Дополнительная общеобразовательная программа " Фортепиано"
рабочая программа на тему

Учебный курс обучения детей игре на фортепиано при оркестровой студии "Гармония".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fortepiano_garmoniya1.doc135.5 КБ
Файл tit._list_k_programme.docx38.68 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Фортепиано»

(дополнительный инструмент, оркестровая студия «Гармония»)

Содержание

1. Пояснительная записка        

2. Учебно-тематический план        

3. Содержание программы        

4. Методическое обеспечение программы        

5. Список литературы        

Приложение 1        

Приложение 2        

1. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Фортепиано» оркестровой студии «Гармония» является модифицированной, базового уровня и имеет художественно-эстетическую направленность. Она разработана с учетом требований письма от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с СанПин 2.4.2. 2821– 10 ст4.12 и СанПин 2.4.4.1251-03.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Фортепиано - один из самых распространенных музыкальных инструментов. Разнообразие музыкально-выразительных возможностей фортепиано позволяет использовать его в качестве сольного инструмента, участника вокально-инструментального ансамбля, камерного ансамбля, солирующего инструмента симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов.

Существует несомненная связь между музыкальным образованием и развитием способностей, необходимых для успешного становления ребёнка в жизни. Самодисциплина, терпение, эмоциональная восприимчивость, координация движений, развитие мелкой моторики, способность запоминать и концентрировать внимание – все эти личностные качества развивает музыкальное воспитание. И эти качества останутся с ребенком независимо от его дальнейшего выбора профессии.  

В истории музыкального воспитания первым инструментом для детского обучения музыке является фортепиано. Никакой другой инструмент не может сравниться с фортепиано широтой реализации музыкальных идей.  

        Обучение навыкам игры на фортепиано играет большую роль в развитии детей:

  • улучшение зрительно-координационных способностей. Игра на фортепиано помогает ученикам развивать моторные навыки –координировать движения, владеть навыками управления мышцами рук и ног, приобретать умения «раскрепощения» игрового аппарата.
  • улучшение концентрации. Обучение игре на фортепиано влияет на развитие внимания детей, активизирует их мыследеятельность. Изучение нотного письма также положительно влияет на развитие памяти и концентрацию внимания, как и интерпретация написанных нот в музыку, с правильным темпом и ритмом.
  • положительное влияние на успехи в школе. Игра на фортепиано повышает пространственно временные рассуждающие способности детей, развивает их память. Это означает, что обучение игре на фортепиано помогает детям понять концепции других наук.
  • понимание музыки. Обучение игре на фортепиано развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию, активизирует творческие способности детей, обогащает их жизненный опыт, расширяет общекультурный кругозор
  • в качестве общего (дополнительного) инструмента фортепиано развивает метро-ритмические способности ученика, активизирует его гармонический слух, позволяет приобрести первоначальные навыки ансамблевого музицирования. 

Отличительная особенность

Данная образовательная программа является частью образовательного комплекса творческого объединения оркестровой студии «Гармония» и направлена на достижение основной цели – обучение детей и подростков игре на музыкальных инструментов с целью объединения их в оркестровом музицировании.

Цель: активизация интереса к оркестровому музицированию через развитие основных музыкальных способностей ребенка в процессе обучения игре на фортепиано.

Задачи:

Образовательные:

  • приобретение основных знаний нотной грамоты, навыков нотного письма;
  • формирование игрового аппарата;
  • приобретение основных исполнительских навыков игры на фортепиано (исполнения различных штрихов, педализация);
  • приобретение знаний по истории и теории музыки;

Развивающие:

  • развитие самостоятельности, инициативы и импровизационных способностей;
  • развитие специальных музыкальных способностей: чувства ритма, ладового чувства, музыкально-слухового представления;
  • формирование эстетического вкуса на лучших образцах классической, русской и зарубежной музыки;

Воспитательные:

  • воспитание уважительного  отношения к классическомй музыке. пробуждения интереса к музыкальному исполнительству ;
  • воспитание эстрадоустойчивости, побуждение к активному музыкальному творчеству
  • формирование уважения и любви к традициям разных культур посредством изучения музыкального искусства.

Возраст детей: 6-18 лет

Срок реализации: 5 лет

Форма и режим занятий:

Форма занятий по классу дополнительного фортепиано индивидуальная. Занятия проходят 2 раза в неделю по 30 мин., 1 час в неделю, 36 часов в год.

Прогнозируемые результаты

1 год обучения

Учащийся должен освоить необходимые ЗУН:

  • ознакомиться с нотной грамотой: регистры, названия октав;
  • изучить ноты первой и второй  октавы на клавиатуре и нотном тексте, длительности нот, знаки альтерации, штрихи;
  • освоить посадку за инструментом, первичные навыки приемов звукоизвлечения: поп legato, legato;
  • изучить динамические оттенки.

