Музей «Купчинская сторона» как средство воспитания патриотизма у учащихся
статья по теме

Якунина Екатерина Борисовна

В Законе Российской Федерации "Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaochnaya_ekskursiya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Музей «Купчинская сторона» как средство воспитания патриотизма у учащихся

Якунина Екатерина Борисовна, социальный педагог  ГБОУ школы № 302, Туманова Вера Сергеевна, учитель начальных классов ГБОУ школы № 302, Авсеенко Ольга Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ школы № 302

 «Родной край, его история, основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Д.С.Лихачев

Исторический опыт становления и развития Российской Федерации указывает, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонационального государства является патриотическое воспитание молодого поколения. В современных условиях пришло признание необходимости патриотизма как чувства гордости своим Отечеством, его историей и свершениями, преданности нравственным ценностям и духовным традициям народов России.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества.

В Законе Российской Федерации "Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие "патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви, заложенной в его душе с самого рождения, к матери близким людям, любви к своему дому.

Вот почему, работая с учащимися, мы обратили внимание на патриотическое направление в воспитательной работе с классом. С учётом особенностей классного коллектива и реальных возможностей сложились следующие  направления работы:

  1. создание условий для формирования духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны;
  2. создание условий для формирования способности к восприятию добра, справедливости, красоты окружающего мира;
  3. воспитание Человека, способного встать на защиту государственных интересов России.

Мы часто говорим о патриотизме. Действительно, патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. И хочется верить, что наша воспитательная работа действительно помогает детям осознать определенные ценности и приобщиться к культурной традиции своего народа. У нас в школе создан музей «Купчинская сторона» и это здорово, когда ребята могут прикоснуться к прошлому в своей школе.

Создавая музей, мы хотели сохранить историческую память, об истории нашего района, обеспечить доступность и востребованность краеведческого материала для современных школьников. Помимо этого благодаря посещению музея  и участию в работе его актива, дети узнают много нового и интересного о своем районе, городе, приобретают навыки исследовательской деятельности, навыки публичных выступлений,  и что немало важно, -  неоценимую возможность рассказать историю своей семьи, вписать свои имена в историческую летопись.

Сегодня мы предлагаем Вам виртуальную экскурсию по залам нашего музея, начиная с истории его создания.

Фрунзенский район - один из самых молодых районов Санкт-Петербурга. Он образован 68 лет назад, в апреле 1936 года, и занимает почти 60 % территории города. На протяжении своей истории район менял границы, активно строился и развивался, а в этом году наш район отметил свой 75 – летний юбилей.

В 2006 году, в год 70летия  Фрунзенского района, в  стенах нашей школы открылась выставочная композиция «Фрунзенский район вчера, сегодня, завтра…», которая и явилась прообразом будущего музея (слайды). Первыми экскурсоводами стали ученики 5 «А» класса (фото). Но сегодня и это уже история.

В 2011 году в школе открылся музей «Купчинская сторона». Рождение нашего музея произошло благодаря Совету ветеранов войны и труда Фрунзенского района, который передал школе материалы, книги, предметы быта и награды солдат. Председатель Совета ветеранов - Ильин Николай Викторович.

Помощь в создании экспозиции «Деревенская изба» и модели окопа оказал Международный музейный центр (директор Коровин Игорь Владимирович). Материалы для экспозиции раздела «Современное Купчино», фотографии и карты предоставлены разработчиком сайта «Купсилла» Шаляпиным Денисом Валериевичем (слайды открытия музея).

Экспозиция музея представлена тремя разделами:

- деревня Купчино;

- Южный рубеж обороны Ленинграда;

-  Купчино 70-х годов.

В первой части экспозиции размещены карты разных периодов.  Первое упоминание населения Купчина указано на шведской карте, фрагмент которой представлен в музее. Раньше поселение имело название «Купсилла», и только значительно позже приобрело современное название.

В витринах музея представлены документы из архива Нуцковых, коренных жителей деревни Купчино, и исторические документы начала ХХ века, предметы домашнего обихода: кофеварка гейзерная (1911г.), кофемолка ручная и другие.

На протяжении своей истории Купчино было деревенским поселением. Оно начиналось как село и предметы сельского обихода нашли место  в витринах экспозиции.

