Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детского объединения «Батик» (индивидуальное обучение)
учебно-методический материал (6 класс) на тему

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа детского объединения «Батик» (индивидуальное обучение)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_individualnogo_batik_ivanova_kontakt_bl_16.doc330.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта программы

1.

Полное название программы

«Батик». Программа детского творческого объединения росписи по ткани в технике батик

2.

Автор программы

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Иванова Людмила Николаевна

3.

Руководитель программы

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Иванова Людмила Николаевна

4.

Территория, представившая программу

Нижний Новгород

5.

Название проводящей организации

МБУ ДО ДЮЦ "Контакт"

6.

Адрес организации

Н.Новгород пр. Гагарина 110

7.

Телефон

465-52-01

8.

Форма проведения

Занятия детского творческого объединения

9.

Цель программы

Развитие творческих способностей учащихся; воспитание художественного вкуса, способности к переживанию чувства прекрасного от соприкосновения с искусством.

10.

Специализация программы

Художественная, циклическая

11.

Сроки реализации программы

2013-2018 гг.

12.

Место реализации программы

МОУ ДОД ДЮЦ "Контакт" Приокский район

13.

Официальный язык программы

Русский

14.

Условия участия в программе

Желание детей, заявление родителей


Введение

Декоративно-прикладное творчество в настоящее время – это важнейшая область современной художественной культуры. Как самостоятельная специфическая форма творчества, она отражает мир, используя свой художественный язык, позволяет преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.

Произведения декоративно-прикладного искусства находятся с человеком ежедневно, ежечасно, и, следовательно, должны быть содержательными, являться источником эмоций, эстетических переживаний. Особенно важным это стало в настоящее сложное время, когда идет обесценивание идеалов, пересмотр нравственных ценностей.  

Искусство росписи тканей пришло к нам из глубины веков, непревзойденными и в настоящее время по законченности, оригинальности и выразительности рисунка являются ткани Японии и других стран Востока. Поэтому занятия росписью не только соединяет культурные пласты прошлого и настоящего, но и знакомит с жанрами живописи народов разных стран. Прикладное творчество способствует духовному становлению личности, ее художественному и эстетическому развитию. Формируется своеобразие мироощущения, идет развитие индивидуальных особенностей молодого человека, раскрытие творческого потенциала.

Владение искусством росписи ткани расширяет творческие  возможности  учащихся, побуждает желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру.

1.Пояснительная записка

1.1.Направленность дополнительной образовательной программы

По содержанию программа соответствует художественной направленности.

1.2.Новизна дополнительной образовательной программы

В последние пятнадцать лет в психологии активно разрабатываются две основные модели, которые наглядно объясняют возникновение состояния самоограничения и то, каким образом человек попадает в тупиковые жизненные ситуации, почему не может выбраться из них благополучно:

Концепция привычной, «выученной» беспомощности. Это концепция для понимания наших жизненных конфликтов. Реакция беспомощности существует только потому, что мы думаем, будто не справимся с какой-то ситуацией. При этом руководствуемся не реальными обстоятельствами, а собственными убеждениями. Решив однажды, что невозможно повлиять на ход событий, мы и в самом деле перестаем на него влиять.

Концепция сбывающихся предсказаний. Эта концепция гласит, Что некое событие происходит потому, что мы его подсознательно ждали: если я ожидаю предполагаемых событий, то готовлю себя именно к ним. Значит вероятность того, что события будут развиваться именно так, как я думаю, увеличиваются.

Люди, охваченные беспомощностью, редко доводят до конца то, что начали, из-за постоянных сомнений в себе они остаются далеко позади своих же собственных возможностей, при малейших трудностях сдаются и опускают руки.

Эти убеждения возникают в самый ранний период обучения, еще в детстве, и преграждают дорогу возможным изменениям взглядов (Н. Пыжкова, психоаналитик). Все это отражается на развитии личности подростка, который страдает от внутренней инертности, заторможенности, усталости или бесцельной активности.

Помощь в преодолении этих убеждений подросткам может оказать не только психолог, но и педагог, занимающийся с ними творческой работой, их любимым делом.

