ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРТЕПИАНО. СОЛЬФЕДЖИО
рабочая программа по музыке на тему

Музыка – весьма сложный язык передачи информации. Освоить его помогает предмет сольфеджио.

Содержание программы направлено на развитие музыкально-творческих способностей и навыков учащихся, усвоение ими теоретических основ музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_solfedzhio.docx45.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

Школа «Содружество»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ФОРТЕПИАНО. СОЛЬФЕДЖИО

Студии музыкального творчества

«Торжество муз»

Возраст детей – 7 -18 лет

Автор – Волдина В.М.

педагог дополнительного образования

Москва

2016

Пояснительная записка

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей          « Фортепиано. Сольфеджио» имеет художественную направленность и базовый уровень освоения.

 Новизна и актуальность программы.

Музыка – весьма сложный язык передачи информации. Освоить его помогает предмет сольфеджио.

Содержание программы направлено на развитие музыкально-творческих способностей и навыков учащихся, усвоение ими теоретических основ музыки. Традиционный по своему содержанию предмет осваивается на занятиях методом «Творческого постижения». Творческое постижение – это использование учащимися полученных сведений и навыков в самостоятельной музыкальной деятельности:

 - фантазировании музыки,

- сочинении,

- импровизации,

- гармонизации мелодий,

- разучивании музыкальных произведений.

Освоение музыкального материала детьми базируется, прежде всего, на формировании у них музыкальных представлений, после чего происходит подключение теоретического осознания. Теоретические сведения иллюстрируются примерами народной музыки и фрагментами произведений классических и современных композиторов. Таким образом, предмет «Сольфеджио» имеет непосредственное и важное значение, как для воспитания грамотного музыканта-исполнителя, так и для формирования целостной творческой личности.

Цель и задачи программы

 - формирование и развитие у юных музыкантов основы музыкальной грамотности, способствующей образному восприятию и исполнению музыки.

Задачи предмета «Сольфеджио»:

Обучающие – способствовать формированию у учащихся:

- вокально-интонационных навыков,

- метроритмических навыков,

- умения слышать и запоминать мелодические примеры из народной и классической музыки,

- умения слышать гармонию и лад музыкальных произведений,

 - умения анализировать составляющие музыкального языка в музыкальных примерах и произведениях.

 Воспитывающие –

           - заинтересованному отношению к музыке,

           - интересу к богатству мировой музыкальной культуры,

           - воспитанию дисциплины и ответственности,

           - культуре поведения,

           - радости творческого труда,

           - взаимопомощи и поддержке,

           - сопереживанию и умению радоваться успехам товарищей.

    Развивающие – выявить и развивать у обучающихся:

          - вокально-интонационные и метроритмические способности,

          - музыкальный слух и музыкальную память,

          - ладово-гармонический слух,

          - музыкально-аналитические способности,

          - музыкально-творческие способности,

          - эмоциональную отзывчивость и восприимчивость.

         - адекватно оценить других учащихся и корректно выразить свою оценку,

         - достаточно четко и бегло петь по нотам (сольфеджировать) и дирижировать музыкальные примеры из репертуара программы,

         - определить лад, тонику и другие средства музыкальной выразительности,

         - справиться с метроритмическими схемами (в упражнениях),

          - анализировать музыкальные примеры,

          - писать музыкальные диктанты,

          - подбирать по слуху.

Воспитывающие

Предполагаемые результаты освоения программы «Сольфеджио»

Обучающие

Обучающиеся среднего уровня подготовки по окончании полного курса обучения будут:

  1. знать:

- музыкальную терминологию

-элементарную теорию музыки,

      2) уметь:

         - внимательно прослушать и воспроизвести голосом предлагаемый отрывок произведения,

         - дать характеристику музыкального сочинения и выразить свое отношение к нему,

         - адекватно оценить других учащихся и корректно выразить свою оценку,

         - достаточно четко и бегло петь по нотам (сольфеджировать) и дирижировать музыкальные примеры из репертуара программы,

         - определить лад, тонику и другие средства музыкальной выразительности,

         - справиться с метроритмическими схемами (в упражнениях),

         - определять гармонические функции (T, S, D), творчески осмысливать их, гармонизуя ту или иную мелодию,

          - анализировать музыкальные примеры,

          - писать музыкальные диктанты,

          - подбирать по слуху.

