Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детского объединения «Батик» (индивидуальное обучение)
учебно-методический материал (6 класс) на тему
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детского объединения «Батик» (индивидуальное обучение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_individualnogo_batik_ivanova_kontakt_bl_16.doc | 330.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта программы
1. | Полное название программы | «Батик». Программа детского творческого объединения росписи по ткани в технике батик |
2. | Автор программы | Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Иванова Людмила Николаевна |
3. | Руководитель программы | Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Иванова Людмила Николаевна |
4. | Территория, представившая программу | Нижний Новгород |
5. | Название проводящей организации | МБУ ДО ДЮЦ "Контакт" |
6. | Адрес организации | Н.Новгород пр. Гагарина 110 |
7. | Телефон | 465-52-01 |
8. | Форма проведения | Занятия детского творческого объединения |
9. | Цель программы | Развитие творческих способностей учащихся; воспитание художественного вкуса, способности к переживанию чувства прекрасного от соприкосновения с искусством. |
10. | Специализация программы | Художественная, циклическая |
11. | Сроки реализации программы | 2013-2018 гг. |
12. | Место реализации программы | МОУ ДОД ДЮЦ "Контакт" Приокский район |
13. | Официальный язык программы | Русский |
14. | Условия участия в программе | Желание детей, заявление родителей |
Введение
Декоративно-прикладное творчество в настоящее время – это важнейшая область современной художественной культуры. Как самостоятельная специфическая форма творчества, она отражает мир, используя свой художественный язык, позволяет преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.
Произведения декоративно-прикладного искусства находятся с человеком ежедневно, ежечасно, и, следовательно, должны быть содержательными, являться источником эмоций, эстетических переживаний. Особенно важным это стало в настоящее сложное время, когда идет обесценивание идеалов, пересмотр нравственных ценностей.
Искусство росписи тканей пришло к нам из глубины веков, непревзойденными и в настоящее время по законченности, оригинальности и выразительности рисунка являются ткани Японии и других стран Востока. Поэтому занятия росписью не только соединяет культурные пласты прошлого и настоящего, но и знакомит с жанрами живописи народов разных стран. Прикладное творчество способствует духовному становлению личности, ее художественному и эстетическому развитию. Формируется своеобразие мироощущения, идет развитие индивидуальных особенностей молодого человека, раскрытие творческого потенциала.
Владение искусством росписи ткани расширяет творческие возможности учащихся, побуждает желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру.
1.Пояснительная записка
1.1.Направленность дополнительной образовательной программы
По содержанию программа соответствует художественной направленности.
1.2.Новизна дополнительной образовательной программы
В последние пятнадцать лет в психологии активно разрабатываются две основные модели, которые наглядно объясняют возникновение состояния самоограничения и то, каким образом человек попадает в тупиковые жизненные ситуации, почему не может выбраться из них благополучно:
Концепция привычной, «выученной» беспомощности. Это концепция для понимания наших жизненных конфликтов. Реакция беспомощности существует только потому, что мы думаем, будто не справимся с какой-то ситуацией. При этом руководствуемся не реальными обстоятельствами, а собственными убеждениями. Решив однажды, что невозможно повлиять на ход событий, мы и в самом деле перестаем на него влиять.
Концепция сбывающихся предсказаний. Эта концепция гласит, Что некое событие происходит потому, что мы его подсознательно ждали: если я ожидаю предполагаемых событий, то готовлю себя именно к ним. Значит вероятность того, что события будут развиваться именно так, как я думаю, увеличиваются.
Люди, охваченные беспомощностью, редко доводят до конца то, что начали, из-за постоянных сомнений в себе они остаются далеко позади своих же собственных возможностей, при малейших трудностях сдаются и опускают руки.
Эти убеждения возникают в самый ранний период обучения, еще в детстве, и преграждают дорогу возможным изменениям взглядов (Н. Пыжкова, психоаналитик). Все это отражается на развитии личности подростка, который страдает от внутренней инертности, заторможенности, усталости или бесцельной активности.
Помощь в преодолении этих убеждений подросткам может оказать не только психолог, но и педагог, занимающийся с ними творческой работой, их любимым делом.
Помочь учащимся решать эту проблему призвана теория ассертивности, которая положена в основу коллективной работы данного творческого объединения. Основой человеческих взаимоотношений является поддержание определенного равновесия между собственными потребностями и потребностями других людей. Таким образом, такое качество как ассертивность – навык полного свободного самовыражения в контактах с другими людьми – в первую очередь необходимо молодым людям, вступающим в жизнь.