Помочь учащимся решать эту проблему призвана теория ассертивности, которая положена в основу коллективной работы данного творческого объединения. Основой человеческих взаимоотношений является поддержание определенного равновесия между собственными   потребностями и потребностями других людей. Таким образом, такое качество как ассертивность – навык полного свободного самовыражения в контактах с другими людьми –  в первую очередь необходимо молодым людям, вступающим в жизнь.

Ассертивное поведение означает непосредственное, решительное и вместе с тем вежливое по отношению к другому человеку выражение своих чувств, позиции, мнений или желаний таким образом, чтобы при этом считаться с чувствами, позицией, мнением, правами и желаниями другого человека. Рекомендуется среди учащихся проведение тестирования типа поведения на «входе» и «выходе» обучения (см. приложение 2).

Ассертивный метод, используемый в работе творческого объединения, благоприятно влияет на установление гармоничных отношений в коллективе, что помогает совместной работе: беседам, обсуждению планов работы, идей, композиционного решения будущих картин. Творчество  в кругу людей, где относятся  друг  другу благожелательно, помогают ощущать взаимную поддержку, чувствовать собственную ценность для других приносит удовольствие вдвойне и помогает становлению личности.

1.3.Актуальность дополнительной образовательной программы

Актуальность программы заключается в создании условий для адаптации обучающихся в социуме посредством приобретения художественных знаний, умений и навыков, самоопределения творческой направленности в будущей деятельности.

Хочется напомнить, что приоритетными идеями содержания дополнительного образования является признание сущности и права учащегося на самоопределение и неотъемлемого права на свободу выбора.

В соответствии с данной установкой учащиеся определяют  собственное профессиональное направление развития, с помощью педагога выбирают вид художественного стиля, который помогает раскрыть их самобытность. Подросткам зачастую трудно определиться в мире не только взрослых людей, но среди сверстников, особенно тем, кто не обладает лидерскими качествами и уверенностью в себе.

Термин «творческий» понимается широко, суть его – привнесение в любое дело своего, индивидуального. Именно это индивидуальное есть духовный путь, который ведет к другим людям, открывает мир.

«Открытый мир» означает здесь не только мир творчества, который открывают для себя учащиеся, это – мир природы, мир добра и света в окружающих людях, воспринимаемый ими по-новому, это – открытый мир себя как личности по-настоящему свободной, уверенной, ориентированной на успех. Творческая деятельность не только прямо обеспечивает выявление способностей и развитие личности, творчество – это еще и одна из приемлемых форм психологической защиты, имеющих возможность помогать людям. На занятиях не ставятся конкретные задачи, чтобы данный учащийся стал художником или выбрал своей профессией роспись по ткани, хотя и это возможно. Выбранное увлечение должно помочь ему стать более творческим самим собою как член общества в общении с людьми, чтобы он приобрел общественно-творческий стиль, образ всей своей жизни.

Поэтому в созданном творческом произведении главное внимание стоит уделять не столько тому, является ли изделие истинным произведением искусства, сколько тому, как удалось учащемуся выразить свою индивидуальность и как это ему помогло, потому что это и есть истинная ценность. Большую роль в данной деятельности играет то внимание, которое педагог уделяет каждому учащемуся, именно дифференцированный подход позволит человеку ощутить себя самим собой, установить нравственные связи с другими людьми.

В этих условиях оптимальным количеством учащихся на занятиях является 8-10 человек.

1.4.Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы

Педагогическая целесообразность программы – в свободном выборе каждым обучающимся техники работы и ее тематики, углубленного изучения и достижения определенной степени мастерства.

1.5.Цель и задачи программы

Цель:

Развитие творческих способностей учащихся; воспитание художественного вкуса, способности  к переживанию чувства прекрасного от соприкосновения с искусством.

Задачи:

Образовательная.

Обучение учащихся различным приемам работы росписи ткани,  основным законам композиции, ознакомление с возможностью применения полученных навыков в творчестве.

 Развивающая.  

Развитие творческой инициативы и творческих способностей учащихся.

Воспитательная.

Приобщение к объектам искусства и декоративно-прикладного творчества, стремление  к сохранению культурных традиций.

