Дополнительная общеобразовательная программа " Основы обучения эстрадному пению. Сольфеджио" (на 2014-15 учебный год)
рабочая программа по теме

Данная программа имеет ознакомительный уровень. По программе проводятся занятий для учащихся 2-4 классов по предмету сольфеджио для эстрадного пения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Основы обучения эстрадному пению.

Сольфеджио»

Направленность - художественная

Уровень – ознакомительный

Возраст учащихся – 2-4 классы

Срок реализации программы – 2 года

Авторы:

педагог дополнительного образования

Климась Александра Сергеевна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА - 2014

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Основы обучения эстрадному пению.

Сольфеджио»

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического  совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего  совета__________________/                               /



Предварительный просмотр:



Содержание

1. Пояснительная записка

2-8 стр.

2. Учебно-тематический план

9-10 стр.

3. Содержание программы

11-18 стр.

4. Методическое обеспечение программы

19-22 стр.

5. Список литературы

23-25 стр.

6. Приложение 1

Техника безопасности

26 стр.

7. Приложение 2

Аттестация учащихся

27-35 стр.

1. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Основы обучения эстрадному пению. Сольфеджио» является модифицированной, ознакомительного уровня и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений и знаний эстетическое воспитание формирует разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и ценностного отношения к миру. В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные эстетические творческие способности. Сформированная эстетическая культура личности снимает противоречия между чувствами и разумом, эмоциями и интеллектом, материальным и духовным, объективным и субъективным.

Эстетическое воспитание, развитие музыкальных способностей, формирование музыкальной культуры нужно начинать в детстве. Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства осуществляется посредством ознакомления их с художественными произведениями, особое место, среди которых занимает музыка. Музыкой можно изменять развитие человека, влиять на эмоциональное самочувствие ребенка.

Главной идеей программы является направленность на развитие индивидуальных способностей и интересов детей в пении, умения творить по законам красоты. В настоящее время пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений. Поэтому пение – действенное средство музыкально-эстетического воспитания детей. В пении соединены такие многогранные средства музыкально-эстетического воспитания человека, как слово и музыка.

Занятия пением дают возможность активно участвовать в исполнительском процессе, развивают музыкальные способности, воспитывают музыкальный слух, вкус, помогают обучающимся более полно раскрыть образ избранного им персонажа. Ребенок с помощью средств музыкальной выразительности доносит до зрителя характер своего героя, его эмоции. Это требует от учащихся устойчивых навыков чистого интонирования и умения держать строй в ансамбле, что, в свою очередь, зависит от уровня развития музыкального слуха исполнителя и его музыкальных  способностей.

В эстрадном пении большое значение придается умению учащихся грамотно и интонационно верно разбирать вокальные произведения. Без этого навыка невозможно освоение большого и разнообразного вокального репертуара. Следовательно, учащийся должен обладать способностью грамотно анализировать произведения и на основе своих музыкально-слуховых навыков точно интонировать незнакомую мелодию. Для этого обучающиеся должны иметь хорошо развитый внутренний слух. Внутренний слух является необходимым условием сознательного анализа музыки и любой музыкально-исполнительской деятельности. Именно поэтому, его развитие – одна из важнейших задач курса сольфеджио.

Внутренний слух является основным критерием музыкальности, которая в свою очередь, зависит, во-первых, от богатства музыкальных впечатлений учащихся; во-вторых, от качества их музыкального восприятия и памяти; в-третьих, от грамотного музыкального мышления обучающихся, умения разбираться в полученных музыкальных знаниях; в-четвертых, от способности применять музыкальные знания, умения, навыки на практике путем синтеза накопленных в памяти музыкальных представлений и теоретических знаний. Таким образом, музыкальные навыки тесно связаны между собой, развитие одного навыка способствует развитию другого и стимулирует развитие и других навыков. Успешная музыкальная деятельность возможна только при взаимодействии всех компонентов: эмоционального восприятия музыки, внутреннего слуха, музыкального мышления, памяти, правильной работы мышц голосового аппарата. Следует отметить необходимость комплексного обучения, при котором происходит одновременное развитие всех музыкальных способностей учащихся: слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, музыкального мышления, творческого воображения и эстетического вкуса. Вместе с тем в процессе музыкального обучения используются музыкальные методы, направленные на развитие каждого музыкального навыка в отдельности.

Развитие всех необходимых навыков и умений является одной из важнейших задач курса «Основы обучения эстрадному пению. Сольфеджио». Круг задач предмета сольфеджио обширен: сольфеджио способствует расширению музыкального кругозора учащихся, развитию музыкальных данных (слух, ритм, память), творческих способностей, ставит своей целью воспитание теоретически и практически грамотных вокалистов.