Ассертивное поведение означает непосредственное, решительное и вместе с тем вежливое по отношению к другому человеку выражение своих чувств, позиции, мнений или желаний таким образом, чтобы при этом считаться с чувствами, позицией, мнением, правами и желаниями другого человека. Рекомендуется среди учащихся проведение тестирования типа поведения на «входе» и «выходе» обучения (см. приложение 2).
Ассертивный метод, используемый в работе творческого объединения, благоприятно влияет на установление гармоничных отношений в коллективе, что помогает совместной работе: беседам, обсуждению планов работы, идей, композиционного решения будущих картин. Творчество в кругу людей, где относятся друг другу благожелательно, помогают ощущать взаимную поддержку, чувствовать собственную ценность для других приносит удовольствие вдвойне и помогает становлению личности.
1.3.Актуальность дополнительной образовательной программы
Актуальность программы заключается в создании условий для адаптации обучающихся в социуме посредством приобретения художественных знаний, умений и навыков, самоопределения творческой направленности в будущей деятельности.
Хочется напомнить, что приоритетными идеями содержания дополнительного образования является признание сущности и права учащегося на самоопределение и неотъемлемого права на свободу выбора.
В соответствии с данной установкой учащиеся определяют собственное профессиональное направление развития, с помощью педагога выбирают вид художественного стиля, который помогает раскрыть их самобытность. Подросткам зачастую трудно определиться в мире не только взрослых людей, но среди сверстников, особенно тем, кто не обладает лидерскими качествами и уверенностью в себе.
Термин «творческий» понимается широко, суть его – привнесение в любое дело своего, индивидуального. Именно это индивидуальное есть духовный путь, который ведет к другим людям, открывает мир.
«Открытый мир» означает здесь не только мир творчества, который открывают для себя учащиеся, это – мир природы, мир добра и света в окружающих людях, воспринимаемый ими по-новому, это – открытый мир себя как личности по-настоящему свободной, уверенной, ориентированной на успех. Творческая деятельность не только прямо обеспечивает выявление способностей и развитие личности, творчество – это еще и одна из приемлемых форм психологической защиты, имеющих возможность помогать людям. На занятиях не ставятся конкретные задачи, чтобы данный учащийся стал художником или выбрал своей профессией роспись по ткани, хотя и это возможно. Выбранное увлечение должно помочь ему стать более творческим самим собою как член общества в общении с людьми, чтобы он приобрел общественно-творческий стиль, образ всей своей жизни.
Поэтому в созданном творческом произведении главное внимание стоит уделять не столько тому, является ли изделие истинным произведением искусства, сколько тому, как удалось учащемуся выразить свою индивидуальность и как это ему помогло, потому что это и есть истинная ценность. Большую роль в данной деятельности играет то внимание, которое педагог уделяет каждому учащемуся, именно дифференцированный подход позволит человеку ощутить себя самим собой, установить нравственные связи с другими людьми.
В этих условиях оптимальным количеством учащихся на занятиях является 8-10 человек.
1.4.Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы
Педагогическая целесообразность программы – в свободном выборе каждым обучающимся техники работы и ее тематики, углубленного изучения и достижения определенной степени мастерства.
1.5.Цель и задачи программы
Цель:
Развитие творческих способностей учащихся; воспитание художественного вкуса, способности к переживанию чувства прекрасного от соприкосновения с искусством.
Задачи:
Образовательная.
Обучение учащихся различным приемам работы росписи ткани, основным законам композиции, ознакомление с возможностью применения полученных навыков в творчестве.
Развивающая.
Развитие творческой инициативы и творческих способностей учащихся.
Воспитательная.
Приобщение к объектам искусства и декоративно-прикладного творчества, стремление к сохранению культурных традиций.
1.6.Отличительные особенности образовательной программы от уже существующих в этой области
Отличительной особенностью данной программы является
дифференцированный подход к учащимся и возможность их самовыражения в творчестве как способа обеспечения психологически комфортного состояния в социуме.
1.7.Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Возраст детей, занимающихся в кружке, от 10 лет и выше. Это связано с тем, что роспись по ткани требует достаточно высокой степени точности и координации движений, сформированной к данному возрасту, что позволяет учащимся получать хорошие результаты и моральное удовлетворение от работы.
