Выставка как средство воспитания художественного вкуса учащихся
методическая разработка по теме

Шевченко Анна Юрьевна

Материал предназначен для педагогов и людей заинтересованных в организации выставки детского творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vystavki.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выставка как средство воспитания

художественного вкуса учащихся.

Во все исторические времена, при любых социальных потрясениях и изменениях в обществе общечеловеческие ценности, к которым относится и искусство, имели и имеют непреходящее значение в жизни человека. Несмотря на которые существенное влияние оказывает идеология и экономика, люди всегда будут стремиться к красоте, к общению с природой и друг с другом."Сверхзадача" образования перспективе для XXI в. - воспитание "человека культуры".

Культура — понятие многозначное, и существует огромное количество определений, отражающих ее содержание, в соответствии с уровнем эрудиции авторов и их принадлежностью к той или иной научной школе. Объединяет все эти определения признание культуры совокупностью материальных и духовных ценностей, всегда обращенных к своему творцу и восприемнику — человеку.

        В современных условиях возникает потребность в приобщении детей к культуре, в воспитании у них художественного вкуса:

  • потребность ребенка в творческом самовыражении;
  • потребность в получении информации, знаний, навыков, умений связанных с усвоением ценностей классической культуры и традиций народной культуры.

        ВКУС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ – вырабатываемая общественной практикой способность человека эмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего отличать красивое, прекрасное от безобразного. Развитость эстетического вкуса характеризуется тем, насколько глубоко и всесторонне индивид постигает эстетические ценности жизни и искусства. Формирование развитого эстетического вкуса составляет одну из задач эстетического воспитания.

        Б.Т.Лихачев определил эстетический вкус как «способность ребенка к оценке предметов, явлений, ситуаций с точки зрения их эстетических качеств».

        М.С.Каган, Н.И.Киященко, Н.А.Лайзеров сходятся во мнении, что эстетический вкус – система индивидуальных чувственно-рациональных предпочтений личности.  Ш.М.Герман и В.К.Скатерщиков определяют эстетический вкус как «систему конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства, складывающегося у человека на основе его представлений о прекрасном и безобразном, о красоте и добре».

        Важной особенностью эстетического вкуса является то, что «нравиться» или «не нравится» можно говорить о кофе или котлетах, а что касается художественного произведения, то нужно уметь объяснить, почему оно нравится или не нравится. Б.Т.Астафьев подчеркивает важность развития «здоровых, реалистических вкусов», подготовки понятливых, культурных слушателей.

        Несмотря на разницу в определении эстетического вкуса, общим является оценочное восприятие произведений искусства, умение понять явления искусства и объяснить свою позицию. Формирование художественного вкуса представляет собой составляющую процесса воспитания. Поэтому прежде чем рассматривать логику воспитания художественного вкуса, остановимся на понятиях: воспитание и цель воспитания.

Живя и общаясь между собой в коллективах, воспитанники разносторонне обогащают друг друга теми качествами, которые у них лучше развиты. Так за счет богатства отдельных личностей мы приходим к всестороннему развитию коллектива. И это вполне достижимая задача, обеспечивающая диалектику взаимообогащения коллектива и личности, нацеливающая на индивидуальный подход к каждому.

Исходя из современной социально – педагогической ситуации целесообразно, выделить приоритетные направления базовой культуры, которые могут составить основу содержания воспитания. Это – культура жизненного самоопределения; культура семейных отношений; экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная и культура общения; экологическая, художественная и физическая культура.

Особая область самореализации школьников – развитие творческих способностей: научных, художественных, технических, спортивных, организационно – коммуникативных. Прежде всего, здесь требуется профессиональная помощь детям со стороны педагогов, музыкантов, художников, режиссеров, знатоков ремесел, что начальный этап творческой самореализации личности может с успехом разворачиваться в рамках образовательно – воспитательного процесса как в учебной, так  и во внеклассной работе в процессе коллективной творческой деятельности.

Многие авторы говорят о воспитании художественного вкуса как части эстетического воспитания. Поэтому рассмотрим что же такое художественный вкус.