Отличительные особенности

Спецификой преподавания сольфеджио в эстрадном объединении является необходимостью сохранения тесной связи с исполнительской эстрадной деятельностью. Это, в свою очередь, делает необходимым изменение программы и методов работы по сравнению с общепринятым в музыкальных учебных заведениях. Целесообразно использовать эстрадный репертуар в качестве примеров для гармонического и слухового анализа, диктанта; также необходимо читать с листа и разучивать вокально-эстрадные, джазовые партии. Не менее важной задачей для предмета сольфеджио в эстрадном коллективе является установление тесной связи внутреннего слуха и голоса, т.е. музыкально-слуховых представлений и вокально-интонационных навыков. Без этой связи невозможно развитие голоса и исполнительской эстрадной деятельности учащихся.

Программа «Основы обучению эстрадному пению. Сольфеджио». написана на основе документа «Программа по сольфеджио для детских музыкальных школ» (Москва, 1984 г., автор Калужская Т.А.) и полученного собственного педагогического опыта с опорой на специальную и психолого-педагогическую литературу, практику работы педагога с детьми, полученных знаний на курсах повышения квалификации. Программа может корректироваться и дополняться каждый год с учётом полученных новых знаний, методик и др.

Программа «Основы обучению эстрадному пению. Сольфеджио» является ознакомительным уровнем. На обучение по данной программе могут быть приняты также дети, вновь прибывшие в эстрадное объединение.

Цель: развитие музыкального слуха, вокально-интонационных навыков и творческих способностей учащихся на занятиях сольфеджио с помощью различных форм освоения теоретических основ музыкального искусства для исполнительской деятельности в эстрадном коллективе.

Задачи:

образовательные:

  • знакомство с теорией музыки, особенностями различных стилей и направлений в музыке;
  • осмысление музыкальной логики произведения;
  • формирование вокально-интонационных навыков;
  • обучение ориентированию в ладу: определять на слух его вид, ступени, интервалы и аккорды лада;
  • обучение правильному и интонационно точному пению любых ступеней лада, интервалов и аккордов в ладу и от нот (как одноголосно, так и в ансамбле), воспроизведению выученной или незнакомой мелодии;
  • обучение навыкам записывать по слуху и на память несложной мелодии;
  • знакомство с основными средствами музыкальной выразительности;

развивающие:

  • развитие музыкальных способностей (слуха, памяти, чувства ритма);
  • развитие музыкального мышления, аналитического восприятия;
  •  развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие музыкально-эстетического вкуса учащегося, музыкально-слуховых и интонационных представлений;
  • развитие чувства тональности и чувства строя;
  • развитие слухового анализа музыкальных произведений;

воспитательные:

  • формирование интереса к изучаемому предмету, к музыке;
  • воспитание уважения, поддержки сверстников;
  • формирование коммуникативных способностей;
  • формирование культуры личности.

Возраст учащихся: 2-4 классы

Срок реализации программы: 2 года.

Форма и режим занятий:

занятия сольфеджио проходят 1 раз в неделю по 1 часу (45 мин. занятие, 15 мин. организованный отдых), 44 часа в год: 32 часа аудиторных занятий и 12 часов социальная практика (другие формы работы с детьми: концерты, фестивали, мероприятия и др.). Количество учащихся в группе составляет 12 человек.

На занятиях учитываются возрастные особенности развития детей, применяются различные формы и методы работы, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

Группа детей разновозрастная. В связи с этим учебный материал программы даётся детям в зависимости от их статуса в эстрадном объединении, их возрастных особенностей и творческих способностей.

Ожидаемые результаты

К концу 1-го года обучения учащиеся должны:

  • свободно ориентироваться до 2х знаков при ключе включительно;
  • определять на слух и петь гаммы мажора и минора (в 3х видах), устойчивые и неустойчивые ступени, мелодические обороты, опевания, диатонические секвенции, интервалы от ч.1 до ч.8 в ладу и от нот;
  • сочинять второе предложение в периоде (по принципу «вопрос» – «ответ»).

К концу 2-го года обучения учащиеся должны:

  • свободно ориентироваться в тональностях до 3х знаков при ключе включительно;
  • определять на слух и петь гаммы мажора и минора (в 3х видах) в различных ритмах с тактированием, устойчивые и неустойчивые ступени, мелодические обороты; опевания, диатонические секвенции, интервалы и их обращения в ладу и от нот; тоническое трезвучие и его обращения;
  • сочинять второе предложение в периоде (по принципу «вопрос» – «ответ»).

