Научно-исследовательская работа как средство воспитания патриотизма у школьников.
статья по теме

Бушкова Татьяна Викторовна

 В статье анализируются этапы научно-исследовательской работы школьников, а так же средства и методы по развитию патриотизма средствами научно-исследовательской работы в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ШКОЛЬНИКОВ

                                                     Истинный показатель цивилизации – не

                                                     уровень богатств и образования, не   величина

                                                     городов, не обилие урожаев, а облик человека,

                                                 воспитанного страной.

                                                                                      Р. Эмерсон

   Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.                                Основной целью российской системы образования  является не только интеллектуальное, но и нравственное развитие личности.  

    Современная система образования построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, собственные

наблюдения, свой и чужой опыт. Но как в этом многообразии интеллектуальных, коммуникативных навыков и умений не потерять главное – человека? Человека – Патриота! Человека – Гражданина!  

   «Патриот – это человек, служащий своей Родине» - эти слова написал Н.Г. Чернышевский в XIX веке, но они актуальны и в современном мире. Российское образование всегда давало качественные знания, наверное, поэтому многие страны мира старались переманить интеллектуальную элиту нашего общества  к себе, обещая достойную жизнь. Не допустить «утечки мозгов» из страны – цель не только государства, но  системы образования.

   Реализация этой цели возможна при наличии многих параметров, включая и экономическое стимулирование науки и образования. Но одним из важных параметров является научно-исследовательская деятельность учащихся. Под научно-исследовательской деятельностью понимается, такая деятельность, которая направлена на получение новых объективных научных знаний.

   Какие же средства и приемы можно применять в ходе научно-исследовательской работы, чтобы развивать не только интеллект, но и нравственные качества учащихся?

   Во-первых, в целях и задачах научного общества учащихся школы  (гимназии) необходимо четко прописать воспитательные цели и задачи;

   Во-вторых, при планировании заседаний Совета научного общества учащихся, включить и патриотическую тематику: например, разработать памятку для ребят, которые хотят быть патриотами своей страны:

 1) испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну;

 2) не будь безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе;

3) изучай историю своей страны и историю своей малой Родины, ее прошлое и настоящее;

 4) не говори плохо о стране, в которой ты живешь;

 5) гордись тем, что ты – гражданин России;

 6) знай символику  своего государства.

  В-третьих, поскольку научно-исследовательская работа предполагает выполнение учащимися заданий экспериментального и исследовательского характера, то использовать разнообразные формы работы:

  • посещение научных учреждений и промышленных предприятий своего города;
  •  встречи с людьми, прославившими науку в данной области знаний;
  •  посещений выставок, связанных с проблематикой научных работ;
  • встречи со студентами вузов, которые представляют те области знаний, по которым пишут работы учащиеся школы;
  • встречи с воинами-интернационалистами, защищавшими интересы своей страны;
  • проведение конкурсов и викторин, посвященных историческим датам страны.

    Результаты научно-исследовательской работы учащиеся представляют на ежегодных научно-практических конференциях «Шаг в будущее», «Ярмарка идей», «Конференция победителей» (Санкт-Петербург). В 2010-2013 учебных годах на конференциях гимназического, районного и всероссийского уровня были представлены лучшие работы учащихся по  следующей тематике: «Фобии в подростковом возрасте», «Дружба в XXI в. Миф или реальность», «Экологическая ситуация в Кировской области» , «Противоречия в Российской Конституции», «Национальная идея России».

    Работа научно-исследовательского общества учащихся, в нравственном плане будет результативна, если каждое занятие научного общества учащихся будет проводиться нешаблонно, необычно, нестандартно и тем самым будет будить лучшие чувства и мысли ученика. Воспитание патриотизма – это основа личностного развития учащихся. Выявляя собственных Коперников и Ньютонов, воспитывая их в духе патриотизма школа сохраняет интеллектуальную элиту государства,  а стало быть сохранит существование и самого общества.

Используемая литература:

  1. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-   исследовательской деятельности. М., 1993.
  2. Щуркова Н. Новые формы воспитательной работы. Воспитание школьников. 2003.
  3. Н.И. Дереклеева. Научно-исследовательская работа в школе. – М: Вербум – М., 2001.

                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей «Купчинская сторона» как средство воспитания патриотизма у учащихся

В Законе Российской Федерации "Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриот...

«Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»

В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево....

Региональный компонент в учебной и внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма

Региональный компонент в учебной и внеклассной работе как средство воспитания гражданственности и патриотизма.(Из опыта работы)         В наши дни, когда функци...

внеклассная работа как средство воспитания гражданственности и патриотизма

В советской школе воспитанию гражданственности и патриотизма придавалось приоритетное значение. Инструментами этого воспитания выступали пионерская и комсомольская организации. Содержание большинства ...

Статья "Краеведческая работа как средство воспитания патриотизма"

В статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма на основе изучения геогафии, истории и культуры своего края...