ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРТЕПИАНО. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
рабочая программа по музыке на тему

Программа адресована детям в возрасте от 4 до 18 лет.

          Многие семьи рассматривают музыкальное образование как часть общего образования ребенка и стремятся к нему вне зависимости от его музыкального дарования. В отличие от ДМШ и ДШИ, где производится отбор детей по их музыкальным данным, мы предоставляем право на получение дополнительного музыкального образования всем желающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fortepiano_individualno.docx35.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

Школа «Содружество»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ФОРТЕПИАНО. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Студии музыкального творчества

«Торжество муз»

Возраст детей – 7 -18 лет

Автор – Волдина В.М.

педагог дополнительного образования

Москва

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа адресована детям в возрасте от 4 до 18 лет.

        Многие семьи рассматривают музыкальное образование как часть общего образования ребенка и стремятся к нему вне зависимости от его музыкального дарования. В отличие от ДМШ и ДШИ, где производится отбор детей по их музыкальным данным, мы предоставляем право на получение дополнительного музыкального образования всем желающим.

        Программа реализуется на внебюджетной основе.

           

ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью программы является воспитание основ музыкальной культуры воспитанников посредством овладения ими техники исполнительства на выбранном  инструменте и развития их музыкально-творческих способностей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи в области:

Обучения:

  1. Способствовать овладению детьми исполнительскими навыками игры на фортепиано, достаточном для художественного исполнения учебного репертуара;
  2. Обучить воспитанников навыкам подбора по слуху мелодии и сопровождения к ней;

Воспитания:

  1. Формировать у воспитанников устойчивый интерес к музыкально-исполнительскому искусству;
  2. Стремиться к формированию личности ребенка, способной к самостоятельной творческой работе в любой выбранной им в дальнейшем профессиональной деятельности;
  3. Воспитать у ребенка чувство ответственности за свои действия.
  4. Воспитать у юных музыкантов основы сценической и филармонической культур;
  5. Формировать у детей культуры межличностного общения.

Развития:

  1. Развивать музыкальные задатки и способности ребенка (музыкальный слух и память, чувство метро-ритма и музыкальной формы).
  2. Способствовать самореализации творческого потенциала ребенка в осознанной исполнительской деятельности.

           Образовательный процесс выстраивается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

           Особое значение придается проблеме мотивации учебно-творческой деятельности, ведущей к формированию устойчивого интереса к музыке. Огромная ответственность в этом возлагается на педагога, который являются «связующей нитью» между ребенком и искусством.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

По окончании обучения ребенок сможет продемонстрировать следующие результаты в областях:

Обучения:

  1. Владение исполнительскими навыками игры на выбранном фортепиано, достаточными для художественного исполнения учебного репертуара;

Воспитания:

  1. Устойчивый осознанный интерес к музыкально-исполнительскому искусству;
  2. Стремление творчески выполнять полученное задание и ставить для себя новые творческие  цели;
  3. Ответственность за свои действия, аккуратность и усидчивость в выполнении полученных заданий;
  4. Культуру поведения на сцене и филармоническом зале;
  5. Культуру межличностного общения.

Развития:

  1. Развитые музыкальные способности ребенка (музыкальный слух и память, чувство метро-ритма, исполнительская координация и эмоциональная отзывчивость), способствующие свободному, выразительному, грамотному, техничному, образно оправданному исполнению музыкальных произведений.
  2. Способность самореализации своего музыкально-творческого потенциала в осознанной исполнительской деятельности.

Учебно-тематический план программы «Фортепиано. Индивидуальное обучение»

№п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Техника безопасности

0,5

-

0,5

2

Ознакомление с инструментом и уход за  ним

0,5

0,5

1

3

Налаживание исполнительского

аппарата и овладение исполнительскими навыками

0,5

14

14,5

4

Чтение и анализ нотного текста. Подбор по слуху. Гармонизация.

0,5

3,5

4

5

Развитие слухового контроля

0,5

2,5

3

6

Работа над созданием

музыкально-художественного образа

0,5

2

2,5

7

Отработка тем с учетом

индивидуальных потребностей детей

0,5

8

8,5

8

Итоговое занятие

-

2

2

Общее количество часов

3,5

32,5

36

Содержание программы

Теория

Практика

Знакомство с обучающимися. Правила поведения на занятиях. Культура сценической одежды. План работы.

История и устройство фортепиано. Необходимость

содержания инструмента в чистоте.

Ознакомление с механикой фортепиано.

Принцип угасания и продления звука.

Гимнастика для корпуса, рук, пальцев

Упражнения: «сорока», « шалтай-болтай», «разминка»,«сорока», «колечки», «журавель», «цветок раскрывается» и др.

Посадка за инструментом, её целесообразность: опора ног,    положение рук, корпуса, локтей по отношению к клавиатуре.

Упражнения «Ручки вместе — ручки врозь», «Детский мир».

Ощущение подушечек и кончиков пальцев

Игры на вертикальное опускание пальца: «поцелуй с карандашиком», «мама-мама», «спелая ягодка» и др.

Координация рук, пальцев, ног.