Методы оценки результатов обучения

Текущая оценка результатов обучения происходит в виде проверки домашних заданий, опроса учащихся и проведении небольших самостоятельных работ. В конце каждого полугодия проводятся итоговые занятия: первое занятие – теоретическое, второе – практическое.

2. Учебно-тематический план

Название разделов

Количество часов

1 год

2 год

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в предмет. Техника безопасности.

2

1

1

2

1

1

2.

Вокально-интонационные навыки

5

1

4

5

1

4

3.

Воспитание чувства метроритма

5

1

4

5

1

4

4.

Развитие музыкальной логики

3

1

2

3

1

2

5.

Развитие музыкального восприятия

3

1

2

3

1

2

6.

Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений

4

1

3

4

1

3

7.

Музыкальный диктант

3

1

2

3

1

2

8.

Воспитание творческих навыков

3

1

2

3

1

2

9.

Социальная практика

12

2

10

12

2

10

10.

Итоговые занятия

4

2

2

4

2

2

Итого:

44

12

32

44

12

32

3. Содержание программы

1-й год обучения

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: знакомство с предметом обучения, план работы на учебный год; основы обращения с выключателем, основы пользования электропианино, музыкальным центром, основы поведения на занятиях и в перерыве между занятиями;

Практика: применение полученных знаний в процессе обучения.

2. Вокально-интонационные навыки.

Теория: высокие и низкие звуки; клавиатура, регистр. Звукоряд, гамма. Тон, полутон, ступени. Лад. Мажор и минор; мажорное и минорное трезвучия; тоническое трезвучие. Тональность, тоника. Понятие (диезные-бемольные тональности;  обозначение и расположение диезов и бемолей на нотном стане; понятие бекар и его обозначение). Устойчивые и неустойчивые ступени. Опевание устойчивых ступеней. Строение мажорной и минорной гамм. Тональности (C dur - a moll, G dur – e moll, F dur – d moll, D dur – h moll). Понятие одноименной тональности. Поступенное движение и скачки на кварту, квинту, октаву в мелодии.

Практика: строение и пение мажорной и минорной  гамм (в 3х видах), построение и пение в мажоре и в миноре тонического трезвучия, пение устойчивых и неустойчивых ступеней, мелодических оборотов; построение и пение  интервалов (от ч.1 до ч.8) в ладу и от нот;  построение и пение мажорных и минорных трезвучий и их обращений. Пение мажорных и минорных гамм (натуральный мажор, натуральный и гармонический минор) до 2 знаков при ключе.

3. Воспитание чувства метроритма.

Теория: Метр. Ритм. Слабая и сильная доли. Восьмые, четверти, половинные, целые длительности. Темп. («largo», «grave», «adagio», «andante», «moderato», «allegretto», «allegro», «vivo, vivace», «presto»). Размер 2/4, 3/4, 4/4. Тактовая черта. Реприза. Пауза. (половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая). Затакт.

Практика: ритмические упражнения с использованием изученных рисунков в различных размерах на слоги и их прохлопывание; сольмизация нотных примеров; ритмический диктант; дирижирование на 2/4, 3/4, 4/4. Определение на слух размера при прослушивании музыкальных произведений 2/4, 3/4, 4/4. Определение на слух темпа и его название. Определение на слух паузы и её название. Движение под музыку (ходьба, бег, танец).

4. Развитие музыкальной логики.

Теория: мотив, фраза, предложение. Секвенция. Фермата, кульминация;

Практика: анализ знакомых и незнакомых произведений, определение количества фраз, предложений и их структуры, нахождение ферматы, кульминации, произведения; Нахождение в произведении секвенции, её расположение, пропевание секвенции по нотам, далее на слог, за тем со словами; выявление выразительных средств произведения в музыкальной речи.

5. Развитие музыкального восприятия.

Теория: определения на слух средств выразительности в музыкальной речи; динамика; фактура. Понятие («forte», «piano», «crescendo», «diminuendo», «sforzando», «cantabile», «dolce»); музыкальные жанры (народная музыка, духовная музыка, европейская классическая музыка).

Практика: определение на слух в произведении средств выразительности и их название, определение ферматы, кульминации, окончания произведения, деление его по фразам, предложением; сравнение фраз и предложений; определение на слух лада, его вида в миноре ступеней, мелодические обороты. Прослушивание произведений различных жанров и их определение.

6. Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений.