Художественный вкус –

 1) относящийся к искусству, к деятельности в области искусства;

2) изображающий действительность в образах;

3) отвечающий требованиям искусства, эстетического вкуса; эстетически красивый.

Эстетический вкус – художественный, относящийся к чувству прекрасного, к красоте.

Вкус –

1) чувство;

2)  понимание изящного;

3) склонность, пристрастие к чему-нибудь;

4)  стиль, манера по словарю русского языка Ожегова С. И.

Художественное образование трактуется в «Концепции художественного образования в Российской Федерации» как «процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования человека как целостной личности, его духовной, творческой индивидуальности».

        При этом в качестве составляющих системы художественного образования названы:

  • эстетическое воспитание;
  • общее художественное образование;        
  • профессиональное художественное образование.

Предметом художественного воспитания, на который непосредственно направлены все средства педагогического воздействия, служит художественное сознание школьника или его отношений к искусству. Знакомство большинства школьников с изобразительным искусством, как правило, ограничено рамками школьной программы, просмотром репродукций, иллюстраций, открыток, марок и т. п. В таких условиях регламентации выбора произведений живописи, графики, скульптуры и возникают предпосылки для формирования нормативного отношения к изобразительному искусству.

        В структуре отношения школьников к изобразительному искусству существует противоречие между фактической осведомленностью, «насмотренностью» и интересом к нему. Предпочтения ребят (без различия возраста и пола) в основном выпадают на русскую классику второй поло-вины XIX в.

Искусство живет в образовательной средё как целостный социальный организм в своем видовом и жанровом многообразии. В процессе формирования художественного отношения система занятий строится таким образом, чтобы различные виды искусства постоянно взаимодействовали между собой. На этом основывается необходимость осуществления тесных межпредметных связей.

Выставки, собрания предметов, связанных единством содержания и выставляемых для обозрения посетителям. Выставочная экспозиция в отличие от музейной носит временный характер. Материалы выставок часто служили основой для создания музеев.

Выставки художественные – публичный, (как правило временный) показ худ. произведений, основная форма ознакомления зрителей со станковым искусством. Выставки художественные могут быть международными, национальными, региональными; стационарными и передвижными; периодические (ежегодные, проходящие 1 раз в 2 года – биеннале и в 3 года- триеннале).  Могут различаться по количеству участников (персональные, групповые, коллективные). Выставки художественные организуются также по отдельным видам искусств (живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное, театральное искусство).

На выставках современного искусства специальная комиссия (жюри) отбирает произведения по их теме и качеству, присуждает премии. Более широкие функции имеет выставочный комитет, проводящий всю организационную работу (отбор, комплектование и размещение экспонатов, издание каталогов, организация экскурсий и др.).

Городская выставка - значимый повод для серьезного обсуждения с педагогами, методистами проблем детского изобразительного творчества. Сам факт их проведения является свидетельством тесного взаимодействия между художниками и педагогами, работающими с детьми в образовательных учреждениях

Сложилась неизменная традиция предварительного формулирования принципов отбора и критериев оценки детских работ. Приоритетными для отбора детских работ на выставку являются следующие качества:

  • искренность детских произведений, созданных по внутренней потребности на основе личной мотивации ребёнка, как видимый результат творческого напряжения и реализации личных творческих желаний через самостоятельный активный поиск выразительных средств;
  • содержательность как отражение мышления и сложной душевной работы ребёнка над образом-темой, как выражение собственного понимания
    реальности и отношения к изображаемому материалу;
  • эмоциональность как результат активной личностной включённости
    ребёнка в творческий процесс, как зафиксированная в рисунке непосредственная экспрессия его творческих переживаний;
  • художественная выразительность как демонстрация личных открытий
    ребёнка в живописно-пластических решениях композиции при передаче характеров героев и раскрытии сюжетного содержания детских произведений;
  • творчество как в тематическом плане: в осмыслении и преобразовании
    фантазий, впечатлений от реальных событий и от приобщения к культурному наследию, так и в "языковом" плане: в поиске способов выражения и в
    экспериментировании с художественными материалами;
  • возрастная адекватность как отражение объективных закономерностей
    возрастного личностного развития детей в художественном творчестве.