Игра с переходом мелодии из одной руки в другую. Самостоятельность  каждого пальца. Игра: «рука-семья», где у каждого своя роль.  

Игра пьес народно-песенного содержания.

Игра: «ножки-вместе».

Ощущение и владение весом рук и  тела. Опора кисти и пальцев.

Воспроизведение и закрепление пианистических движений: «пружинка», «рука-шланг для поливки», «подвесной мост» и т.д.

Звукоизвлечение (туше): мягко, глубоко, твердо, легко, тяжело, резко и т.д.

Выработка начальных игровых движений, соответствующих нужному звуку. Преодоление детьми «ударности» рояля. Освоение понятий: «рояль поет», «пальцы погружаются», «мягко падают», «окунаются» и  т. д.  Е. Гнесина «Фортепианная азбука».

Штрихи — способ исполнения ряда звуков. Нон легато – (итал. non legato «не связанный») не связанное исполнение звуков, почти точно выдержанных по длительности звучания. Переход от звука к звуку сопровождается не указанной в нотах паузой.

Освоение общего правила упражнения: «опора-освобождение»- на распределение веса руки. Освоение свободы, незаторможенности   рук, устойчивость пальцев на пьесах: р.н.п. «Василек», укр.н.п. «Казачок», М. Красев «Журавель», В.Блат «Танец» и др.

Лега́то связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует. Графическое обозначение в нотной записи: дугообразная линия — лига, объединяющая ноты, исполняемые легато. Вербальное обозначение:  словом legato около соответствующей группы нот.

Овладение  приемом «из руки в руку» в мотивах из двух звуков, далее из  трех, четырех, пяти. Освоение приема в работе над пьесами народно-песенного содержания: «Тыном-таном» (словацкая), «Ночь» (армянская), И.Филипп «Колыбельная», Крутицкий «Зима» и др.

Стаккато (итал. staccato, сокращ. Stacc) - отрывисто. Графическое обозначение: посредством • или ′ над нотой, Стаккато требует такого исполнения, при котором тоны не примыкали бы непосредственно друг к другу, а отчетливо разделялись между собой хотя бы мельчайшими паузами.

Стаккато - короткое нон легато

Пальцевое стаккато от клавиши.

Кистевое  стаккато.

Подготовка активного, цепкого пальца, пружинистости запястья, мгновенное освобождение кисти на пьесах: У.н.п.  «Журавель», А. Руббах «Воробей», Н.Любарский «Курочка» и др.

Тенуто (итал. tenere — держать) — выдержанно, точно по длительности и ровно по силе. Графическое изображение: черточка над или под нотой. Тенуто — своеобразное выделение (не акцентируя) звука или слога в тексте, значительного по смыслу. 

Освоение  мягкого, глубокого погружения в клавиатуру.

Р.н.п. «Тень-тень», А. Руббах «Воробей», С. Майкапар  «Дождик» и др.

Акцент – сильное выделение (ударение) указанной знаком > ноты.

 

Освоение свободного падения руки с различной высоты.

Мгновенное освобождение кисти.

«Кукушка» (австр.н.п.), П. Берлин «Марширующие поросята», А.Руббах «Воробей», И.Беркович «Вальс»,

Л.Бетховен. Сонатина Фа-мажор.

Фортепианные принципы аппликатуры: рядом клавиша -рядом палец, через клавишу - через палец. Правила подкладывания первого пальца.

Освоение принципов аппликатуры: Этюды Е.Гнесиной,  Л.Николаева,  А. Гедике, К. Черни.

Шкала динамических оттенков от пианиссимо до фортиссимо.

Пьесы из сборников: «Первые шаги» под ред. Головиной, О. Геталова «К музыке с радостью» и др.

Педаль прямая-нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать. В нотах педаль обозначается буквой Р (или сокращением реd.), а ее снятие - звездочкой.

Освоение положения ноги на педали. Освоение принципа «взятие-снятие». Упражнения на развитие слухового контроля: «Диссонанс-консонанс», «Чистый родник» и др. В. Ребиков «Аннушка», А. Гречанинов «Мазурка»,

Э. Тетцель «Прелюдия», О. Геталова «Утро в лесу» и др.

Полупедаль – неполное нажатие педали. Применяется  как средство выразительности.

И.Бах «Ария» из французской сюиты До-минор, А.Казелла «Сицилиана» и др.

Пятипальцевые упражнения:  Шарль Луи Ганон № 1,2,3,4 - игра  в До-мажоре, по возможности в разных тональностях.

Гаммы. Мажорные, минорные (гармоническая, мелодическая), хроматическая. Параллельные: в октаву, терцию, дециму, сексту. Расходящиеся: от звука, неполная, полная.  

Гаммы: C, G. Двумя руками- 2 октавы, расходящаяся от звука.

Пассажи - (фр. passage, букв. — проход, переход, составляющая орнаментики). Пассаж — это последовательность звуков в быстром движении.

Гаммообразные пассажи: восходящие, нисходящие, уступчатые, секвенционные, параллельные, расходящиеся. Арпеджированные пассажи: короткие,  длинные, ломанные.