1.6.Отличительные особенности образовательной программы от уже существующих в этой области

Отличительной особенностью данной программы является

дифференцированный подход к учащимся и возможность их самовыражения в творчестве как способа обеспечения психологически комфортного состояния в социуме.

1.7.Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Возраст детей, занимающихся в кружке, от 10 лет и выше. Это связано с тем, что роспись по ткани требует достаточно высокой степени точности и координации движений, сформированной к данному возрасту, что позволяет  учащимся получать хорошие результаты и моральное удовлетворение от работы.

1.8.Сроки реализации дополнительной образовательной программы 

Программа рассчитана на 2 года.

1.9.Формы и режим занятий

Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.

Занятия проводятся в соответствии с тематическим планом, в том числе теоретические и практические в стенах учебного заведения, а так же экскурсии по интересным местам, посещение выставок и библиотек, праздничные и организационные мероприятия.

1.10.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемые результаты первого года обучения

Ожидаемые результаты первого года обучения

 Учащийся должен знать:

Основы композиционного построения художественных работ

 Свойства линий в художественных композициях

Правила ритмического построения художественных композиций

Основные характеристики цветовой гаммой

Правила составления гармоничной композиции

 Последовательность выполнения технологического процесса художественной росписи по ткани методом холодного батика с использованием прозрачного контура.

Учащийся должен уметь:

Грамотно размещать композицию в листе

Выполнять рисунок резервирующих составом

Проводить тестирование на отблеск и воду

Выполнять рисунок красками

Закреплять красящие вещества.

Ожидаемые результаты второго года обучения

Учащийся должен знать:

Пространственное построение, масштабность и принципы заполнения пространства

Значение формы и массы в создании композиции

Принципы выполнения техники свободной 

росписи по ткани

Принципы построения и последовательность прорисовки фигуры в человека.

Учащийся должен уметь:

Правильно составлять эскиз для художественной работы

Использовать технику свободный росписи по ткани

Выполнять рисунок непрозрачным резервирующим составом

Выполнять прорисовку деталей

Получать дополнительные эффекты с помощью специальных средств.

Формы подведения итогов

Результативность дополнительной образовательной программы определяется посредством промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в форме выставок готовых работ, которые проводятся в рамках клуба, где проходят занятия.

2.Учебный план

Наименование раздела

1 год

2 год

ИТОГО по программе

Батик

+

+

144

ИТОГО:

72

72

144


Учебно-тематический план

1-й год обучения

п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности

2

2

2

Цветоведение. Ознакомление с художественными работами известных мастеров в иллюстрациях и репродукциях

2

2

3

Разработка эскиза для выполнения художественной росписи по ткани

2

2

4

Выполнение эскиза панно по теме «Цветок ириса»

2

2

5

Подготовка материалов и рамы для батика.

Перевод рисунка на ткань

2

2

6

Нанесение резервирующих состава

2

2

7

Тестирование на отблеск и воду

2

2

8

Подбор красок, смешивание цветов и нанесение на ткань

2

2

9

Цветовое решение лепестков цветка

2

2

10

Цветовое решение листьев

2

2

11

Цветовое решение фона

2

2

12

Декоративное оформление готовой работы. Просушивание и доработка отдельных элементов работы

2

2

13

Правила цветовой гармонии композиции.

Просмотр иллюстраций работ художников в журналах

2

2

14

Разработка эскизов панно для выполнения художественной росписи по ткани по теме «Тюльпаны»

2

2

15

Подготовка материалов и рамы для батика. Перевод рисунка на ткань «Тюльпаны»

2

2

16

Нанесение резервирующего состава. Дополнительное резервирование

Тестирование на отблеск и воду

2

2

17

Цветовое решение цветков тюльпанов с многообразием оттенков

2

2

18

Цветовое решение листьев, стеблей, травы

2

2

19

Цветовое решение фона. Просушивание и доработка отдельных элементов работы

2

2

20

Основные законы композиции. Значение и свойства линий. Просмотр иллюстраций работ художников в технике акварели для использования в росписи по ткани

2

2

21

Разработка эскиза панно для выполнения художественной росписи по ткани по теме «Дно моря»

