методические рекомендации
методическая разработка на тему

Наумова Татьяна Николаевна
Коллективная консультация. Тема: «Особенности взаимодействия с детьми раннего возраста и руководство их развивающей деятельностью» Цель: Ознакомить педагогов с психологическими особенностями детей раннего дошкольного возраста, с эффективными методами и приёмами организации учебного процесса. Дети нуждаются в том, чтобы им была предоставлена возможность осуществить выбор и чувствовать, что их призывают к дисциплине такими способами, которые не ущемляют их достоинство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_pedagogov.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективная консультация.

Тема: «Особенности взаимодействия с детьми раннего возраста

и руководство их учебной деятельностью»

Цель: Ознакомить педагогов с психологическими особенностями детей раннего дошкольного возраста, с эффективными методами и приёмами организации учебного процесса.

Дети нуждаются в том, чтобы им была предоставлена возможность осуществить выбор и чувствовать, что их призывают к дисциплине такими способами, которые не ущемляют их достоинство.

Общаться с детьми, переживающими кризис трёх лет, нелегко. Их поведение – это непрерывная череда волеизъявлений, которые выражаются в виде бесконечных: «Я хочу!» и «Я не хочу!», «Я буду!» и «Я не буду!». Чем строже вы будете вести себя с детьми, тем упрямее и несноснее они будут становиться. Неслучайно говорили в древней Индии: «До 5 лет ребёнок – ваш Царь. С 5 до 10 – ваш слуга. С 10 до15 – ваш брат, а после – ваш друг или враг» в зависимости как вы его воспитали.

Важно помнить – кризис порождён тем, что ребёнок начинает воспринимать себя как вполне самостоятельного человека. Часто так называемые «ужасные трёхлетки» обязаны своей репутацией бесконечным заявлениям НЕТ!!!

«Ты хочешь заниматься?» - «Нет!», «А хочешь гулять?» - «Нет!». Взрослые, задавая подобные вопросы, действительно хотят получить ответ, а дети чувствуют свою значительность, отклоняя просьбы взрослых, - и именно от этого получают удовольствие. В учебном процессе ребёнок раннего возраста – неутомимый деятель. Он постоянно готов строить, с удовольствием будет заниматься любым продуктом труда – лепить, клеить, рисовать. В тоже время он ещё не готов выслушивать долгие рассказы о чём-то. Он активно исследует и познаёт то, с чем можно что-то делать. Его способность наблюдать, делать простейшие выводы, становится более совершенной.

Планируя занятие, педагог должен учитывать стремление детей к активным действиям и неспособность выслушивать длительные монологи. Ребёнок получает удовольствие от того, что он что-то умеет, он гордиться своими умениями. Поэтому, научившись клеить, он может просто наклеивать, наслаждаясь своим умением:

  • Не торопитесь подробно показывать детям способы действия;
  • Совершенствуйте навыки самообслуживания;
  • Показывайте детям способы, как улучшить их работу.                                  Источник развития и расширения кругозора – наблюдение;
  • Планируйте экскурсии и наблюдение детей за окружающим миром.

Дети раннего дошкольного возраста охотно включаются в овладение новым способом, когда у них появляется соответствующая ему цель и стремление реализовать её. Поэтому, прежде чем обучать новому способу, необходимо создать мотивацию.  Обеспечить мотивацию необходимо, опираясь на стремление детей данного возраста к собственной значимости. Это стремление вполне может реализоваться с помощью разноигровых персонажей (зайчики, птички, кошечки). Наши же «умные и добрые» дети легко научатся делать эти предметы и помогут беспомощным игрушкам.

Использование же художественного слова даёт детям более живое эмоциональное представление об окружающем мире.  

Ничто не развивает так ребёнка и не воздействует на его чувственную сферу как музыка. Именно музыкальное сопровождение позволит педагогу более ярко погрузить в мир чувств, эмоций, а также поможет в проведении релаксационных методик.

Важно помнить, что познание ребёнка происходит через чувствование, а развитие общения идёт через фантазию и воображение. Поэтому, одним из важнейших приёмов развития эмоциональной активности ребёнка – воображаема ситуация. Это волшебное «как будто бы» позволяет сделать процесс обучения более естественным и раскрепощённым.

Включая на занятиях игровой приём, например импровизированные игры-драматизации, для ребёнка ценна возможность встать на позицию другого, пусть и сказочного, героя. Более того, этот метод является ведущим, так как он выполняет один из основных девизов современной педагогики – «Учить не уча».

Используя эвристические приёмы, такие как сюрпризные моменты или элементы новизны, позволят сосредоточить внимание ребёнка на предмете разговора, подогревая желание разгадать загадку.

В заключении хотелось бы акцентировать внимание на то, что основным приёмом развития и эмоциональной активности ребёнка остаётся пример взрослого. Умение взрослого показать и передать детям своё эмоциональное отношение к тому или иному событию, является важнейшим условием, а специальные методы и приёмы лишь вспомогательным.  

Желаю успеха!

Педагог-психолог

Наумова Т.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ

Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...