1.8.Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 2 года.
1.9.Формы и режим занятий
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.
Занятия проводятся в соответствии с тематическим планом, в том числе теоретические и практические в стенах учебного заведения, а так же экскурсии по интересным местам, посещение выставок и библиотек, праздничные и организационные мероприятия.
1.10.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Ожидаемые результаты первого года обучения
Ожидаемые результаты первого года обучения
Учащийся должен знать:
Основы композиционного построения художественных работ
Свойства линий в художественных композициях
Правила ритмического построения художественных композиций
Основные характеристики цветовой гаммой
Правила составления гармоничной композиции
Последовательность выполнения технологического процесса художественной росписи по ткани методом холодного батика с использованием прозрачного контура.
Учащийся должен уметь:
Грамотно размещать композицию в листе
Выполнять рисунок резервирующих составом
Проводить тестирование на отблеск и воду
Выполнять рисунок красками
Закреплять красящие вещества.
Ожидаемые результаты второго года обучения
Учащийся должен знать:
Пространственное построение, масштабность и принципы заполнения пространства
Значение формы и массы в создании композиции
Принципы выполнения техники свободной
росписи по ткани
Принципы построения и последовательность прорисовки фигуры в человека.
Учащийся должен уметь:
Правильно составлять эскиз для художественной работы
Использовать технику свободный росписи по ткани
Выполнять рисунок непрозрачным резервирующим составом
Выполнять прорисовку деталей
Получать дополнительные эффекты с помощью специальных средств.
Формы подведения итогов
Результативность дополнительной образовательной программы определяется посредством промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в форме выставок готовых работ, которые проводятся в рамках клуба, где проходят занятия.
2.Учебный план
№ | Наименование раздела | 1 год | 2 год | ИТОГО по программе |
Батик | + | + | 144 | |
ИТОГО: | 72 | 72 | 144 |
Учебно-тематический план
1-й год обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности | 2 | 2 | |
2 | Цветоведение. Ознакомление с художественными работами известных мастеров в иллюстрациях и репродукциях | 2 | 2 | |
3 | Разработка эскиза для выполнения художественной росписи по ткани | 2 | 2 | |
4 | Выполнение эскиза панно по теме «Цветок ириса» | 2 | 2 | |
5 | Подготовка материалов и рамы для батика. Перевод рисунка на ткань | 2 | 2 | |
6 | Нанесение резервирующих состава | 2 | 2 | |
7 | Тестирование на отблеск и воду | 2 | 2 | |
8 | Подбор красок, смешивание цветов и нанесение на ткань | 2 | 2 | |
9 | Цветовое решение лепестков цветка | 2 | 2 | |
10 | Цветовое решение листьев | 2 | 2 | |
11 | Цветовое решение фона | 2 | 2 | |
12 | Декоративное оформление готовой работы. Просушивание и доработка отдельных элементов работы | 2 | 2 | |
13 | Правила цветовой гармонии композиции. Просмотр иллюстраций работ художников в журналах | 2 | 2 | |
14 | Разработка эскизов панно для выполнения художественной росписи по ткани по теме «Тюльпаны» | 2 | 2 | |
15 | Подготовка материалов и рамы для батика. Перевод рисунка на ткань «Тюльпаны» | 2 | 2 | |
16 | Нанесение резервирующего состава. Дополнительное резервирование Тестирование на отблеск и воду | 2 | 2 | |
17 | Цветовое решение цветков тюльпанов с многообразием оттенков | 2 | 2 | |
18 | Цветовое решение листьев, стеблей, травы | 2 | 2 | |
19 | Цветовое решение фона. Просушивание и доработка отдельных элементов работы | 2 | 2 | |
20 | Основные законы композиции. Значение и свойства линий. Просмотр иллюстраций работ художников в технике акварели для использования в росписи по ткани | 2 | 2 | |