2

2

22

Подготовка материалов и рамы для батика.  Перевод рисунка на ткань «Дно моря»

2

2

23

Нанесение резервирующего состава

Тестирование на воду блеск и воду. Дополнительное резервирование

2

2

24

Цветовое решение раковин

2

2

25

Цветовое решение мелких элементов

2

2

26

Цветовое решение фона. Нанесение дополнительных средств для получения декоративных эффектов

2

2

27

Просушивание и доработка отдельных элементов работы. Оформление работы

28

Основные законы композиции. Варианты ритмического построения композиции. Просмотр иллюстраций работ в технике холодного батика в Интернете

2

2

29

Разработка эскиза панно для выполнения художественной росписи по ткани по теме «Морские рыбы»

2

2

30

Подготовка материалов и рамы для работы.

Перевод рисунка на ткань по теме «Морские рыбы»

2

2

31

Нанесение резервирующего состава

Тестирование на отблеск и воду. Дополнительное резервирование

2

2

32

Цветовое решение большой рыбы

2

2

33

Цветовое решение мелких элементов

2

2

34

Цветовое решение фона. Нанесение дополнительных средств для получения декоративных эффектов

2

2

35

Просушивание и доработка серебристым контуром

2

2

36

Оформление работы и подготовка работ к мини- выставке

2

2

37

Проведение мини –выставки

2

2

Итого:  

72

10

62

Учебно-тематический план

Второй год обучения

п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Правила техники безопасности. Актуализация опорных знаний

2

2

2

Масштабность и заполнение пространства.

Просмотр иллюстраций и репродукций картин известных художников

2

2

3

Разработка эскиза для выполнения художественной росписи по ткани. Панно «Деревенский пейзаж»

2

2

4

Подготовка материалов и рамы для батика.

 Перевод рисунка «Деревенский пейзаж» на ткань

2

2

5

Нанесение резервирующих состава

Тестирование на отблеск и воду. Дополнительное резервирование

2

2

6

Цветовое решение крупных элементов переднего плана: дерево, домики

2

2

7

Цветовое решение элементов второго плана

2

2

8

Цветовое решение дальнего плана.

Нанесение дополнительных средств для получения декоративных эффектов

2

2

9

Просушивание и доработка отдельных элементов работы.

 Оформление готовой работы «Деревенский пейзаж»

2

2

10

Значение формы и массы в создании композиции.

Просмотр иллюстраций репродукций картин известных художников

2

2

11

Разработка эскизов для выполнения художественной росписи по ткани.

Панно «Городской пейзаж»

2

2

12

Подготовка материалов и рамы для батика.

Перевод рисунка «Городской пейзаж» на ткань

2

2

13

Нанесение непрозрачного резервирующего состава Тестирование на отблеск и воду.

Дополнительное резервирование

2

2

14

Цветовое решение домов переднего плана, поляны, деревьев

2

2

15

Цветовое решение второго плана

2

2

16

Цветовое решение воды и неба. Нанесение дополнительных средств для получения декоративных эффектов

2

2

17

Просушивание и доработка отдельных элементов пейзажа. Оформление готовой работы «Весенний пейзаж»

2

2

18

Техника свободной росписи. Просмотр иллюстраций акварелей и готовых работ в технике батика в Интернете

2

2

19

Сочетание в работе техники свободной росписи с техникой резервирования части рисунка.

Выполнение пробной работы. Экспериментальный эскиз

2

2

20

Разработка эскиза для выполнения художественной росписи по ткани. Панно «Морской пейзаж»

2

2

21

Подготовка материалов и рамы для батика.

Перевод рисунка «Морской пейзаж» на ткань

2

2

22

Нанесение резервирующего состава

Тестирование на отблеск и воду.

Дополнительное резервирование

2

2

23

Цветовое решение крупных элементов рисунка: маяк, домик, деревья

2

2

24

Выполнение элементов берега методом свободной росписи

2

2

25

Прорисовка неба и моря методом свободной росписи

2

2

26

Дополнительная прорисовка отдельных элементов.

