием  способа плетения «ткачество».

6

Изготовление декоративных цветов из атласной ленты                              

7

Изготовление декоративных цветов из атласной ленты                              

8

Знакомство с макраме. Фенечка  с бусинами «Неон»                                                            

9

Знакомство с макраме. Фенечка  «Полосатик»                                                            

Каникулы

10

Изготовление брелока из фетра «Овечка».                                      

11

Сувенир из бусин «Снежинка»                                                          

12

Изготовление броши «Еловая веточка».                          

13

Подвеска «Ангел»                                                            

14

Игрушка на ёлку «Дед Мороз»

15

Игрушка на ёлку «Снегурочка»

16

Вышивка крестиком.  Фенечка  «Гитара»                                                            

Каникулы

Каникулы

17

Фенечка из мулине «Россия»                                                              

18

Изготовление декоративной броши из бисера «Георгиевская лента»              

19

Браслет из фетра с цветами                                                        

20

Заколка из фетра с цветами                                                

21

Кулон с вышивкой

22

Изготовление броши из бисера «Сакура».                                        

23

Подвеска «Птичка»                                                      

24

Подвеска «Мишка»

25

Подвеска «Сова»

26

Изготовление бусин из шерсти (мокрое валяние)

Каникулы

27

Изготовление бусин из атласной ленты

28

Изготовление бус и кулонов из самодельных бусин

29

Вышивка бисером по свободному контуру

30

Вышивка стеклярусом «Орнамент»

31

Праздник

32

Вышивка бисером по канве  «Роза»

33

Вышивка мулине по канве  «Роза»

34

Изготовление кулонов с вышитыми  мотивами

Выставка творческих работ. Идеи на лето

Содержание изучаемой программы 

Вводное занятие (1ч.)

         Ознакомление с правилами внутреннего распорядка и программой работы на учебный год.

         Инструменты, приспособления и материалы для работы. Правила хранения бисера, бусин, мулине, ириса. Назначение каждого инструмента, правила безопасности труда и личной гигиены при работе.

  1. Волшебный бисер (1ч.)

         История бисероплетения. Виды бисера.

         Основы цветоведения. Цвет. Цветовой круг. Понятие тона, насыщенности, контраста. Пространственное смешение цветов. Гармония цвета.

  • Составление образцов различных цветовых сочетаний. Сравнение восприятия одних и тех же цветов при дневном и искусственном освещении.

  1. Азы плетения (8 ч.)

Теория (2 ч.)

         Приемы наращивания и закрепления нити. Виды работ из бисера.  Терминология работ. Способы низания: в «крестик», в «цветочек», мозаика, ткачество. Виды станков для ручного ткачества . Способы вплетения бусин в тканое изделие из ниток.

Практика (6 ч.)

  • Плетение из ниток на пальчиках. Выполнение фенечки с использованием метода плетения  «Дёрганец». Низание в «цветочек». Выполнение браслета из бисера с использованием метода плетения в «цветочек».
  • Плетение из ниток на круглом станке Кумихимо. Выполнение фенечки.
  • Низание  браслета  с использованием  способа плетения «ткачество»
  • Плетение из ниток на квадратном станке Марудай. Выполнение фенечки.
  • Плетение из бисера. Браслет в «цветочек».

  1. Украшения из бисера, ниток, фетра (50 ч.)

Теория (8ч.)

Техника параллельного плетения. Приемы составления схем. Техника выполнения изделий из бисера, ниток, фетра: цветов, животных, забавных фигурок. Алгоритм изготовления украшений. Изготовление брошей, кулонов, браслетов, серёжек, подвесок, брелоков.

Практика (42 ч.)

  • Изготовление декоративных цветов.                                Изготовление броши «Сакура».
  • Изготовление броши «Еловая веточка».
  • Кулон с вышивкой
  • Заколка из фетра                                                               Изготовление брелока «Овечка»
  • Браслет из фетра с цветами
  • Бусины из атласной ленты
  • Фенечка  «Африка»
  • Фенечка «Россия»
  • Фенечка  «Гитара»
  • Бусины из шерсти (мокрое валяние)
  • Подвеска «Ангел»
  • Подвеска «Птичка»
  • Брошь из бисера «Георгиевская лента»
  • Сувенир из бусин«Снежинка»
  • Подвеска «Сова»
  • Сувенир «Дед Мороз

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

2

2

4

2

2

2

2

                                                   

  1. Вышивка бисером (10 ч.)

Теория (2 ч.)

         Организация рабочего места. Необходимые инструменты и материалы. Техника вышивания бисером по свободному контуру. Техника вышивания стеклярусом. Вышивка бисером по канве. Расчет количества ткани и подготовка рисунка.

Практика (8 ч.)

  • Вышивка бисером по свободному контуру.
  • Вышивка стеклярусом. «Орнамент»
  • Вышивка бисером по канве. «Роза»
  • Вышивка мулине по канве «Роза»

Выставка творческих работ. Идеи на лето (2 ч.)

С выставкой творческих работ познакомятся все желающие учащиеся школы.

Список используемой литературы

1. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения.- М: Олмапресс,1999.- 352с.

2. Аполозова Л. Бижутерия.- М: Олмапресс,2001.-144с.

3. Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М: АСТ: 1999,237 с.

4. Базулина Л.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития,1999.-222с.

5. Берлина Н.А. Игрушечки. – М: Культура и традиции,2000.-50с.

6. Бисерное рукоделие .-М:, Знание, 1999.-14Sc.

7. Виноградова Е. Большая книга бисера. - М: Олма пресс, 1999 .-432с.

8. Волшебные бусинки. Фенечки для девочек.- М: Внешсигма,1999.-33с.

9. Гадаева Ю.В. Бисероплетение: флора и фауна.- СПб: Нева,1999.S9с.

10. Крайнева И. Н. Мир бисера.- М: Изд. Дом МСП 1999.- 189с

1 1.Куликова Л.Г. Цветы из бисера. - М: АСТ,1999.-105с.

12.Насырева Т.Г. Игрушки и украшения из бисера.- М: АСТ,2002.-143с

13. Литвинец Э.Н. И дивный видится узор. - М: Просвещение, 1988.- 150с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа кружка бисероплетения «Волшебная бусинка»

Рабочая программа кружка бисероплетения «Волшебная бусинка» используется в работе с воспитанниками школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи. Актуальность программы обоснована активи...

ПРОГРАММА кружка «Волшебная бусинка»

Образовательная трехгодичная программа "Бисероплетение" составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с интересам...

Программа КВД "Волшебная бусинка"

Программа КВД "Волшебная бусинка"...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...