21 | Разработка эскиза панно для выполнения художественной росписи по ткани по теме «Дно моря» | 2 | 2 | |
22 | Подготовка материалов и рамы для батика. Перевод рисунка на ткань «Дно моря» | 2 | 2 | |
23 | Нанесение резервирующего состава Тестирование на воду блеск и воду. Дополнительное резервирование | 2 | 2 | |
24 | Цветовое решение раковин | 2 | 2 | |
25 | Цветовое решение мелких элементов | 2 | 2 | |
26 | Цветовое решение фона. Нанесение дополнительных средств для получения декоративных эффектов | 2 | 2 | |
27 | Просушивание и доработка отдельных элементов работы. Оформление работы | |||
28 | Основные законы композиции. Варианты ритмического построения композиции. Просмотр иллюстраций работ в технике холодного батика в Интернете | 2 | 2 | |
29 | Разработка эскиза панно для выполнения художественной росписи по ткани по теме «Морские рыбы» | 2 | 2 | |
30 | Подготовка материалов и рамы для работы. Перевод рисунка на ткань по теме «Морские рыбы» | 2 | 2 | |
31 | Нанесение резервирующего состава Тестирование на отблеск и воду. Дополнительное резервирование | 2 | 2 | |
32 | Цветовое решение большой рыбы | 2 | 2 | |
33 | Цветовое решение мелких элементов | 2 | 2 | |
34 | Цветовое решение фона. Нанесение дополнительных средств для получения декоративных эффектов | 2 | 2 | |
35 | Просушивание и доработка серебристым контуром | 2 | 2 | |
36 | Оформление работы и подготовка работ к мини- выставке | 2 | 2 | |
37 | Проведение мини –выставки | 2 | 2 | |
Итого: | 72 | 10 | 62 |
Учебно-тематический план
Второй год обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Правила техники безопасности. Актуализация опорных знаний | 2 | 2 | |
2 | Масштабность и заполнение пространства. Просмотр иллюстраций и репродукций картин известных художников | 2 | 2 | |
3 | Разработка эскиза для выполнения художественной росписи по ткани. Панно «Деревенский пейзаж» | 2 | 2 | |
4 | Подготовка материалов и рамы для батика. Перевод рисунка «Деревенский пейзаж» на ткань | 2 | 2 | |
5 | Нанесение резервирующих состава Тестирование на отблеск и воду. Дополнительное резервирование | 2 | 2 | |
6 | Цветовое решение крупных элементов переднего плана: дерево, домики | 2 | 2 | |
7 | Цветовое решение элементов второго плана | 2 | 2 | |
8 | Цветовое решение дальнего плана. Нанесение дополнительных средств для получения декоративных эффектов | 2 | 2 | |
9 | Просушивание и доработка отдельных элементов работы. Оформление готовой работы «Деревенский пейзаж» | 2 | 2 | |
10 | Значение формы и массы в создании композиции. Просмотр иллюстраций репродукций картин известных художников | 2 | 2 | |
11 | Разработка эскизов для выполнения художественной росписи по ткани. Панно «Городской пейзаж» | 2 | 2 | |
12 | Подготовка материалов и рамы для батика. Перевод рисунка «Городской пейзаж» на ткань | 2 | 2 | |
13 | Нанесение непрозрачного резервирующего состава Тестирование на отблеск и воду. Дополнительное резервирование | 2 | 2 | |
14 | Цветовое решение домов переднего плана, поляны, деревьев | 2 | 2 | |
15 | Цветовое решение второго плана | 2 | 2 | |
16 | Цветовое решение воды и неба. Нанесение дополнительных средств для получения декоративных эффектов | 2 | 2 | |
17 | Просушивание и доработка отдельных элементов пейзажа. Оформление готовой работы «Весенний пейзаж» | 2 | 2 | |
18 | Техника свободной росписи. Просмотр иллюстраций акварелей и готовых работ в технике батика в Интернете | 2 | 2 | |
19 | Сочетание в работе техники свободной росписи с техникой резервирования части рисунка. Выполнение пробной работы. Экспериментальный эскиз | 2 | 2 | |
20 | Разработка эскиза для выполнения художественной росписи по ткани. Панно «Морской пейзаж» | 2 | 2 | |
21 | Подготовка материалов и рамы для батика. Перевод рисунка «Морской пейзаж» на ткань | 2 | 2 | |
22 | Нанесение резервирующего состава Тестирование на отблеск и воду. Дополнительное резервирование | 2 | 2 | |