Нанесение дополнительных средств для получения декоративных эффектов

2

2

27

Просушивание оформление готовой работы «Морской пейзаж»

2

2

28

Построение и прорисовка фигуры человека. Просмотр художественных работ репродукций известных художников

2

2

29

Разработка эскиза для выполнения художественной росписи по ткани. Панно «Ангел Рождества»

2

2

30

Подготовка материалов и рамы для батика. Перевод рисунка «Ангел Рождества» на ткань

2

2

31

Нанесение серебристого резервирующего состава Тестирование на отблеск и воду.

Дополнительное резервирование

2

2

32

Выполнение светового решения элемента «Ангел»

2

2

33

Цветовое решение окружающих элементов: стены, крыши, башни, деревья

2

2

34

Цветовое решение элементов дальнего плана и неба.

Нанесение дополнительных средств для получения декоративных эффектов

2

2

35

Просушивание и доработка отдельных элементов работы «Ангел Рождества». Оформление готовой работы

2

2

36

Проведение мини- выставки готовых работ

2

2

Итого:

72

10

62

 

 


3.Календарный учебный график

Год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Всего

учебных часов/

недель

01.09 – 07.09

08.09. – 14.09

15.09. – 21.09

22.09. – 28.09

29.09 – 05.10

06.10 – 12.10

13.10 – 19.10

20.10 – 26.10

27.10 – 02.11

03.11 – 09.11

10.11 – 16.11

17.11 – 23.11

24.11 – 30.11

01.12 – 07.12

08.12. – 14.12

15.12. – 21.12

22.12. – 28.12

29.12 – 04.01

05.01 – 11.01

12 .01 – 18.01

19.01 – 25.01

26.01 – 01.02

02.02 – 08.02

09.02 – 15.02

16.02 – 22.02

23.02 – 01.03

02.03 – 08.03

09.03 – 15.03

16.03 – 22.03

23.03 – 29.03

30.03 – 05.04

06.04 – 12.04

13.04 – 19.04

20.04 – 26.04

27.04 – 03.05

04.05 – 10.05

11.05 – 17.05

18.05 – 24.05

25.05 – 31.05

01.06. – 07.06

08.06 – 14.06

15.06 – 21.06

22.06- 28.06

29.06 – 05.07

06.07 – 12.07

13.07 – 19.07

20.07 – 26.07

27.07 – 02.08

03.08 – 09.08

10.08 – 16.08

17.08 – 23.08

24.08 – 30.08

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

1 год обучения

72/36

2 год обучения

72/36

Условные обозначения:

Входная  диагностика

6

Ведение занятий с общей нагрузкой 6 часов в неделю

Каникулярный период

4

Ведение занятий с общей нагрузкой 4 часа в неделю

   

Итоговая аттестация

 


4. Рабочая программа курса

Содержание программы

  1. год обучения

  1. Основы композиции.  Изучение понятий:

- перспектива,

- законы композиции,

- значение и свойства линий,

  1. Цветоведение. 

Цветовой тон, насыщенность, светлота.

  1. Техника росписи с использованием разъединяющих средств.

Контурные средства.

Красильные растворы.

Тестирование на отблеск и воду.

  1. Ознакомление с предметами искусства и декоративно-прикладного творчества.

  1. Техника росписи с использованием прозрачных  резервирующих средств.

  1. Роспись по влажной поверхности с растяжками цвета.

Содержание программы

  1. год обучения

  1. Основы композиции. Изучение понятий:

-формы,

-массы,

-масштабность и заполнение пространства.

  1. Цветоведение.

Цветовые сочетания и их воздействие.

  1. Принципы декорирования изделий на заключительном этапе работы. Материалы и средства декорирования.

  1. Использование непрозрачных разъединяющих средств.

  1. Ознакомление с предметами искусства и декоративно-прикладного творчества.

  1. Техника свободной росписи. Нанесение изображения крупными мазками. Роспись по сухой ткани.