Теория: понятие интервал; аккорд. Канон; пение по нотам; пение вслух и про себя;

Практика: сольфеджирование одноголосных музыкальных примеров с дирижированием: разучивание, пение с листа в размерах 2/4,3/4,4/4. Пение тонического трезвучия, отдельных ступеней, мелодических оборотов типа V-I, I-VII-II-I, V-IV-VI-V и др. (на слог, с называнием звуков, с использованием лесенки). Работа с характерными интонационными формулами гармонического минора. Слуховое закрепление моделей натурального мажора, натурального и гармонического минора V- III -I ,V – VII- I,III- II -VII – I. Пение пройденных интервалов в тональности и вне тональности одно- и двухголосно м2,б2,м3,б3,ч4,ч5 на ступенях мажора и минора. Определение вида минора в звучащем музыкальном произведении. Чередование пения вслух и про себя. Пение знакомых мелодий с названием нот. Чтение с листа с дирижированием.

7. Музыкальный диктант.

Теория: диктант; основы записи на слух музыкального диктанта;

Практика: диктант на 2 такта с предварительным разбором (определение лада, тональности; определение длительностей и пауз; мелодические обороты.

8. Воспитание творческих навыков.

Теория: основы сочинения мелодии;

Практика: досочинение второго предложения по принципу «вопрос-ответ», сочинение мелодических вариантов фразы, импровизация на заданный текст или ритм, подбор баса или второго голоса к мелодии с использованием пройденных интервалов и мелодических оборотов.

9. Социальная практика.

Теория: закрепление и повторение учебного курса предмета сольфеджио; подготовка учащихся к конкурсам, фестивалям и мероприятиям разного уровня; основы сценической культуры исполнения;

Практика: репетиции выступлений, исполнение выученного произведения;

выполнение упражнений и заданий разного характера и сложности; участие в конкурсах, фестивалях; участие в мероприятиях разного уровня.

10. Итоговые занятия.

Теория: уметь дать определение и объяснить параллельные тональности, строение минора, (3 вида минора); интервалы от ч.1 до ч.8 и их тоновое соотношение, строение мажорного и минорного трезвучий и их обращений; основные функции лада, мотив, фраза, предложение, секвенция, кульминация, фермата; четверть с точкой в различных ритмических сочетаниях;

Практика: к концу первого года обучения учащиеся должны свободно ориентироваться в тональности до 2х знаков при ключе включительно; определять на слух и петь гаммы мажора и минора (в 3х видах), устойчивые и неустойчивые ступени, мелодические обороты; опевания, диатонические секвенции, интервалы от ч.1 до ч.8 в ладу и от нот, мажорные и минорные трезвучия и их обращения. Уметь анализировать вокальные произведения, исполняемые в классе; сочинять второе предложение в периоде (по принципу «вопрос» – «ответ»).

2-й год обучения

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: знакомство с предметом обучения, план работы на учебный год; основы обращения с выключателем, основы пользования электропианино, музыкальным центром; основы поведения на занятиях и в перерыве между занятиями;

Практика: применение полученных знаний в процессе обучения.

2. Вокально-интонационные навыки.

Теория: закрепление понятий (интервал, аккорд); трезвучия главных ступеней и их обращения, (уменьшённые и увеличенные трезвучия, обращение интервалов);  мажорные и минорные тональности до 3х знаков при ключе включительно; Транспонирование мелодии.

Практика: пение мажорных и минорных гамм, основные трезвучия лада и их обращения,  уменьшённые и увеличенные трезвучия, интервалы и их обращения в ладу и от нот; пение выученных мелодий, а также вокальных произведений a capella и с фортепиано. Транспонирование одного предложения  известной мелодии.

3. Воспитание чувства метроритма.

Теория: короткий и длинный пунктиры;  комбинации ритмического рисунка (четыре шестнадцатых, восьмая и две шестнадцатые; две шестнадцатые и восьмая в различных ритмических сочетаниях); Размер 6/8 и его дирижирование на две доли. Понятие гармоническое и мелодическое «ostinato».

Практика: ритмические упражнения с использованием изученных рисунков в различных размерах, сольмизация, ритмические диктанты; дирижирование на 2/4, 3/4, 4/4. Размер 3/8, 6/8 определение его на слух в произведении; тактирование, затем дирижирование в размере3/8, 6/8. Прослушивание произведений и нахождение гармонического и мелодического «ostinato».

4. Развитие музыкальной логики.

Теория: вокальная и инструментальная группировки; переменный лад; музыкальная форма: (период, куплетная форма, 2х-частная форма, 3х-частная репризная формы);

Практика: анализ по нотам музыкальных произведений и их отрывков с определением нотной группировки, прослушивание музыкального произведение и определение музыкальной формы, особенности мелодии и ритма; выявление музыкально-выразительных средств.

5. Развитие музыкального восприятия.

Теория: повторение и закрепление основ определения на слух пройденных элементов музыкального языка; Музыкальные жанры (блюз, джаз, кантри, рок-н-ролл, поп, хип-хоп);

Практика: определение на слух пройденных мелодических оборотов, основных функций лада, интервалов и трезвучий в ладу и от нот. Прослушивание музыкальных произведений и определение того или иного жанра).

6. Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений.

Теория: основы подбора на фортепиано мелодий, закрепление основ транспонирования мелодий, чтения с листа с дирижированием, чередования пения вслух и про себя;

Практика: транспонирование выученных мелодий. Чередование пения вслух и про себя. Чтение с листа с дирижированием. Подбор вслух, затем про себя на фортепиано знакомых мелодий.

7. Музыкальный диктант.

Теория: закрепление основ записи на слух музыкального диктанта с использованием пройденных элементов музыкального языка; Ритмический диктант.

Практика: письменный диктант на одно предложение с использованием пройденных мелодических оборотов, интервалов и ритмических рисунков. Письменный диктант на два такта с голоса. Прослушивание произведения и запись ритмического диктанта.

8. Воспитание творческих навыков.

Теория: закрепление основ сочинения мелодии;

Практика: прослушивание, затем досочинение второго предложения диктанта. Сочинение мелодий на данный текст, ритм, или с использованием пройденных интервалов и мелодических оборотов.

9. Социальная практика.

Теория: закрепление и повторение учебного курса предмета «Основы обучения эстрадному пению. Сольфеджио; подготовка обучающихся к конкурсам, фестивалям и мероприятиям разного уровня; основы сценической культуры исполнения;

Практика: репетиции выступлений, исполнение выученного произведения;

выполнение упражнений и заданий разного характера и сложности; участие в конкурсах, фестивалях; участие в мероприятиях разного уровня.

10. Итоговые занятия.

Теория: уметь дать определение и объяснить переменный лад, обращение интервалов, трезвучия главных ступеней и их обращения; музыкальная форма: (период, куплетная форма, 2х-частная форма, 3х-частная репризная форма; ритмические комбинации четыре шестнадцатых, восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая в различных ритмических сочетаниях);

Практика: к концу второго года обучения учащиеся должны свободно ориентироваться в тональностях до 3х знаков при ключе включительно; определять на слух и петь гаммы мажора и минора (в 3х видах) в различных ритмах с дирижированием; определять на слух и петь устойчивые и неустойчивые ступени, мелодические обороты; опевания, диатонические секвенции, интервалы и их обращения в ладу и от нот; трезвучия главных ступеней и их обращения; уметь проводить анализ вокального произведения произведения, исполняемые в классе; сочинять второе предложение в периоде (по принципу «вопрос» – «ответ»).


4. Методическое обеспечение программы

На каждом занятии педагог ведёт работу по всем разделам курса с применением различных форм и методов занятий, соответствующих возрасту обучающихся и уровню приобретенных ими навыков.

Знания по всем разделам курса даются по спирали, то есть каждый год увеличивается объем знаний по уже пройденной ранее теме, но при этом ребёнок приобретает новые навыки и умения и совершенствует старые, что дает ему возможность решать более сложные задачи.

Для успешной реализации поставленных задач по программе применяются следующие формы и методы работы:

1) вокально-интонационные упражнения (пение a cappella и с гармонической поддержкой):

- пение гамм;

- ступеней лада;

- мелодических оборотов;

- секвенций;

- интервалов и аккордов в ладу и от нот;

- пение интервальных и аккордовых цепочек на два голоса;

2) упражнения на воспитание чувства метроритма:

- определение и запись ритма стихов;

- повторение данного ритмического рисунка на слоги;

- прохлопывание ритма;

- сольмизация нотных примеров;

- дирижирование;

- определение на слух метроритма мелодии;

- исполнение ритмических партитур;

- ритмический аккомпанемент к песням;

3) гармонический анализ произведения (по нотам и на слух):

- разбор музыкального произведения или его отрывков: определение жанра, формы, особенностей гармонии, фактуры, мелодии и ритма, нахождение кульминации произведения;

- определение выразительных свойств изученных элементов музыкального языка;

- сравнительный анализ произведений.

4) слуховой анализ:

- определение на слух лада, его ступеней, пройденных интервалов и аккордов в ладу и от нот;

- определение на слух и запись цепочек интервалов и аккордов в ладу.

5) пение по нотам:

- сольфеджирование и пение с текстом нотных примеров, хоровых партий;

- пение с листа;

- пение с транспонированием;

- чередование пения вслух и про себя;

- пение выученных мелодий двухголосно дуэтом и с фортепиано.