Война ворвалась в жизнь мирных граждан 22-ого июня 1941 года. На территории Купчино боёв не было, здесь проходили линии обороны г. Ленинграда. На панораме воссоздан эпизод тяжёлого боя. Эта экспозиция нашего музея, посвящается всем тем, кто пал на полях сражений и кто дошёл до победы, жителям и воинам г. Ленинграда.

 «Победы час мы приближали!» Так может сказать каждый участник Великой Отечественной войны, проживающий в нашем микрорайоне. Имея разные военные профессии, пробывшие разное количество дней на фронте, пройдя разными дорогами войны, они стремились к одному – защищать свою Родину, свое Отечество.

В витринах находятся экспонаты – свидетели военных лет.

1945 г. Победа. Трудные послевоенные годы. Коммунальные квартиры, скромный быт. Люди мечтают о мирной, и счастливой жизни. Вот появились и первые телевизоры «КВН» с линзами, которые увеличивали изображение. А слоники, которые были во многих семьях, символизировали надежду на счастье.

Была деревня Купчино. На этой территории начинается строительство и освоение района. Проложены улицы, проспекты, развёрнуто возведение жилых массивов и объектов социально культурного сервиса и предприятий. Несмотря на то, что Купчино на глобусе мира не обозначено, для каждого его жителя - это своеобразный центр мира. Сохраняя традиции прошлого, район стремительно развивается. Именно здесь был построен первый дом 137-ой серии.

Купчино связало  с исторической частью города линия метро, а жители города осуществляли связь с миром через телефонные автоматы, пока почти в каждой квартире не появился стационарный аппарат.

На Бухарестской улице был построен первый универсам «Фрунзенский», а на пересечение проспекта Славы и Бухарестской улицы – кинотеатр «Слава».

Люди строили дома, растили и воспитывали своих детей. А частная жизнь в купчинских домах навсегда осталась в вещах, которые вышли из употребления, но отражают страницы  истории наших семей, нашего района и нашей страны.

Наш музей еще очень молод. И его особенность в том, что почти все ученики принимали участие в его создании, в сборе экспонатов. А значит, в душе музея есть частичка каждого. И музей становится близок и ребенку, и взрослому, посетившего его.

В заключение хотим сказать, что проводя экскурсии и обновляя экспозиции музея, наши ученики помогают пробудить чувство гордости за свой район, свою Малую Родину, а, значит, и чувство патриотизма в посетителях музея. Так рождается важное ощущение принадлежности к великой истории с названием «Ленинград – Петербург».  

Приглашаем вас на экскурсию  по залам музея!

Авторская справка.

Якунина Екатерина Борисовна

Авсеенко Ольга Владимировна

Туманова Вера Сергеевна

Музей «Купчинская сторона» как средство воспитания патриотизма у учащихся.

6страниц

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 302

Социальный педагог, учителя начальной школы.

р.т 7727361

м.т89523786383

192284 Санкт-Петербург Дунайский проспект 48/2

Участие примем

Готовы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»

В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево....

Научно-исследовательская работа как средство воспитания патриотизма у школьников.

В статье анализируются этапы научно-исследовательской работы школьников, а так же средства и методы по развитию патриотизма средствами научно-исследовательской работы в современной школе....

Проект «Изучение государственной символики как средство воспитания патриотизма на уроках истории и обществознания»

Патриотическое воспитание через изучение государственных символов на уроке истории....

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся как средство воспитания патриотизма

Данный материал представляет собой  методические паспорта двух исследовательских проектов, над которыми мы с моими обучающимися плодотворно работали в течение последних лет....

Литературное краеведение как средство воспитания патриотизма.

Статья посвящена организации работы по литературному краеведению и освещению  личностного  результата проводимой работы....

Информационно-просветительные технологии как средство воспитания патриотизма.

Тема моей педагогической концепции  «Информационно- просветительные технологии как средство воспитания патриотизма» предусматривает обращение не просто к ученику, а к личности,...

Воспитание патриотизма у учащихся средствами школьного музея

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом.  Здесь  представлены  подлинные исторические документы и экспонаты , позволяющие  расширить границы уроков, разно...