Практические работы

Первого года обучения

Выполнение панно:

«Цветок ириса»,

«Тюльпаны»,

«Дно моря»,

«Морские рыбы» (см . приложение 1)

Практические работы

Второго года обучения

Выполнение панно:

«Деревенский пейзаж»,

«Городской пейзаж»,

«Морской пейзаж»,

«Ангел Рождества» (см . приложение 2

Практические работы

5. Оценочные материалы (диагностика и мониторинг)

В конце 1-го года обучения проводится промежуточная аттестация учащихся детского творческого объединения. В конце 2-го года обучения проводится итоговая аттестация. Результаты освоения программы  и заносятся в протокол.

5.1.Промежуточная аттестация учащихся по окончании

1-го года обучения

Форма проведения: выполнение работы (контрольное занятие)

Механизм оценки знаний и умений учащихся

Результаты оценки знаний и умений учащихся оформляются в виде протокола (форма определена локальным актом учреждения)

Фамилия

имя

учащегося

Критерии оценки уровня освоения программы в соответствии с ДОП

Общий уровень освоения ДОП

Знание основных правил составления гармоничной композиции

Знание принципов работы с хроматической и ахроматической цветовой гаммой

Владение основным приемом росписи в технике холодного батика

Умение тестирования на отблеск и воду

Умение закреплять красящие вещества

Количественный результат (проценты)

Качественный результат (низкий, средний, высокий)

По каждому критерию педагогом в протоколе делается отметка (плюс или минус):

«+» ставиться при наличии критерия при оценке работы учащегося;

«-»  ставиться при отсутствии критерия при оценке работы учащегося.

Общий уровень освоения дополнительной образовательной программы высчитывается по формуле:

n=

количество «+»  х 100

количество критериев

где n – общий уровень освоения дополнительной образовательной программы

Качественный уровень освоения программы определяется следующим образом:

  • 20-40 % - низкий уровень освоения программы;
  • 60 % - средний уровень освоения программы;
  • 80-100 % - высокий уровень освоения программы.

Результаты промежуточной диагностики в конце 1-го года обучения становятся основой для организации дифференцированного обучения по программе.

5.2.Промежуточная аттестация учащихся по окончании

2-го года обучения

 

Форма проведения: выполнение работы (контрольное занятие)

Механизм оценки знаний и умений учащихся

Результаты оценки знаний и умений учащихся оформляются в виде протокола (форма определена локальным актом учреждения)

Фамилия

имя

учащегося

Критерии оценки уровня освоения программы в соответствии с ДОП

Общий уровень освоения ДОП

Грамотное построение композиции

Выполнение композиции на ткани в технике свободной росписи

Выполнение прорисовки деталей на сухой ткани

Использование в работе непрозрачных резервирующих составов

Выполнение технологического процесса художественной росписи

Количественный результат (проценты)

Качественный результат (низкий, средний, высокий)

По каждому критерию педагогом в протоколе делается отметка (плюс или минус):

«+» ставиться при наличии критерия при оценке работы учащегося;

«-»  ставиться при отсутствии критерия при оценке работы учащегося.

Общий уровень освоения дополнительной образовательной программы высчитывается по формуле:

n=

количество «+»  х 100

количество критериев

где n – общий уровень освоения дополнительной образовательной программы

Качественный уровень освоения программы определяется следующим образом:

  • 20-40 % - низкий уровень освоения программы;
  • 60 % - средний уровень освоения программы;
  • 80-100 % - высокий уровень освоения программы.

Результаты промежуточной диагностики в конце 2-го года обучения становятся основой для организации дифференцированного обучения по программе.

6.Методические материалы

6.1. Методические рекомендации по реализации образовательной программы

Методическое сопровождение

В ходе работы используются методики стимуляции творчеством:

Выбор рисунка для художественной композиции по желанию учащегося,

Художественное осмысление произведений искусства и декоративно-прикладного творчества,

Уважительное отношение к выбору творческого направления деятельности учащегося.

Формы занятий:

Теоретическое объяснение материала, выбор идей композиций и обсуждение техники выполнения.

Форма подведения итогов:

Совместное с обучающимся обсуждение результатов работы, акцентирование положительных моментов композиции.

Участие в выставках в рамках детского клуба района и города.

Дидактический материал: 

Альбомы репродукции картин известных художников, иллюстрированные журналы и художественные открытки, материалы художников по батику из Интернета.