Воспитывающие:

Учащиеся способны продемонстрировать следующие достижения в области воспитания:

- заинтересованность,

- интерес к деятельности на занятии,

- дисциплинированность и ответственность,

- радостное отношение к творчеству,

- умение помогать, радоваться успехам товарищей, поддерживать их.

Развивающие:

Учащиеся смогут проявлять способности:

- вокального интонирования,

- метроритма,

- музыкального слуха,

- музыкальной памяти,

- ладово-гармонического слуха,

- эмоциональной отзывчивости и музыкальной восприимчивости,

- музыкального анализа,

-музыкального творчества

Возраст обучающихся, 8-18 лет, занятия проводятся 2-3 раза в неделю


Учебно-тематический план программы «Сольфеджио»

№п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

Техника безопасности

1

2

3

2

Звук. Звукоряд. Мелодия

3

6

9

3

Метро – Ритм

10

37

47

4

Лад. Тональность

3

37

40

5

Интервалы

3

24

27

6

Аккорды

3

7

10

7

Гармонические обороты

3

7

10

8

Творческое сольфеджио

10

10

20

9

Диагностика теоретических и практических навыков

3

8

11

10

Итоговое занятие

1

2

3

11

Общее количество часов

40

140

180

Содержание программы

Теория

Практика

Вводное занятие. Техника безопасности.

Знакомство с обучающимися. План работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях.

Задания на определение уровня музыкально-теоретических знаний и выявление музыкальных способностей.

Звук. Звукоряд. Мелодия.

Звук. Музыкальный звук. Свойства музыкального звука, слоговые названия звуков. Высота звуков. Диапазон, регистры. Ноты, нотный стан, расположение нот на нотном стане. Запись звуков на нотном стане, добавочные линейки. Скрипичный ключ (ключ соль).

Знаки альтерации и другие нотные знаки.

Звукоряды: трихорды, тетрахорды, пентахорды, гексахорды, гамма.

Мелодия (повторяющиеся звуки, восходящие и нисходящие интонации).

Мелодические блоки: повторение, чередование, постепенное движение.

Грамотное и аккуратное написание ключа «Соль», нот на нотоносце, знаков альтерации. Определение на слух регистров. Интонирование разных по высоте звуков (на одной высоте) в русских народных попевках с относительной сольмизацией и названием нот (звуков).

Построение звукорядов от заданного звука. Пение мажорных и минорных звукорядов.

Освоение правил пения повторяющихся звуков, восходящих и нисходящих интонаций. Пение в унисон, по одному, по цепочке.

Гаммы мажорные и минорные до 2-х знаков включительно, их строение. Ступени звукоряда.

Мелодические обороты (опевания, проходящие, вспомогательные обороты).

Скачки в мелодии (I-V; I-VI; I-IV).

Неустойчивые и устойчивые ступени, тяготения в ладу.

Исполнение попевок русских народных песен, мелодий народов других стран, пение нот с листа, выполнение интонационных упражнений. Пение гамм, интонируя грамотно высокую III ступень в мажоре и низкую III ступень в миноре.

Пение мелодических оборотов. Пение скачков в мелодиях. Выработка навыков слышания тяготений в ладу неустойчивых ступеней в устойчивые. Транспонирование выученных мелодий в другие тональности.

Мажорные гаммы до 3-х знаков включительно.

Минорные гаммы, три вида минорной гаммы. Соотношения интонаций широких и узких интервалов в гаммах. Законы тяготения и интонирования.

Средства музыкальной выразительности в мелодии (темпы, динамические оттенки, регистры).

Одноименные и параллельные тональности.

Интонация, мотив, фраза, предложение, период.

Выполнение устных и письменных слуховых диктантов. Воспроизведение по памяти мелодических построений (пение, запись).

Пение и определение на слух ступеней в тональностях до 3-х знаков включительно.

Анализ мелодии: направление, скачки, ступени и тяготение неустойчивых в устойчивые. Анализ средств музыкальной выразительности.

Пение и записывание одноименных и параллельных тональностей.

Мелодия и способы её движения. Мелодический период и его закономерности. Кульминация.