За год учащийся должен пройти большое количество простейших разнохарактерных произведений на основе народных песен для накопления репертуара, для свободного чтения с листа, знакомства с разнообразными ритмическими рисунками.

В конце первого полугодия учащийся среднего и высокого уровня обученности должен играть два разнохарактерных произведения двумя руками. Во втором полугодии изучаемый музыкальный материал становится сложнее. В программу входят этюды, пьесы с элементами полифонии. На зачете (концерте)по итогам во второго полугодия на экзамене учащийся должен исполнить два разнохарактерных произведения, включающих в себя различный элементы фортепианной фактуры(подкладывание первого пальца. игра на легато длинных фраз,)

2 год обучения

Учащийся должен знать обозначение динамических оттенков, владеть навыками исполнения основных динамических оттенков, слышать начало и конец фразы, овладеть навыками выразительного интонирования на фортепиано, овладеть навыками исполнения гааммообразных пассажей в медленном темпе. Должен пройти за год 4 обязательных произведения и 2 произведения дополнительно.

Обязательные произведение должны включать в себя: этюды, пьесы, полифония, игру в фортепианном ансамбле.

3,4,5 годы обучения

За год учащийся проходит 4 произведения. Репертуар должен в себя включать по выбору учащегося: этюды, полифонические пьесы, крупную форму (сонату или вариации), пьесы различные по характеру, ансамбль смешанный (со струнными народными инструментами).

Учащийся среднего и высокого уровня обученности должен овладеть основными навыками исполнения фортепианных пьес :уметь самостоятельно разбирать нотный текст. владеть навыками чтения с листа и игры в ансамбле, анализа исполнительских трудностей, приемами проучивания нотного текста, выразительного интонирования на рояле, овладеть различными приемами игры на инструменте (педализация).

Формы подведения итогов

  •  итоговое занятие
  •  открытое занятие для родителей  
  • итоговый зачет
  • концертное выступление
  • участие в методическом семинаре(мастер-класса)
  • участие в конкурсе-фестивале различных уровней.

2. Учебно-тематический план

Название разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение. Техника безопасности.

2

1

1

2.

Основы теории и истории  музыки

6

3

3

3.

Формирование исполнительского аппарата (посадка за инструментом, постановка рук)

2

1

1

4.

Выработка технических навыков (игра гамм, упражнений)

4

2

2

5.

Работа над художественным образом музыкального произведения

14

2

12

6.

Чтение нот с листа, игра в ансамбле

6

1

5

7.

Итоговые занятия

2

-

2

Итого:

36

10

26

Учебно-тематический план занятий второго и последующих годов обучения полностью повторяет первый год обучения. Тематика занятий по классу дополнительного инструмента остается неизменной, но меняется предлагаемый материал - изучаемые  учащимся музыкальные произведения.  

3. Содержание программы

1. Введение. Техника безопасности.

Теория: введение в предмет, история фортепиано, организация занятий, правила поведения на занятиях, бережное использование инструмента.

Практика: применение на практике изученных правил.

2. Основы теории и истории музыки

Теория: нотная грамота, теоретические сведения о строении интервалов, аккордов, основы гармонического и  структурного анализа произведения, знания об основных стилистических направлениях музыкального искусства, жанровых особенностях инструментальных произведений.

Практика: определение предложения, периода, фразы, тональности, формы произведения, овладения навыками игры в различных стилях

3. Формирование исполнительского аппарата (посадка за инструментом, постановка рук)

Теория: правильная посадка за инструментом: прямая спина, свободный корпус, три точки опоры.

Практика: умение  контролировать посадку (за инструментом прямая спина, свободный корпус, три точки опоры), овладение навыками «распределения веса руки», освобождения корпуса и рук

4. Выработка технических навыков (игра гамм, упражнений)

Теория: навыки приемов звукоизвлечения.

Практика: работа над постановкой рук, игра упражнений на non legato, legato, работа над правильным звукоизвлечением, мелкой техникой.

5. Работа над художественным образом музыкального произведения

Теория: аппликатура, штрихи, динамика, фраза, гармонический анализ произведения, аннотация к произведению.

Практика: овладение исполнительскими навыками выразительного интонирования на инструменте, работа над созданием художественного образ произведения средствами музыкальной выразительности.

6. Чтение нот с листа, игра в ансамбле

Теория: активизация знаний по теории музыки и навыков исполнения гаммообразных пассажей, аккордов, арпеджио.

Практика: выработка навыков чтения с листа и игры в ансамбле.

7. Итоговые занятия.