6.2.Перечень методических разработок

- Материалы семинара росписи по ткани «Техника выполнения методом холодного батика панно «Маки»

- Материалы открытого занятия по теме: «Выполнение композиции в технике холодного батика»

- Материалы открытого занятия по теме: «Дополнительные композиционные эффекты. Нанесение веществ для обогащения фактуры ткани».

6.3.Перечень дидактического материала

- Папка с композициями художественных работ по теме «Цветы и растения»

- Папка с композициями работ по теме «Животные и птицы»

- Папка с композициями работ морской тематики

- Папка с композициями работ с фигурами людей

- Папка с композициями работ пейзажного характера.

7.Техническое обеспечение программы

Для росписи по ткани необходимо основное оснащение, которое не зависит от вида техники работы. Однако каждая техника требует дополнительных особых материалов.

Рисунки и узоры могут быть выполнены на хлопчатобумажной и шелковой ткани.

Ткань до начала работы необходимо натянуть на подрамник из мягкой древесины с помощью кнопок или булавок.

Для защиты  поверхности подрамника от краски можно использовать клейкую ленту.

Кисти используются беличьи или колонковые номеров от 2 до 5 и от 18 до 20; можно использовать и грубые кисти различной величины для нанесения жидкого воска.

В существующем многообразии красок следует различать краски, которые фиксируются паром и утюгом. Краски, фиксируемые паром, имеют дополнительные возможности, особенно в области акварельной техники.

Для смешивания красок в качестве палитры могут быть использованы палитра для акварельной живописи, блюдца, стеклянная или керамическая плитка. Для хранения красок используются закрываемые сосуды.

Для нанесения разъединяющего средства – резервирующего контура – можно воспользоваться специальными стеклянными трубочками для батика.

Для того, чтобы растопить воск, используется кастрюля для водяной бани и маленький металлический сосуд для воска, а также нагреватель для воды.

Прежде чем нанести на ткань контур рисунка, его набросок выполняется в натуральную величину на листе бумаги. Рисунок переносится непосредственно на ткань с помощью карандаша. Однако предпочтительно выполнять его фантомными штифтами, которые исчезают по истечении времени.

Средства для нанесения контуров могут быть прозрачными или цветными и должны наноситься достаточно плотно.

Хозяйственные свечи могут выполнять роль разъединяющего средства, так как краска, разбавленная водой, не смешивается с воском.

Для ускорения процесса высыхания может быть использован фен.

Необходимыми в процессе работы являются утюг, ножницы, баночки, нитки, бумага для снятия воска.


8.Список литературы

8.1. Список литературы для педагогов:

  1. Основы художественного оформления текстильных изделий. В.Н. Козлов, М, 1981.
  2. Н. Пезешкиан, Х. Пезешкиан. позитивная психотерапия – транскультуральный и междисциплинарный подход. Германское общество позитивной психотерапии, Висбаден, Германия.
  3. Г.М. Шеламова Деловая культура и психология общения. АСАДЕМА, М, 2002.
  4. Советское декоративное искусство 1945-1975, «Искусство», М, 1989.
  5. Энциклопедия художника. Искусство батика. АСТ, «Астрель», М, 2001.

8.2. Список литературы для обучающихся:

  1. Е.Э. Аллахвердова. Батик. Глина. Дерево. АСТ, «Астрель», М, 2001.
  2. Г. Терешина. Батик своими руками. М. «АСТ-Пресс» 2006.
  3. Рози Робинсон. Искусство батика. Техника и образцы. М. «Ниола-пресс», 2007.
  4. Искусство батика. Для начинающих и студентов художественных ВУЗов. М. АСТ Внешсигма 2001.
  5. Волшебный батик. Елена Шилкова. РИПОЛ классик. Москва 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"

   Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"

В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...

Дополнительная общеобразовательная программа детского объединения "Народные промыслы"

Данная программа создана с опорой на типовую программу, адаптированная под местные условия. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью,  и...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Батик»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Батик»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма "Фитнес аэробика"

Программа направлена не только на получение детьми углубленных образовательных знаний, умений и навыков по спортивной аэробике, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, ...