Транспонирование музыкальных построений в тональности до 4-х знаков включительно.

Двухголосные мелодии (параллельное движение голосов).

Учащиеся записывают мелодии в форме периода по памяти (музыкальные диктанты), заучивают наизусть и транспонируют в другие тональности.

Чтение номеров (мелодий) из учебников с листа, пение интонационных упражнений, мелодических блоков. Учащиеся поют гаммы (тональности до 4-х знаков), тяготения внутри гамм, ступени вразбивку (скачки), поют двухголосные примеры.

Период, предложения, каденция, альтерация, хроматизм, модуляция.

Гаммы мажорные и минорные до 5 знаков включительно.

Гармонический мажор.

Транспонирование музыкальных построений 3-мя способами в пройденные тональности.

Двухголосие: параллельное движение, расходящееся, косвенное.

Пение детьми: гамм до 5 знаков, отдельных ступеней, мелодических оборотов с использованием альтерированных ступеней типа: III-IV-IVповышенная-V; III-II-II(пониженная)-I; мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, модуляциями выученными на слух;

мелодий с листа в пройденных тональностях с движением по звукам D7 , ум.35, VII ступени, включающих интонации ув.2, ум.7, ув.4, ум.5;

двухголосных примеров дуэтом (для продвинутых учащихся) с листа канонов и других двухголосных примеров.

Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности, а так же мелодий с листа на секунду вверх и вниз.

Учащиеся записывают знакомые мелодии по памяти от разных звуков и в разных тональностях.

Записывают 4-хтактовые мелодические обороты с 2-хразовым проигрыванием.

Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту, в другом нотном тексте.

Игра записанных мелодий и оборотов.

Гаммы мажорные и минорные до 6 знаков включительно.

Гармонический мажор.

Пентатоника Мажорная и Минорная.

Одноголосные секвенции.

Транспонирование.

Параллельное, расходящееся, косвенное движение голосов в двухголосных мелодиях.

Пение детьми:

- гамм до 6 знаков, отдельных ступеней, мелодических оборотов с использованием альтерированных ступеней,

- звукорядов гармонического мажора, отдельных ступеней, мелодических оборотов, связанных с понижением VI ступени,  звукорядов мажорной и минорной пентатоники; одноголосных секвенций, двухголосных, модулирующих (для продвинутых учеников).

Пение с листа:

мелодий с хроматизмами, модуляциями, с движением по звукам обращения D7, других пройденных аккордов, включающих интонации ув.4 на VI ступени, ум.5, ув.2, ум.7 в гармоническом мажоре и миноре; мелодий в пятиступенных ладах.

Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.

Определение пройденных элементов музыкального языка в нотном тексте.

Гаммы мажорные и минорные до 7 знаков включительно.

Хроматическая гамма: правописание мажорной и минорной хроматической гаммы, вспомогательных и проходящих хроматических звуков.

Пение детьми:

- гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов, включающих интонации пройденных интервалов и аккордов с использованием альтерированных ступеней;

- звукорядов гармонического мажора и трех видов минора, хроматической гаммы.

Пение с листа:

- в пройденных тональностях одноголосных мелодий с хроматизмами, модуляциями, отклонениями и использованием интонаций пройденных интервалов и аккордов;

- различных двухголосных примеров;

- закрепление навыков беглого чтения с листа, дирижирования;

- выученных мелодий с собственным аккомпанементом, по нотам.

Определение на слух и осознание:

- мелодических оборотов с проходящими и вспомогательными хроматическими звуками, отрезков хроматической гаммы;

- мелодических оборотов, включающих движение по звукам пройденных интервалов и аккордов (включая ув.35 и септаккорд II ступени).

Устные диктанты:

Запись знакомых мелодий по памяти.

Игра по памяти на инструменте от разных звуков 4-хтактовыъ мелодий после 2-хразового проигрывания педагога.

Письменный диктант, включающий пройденные мелодические и ритмические обороты, элементы хроматизма; объем 8-10 тактов, однотональный.

Запись простейших двухголосных примеров.

Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе специального инструмента.

Метро-ритм

Пульсация. Длительности нот. Ритм. Метр. Такт. Размер такта. Доля такта. Затакт. Паузы.

