Хоровой репертуар как средство воспитания музыкального вкуса учащихся.
статья на тему

Хоровая музыка всегда ярко программна. Эта особенность очень важна для музыкального воспитания детей, которым свойственна конкретность мышления, образность представлений. Хоровой репертуар вбирает в себя широкий круг музыкально-стилистических  направлений различных эпох, жанров, музыкальных форм. Посредством хоровой музыки дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, учатся понимать и исполнять произведения композиторов классиков и наших современников. Эстетическая направленность хорового репертуара способствует повышению уровня музыкального образования учащихся, воспитанию музыкального вкуса.                                                                 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Хоровой репертуар как средство воспитания музыкального вкуса учащихся.

        К сожалению, последнее время намечается тенденция к снижению уровня музыкальной культуры общества в целом и внимания к музыкальному искусству. Дети имеют очень скудные представления о музыкальных традициях своего народа и других народов мира, не знакомы с огромным наследием мировой музыкальной культуры, не ориентируются в многообразии жанров и стилей классической и современной музыки. Результаты проведенной диагностики показывают, что современные дети практически не посещают музыкальные концерты, не имеют в домашней фонотеке записей классической музыки. Навязываемая средствами массовой информации музыкальная поп-культура рассчитана на определенный круг потребительских интересов, и уж совсем не ставит своей главной целью воспитательные задачи. Это приводит к тому, что у современных детей слабо развита способность воспринимать музыку, не сформирована слушательская и исполнительская музыкальная культура, не развит музыкальный вкус.

В этих условиях система дополнительного образования призвана помочь общеобразовательной школе расширить музыкальные познания учащихся, научить их исполнять и слушать музыку.

Музыкальное воспитание - это процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества, область эстетического воспитания. Система музыкального воспитания основывается на комплексе методов общей и специальной музыкальной педагогики, направленных на развитие способностей к восприятию музыки. Основными формами приобщения детей и подростков к музыке являются – знакомство с музыкальной литературой (слушание музыки), участие в различных формах исполнительства (например, хоровое пение, музыкальные игры).   Хоровое пение, как форма приобщения детей и подростков к музыке, играет большую роль в  воспитании музыкального вкуса, исполнительской и слушательской культуры учащихся.                                                                                 Хоровая музыка всегда ярко программна. Эта особенность очень важна для музыкального воспитания детей, которым свойственна конкретность мышления, образность представлений. Хоровой репертуар вбирает в себя широкий круг музыкально-стилистических  направлений различных эпох, жанров, музыкальных форм. Посредством хоровой музыки дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, учатся понимать и исполнять произведения композиторов классиков и наших современников. Б. В. Асафьев придавал большое значение активному взаимодействию с музыкой, воспроизведению ее в разных формах исполнительской деятельности в процессе музыкального воспитания. «Участие в хоре, - писал он,- создает возможность весьма быстрого роста музыкального сознания и восприимчивости».                                                         Подбор репертуара в детском вокально-хоровом коллективе осуществляется, как правило, по нескольким принципам. Произведения, предназначенные для разучивания хором, должны соответствовать оптимальным возможностям хора и быть понятными хору. Произведения должны соответствовать уровню его профессиональной подготовки и исполнительскому профилю и – что особенно важно – обладать высокими художественными качествами. Кроме этого необходимо учитывать вокальные особенности коллектива, уровень его профессионально-хоровой обученности, способность справляться с техническими задачами в произведениях.                                                                                 Произведения репертуара должны отличаться по стилистической и жанровой направленности. В перечне исполняемых пьес должны присутствовать произведения различных эпох и композиторских школ. Это могут быть, например, сочинения старинных мастеров (добаховский период) и сочинения композиторов-полифонистов (включая И. С. Баха), венских классиков, композиторов-романтиков, представителей современных зарубежных композиторских школ, русских композиторов-классиков, произведения композиторов советского периода. Отдельной страницей репертуарного списка могут включаться обработки народных песен. Песенный жанр, как основной в исполнительском творчестве детей, может быть представлен сочинениями русских композиторов – М.И.Глинки, П.И.Чайковского, А.С.Аренского, А.Т.Гречанинова, В.Калинникова, произведениями композитиров-песенников советского периода – И.О.Дунаевского, А.Н.Пахмутовой, Шаинского, Е.П.Крылатова и др.                          В выборе репертуара следует учитывать возрастные особенности хора. Прежде всего это касается хоровых коллективов младшего школьного возраста. Произведения должны по тематике соответствовать возрастному уровню и быть понятным юным исполнителям.                                                Подбирая музыкальный материал для занятий хоровым пением, я стараюсь, чтобы он был разнообразным и интересным для учащихся, доступным для понимания и исполнения. При выборе песенного репертуара, я опираюсь на закономерности развития певческого голоса в разные возрастные периоды.                                                                                В обучении хоровому пению можно выделить несколько возрастных этапов. Выбор репертуара на каждом из них не случаен и определяется целями и задачами, стоящими перед педагогом.                                         Основными целями и задачами первого, т. е. подготовительного этапа обучения являются:

-формирование мотивационной готовности к обучению;                                -выявление и развитие природных музыкальных задатков;                                -формирование элементарных навыков хорового пения.                                Репертуар для детей дошкольного возраста должен быть в первую очередь интересным и доступным для понимания, т. е. соответствовать их жизненному опыту. Для детей данного возраста характерно преобладание эмоций в восприятии окружающего мира. То же относится и к обучению. Поэтому музыкальный материал для занятий составляют песни с ярким, образным содержанием, тематика которых понятна детям, адекватна их возрасту. Подбирая песенный репертуар, необходимо учитывать физиологические особенности голосового аппарата (диапозон, регистр, степень владения дыхательным аппаратом и др. физические свойства). Различные несложные распевки, попевки очень подходят для обучения азам хорового пения. Такие как «Василек», «Дин-дон», «Петушок», «Едет-едет паровоз», «Жили-были кошки» и др. Кроме этого  с детьми дошкольного возраста используется музыкальный материал с элементами ритмики. Двигательные упражнения под музыку направлены на совершенствование слухо-моторной координации ребенка и способствуют его эмоциональному раскрытию через организованное движение. Подвижные русские народные игры  ( «Кострома», «Дударь», «Прянична доска») помогут переключить внимание ребенка, не дадут ему устать во время занятий.

На последующем этапе обучения (1 класс) происходит дальнейшее развитие вокально-хоровых навыков, таких как чистота интонации, развитие элементарных понятий певческого дыхания, унисона «вступления», «окончания», воспитания потребности в эмоционально-осмысленном, выразительном исполнении  освоенного материала.

Основу репертуарного плана в первом классе, как правило,  составляют одноголосные разнохарактерные песни современных композиторов. Их на данный момент огромное множество. Для примера можно привести сборники следующих авторов: М.Парцхаладзе «Звонче песню пой», Г.Струве «Пестрый колпачок», Г.Портонов «Смешные и добрые песни», А.Усачев «Мы играли в паровоз», «Колыбельная для дракоши», Ю.Корнаков «Крутится веселая пластинка», И.Конвеннан «Облака», Е.Шатрова «Не улетай «С Плешак «Десять детских песен», Ж. Металлиди «Чудеса в решете». Тематика песен очень разнообразна, обязательно присутствуют произведения, посвященные Новому году, 8 Марта, 23 февраля, временам года и т.д. По возможности в репертуар включаются произведения старинных композиторов  и копозиторов-классиков (И.С.Бах, Л.В.Бетховен, П.И.Чайковский) с целью расширения музыкального кругозора детей. Обязательно разучиваются несложные народные обработки («Как на тоненький ледок», «Дед Андрей», «Добрый мельник», «Козел и коза»). В 1-м классе также вводятся пьесы кантиленного характера, в которых педагог имеет возможность более тщательно работать над развитием певческого дыхания (И. С. Бах «За рекою старый дом», Ж. Металлиди «Спит луна», Г. Воронов «Летний вечер» и т. п.)

Хор 2-3 класса – это завершающий этап младшей возрастной группы в  образовательном цикле Детской хоровой капеллы, в течение которого продолжается работа над формированием и развитием навыков вокально-хорового исполнительства. Репертуар усложняется, расширяется диапозон, появляются элементы многоголосия. Основные задачи этого этапа:

-воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся      (формирования навыков слушания, восприятия и исполнения классической музыки, знакомство с основными художественными стилями, характерными жанрами отечественной и зарубежной музыки);

-выявление и обоснование художественной идеи исполняемых произведений, поиск выразительных средств ее  реализации;

- мотивация учащихся к концертной деятельности;

- подготовка к переходу в старшее звено.