Практика: исполнение музыкальных произведений, изученных на занятиях.

4. Методическое обеспечение программы

На занятиях для каждого ученика педагог создаёт такие условия, в которых ребенок может проявить свою творческую индивидуальность.

Педагог подбирает для ребенка репертуар в соответствии с психолого-педагогическими особенностями ученика (особенности нервной системы, типа характера), его физиологическими особенностями (размер руки ,роста и массы тела), уровнем выявленных музыкальных и творческих способностей (слух, ритм, память, склонность к музицированию, способность к музыкальному переживанию), условиями домашних занятий (наличие музыкального инструмента)

        В процессе обучения игре на фортепиано педагог решает задачи разного направления: познавательную, развивающую, мотивационную, эстетическую, воспитательную.  

Обучающая методика, используемая педагогом, является своеобразным инструментом организации  образовательного процесса,  

Прежде чем начать обучение ребенка игре на фортепиано, педагог проверяет его музыкальные слуховые данные. Полученные в первичном общении с ним сведения не будут исчерпывающими, однако помогут в выборе путей начального обучения.

Пение обнаруживает слух и ритмическое чувство, а главное - это уже исполнительный процесс, в котором проявляются все способности поющего в действии. При помощи специально подобранных ритмически-характерных мелодических отрывков можно выявлять и ритм  начинающего пианиста.

О способностях играющих детей можно судить по тому, как они подбирают простейшие мелодии, транспонируют их.

Изученный музыкальный материал за каждый год обучения образует личный репертуар ребёнка, которые он может исполнить.

Техническое оснащение занятий

  • аудитория для занятий;
  • инструмент фортепиано;
  • стулья;
  • подставки (на стул и под ноги для маленьких детей).

5. Список литературы

  • А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано»;
  • Г. Баранова, А. Четверухина «Первые шаги маленького пианиста»;
  • И. Бойко «Джазовые акварели», ред. Э. Бабасяна;
  • А.Н. Зимина «Основы музыкального воспитания и развития детей разного возраста»;
  • В. Катанский «Избранные пьесы для младших классов детских музыкальных школ»;
  • Ю. Литовко «Музыкальный букварь»;
  • Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова «Дополнительное образование детей»;
  • Б. Милич «Воспитание ученика-пианиста»;
  • А.Б. Фомина «Социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей: новые подходы и перспектива»;
  • «Хрестоматия для учащихся детской музыкальной школы»;
  • Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова «Юному музыканту пианисту.

Приложение 1

Техника безопасности

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда обучающихся в кабинетах отдела музыкального творчества

ИОТ— 017 —2008

Общие правила поведения

  • обучающийся приходит во ДТДиМ за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь;
  • перед началом занятия обучающийся должен подготовить свое учебное место (выбрать нужный инструмент, приготовить подставки, пюпитр, нотную литературу);
  • обучающийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
  • обучающиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога или концертмейстера;
  • во время занятий обучающийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога или концертмейстера;
  • обучающийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
  • обучающиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
  • обучающиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
  • при посещении ДТДиМ, обучающиеся в возрасте 10 лет и старше (родители сопровождающие детей младшего возраста) обязаны предъявлять пропуск дежурному охраннику;
  • сопровождающие родители ожидают своих детей в фойе клубной части здания, проход в другие помещения не разрешается без сопровождения педагога;
  • обучающийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Обучающиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.

Запрещается:

  • запрещается приносить во Дворец и на его территорию с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
  • пользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой;
  • бегать по кабинету во избежание повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
  • находиться в кабинете в верхней одежде;
  • высовываться в окна во время проветривания помещения;
  • пользоваться мобильными телефонами и плеерами.

Правила поведения на улицах и дорогах города:

  • обучающийся по дороге во Дворец творчества должен правильно оценивать окружающую обстановку и выбирать безопасный маршрут, не соглашаясь на предложения друзей пройти через пустырь, стройку, глухой переулок;
  • в общественном транспорте соблюдать правила поведения и меры безопасности;
  • переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора;
  • при переходе улицы нужно посмотреть сначала налево, затем направо;
  • запрещается переходить улицу в неположенном месте и на красный свет светофора;
  • запрещается организовывать подвижные игры рядом с проезжей частью.