6) сообщение теоретических сведений;

7) музыкальный диктант:

- повторение голосом прослушанной мелодии с названием нот (без записи);

- запись мелодии с предварительным разбором;

- запись мелодии без предварительного разбора, после настройки в соответствующей тональности;

- запись по памяти знакомых мелодий;

- запоминание по нотам (без звукового воспроизведения) незнакомых мелодий и их отрывков;

8) упражнения с голосом:

- подбор по слуху знакомых мелодий;

- пение песен и романсов;

9) импровизация и сочинение:

- импровизация ритмических и мелодических мотивов и фраз;

- сочинение второго голоса к данной мелодии;

- сочинение мелодий и ритмических рисунков с использованием пройденных элементов музыкального языка;

- сочинение мелодий на заданные стихи.

На 1-м году обучения дети получают теоретические знания и практические умения и навыки в простой и доступной форме для их возраста и способностей. На следующем году обучения дети получают новый учебный материал, который опирается на ранее полученные знания, умения и навыки. Обучение строится на основе принципа «от простого к сложному».

На занятиях по сольфеджио ведётся постоянная фронтальная работа со всей группой по всем разделам программы (сольфеджирование, анализ на слух, музыкальный диктант и др.). Это позволяет педагогу на каждом занятии осуществлять беглый текущий опрос всех учащихся.

На каждом занятии проверяется домашнее задание и проводится небольшая самостоятельная работа, что позволяет постоянно контролировать уровень знаний учащихся и выявлять их слабые стороны.

Приобретенные на занятиях знания и навыки требуется закреплять в домашней работе учащихся, которая включает в себя весь комплекс работы на занятии. Наибольшее предпочтение отводится творческим заданиям (подбор знакомых мелодий, сочинение мелодий на данный текст, ритмический рисунок, с использованием пройденного материала). Выполнение творческих заданий требует более скурпулезной самостоятельной работы и стимулирует интерес учащегося к предмету.

Условия реализации программы

  • учительский стол и стул;
  • синтезатор на учительском столе, электронное пианино (фортепиано);
  • телевизор, видеоплеер и музыкальный центр;
  • доска с разлинованным нотным станом (два ряда по 5 линеек), разноцветные мелки;
  • парты и стулья - два ряда;
  • наглядные пособия - плакаты с учебными материалами;
  • методические пособия для занятий сольфеджио: учебники и тетради по сольфеджио; специальная учебная, нотная, методическая и психолого-педагогическая литература.


5. Список литературы

Список нотной литературы

  1. Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976г.;
  2. Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М., 1975г.;
  3. Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы ДМШ. – М., 1979г.;
  4. Вахромеев В. Сольфеджио. – М., 1968г.;
  5. Давыдова Е. Запорожец С. Сольфеджио. Учебник для 3 класса ДМШ. – М., 1976г.;
  6. Далматов Н. Музыкальный диктант. – М., 1972г.;
  7. Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1. – М., 1978г.;
  8. Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2. – М., 1979г.;
  9. Калужская Т.А. Программа по сольфеджио для детских музыкальных школ. -М.,1984г.;
  10. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. – М., 1980г.;
  11. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 1 класса ДМШ. – М. 1989г.;
  12. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 2 класса ДМШ. – М. 1989г.;
  13. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для подготовительного  класса ДМШ. – М. 1989г.;
  14. Металлиди Ж. Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л., 1980г.;
  15. Музыкальные диктанты / Общая редакция В. Вахромеева. – М., 1975г.;
  16. Рубец А. Одноголосное сольфеджио. – М., 1981г.;
  17. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 1979г.


Список методической литературы

  1. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М., 1975г.;
  2. ДМШ. – М., 1975г.;
  3. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 2 класса ДМШ. – М., 1977г.;
  4. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3 класса ДМШ. – М., 1978.;
  5. Вопросы методики воспитания слуха / Под ред. Н. Островского. – Л., 1967г.;
  6. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1978г.;
  7. Калугина М. Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. – М., 1989г.;
  8. М. Котляревская –Крафт ,И. Москалькова ,Л. Бахтан. Сольфеджио.  Учебное пособие для подготовительных  отделений. М., С-  Пбг., 1995г.;
  9. Г. Шатковский. Развитие музыкального слуха.- М., 1996 г..

 

Психолого-педагогическая литература

  1. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1979.;
  2. Готовность к школе: Руководство практического психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Наука, 1995.;
  3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития;
  4. детей. - М: Просвещение, 1995.;
  5. Зимняя И.А.. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.;
  6. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М.: Линка-Пресс, 1997.;
  7. Психолого-педагогический словарь/ Сост. Межериков, под ред. П.И.
  8. Пидкасистого. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.;
  9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.;
  10. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.