Освоение многоголосия следует начинать, в том числе с  канонов («Братец Яков», «Мой петушок», Ройтерштейн «Рано утром вечерком», «Ай качи»). Затем в репертуар постепенно включаются двухголосные произведения. Репертуар хорового коллектива становится более разнообразным с точки зрения эпох, жанров и стилей. Это и классические произведения таких авторов, как И.С. Бах, Л.В.Бетховен, В.А.Моцарт, Ц.Кюи, П.И.Чайковский, В.Калинников, и песни наших современников – Паулса, Птичкина, Хренникова, Подгайца, Марченко, Плешака. Важным навыком в хоровом пении является умение исполнять произведения a cappella , то есть без сопровождения. В связи с этим в репертуар обязательно включаются произведения без сопровождения фортепиано. Среди них народные обработки («Ивушка», «Бульба», «Реченька», «В темном лесе», «Казачья колыбельная», «На зеленом лугу»), рождественские колядки («Добрый тебе вечер», «Эта ночь святая», «Ангелы в небе»). Кроме этого дети знакомятся с зарубежной музыкой, исполняя ее на оригинальном языке (А. Лотти «Miserere», И. С. Бах «Den tot», В.А.Моцарт «Bruder reiht», Э. и Д.К. Реттино «Christmas is a time to love»).                                                С самых первых шагов знакомства с музыкой песенный репертуар служит путеводителем для ребенка в мире музыкального искусства. Репертуар хора формирует и воспитывает музыкально-эстетический вкус маленьких певцов и их понимание музыкальной культуры в целом.  На протяжении всего цикла обучения дети знакомятся с большим многообразием жанров и стилей отечественной и зарубежной музыки. Лично участвуя в воспроизведении хоровой музыки, они учатся воспринимать, чувствовать и исполнять музыкальные произведения, ориентироваться в различных направлениях, жанрах и стилях классической и современной музыкальных культур. Эстетическая направленность хорового репертуара способствует повышению уровня музыкального образования учащихся, воспитанию музыкального вкуса.                                                          

Литература:

1.Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. – Л.,1980.

2.Музыкальное образование в школе./ Под ред. Л.В.Школяр. – М.,2001.

3.Музыкально-энциклопедический словарь./ гл. ред. Г.В.Келдыш. – М.,1990.

4.Образовательная программа «Детский академический хор». / автор – Никифоров Ю. С. – В. Новгород,2002.

5.Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.,1999.

6.Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М.,2002.

7..Экспериментальная комплексная образовательная программа «Детская хоровая капелла». – В.Новгород,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хоровой репертуар как средство воспитания музыкального вкуса учащихся.

Сведения об авторе: Васина Галина Михайловна концертмейстер Муниципального автономного учреждения дополнитель...

Хоровое пение как средство воспитания

Хор -это творческий коллектив, цель которого постоянное совершенствование музыкально – исполнительского уровня. Занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственность...

Воспитание музыкального вкуса при занятиях на инструменте.

Данный материал предназначен как родителям, так и преподавателям музыкальных школ. Часто мы, преподаватели, не можем четко и аргументированно объяснить родителям, почему так жизненно важно заниматься ...

Репертуар младшего хора и ансамбля - средство воспитания музыкального вкуса учащихся вокально-хорового отделения ДШИ

В разработке описан практический опыт автора в подборе целесообразного педагогического репертуара для хора и ансамбля младших учащихся ДШИ....

Выставка как средство воспитания художественного вкуса учащихся

Материал предназначен для педагогов и людей заинтересованных в организации выставки детского творчества....

"Роль ансамблевой игры в формировании музыкального вкуса учащихся на примере ансамбля народных инструментов"

Статья  педагога дополнительного образованияГБОУ  ЦДТ «Царицыно» г. Москвы  по классу баяна, гитары,руководитель ансамбля народных инструментовБессольцева В. А....

"Хоровое пение как средство формирования музыкальной культуры школьников"

В основе системы работы по форомированию музыкальной культуры учащихся средтствами хорового пения следующие принципы:       «Каждый класс – х...