Инструкция  по технике безопасности для обучающихся оркестровой студии «Гармония»

  • обучающимся не разрешается пользоваться розетками и любыми электроприборами самостоятельно;
  • в работе с клавишным синтезатором под руководством педагога использовать только указанный адаптер переменного тока РА- 300 или аналогичный, рекомендованный корпорацией YAMAHA;
  • обучающийся не допускается к подключению адаптера инструмента к электрической сети;
  • запрещается открывать музыкальный инструмент и пытаться разобрать или модифицировать его внутренние компоненты;
  • запрещается использовать инструмент в условиях сырости и повышенной влажности, а так же при очень высокой или низкой температуре;
  • во избежание случайного падения инструмента и нанесения травмы обучающемуся, не оставлять его в неустойчивом положении и использовать только специально предназначенную подставку;

 


Приложение 2

Педагогический мониторинг

Педагогический мониторинг в рамках реализации данной программы осуществляется на каждом занятии. Цель занятия - создание условий для получения обучающимся необходимых теоретических знаний, исполнительских навыков и умений и его общее музыкальное и гуманитарное воспитание.

К числу результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки детей, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;  
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В рамках реализации данной программы можно выделить следующие показатели, которые позволяют оценить результативность обучения:

  • положительная динамика в развитии гибкости, вариативности, оригинальности мышления, музыкальной памяти, понимания музыкальных образов, чувства ритма и музыкального слуха;
  • мотивация к музыкальному творчеству;
  • повышение общей мотивации к учению.

Динамику результативности можно отследить по следующим показателям:

  • разнообразие музыкальных интересов;
  •  формирование общего кругозора в предметной области;
  •  стремление к общению с музыкой;
  •  эмоциональный отклик на музыку;
  • сформированность первоначальных исполнительских навыков.

 

Успехи обучающихся на занятиях оцениваются по пятибалльной системе - ребёнку даётся словесная характеристика, осуществляется совместная рефлексия деятельности.

Результаты итоговой диагностики (один раз в полугодие) заносятся в индивидуальную карточку учета результатов обучения ребёнка по образовательной программе дополнительного образования детей.


Индивидуальная карточка

учета результатов обучения ребенка

по образовательной программе дополнительного образования детей

Фамилия, имя ребенка________________________________________________ Возраст__________

Предмет________________________________Педагог______________________________________

Название образовательной программы

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года

Показатели

диагностики

_____________год обучения

Конец I полугодия

Конец учебного года

1. Теоретическая подготовка ребенка

1.1. Теоретические знания:

1.2. Владение специальной музыкальной терминологией

2. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения)

2.2. Музыкально- слуховые представления (память, воображение)

2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху,сочинение)

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1. Личностные качества

Мотивация к музыкальному творчеству

Самостоятельность и самоконтроль

Отношение к общим делам объединения

3.2 Учебно-коммуникативные умения:

а) слушать и слышать педагога;

б) эстрадоустойчивость

в) способность к рефлексии деятельности

3.3 Учебно-организационные умения и навыки:

а) организовать свое рабочее (учебное) место;

б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

4. Предметные достижения обучающегося

4.1 На уровне детского объединения (студии)

4.2 На уровне ДТДиМ (учрежденческий)

4.3 На уровне округа (окружной)

4.4 На городском уровне (Московский)

4.5 На региональном уровне (Российский)

4.6 На международном уровне

Итого средний балл:

Уровни проявления (низкий, средний, высокий)

1-2 балла – слабо проявляется (низкий уровень - Н);

3-4 балла – проявляется на среднем уровне (С);

5 балла – высокий уровень проявления (В).

Педагог дополнительного образования          __________________________________/________



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Фортепиано»

(дополнительный инструмент, оркестровая студия «Гармония»)

Возраст обучающихся – 6-18 лет

Срок реализации программы – 5 лет

Авторы:

педагоги дополнительного образования

Шардина Рита Яковлевна,

Мужичкова Наталья Ивановна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА - 2013

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Фортепиано»

(дополнительный инструмент, оркестровая студия «Гармония»)

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического  совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего  совета__________________/                               /

Программа реализуется в ГБОУ ЗДТДиМ с                2004                        года

Программа переработана и дополнена в                        2013                         году

Программа переработана и дополнена в                                                 году

Программа переработана и дополнена в                                                 году

Программа переработана и дополнена в                                                 году


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Фортепиано"

Учебный курс обучения игре на фортепиано в оркестровой студии "Гармония" для детей 5-9 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Фортепиано"

Учебный курс обучения игре на фортепиано для детей 1-2 классов в оркестровой студии "Гармония"....

Дополнительная общеобразовательная программа "Фортепиано"

Занятия фортепиано в системе дополнительного образования...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРТЕПИАНО. СОЛЬФЕДЖИО

Музыка – весьма сложный язык передачи информации. Освоить его помогает предмет сольфеджио.Содержание программы направлено на развитие музыкально-творческих способностей и навыков учащихся, усвое...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРТЕПИАНО. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Программа адресована детям в возрасте от 4 до 18 лет.          Многие семьи рассматривают музыкальное образование как часть общего образования ребенка и ст...