        Всё это нашло отражение в содержании и характере детских работ, представляемых сегодня на общегородских выставках. Значительно расширился и изменился тематический диапазон детских произведений. Всё больше детские произведения посвящаются изображению сюжетов из личной детской жизни

В отделах изобразительного и прикладного творчества проводится огромная работа по организации и проведению выставок, фестивалей, смотров, конкурсов, творческих мастерских, показов моделей одежды на различных уровнях: местном - в коллективах, домах творчества; районном, городском, региональном, Всероссийском и международном.

Выставка такое лаконичное и понятное всем слово. Для педагога это и предъявление результатов творчества, и тревожное ожидание оценки, волнение и переживание при встрече с новыми находками и поиск единомышленников, проблемы и их решение.

По статистике, коллективы изобразительного и прикладного творчества в течение учебного года в среднем участвуют в десяти выставках разных уровней. А то и больше!

        Выбор одних обусловлен учебной, методической необходимостью, других - социальным заказом, третьих - свободным выбором детей и педагога, их личным пристрастием. Обилие предложений "со стороны" и желаний "изнутри" требует от заведующих отделами быть особенно внимательными в решении о том, как выбрать, действительно, нужные выставки, наиболее полно отвечающие тем задачам, которые в определенный момент времени решает творческий коллектив. И здесь важно учесть и уровень выставки (местный, районный, городской и т.д.), и тематику, и концепцию.

Главной целью выставок детского художественного творчества является пропаганда и популяризация детского творчества, признание за ним определяющего значения в формировании личности ребенка, а также привлечение общественного внимания к проблемам жизни и развития детей.

В зависимости от своих частных целей и задач  детские выставки бывают:

  • презентационные – показ-представление творчества одного или нескольких юных авторов либо знакомство с особенностями творческой организации одного или нескольких детских коллектив и детей из зарубежных стран; итоговые, отчетные – демонстрация достижений творческих успехов в работе того или иного детского коллектива (коллектива, кружка, студии, школы и т.п. );
  • экспериментальные, проблемные, учебно-методические – экспонирование детских произведений, созданных в условиях художественно-творческого и методического эксперимента и сгруппированных в соответствии с определенной искусствоведческой, психолого-педагогической или социальной проблематикой; /такие выставки могут сопровождать проблемные семинары, симпозиумы, конференции и т.п./;
  • тематические, фестивальные и конкурсные – представление произведений, выполненных в разных творческих коллективах и отвечающих объявленной теме выставки (фестиваля, конкурса; юбилейные, традиционные, сопровождающие праздники, отвечающие запросам и лозунгам времени);
  • дидактические – поучительная демонстрация для юных зрителей возможных путей освоения языка изображений, а также опыта художественной переработки впечатлений от восприятия явлений природы и окружающей жизни, творческого применения знаний по искусству, истории, естествознанию и т.д.;
  • арттерапевтические – знакомство с детскими произведениями, созданными во время арттерапевтических сеансов, посредством которых решались задачи психорегулятивного воздействия на детей с проблемами в развитии.

По представительству (составу участников) различают следующие типы выставок:  персональные, групповые, внутристудийные, школьные, районные, общегородские, отечественные, международные.

        По периодичности и времени проведения выставки бывают: единичные, периодичные, постоянные, однодневные, ежегодные, бьеннале, триеннале и т.д.; по характеру проведения – выставки одной работы, передвижные, обменные; выставки-экспомты, инсталляции, виртуальные и др.

        Сложившаяся типология детских выставок вполне соответствует экспозиционным задачам оных. Проведение таких выставок позволяет показывать изобразительно-художественное творчество детей с разных позиций,  изучать его отдельные аспекты, подчеркивать в нем те моменты которые отвечают специфике деятельности данного образовательного учреждения где проводится выставка.

У выставки как явления есть внешний и внутренний аспекты. С внешним - все более или менее ясно: выставка - это самая эффектная, зримая форма предъявления достижений, показа результатов, итогов работы ребенка и педагога, обучения и воспитания, это пропаганда и популяризация детского творчества.

Внутренняя, скрытая от посторонних глаз, сторона выставочной деятельности является важнейшим средством, стимулом, инструментом в работе с детьми, так как сочетает методическую, воспитательную и организационную работу.