23 | Цветовое решение крупных элементов рисунка: маяк, домик, деревья | 2 | 2 | |
24 | Выполнение элементов берега методом свободной росписи | 2 | 2 | |
25 | Прорисовка неба и моря методом свободной росписи | 2 | 2 | |
26 | Дополнительная прорисовка отдельных элементов. Нанесение дополнительных средств для получения декоративных эффектов | 2 | 2 | |
27 | Просушивание оформление готовой работы «Морской пейзаж» | 2 | 2 | |
28 | Построение и прорисовка фигуры человека. Просмотр художественных работ репродукций известных художников | 2 | 2 | |
29 | Разработка эскиза для выполнения художественной росписи по ткани. Панно «Ангел Рождества» | 2 | 2 | |
30 | Подготовка материалов и рамы для батика. Перевод рисунка «Ангел Рождества» на ткань | 2 | 2 | |
31 | Нанесение серебристого резервирующего состава Тестирование на отблеск и воду. Дополнительное резервирование | 2 | 2 | |
32 | Выполнение светового решения элемента «Ангел» | 2 | 2 | |
33 | Цветовое решение окружающих элементов: стены, крыши, башни, деревья | 2 | 2 | |
34 | Цветовое решение элементов дальнего плана и неба. Нанесение дополнительных средств для получения декоративных эффектов | 2 | 2 | |
35 | Просушивание и доработка отдельных элементов работы «Ангел Рождества». Оформление готовой работы | 2 | 2 | |
36 | Проведение мини- выставки готовых работ | 2 | 2 | |
Итого: | 72 | 10 | 62 |
3.Календарный учебный график
Год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | Всего учебных часов/ недель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.09 – 07.09 | 08.09. – 14.09 | 15.09. – 21.09 | 22.09. – 28.09 | 29.09 – 05.10 | 06.10 – 12.10 | 13.10 – 19.10 | 20.10 – 26.10 | 27.10 – 02.11 | 03.11 – 09.11 | 10.11 – 16.11 | 17.11 – 23.11 | 24.11 – 30.11 | 01.12 – 07.12 | 08.12. – 14.12 | 15.12. – 21.12 | 22.12. – 28.12 | 29.12 – 04.01 | 05.01 – 11.01 | 12 .01 – 18.01 | 19.01 – 25.01 | 26.01 – 01.02 | 02.02 – 08.02 | 09.02 – 15.02 | 16.02 – 22.02 | 23.02 – 01.03 | 02.03 – 08.03 | 09.03 – 15.03 | 16.03 – 22.03 | 23.03 – 29.03 | 30.03 – 05.04 | 06.04 – 12.04 | 13.04 – 19.04 | 20.04 – 26.04 | 27.04 – 03.05 | 04.05 – 10.05 | 11.05 – 17.05 | 18.05 – 24.05 | 25.05 – 31.05 | 01.06. – 07.06 | 08.06 – 14.06 | 15.06 – 21.06 | 22.06- 28.06 | 29.06 – 05.07 | 06.07 – 12.07 | 13.07 – 19.07 | 20.07 – 26.07 | 27.07 – 02.08 | 03.08 – 09.08 | 10.08 – 16.08 | 17.08 – 23.08 | 24.08 – 30.08 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | ||
1 год обучения | 72/36 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 год обучения | 72/36 |
Условные обозначения:
Входная диагностика | 6 | Ведение занятий с общей нагрузкой 6 часов в неделю | |
Каникулярный период | 4 | Ведение занятий с общей нагрузкой 4 часа в неделю | |
Итоговая аттестация |
4. Рабочая программа курса
Содержание программы
- год обучения
- Основы композиции. Изучение понятий:
- перспектива,
- законы композиции,
- значение и свойства линий,
- Цветоведение.
Цветовой тон, насыщенность, светлота.
- Техника росписи с использованием разъединяющих средств.
Контурные средства.
Красильные растворы.
Тестирование на отблеск и воду.
- Ознакомление с предметами искусства и декоративно-прикладного творчества.
- Техника росписи с использованием прозрачных резервирующих средств.
- Роспись по влажной поверхности с растяжками цвета.
Содержание программы
- год обучения
- Основы композиции. Изучение понятий:
-формы,
-массы,
-масштабность и заполнение пространства.
- Цветоведение.
Цветовые сочетания и их воздействие.
- Принципы декорирования изделий на заключительном этапе работы. Материалы и средства декорирования.
- Использование непрозрачных разъединяющих средств.
- Ознакомление с предметами искусства и декоративно-прикладного творчества.
- Техника свободной росписи. Нанесение изображения крупными мазками. Роспись по сухой ткани.