Приложение 1

Техника безопасности

В целях безопасности своей жизни и жизни других детей, ребенок должен соблюдать следующие правила:

  1. не засовывать пальцы и различные предметы в электрическую розетку;
  2. пользоваться выключателем в случае необходимости;
  3. уметь пользоваться специальным музыкальным оборудованием (электропианино, музыкальным центром, телевизором, видеоплеером);
  4. при обращении со специальным музыкальным оборудованием, почувствовав неприятный запах, или услышав и увидев искру, немедленно прекратить действия, отойти от предмета и сообщить педагогу;
  5. на занятиях не качаться на стуле и не толкать парту;
  6. канцелярские предметы держать только в руках или на столе, и использовать их только в письменных целях;
  7. во время занятия и в перерывах по кабинету не бегать, не подходить близко к окну и не высовываться из него;
  8. не играть с острыми и колющимися предметами, не дергать руками за занавески.


Приложение 2

Аттестация учащихся

Текущая оценка результатов обучения происходит в виде проверки домашних заданий, опроса учащихся и проведении небольших самостоятельных работ.

В конце полугодия проводятся контрольные занятия: первое занятие – теоретическое, второе - практическое. Оценка знаний, умений и навыков, полученных за весь период обучения, происходит на итоговом занятии.

Критерии оценок:

Ответы по теории и практические задания оцениваются по баллам, которые присваиваются учащемуся за правильность, самостоятельность, аккуратность выполнения.

1-й год обучения

1-ое полугодие

Теория:

Опрос детей

  1. Дать определение: интервал, аккорд;
  2. Назвать интервалы и количество нот в интервалах;
  3. Рассказать строение натурального минора;
  4. Дать определение: параллельные тональности; способы их нахождений от минора и от мажора; назвать пример параллельных тональностей;
  5. Дать определение: мотив, фраза, кульминация.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Практические задания:

  1. Построить цепочку диатонических интервалов (пять интервалов) в заданной мажорной тональности с разрешением;
  2. Записать на слух ритмический диктант на 4 такта, предварительно определив размер такта;
  3. Записать на слух мелодическую композицию в заданной тональности на 2 такта;
  4. Пропеть вокально-интонационные упражнения в заданной тональности по схеме: гамма вверх-вниз, вводные ступени, устойчивое трезвучие, опевание устойчивых ступеней, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, пропеть аккорды по трезвучиям и их обращениям от заданных ступеней;
  5. Чтение с листа:
  • познакомиться самостоятельно с нотным примером;

у инструмента:        

  • просольмизировать нотный пример с названием ритмических слогов и с названием нот;
  • рассказать о структуре мелодии: количество фраз, предложений, движение мелодии, ритмические и мелодические особенности;
  • спеть настройку в тональность номера;
  • спеть нотный пример с дирижированием.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Общие критерии:

8-10 баллов – высокий уровень,

5-7 балла - средний уровень,

0-4 балла - низкий уровень.

2-ое полугодие

Теория:

Опрос детей

  1. Указать количество тонов и полутонов в интервалах до чистой октавы;
  2. Рассказать строение гармонического и мелодического миноров;
  3. Указать особенности 3х видов минора;
  4. Назвать параллельные тональности до 2х знаков при ключе включительно с указанием количества и порядка расстановки ключевых знаков;
  5. Дать определение: секвенция, фермата.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Практические задания:

  1. Построить цепочку диатонических интервалов (три интервала) от заданного звука; интервалы разрешить и определить их тональности;
  2. Переписать нотный пример, определить его тональность, расставить между нотами интервалы; странспонировать номер на тон вверх и записать номер в новой тональности;
  3. Записать на слух интервалы обозначениями;
  4. Записать на слух мелодический диктант на 4 такта;
  5. Пропеть цепочку интервалов (5 интервалов) в заданной тональности;
  6. Пропеть аккорды по трезвучиям и их обращениям от заданных ступеней;
  7. Чтение с листа:
  • познакомиться самостоятельно с нотным примером;

у инструмента:        

  • просольмизировать нотный пример с названием ритмических слогов и с названием нот;
  • рассказать о структуре мелодии: количество фраз, движение мелодии, ритмические и мелодические особенности;
  • спеть настройку в тональность номера;
  • спеть нотный пример с дирижированием.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Общие критерии:

8-11 баллов – высокий уровень,

5-7 балла - средний уровень,

0-4 балла - низкий уровень.