Размеры 2\4, 3\4, 4\4.

Выполнение упражнений (хлопки, проговаривание ритма с помощью ритмослогов). Выработка ощущения метрической пульсации. Тактирование.

Усвоение различных ритмических блоков. Тренинг ритмической координации. Дирижирование по схемам размеров. Определение размера в заданных мелодиях.

Четверть с точкой. Шестнадцатые.

Ритмы: восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая.

Сочетания ритмических фигур.

Выполнение ритмических диктантов. Запись различных ритмические сочетаний в заданиях. Усвоение ритмических блоков. Определение размера в мелодиях, написанных без  тактовых черт на основании чередования различных длительностей.

Восьмая с точкой и шестнадцатая.

Синкопа: восьмая-четверть-восьмая.

Инструментальная и вокальная группировки.

Размер 3\8.

Выполнение ритмических заданий. Упражнения на группировки.

Выполнение ритмических диктантов.

Дирижирование разных схем.

Сочинение и запись своих ритмов.

Размер 6\8. Триоль.

Группировка длительностей.

Синкопа:  восьмая-четверть—четверть-восьмая.

Сочинение, запись и исполнение ритмических партитур.

Сочинение мелодий по заданным ритмам.

Ритмическая группа

     

в размерах 2\4; 3\4; 4\4;

Ритмические группы

                                     

 и др. в размере 6\8.

Синкопы (внутритактовая и междутактовая).

Дирижирование в размере 6\8.

Работа с ритмическими карточками.

Устные и письменные ритмические диктанты и их сочинение.

Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей.

Придумывание ритмического аккомпанемента к мелодиям с использованием пройденных ритмов. 2-хголосные ритмические упражнения группами и индивидуально; ритмические каноны (3-хголосные) и партитуры.

Ритмические диктанты.

Сольмизация выученных примеров.

Ритмические группы:

в размерах 2/4, 3/4, 4/4

Размер 3/2

Переменный размер

Освоение сложных внутритактовых и междутактовых синкоп.

Работа над дирижёрским жестом в размере 6/8;

Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей, а также ритмических групп:

Работа с ритмическими карточками.

Устные и письменные диктанты и их сочинение.

Ритмический аккомпанемент к мелодиям.

Исполнение ритмических упражнений группами, индивидуально (двумя руками, ногами, музыкально-шумовыми инструментами).

Сольмизация примеров с листа.

Сложные и смешанные размеры 9/8;12/8 (в порядке ознакомления)

Ритмические упражнения с использованием всех пройденных длительностей и размеров.

Ритмические диктанты; сольмизация нотных примеров с листа.

Определение на слух и осознание в прослушанном произведении его характера и ритмических особенностей.

Лад. Тональность.

Лад. Мажор и минор. Гамма. Тональность. Ступени в тональности (в ладу). Строение мажорной гаммы. Строение минорной гаммы. Ключевые знаки. Устойчивые и неустойчивые ступени. Вводные звуки.

Тональности с одним знаком.

Определение лада на слух. Пение мажорного и минорного ладов.

Написание тональности.

До мажор и пение в унисон.

Пение и написание тональности Ля минор.

Ионийский и эолийский диатонические лады.

Тоника. Главные ступени лада. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые.

Тональности до 2-х знаков включительно.

Пение тональностей до 2-х знаков.

Определение на слух устойчивых ступеней. Написание и пение разрешений неустойчивых ступеней в устойчивые.

Тональности до 3-х знаков включительно. Знаки в тональностях, порядок написания.

Три вида минора (гармонический, мелодический, натуральный).

Законы тяготения неустойчивых ступеней в гармоническом миноре.

Определение на слух видов минора, написание видов минора в тональностях до 3-х знаков включительно. Пение и сочинение мелодий в трех видах минора.

Правила определения знаков в диезных и бемольных тональностях. Тональности до 4-х знаков включительно. Знаки в тональностях. Порядок написания знаков. Одноименные и параллельные тональности.

Тренинг на знание ключевых знаков мажорных и минорных тональностей.

Определение и написание одноименных и параллельных тональностей.

Параллельные и одноимённые тональности, квинтовый круг тональностей.

Буквенные обозначения звуков, тональностей.