Практические работы
Первого года обучения
Выполнение панно:
«Цветок ириса»,
«Тюльпаны»,
«Дно моря»,
«Морские рыбы» (см . приложение 1)
Практические работы
Второго года обучения
Выполнение панно:
«Деревенский пейзаж»,
«Городской пейзаж»,
«Морской пейзаж»,
«Ангел Рождества» (см . приложение 2
Практические работы
5. Оценочные материалы (диагностика и мониторинг)
В конце 1-го года обучения проводится промежуточная аттестация учащихся детского творческого объединения. В конце 2-го года обучения проводится итоговая аттестация. Результаты освоения программы и заносятся в протокол.
5.1.Промежуточная аттестация учащихся по окончании
1-го года обучения
Форма проведения: выполнение работы (контрольное занятие)
Механизм оценки знаний и умений учащихся
Результаты оценки знаний и умений учащихся оформляются в виде протокола (форма определена локальным актом учреждения)
№ | Фамилия имя учащегося | Критерии оценки уровня освоения программы в соответствии с ДОП | Общий уровень освоения ДОП | |||||
Знание основных правил составления гармоничной композиции | Знание принципов работы с хроматической и ахроматической цветовой гаммой | Владение основным приемом росписи в технике холодного батика | Умение тестирования на отблеск и воду | Умение закреплять красящие вещества | Количественный результат (проценты) | Качественный результат (низкий, средний, высокий) | ||
По каждому критерию педагогом в протоколе делается отметка (плюс или минус):
«+» ставиться при наличии критерия при оценке работы учащегося;
«-» ставиться при отсутствии критерия при оценке работы учащегося.
Общий уровень освоения дополнительной образовательной программы высчитывается по формуле:
n= | количество «+» х 100 |
количество критериев |
где n – общий уровень освоения дополнительной образовательной программы
Качественный уровень освоения программы определяется следующим образом:
- 20-40 % - низкий уровень освоения программы;
- 60 % - средний уровень освоения программы;
- 80-100 % - высокий уровень освоения программы.
Результаты промежуточной диагностики в конце 1-го года обучения становятся основой для организации дифференцированного обучения по программе.
5.2.Промежуточная аттестация учащихся по окончании
2-го года обучения
Форма проведения: выполнение работы (контрольное занятие)
Механизм оценки знаний и умений учащихся
Результаты оценки знаний и умений учащихся оформляются в виде протокола (форма определена локальным актом учреждения)
№ | Фамилия имя учащегося | Критерии оценки уровня освоения программы в соответствии с ДОП | Общий уровень освоения ДОП | |||||
Грамотное построение композиции | Выполнение композиции на ткани в технике свободной росписи | Выполнение прорисовки деталей на сухой ткани | Использование в работе непрозрачных резервирующих составов | Выполнение технологического процесса художественной росписи | Количественный результат (проценты) | Качественный результат (низкий, средний, высокий) | ||
По каждому критерию педагогом в протоколе делается отметка (плюс или минус):
«+» ставиться при наличии критерия при оценке работы учащегося;
«-» ставиться при отсутствии критерия при оценке работы учащегося.
Общий уровень освоения дополнительной образовательной программы высчитывается по формуле:
n= | количество «+» х 100 |
количество критериев |
где n – общий уровень освоения дополнительной образовательной программы
Качественный уровень освоения программы определяется следующим образом:
- 20-40 % - низкий уровень освоения программы;
- 60 % - средний уровень освоения программы;
- 80-100 % - высокий уровень освоения программы.
Результаты промежуточной диагностики в конце 2-го года обучения становятся основой для организации дифференцированного обучения по программе.
6.Методические материалы
6.1. Методические рекомендации по реализации образовательной программы
Методическое сопровождение
В ходе работы используются методики стимуляции творчеством:
Выбор рисунка для художественной композиции по желанию учащегося,
Художественное осмысление произведений искусства и декоративно-прикладного творчества,
Уважительное отношение к выбору творческого направления деятельности учащегося.
Формы занятий:
Теоретическое объяснение материала, выбор идей композиций и обсуждение техники выполнения.
Форма подведения итогов:
Совместное с обучающимся обсуждение результатов работы, акцентирование положительных моментов композиции.
Участие в выставках в рамках детского клуба района и города.
Дидактический материал:
Альбомы репродукции картин известных художников, иллюстрированные журналы и художественные открытки, материалы художников по батику из Интернета.