2-й год обучения

1-ое полугодие

Теория:

Опрос детей

  1. Дать определение: переменный лад;
  2. Дать определение: обращение интервалов; привести примеры интервалов;
  3. Объяснить строение трезвучий: уменьшенного, увеличенного, мажорного, минорного; привести примеры от любой ноты;
  4. Назвать аккорды главных ступеней; ступени, на которых они строятся; их интервальный состав;
  5. Назвать изученные параллельные тональности до 3х знаков при ключе включительно с указанием количества и порядка расстановки ключевых знаков.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Практические задания:

  1. Построить письменно и пропеть цепочку диатонических интервалов (три интервала) от заданного звука; интервалы разрешить и определить их тональности;
  2. Построить письменно и пропеть: уменьшенное трезвучие, увеличенное трезвучие, аккорды главных ступеней и их обращения в заданной тональности;
  3. Записать на слух ритмический диктант на 4 такта, предварительно определив размер такта;
  4. Записать на слух цепочку интервалов обозначениями;
  5. Написать мелодический диктант на 4 такта с предварительным разбором;
  6. Проанализировать за инструментом небольшой музыкальный пример, выявить музыкально-выразительные средства, найти и указать аккорды главных ступеней;
  7. Чтение с листа:
  • познакомиться самостоятельно с нотным примером;

у инструмента:        

  • просольмизировать нотный пример;
  • рассказать о структуре мелодии: количество фраз, движение мелодии, ритмические и мелодические особенности;
  • спеть настройку в тональность номера;
  • спеть нотный пример с дирижированием.

Критерии оценки:  

За каждое выполненное задание ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 7 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

Общие критерии:

8-12 баллов – высокий уровень,

5-7 балла - средний уровень,

0-4 балла - низкий уровень.

2-ое полугодие

Теория:

Опрос детей

  1. Дать определение: музыкальная форма; объяснить состав 3х-частной репризной формы;
  2. Объяснить метрическую особенность размера 3/8, 6/8 и варианты схем дирижирования;
  3. Назвать аккорды, из которых состоят обращения аккордов главных ступеней, их интервальный состав;
  4. Дать определение: гармоническое, мелодическое остинато;
  5. Назвать параллельные тональности до 3х знаков при ключе включительно с указанием количества и порядка расстановки ключевых знаков.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Практические задания:

  1. Построить письменно и пропеть цепочку диатонических интервалов (три интервала) от заданного звука; интервалы разрешить и определить их тональности;
  2. Построить письменно и пропеть: уменьшенное трезвучие, увеличенное трезвучие, аккорды главных ступеней и их обращения в заданной тональности;
  3. Записать на слух цепочку интервалов обозначениями;
  4. Написать мелодический диктант на 4 такта с предварительным разбором;
  5. Проанализировать за инструментом небольшой музыкальный пример, выявить музыкально-выразительные средства, найти и указать секвенции, аккорды главных ступеней;
  6. Спеть в заданной тональности несложные диатонические секвенции;
  7. Чтение с листа:
  • познакомиться самостоятельно с нотным примером;

у  инструмента:        

  • просольмизировать нотный пример;
  • рассказать о структуре мелодии: количество фраз, движение мелодии, ритмические и мелодические особенности;
  • спеть настройку в тональность номера;
  • спеть нотный пример с дирижированием.

Критерии оценки:  

За каждое выполненное задание ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 7 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

6-7 баллов – высокий уровень,

3-5 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Общие критерии:

8-12 баллов – высокий уровень,

5-7 балла - средний уровень,

0-4 балла - низкий уровень.


Протокол

результатов усвоения детьми учебного курса

по предмету сольфеджио

за 20______/__________учебный год

Группа _____________________

Ф.И.

ребёнка

_____________ год обучения

__________ полугодие

Теория

(баллы)

Практика

(баллы)

Сумма

(баллы)

Средний

балл

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итого по группе:

Низкий (Н) –        чел. (        %)

Средний (С) –        чел. (       %)

Высокий (В) –       чел. (       %)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа " Основы игры на фортепиано" (на 2014-15 учебный год)

По данной программе ведётся образовательный процесс в музыкально-хоровом центре "Лель" ГБОУ ЗДТДиМ по предмету фортепиано для учащихся 1-2 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа " Основы игры на фортепиано" (на 2014-15 учебный год)

По данной программе проходит образовательный процесс в музыкально-хоровом центре "Лель" по предмету фортепиано с учащимися 1-2 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа " Основы обучения эстрадному пению" (на 2014-15 учебный год)

Данная програма имеет ознакомительный уровень 1-й ступени. По программе проходит обучение учащихся 1-4 классов по предмету эстрадное пение....

Дополнительная общеобразовательная программа "Основы хорового пения. Младший хор" (2014-15 учебный год)

Программа музыкально-хорового центра "Лель" ознакомительного уровня 1 ступени для йчащихся 1-2 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальная грамота с элементами сольфеджио" (2014-2015 уч.г.)

Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 1 ступени для учащихся 1-2 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Основы хорового пения. Младший хор." (2014-2015 уч.года)

Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 1 ступени для учащихся 1-2 классов музыкально-хорового центра "Лель"...