Определение на слух видов мажора и минора.

Определение по нотному тексту: лад, тональность, модуляция в параллельную тональность, в тональность Доминанты.

Тренинг на знание ключевых знаков мажорных и минорных тональностей и буквенного обозначения.

Мажорная и минорная пентатоника.

Гармонический мажор.

Определение на слух и осознание:

- в прослушанном произведении лада (гармонический мажора, пентатоника);

- модуляций в параллельную тональность, тональность Доминанты;

- в прослушанном произведении его характера, лада, формы, каденций, ритмических особенностей.

Построение и игра на клавиатуре от разных звуков мажорной и минорной пентатоники.

Определение по нотному тексту модуляций в параллельную тональность, тональность доминанты.

Родственные тональности.

Модуляции и отклонения в родственные энгармонически равные тональности.

Общие сведения о семиступенных диатонических ладах народной музыки, целотонный лад, дважды уменьшённый лад.

Сольфеджирование и пение с листа:

- мелодий в семиступенных диатонических народных ладах (дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эонийский, эолийский).

Определение по нотному тексту ладов народной музыки, отклонений и модуляций.

Умение выстраивать лады от разных звуков.

Определение на слух и осознание лада, включая семиступенные диатонические лады народной музыки.

Определение родственных тональностей в прослушанном произведении его характера, лада (включая гармонический мажор, пентатонику), формы (однотональный и модулирующий период), ритмических особенностей.

Интервалы

Консонанс и диссонанс. Тоны и полутоны – большие и малые секунды. Порядок интервалов. Обозначения интервалов. Песенка-запоминание.

Величина интервалов.

Определение на слух интервалов.

Пение интервалов (интонирование интервалов). Определение величины заданных интервалов. Написание интервалов в рабочей тетради. Игра полутонов и тонов вверх и вниз от любых клавиш. Интонирование тонов и полутонов от любого звука.

Чистые интервалы (ч.1, ч.8, ч.4, ч.5). Интервалы-диссонансы: м.2 и б.2, м.7 и б.7.

Консонансы: б.3, м.3, б.6, м.6.

Обращения интервалов.

Мелодические и гармонические интервалы.

Определение на слух. Построение обращений интервалов от заданных звуков по тоновым величинам, определение качества заданных интервалов (большие, малые, чистые).

Пение мелодических и гармонических интервалов от заданного звука и в тональности, игра интервалов от звука и в тональности.

Расположение и разрешение интервалов в тональности.

Тритоны ув.4 и ум.5, их разрешение.

Определение на слух интервалов, построение интервалов от любых звуков. Пение интервалов с разрешением в тональности. Пение тритонов с разрешением в тональности. Определение на слух. Игра заданных интервалов от звуков и в тональностях (с разрешением).

Интервальные цепочки.

Характерные интервалы ув.2 и ум.7 в гармоническом миноре.

Определение на слух цепочки интервалов. Построение в рабочей тетради всех видов интервалов. Пение характерных интервалов в гармоническом миноре. Игра интервальных цепочек в тональностях.

Классификация интервалов:

Консонансы – Диссонансы;

Совершенные – Несовершенные.

Обращение интервалов.

Увеличенные и уменьшенные интервалы.

Тритоны натурального мажора и минора.

Характерные интервалы ув.2, ум.7

Построение и пение интервалов:

- ранее пройденных интервалов в тональностях до 5 знаков и от звука М.7 на VII ступени, ум.7 на VII ступени гармонического минора, ув.4 на IV ступени и ум.5 на VII ступени с разрешением в одноимённые тональности;

- интервалов двухголосно, а также последовательностей из нескольких интервалов;

- одного из голосов в двухголосных упражнений с проигрыванием другого голоса на фортепиано.

- интервалов дуэтом.

Определение на слух и осознание:

- интервалов в мелодическом и гармоническом звучании, последовательностей из нескольких интервалов, построение в тональностях и игра на клавиатуре;

- интервалов от звука (тритоны и ум.7 с разрешением).

Пение и определение интервалов в двухголосных примерах.

Диатонические интервалы.

Доминантовые и субдоминантовые тритоны.

Характерные интервалы: ум.4 и ув.5.