6.2.Перечень методических разработок
- Материалы семинара росписи по ткани «Техника выполнения методом холодного батика панно «Маки»
- Материалы открытого занятия по теме: «Выполнение композиции в технике холодного батика»
- Материалы открытого занятия по теме: «Дополнительные композиционные эффекты. Нанесение веществ для обогащения фактуры ткани».
6.3.Перечень дидактического материала
- Папка с композициями художественных работ по теме «Цветы и растения»
- Папка с композициями работ по теме «Животные и птицы»
- Папка с композициями работ морской тематики
- Папка с композициями работ с фигурами людей
- Папка с композициями работ пейзажного характера.
7.Техническое обеспечение программы
Для росписи по ткани необходимо основное оснащение, которое не зависит от вида техники работы. Однако каждая техника требует дополнительных особых материалов.
Рисунки и узоры могут быть выполнены на хлопчатобумажной и шелковой ткани.
Ткань до начала работы необходимо натянуть на подрамник из мягкой древесины с помощью кнопок или булавок.
Для защиты поверхности подрамника от краски можно использовать клейкую ленту.
Кисти используются беличьи или колонковые номеров от 2 до 5 и от 18 до 20; можно использовать и грубые кисти различной величины для нанесения жидкого воска.
В существующем многообразии красок следует различать краски, которые фиксируются паром и утюгом. Краски, фиксируемые паром, имеют дополнительные возможности, особенно в области акварельной техники.
Для смешивания красок в качестве палитры могут быть использованы палитра для акварельной живописи, блюдца, стеклянная или керамическая плитка. Для хранения красок используются закрываемые сосуды.
Для нанесения разъединяющего средства – резервирующего контура – можно воспользоваться специальными стеклянными трубочками для батика.
Для того, чтобы растопить воск, используется кастрюля для водяной бани и маленький металлический сосуд для воска, а также нагреватель для воды.
Прежде чем нанести на ткань контур рисунка, его набросок выполняется в натуральную величину на листе бумаги. Рисунок переносится непосредственно на ткань с помощью карандаша. Однако предпочтительно выполнять его фантомными штифтами, которые исчезают по истечении времени.
Средства для нанесения контуров могут быть прозрачными или цветными и должны наноситься достаточно плотно.
Хозяйственные свечи могут выполнять роль разъединяющего средства, так как краска, разбавленная водой, не смешивается с воском.
Для ускорения процесса высыхания может быть использован фен.
Необходимыми в процессе работы являются утюг, ножницы, баночки, нитки, бумага для снятия воска.
8.Список литературы
8.1. Список литературы для педагогов:
- Основы художественного оформления текстильных изделий. В.Н. Козлов, М, 1981.
- Н. Пезешкиан, Х. Пезешкиан. позитивная психотерапия – транскультуральный и междисциплинарный подход. Германское общество позитивной психотерапии, Висбаден, Германия.
- Г.М. Шеламова Деловая культура и психология общения. АСАДЕМА, М, 2002.
- Советское декоративное искусство 1945-1975, «Искусство», М, 1989.
- Энциклопедия художника. Искусство батика. АСТ, «Астрель», М, 2001.
8.2. Список литературы для обучающихся:
- Е.Э. Аллахвердова. Батик. Глина. Дерево. АСТ, «Астрель», М, 2001.
- Г. Терешина. Батик своими руками. М. «АСТ-Пресс» 2006.
- Рози Робинсон. Искусство батика. Техника и образцы. М. «Ниола-пресс», 2007.
- Искусство батика. Для начинающих и студентов художественных ВУЗов. М. АСТ Внешсигма 2001.
- Волшебный батик. Елена Шилкова. РИПОЛ классик. Москва 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"
Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"
В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...
Дополнительная общеобразовательная программа детского объединения "Народные промыслы"
Данная программа создана с опорой на типовую программу, адаптированная под местные условия. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, и...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ» Тип программы: модифицированная. Срок реализации: 3 года.
Программа рассчитана на 4 часа внеделю (за год 144 часа)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ» Тип программы: модифицированная Срок реализации: 3 года. Календарно-тематическое планирование.
Планирование составлено на 2 года обучения.(144 часа в год)....
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Батик»
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Батик»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма "Фитнес аэробика"
Программа направлена не только на получение детьми углубленных образовательных знаний, умений и навыков по спортивной аэробике, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, ...