К .Черни-Гермер. Этюд  № 23, 31. И.Шитте. Этюды.

Аккорды - (от лат. «accordo»-согласовывать). Аккорд- созвучие из трех и более разновысотных музыкальных звуков. Акккорды в тесном расположении. Обращение трезвучия. Септаккорд с пропущенным терцовым либо квинтовым тоном.ттт

К.Черни-Гермер 50 маленьких этюдов № 1, 2, 3, 4, 5  ч.I и др.

Весовое погружение в клавиатуру, чувствительность подушечки пальцев, затухающая особенность фортепианного звука, концентрация на переходе со звука на звук, интонирование восходящих и нисходящих интервалов и т.д.

Пьесы народно-песенного содержания: П.И.Чайковский «Старинная французская песня», Штейбельт «Адажио», И.С. Бах «Менует» Соль-минор и др.

Чтение и анализ нотного текста

Знаки нотного письма (нотный стан,  нота, ключ, знаки альтерации, размер, тональность, темп, характер, аппликатура, штрихи, динамические нюансы, педаль, реприза).

Спокойное движение глаз вдоль нотных строк.

Фокусировка зрения между двумя строками нотного текста.

Ритмизация и сольмизация нотного текста с организующим движением мерных долей.

Сборник пьес «Первые шаги» под ред. Головиной, Пьесы № 1-30 из сборников Л. Николаева «Фортепианная игра», Е. Гнесина «Фортепианная азбука»,

 Л. Баренбойм и С. Ляховицкая «Хрестоматия для юных музыкантов» и др.

Подбор по слуху

Дифференциация звуковысотности.

Поступенное и скачкообразное  движение мелодии.

Транспонирование мелодий.

Упражнения - игры: «Више-ниже»,    «Чередовашки».  Песенки: «Андрей-воробей », «Уж как шла лиса», «Сорока» и др.

Упражнения-игры: «Вот иду я вверх, вот иду я вниз», «Лифт», «Альпинист».

Песенки для подбора:   «Василек», «Как пошли наши подружки», «Уж я колышек тешу», «Ходит зайка по саду»,  «Мой конек», «Дождик» и др.

Развитие слухового контроля

Внешний и внутренний слух. Слуховые представления.

Слуховая память. Прослушивание мелодической линии.

Динамический контроль.

Тренинг на активизацию внутреннего слуха, слуховых представлений и слуховых памяти: «Найди звук», «Соберем маме букет», «Гномы», «Лунная ночь», «Мелодия - душа» - пение мелодии с подтекстовкой, передавая характер, одновременно  исполняя партию левой руки и др.

Подведение итогов занятий и обучения.

Концерт для учащихся и родителей

           

Список литературы

  1. «Баюшки-баю». Изд-во «Владос», М. 2004г.
  2. «Музыкальное воспитание дошкольников» + хрестоматия, изд-во «Владос», М., 2000г
  3. Е. Дубровская «Ступеньки музыкального развития», М., изд-во Просвещение (Росмэн), 2006 г.
  4. Е. Критская, Г. Сергеева «Музыка». Изд. «Просвещение», М, 2002 г.
  5. Е. Юдина - «Первые уроки музыки и творчества» Изд. «Аквариум» М., 2000 г.
  6. З. Осовицкая, А.Казаринова - «В мире музыки» Изд. «Музыка», М., 2006 г.
  7. И. Агапова, М.Давыдова «30 музыкальных занятий», изд-во «Аквариум», ГИППВ 2002 г.
  8. М-Р. Гофман - «Музыка - друг на всю жизнь» Изд. «Музыка», М.,2009 г.
  9. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры» Учебное пособие для детей дошкольников и младшего школьного возраста Москва 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное обучение по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе "КОМП"

С обучающимися, проявляющими особые успехи в образовательной деятельности,   ведется индивидуальное обучение. На 1 году обучения обучающиеся проходят курс маленького пользователя. На 2 году обуче...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детского объединения «Батик» (индивидуальное обучение)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа детского объединения «Батик» (индивидуальное обучение)...

Мониторинг образовательных результатов и индивидуального развития учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Радость танца» возраст детей 7-10 лет 3 года обучения

  Представленные материалы являются обобщением опыта практического использования диагностики результатов образовательной деятельности, физического, творческого, личностного развития учащих...

Дополнительная общеобразовательная программа "Умелые ручки" индивидуальная работа

. Индивидуальная образовательная программа по разделу «Умелые ручки» разработана дополнительно, для индивидуальной работы с одаренными детьми, по основной общеобразовательной программе "Умелые ру...

Индивидуальный план обучающегося по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Робототехника»

Индивидуальный план обучающегосяпо дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программе «Робототехника»  Задача- подготовка обучающегося к соревнованиям по робототехнике различ...

Индивидуальный учебный план по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Юные лесоводы»

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Важно отметить, что целью деятельности учреждений дополнительного образования детей – это создание условий для жизненного,...

Индивидуальный учебный план по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Умелые ручки»

Направленность индивидуального учебного плана – художественная. Занятия по данному индивидуальному учебному плану  необходимы для того, чтобы ребенок смог раскрыть в них свои творческие спо...