Построение и пение интервалов в тональностях до 6 знаков и от звука: - диатонические;

- две пары тритонов;

- характерные интервалы;

- последовательностей из нескольких интервалов двухголосно.

Игра на фортепиано одного из голосов последовательности с пропеванием другого.

Игра тритонов в тональности с басом D и S с разрешением.

Определение на слух и осознание:

 - интонаций ув.2, ум.7, ув.4, ум.4, ум.5 в гармоническом мажоре и миноре;

- интервалов в ладу и от звука, последовательностей из нескольких интервалов.

Определение интервалов в нотном тексте.

Диатонические интервалы.

Тритоны.

Характерные интервалы.

Составные интервалы (ознакомление).

Построение и пение:

- в тональностях до 7 знаков пройденных диатонических интервалов, ув.2, ум.7, тритонов на VII II, IV VI ступенях в гармоническом миноре и мажоре;

- характерных интервалов ум.4, ув.5 в гармонических ладах;

- всех пройденных интервалов от звука вверх и вниз;

- пройденных интервалов в тональности и от звука двухголосно;

- последовательностей из нескольких интервалов;

- построение четырёх разрешений каждого тритона;

Определение интервала, нахождение тональности и его разрешение.

Определение на слух и осознание:

- отдельных интервалов в ладу и от звука;

- последовательностей интервалов;

Определение интервалов в нотном тексте.

Аккорды

Трезвучия Б.5\3 – мажорное и М5\3 – минорное. Строение мажорного и минорного трезвучий. Мажорное трезвучие на I, IV, V ступенях.

Минорное трезвучие на II, III, VI ступенях в мажоре.

Определение на слух мажорного и минорного трезвучий.

Построение и пение трезвучий от заданных звуков (вверх и вниз) и в тональностях.

Обращения мажорного и минорного трезвучий (секстаккорды и квартсекстаккорды) Б.6 и Б6\4, М.6 и М.6\4, их строение.

Определение на слух, написание в рабочих тетрадях.

Четыре вида трезвучий: Б5\3, М5\3, Ув. 5\3 и Ум. 5\3.

Строение Увеличенного и Уменьшенного трезвучий.

Построение трезвучий от заданного звука и в тональностях. Пение трезвучий. Определение на слух, написание в рабочих тетрадях, построение обращений от заданных звуков и в тональностях.

Доминант Септаккорд (V ступень) в мажоре и гармоническом миноре.

Разрешение D7.

Определение на слух аккорда и определение по разрешению лада, в котором этот септаккорд звучит.

Пение септаккордов.

Написание в рабочих тетрадях.

Трезвучия, секстаккорды, квартсескстаккорды.

Ум.35 в мажоре и миноре.

D7 с обращениями и разрешением в тональности.

Пение:

Трезвучий главных ступеней с обращениями и разрешениями;

Ум.35 в пройденных тональностях.

D7 от звука с разрешением в одноимённые тональности;

Аккордов трёхголосно, а также последовательностей из нескольких аккордов,

Одного из голосов аккордовой последовательности с проигрыванием всех голосов на фортепиано;

Одного из голосов последовательности с проигрыванием двух других на фортепиано;

Четырёхголосное пение D7 с разрешением;

С листа мелодий с движением по звукам D7, ум.35.

Определение на слух и осознание:

Аккордов в мелодическом и гармоническом звучании, последовательностей: обращений мажорного и минорного трезвучий, D7 и его обращений, ум.35.

Игра на фортепиано аккордовых последовательностей в разных тональностях.

Анализ каденций в периоде (полная, половинная)

Малый минорный септаккорд в мажоре II, III, VI ступени). Большой мажорный септаккорд в мажоре (I и IV).

Обращение D7 с разрешением в мажоре и гармоническом миноре.

Ум.35 на II ступени в миноре и гармоническом мажоре.

Минорная субдоминанта в гармоническом мажоре.

VII ум.7 в гармоническом мажоре на VII ступени.

Построение и пение:

- в пройденных тональностях D7 и его обращений.

- Ум.35 на II ступени, субдоминантовых аккордов, VII 7 в гармоническом мажоре;

- ум.35 на II и VII ступенях в гармоническом миноре;

- D7, ум.35, VII 7 от звука;

- аккордов от звука с разрешением трёх и четырёхголосно;

- пение мелодических оборотов с движением по звукам обращений D7, других пройденных аккордов.

- всех пройденных аккордов.

- Определение аккордов в нотном тексте.

Трезвучия главных ступеней с обращениями;

Ум.35 на II и VII ступенях в мажоре и миноре и от звука с разрешениями;

Водные септаккорды VII ступени в мажоре и миноре и от звука с разрешениями;

D7 с обращениями в тональностях и от звука с разрешениями;

D7 с разрешением в VI 35.

Септаккорд II ступени в мажоре и миноре. Ув.35 в мажоре и миноре.

Буквенное обозначение аккордов.

Т46, К 46.

- Построение, пение и игра на фортепиано в пройденных тональностях и от звука всех пройденных аккордов.

- Определение на слух и осознание аккордов в ладу и от звука.

Гармонические обороты

Главные функции – Тоника и Доминанта. Автентический оборот.

Определение на слух, пение скачков I  и V ступеней во всех вариантах:

I-V  вверх

I-V вниз

V-I вверх

V-I вниз

Функция  S – IV ступень.

I-IV – плагальный оборот.

Главные трезвучия лада

I (T) 5\3, IV (S) 5\3, V (D) 5\3

Медианта - III ступень

Определение на слух гармонических функций.

Умение отличить на слух автентический оборот от плагального.

Пение песенки про Медианту, определение медианты на слух в мажоре и миноре.

Плавное соединение  (с использованием обращений главных трезвучий) основных функций.

T 5\3 - S6\4 – T5\3 – D6 – T5\3

T6- S5\3 – T6 – D6\4 – T6

T6\4 – S6 – T6\4 – D5\3 – T6\4

Расположение этих оборотов в ладу.

Игра оборотов и определение на слух.

Написание в нотных тетрадях оборотов.

Гармонизация простых мелодических предложений.

D7 в автентическом обороте. Аккордовые цепочки с правилами гармонических последований.

Игра и определение на слух.

Гармонизация простых мелодических предложений.

Гармонические обороты с использованием Тонических, Субдоминантовых и Доминантовых функций.

Определение на слух и осознание:

функций аккордов, отдельных гармонических оборотов (гармонический анализ прослушанного отрывка).

Гармонизация простых мелодических оборотов.

Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту, в другом нотном тексте.

Гармонические обороты с использованием тонических, субдоминантовых, минорной субдоминанты и доминантовых функций.

Ум.35 на II и VII ступенях гармонического мажора и минора. VII ум.7 в гармоническом миноре и мажоре.

Модуляции.

Определение на слух и осознание:

- функций пройденных аккордов, отдельных гармонических оборотов, гармонический анализ прослушанного отрывка (типа полифонии);

- каденций;

- аккордовых последовательностей из 5-7 аккордов типа:

а) T6-D34-T35-VII7-D56-T35.

б)VIIум.7 – D56 - T35 по малым и большим секундам вверх и вниз.

Игра аккордовых последовательностей на фортепиано в пройденных тональностях.

Игра аккордовых последовательностей с модуляциями и отклонениями (для продвинутых учеников).

Определение по нотному тексту модуляций в параллельную тональность и аккордовых последовательностей в произведениях, исполняемых в классе.

Гармонические обороты с использованием тонических, субдоминантовых, минорной субдоминанты и доминантовых функций.

Ум.35 на II и VII ступенях гармонического мажора и минора. VII ум.7 в гармоническом миноре и мажоре.

М.7 с ум.5.

Прерванный оборот.

Виды каденций.

Аккордовых последовательностей типа:

а) T35-S46-S46(г.)-VIIум.7-D56-T35-S6-S6(г)-K46-D7-T.

б) M.7 – Ум.7VII - D56-T вверх и вниз по хроматизму от любого звука.

в) T35-D46-T6-S35-D2-T6-II7-II7(г.)-D34-T35.

Творческое сольфеджио

Сочинение

Сочинение ритма на заданный стихотворный текст. Сочинение ритма с помощью ритмических фигур (длительности нот). Досочинение окончания либо недостающего фрагмента мелодии. Сочинение мелодии в объеме заданного звукоряда.

Импровизация

Игра на черных клавишах (пентатоника) на заданный ритм.

Сочинение мелодического предложения:

(Вопрос – Ответ)

     T     D     T

Сочинение мелодий на заданный ритм.

Сочинение вариантов окончаний мелодий.

Сочинение пропущенных тактов в заданных мелодиях.

Импровизация на заданную интонацию.

Игра мелодии в мажоре и миноре на заданный ритм.

Сочинение более сложных мелодий в форме периода.

Сочинение мелодий в гармоническом миноре и мелодическом миноре. Сочинение мелодий в заданном ритме.

Сочинение мелодии на заданный гармонический оборот.

Импровизация на заданную интонацию.

Игра мелодии в тональностях до 2-х знаков на заданный ритм.

Гармонизация.

Подбор гармоний на заданную мелодию. Игра на фортепиано.

Импровизация на заданную интонацию.

Игра мелодии в тональностях до 3-х знаков на заданный ритм.

Импровизация.

Сочинение.

Гармонизация.

Импровизация и сочинение:

- мелодий различного характера, жанра (песня, танцы, марш);

- мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, движением по звукам обращений трезвучий главных ступеней, ум.35, D7;

- подголосков к данной или сочиненной мелодии;

- мелодий в тональностях до шести знаков с использованием пройденных ритмических и мелодических оборотов.

Подбор аккомпанемента.

Импровизация мелодий на заданный текст, ритм.

Знакомство с фактурными фигурациями аккомпанемента.

Сочинение, импровизация.

Гармонизация.

Сочинение и импровизация мелодий в гармоническом мажоре с использованием пройденных размеров и ритмических длительностей;

- мелодий различного характера, различной формы (на усмотрение педагога);

- мелодий с использованием  интонаций пройденных интервалов, аккордов;

- запоминание и запись сочинённых мелодий;

- подбор аккомпанемента к выученным мелодиям.

Сочинение.

Гармонизация.

Досочинение: мелодий различных по жанру песен (колыбельная, плясовая, лирическая и др.);

- подголосков к народным песням;

- сочинение мелодии Романса на любимые лирические стихи, подбор  аккомпанемента с использованием для записи аккордов буквенные обозначения.

Пение со своим сопровождением любимого романса, песен.

Подбор аккомпанемента к популярным песням.

Диагностика теоретических и практических навыков

Контрольный урок.

Письменная контрольная работа.

Контрольный диктант.

Устный опрос.

Учащиеся показывают полученные знания и навыки (освоение теоретических сведений, вокально-интонационные навыки, метроритмические навыки, развитие музыкального слуха и памяти, развитие ладогармонических навыков и способностей, развитие музыкально-аналитических навыков и творческих способностей) во всех видах деятельности.

Требования выпускного устного и письменного экзаменов.

Билеты устного экзамена.

Правила проведения экзамена.

Письменный экзамен: диктант, построение и разрешение интервалов, аккордов, гармонических оборотов.

Устный диктант: ответы на теоретические вопросы билета, пение музыкального примера с дирижированием.

Итоговое занятие

Подведение итогов.

Поощрения за достигнутые результаты (награждения, призы).

Задание на лето.

План на будущий учебный год.

Подведение итогов обучения.

Поощрения за достигнутые результаты (награждения, призы).

Список литературы

1. Калугина М., Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио». Методическое пособие для ДМШ. – М., 1987.

2.Дадиомов А.Е. «Начальная теория музыки». – М., 2003.

3. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь». – М., 1985.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы "Сольфеджио"

Программа учебного предмета УП.01. дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Сольфеджио». Срок реализации  8 (9) лет. Программа учебного предмета «Сольфеджио» разра...

Дополнительная общеобразовательная программа " Основы обучения эстрадному пению. Сольфеджио" (на 2014-15 учебный год)

Данная программа имеет ознакомительный уровень. По программе проводятся занятий для учащихся 2-4 классов по предмету сольфеджио для эстрадного пения....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальная грамота с элементами сольфеджио" (2014-2015 уч.г.)

Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 1 ступени для учащихся 1-2 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Сольфеджио" (2012 - 2013 уч.года)

Дополнительная образовательная программа для учащихся музыкально-хорового центра "Лель"...