Информационно-просветительные технологии как средство воспитания патриотизма.
статья на тему

Путенко Ольга Михайловна

    Тема моей педагогической концепции  «Информационно- просветительные технологии как средство воспитания патриотизма» предусматривает обращение не просто к ученику, а к личности, у которой  свой маршрут достижения успеха. Под информационно-просветительскими технологиями понимается проектная часть педагогического процесса как совокупность последовательных алгоритмов,направленных на формирование  личности обучающихся,обладающей коммуникативными качествами,умеющей находить информацию и применять ее для своего  интелектуального и нравственноого развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей, основанные на трактовке педагогических явлений, не противоречащих  педагогической науке1.

 Концепция педагога не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых получает образование ребенок.    События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом российского патриотического сознания.

   Социологический опрос ,проведенный в 2013-2014 учебном году  учителями –филологами МОУ лицей с.Верхний Мамон среди учащихся 10- 11 классов подтверждает  утрату среди молодежи духовных ценностей .На вопрос о роли гуманитарных предметов в  образовании доля учащихся в 42% считала, что русский язык, литература важны для осознания человеком важности патриотических чувств, своего места в истории страны, 58 % опрошенных не считали необходимым изучение предметов гуманитарного цикла2.  

В этих условиях очевидна необходимость решения  проблем  воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

  Любой  стране нужны граждане  с патриотически- нравственными устоями. Россия не исключение. Поэтому  независимо от преподаваемого предмета учитель должен воспитывать  граждан –патриотов,  высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту  в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.  Эта мысль красной нитью проходит через  национальную образовательную инициативу  «Наша новая школа»3,находит подтверждение  в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.»4 ,в создании центров патриотического воспитания.  Так, в Воронежской области создан центр патриотического воспитания5, разработана региональная программа, позволяющая педагогам разработать собственные пути патриотического воспитания.  

    Тема моей педагогической концепции  «Информационно- просветительные технологии как средство воспитания патриотизма» предусматривает обращение не просто к ученику, а к личности, у которой  свой маршрут достижения успеха. Задача учителя –  правильно разработать маршрут и направить по нему. Когда мы оба находимся в начальной точке пути, знаем: будет трудно, но  вместе обязательно дойдем до финиша. Первое, в чем я убеждаю ученика: ставь задачу и иди. Потерпеть неудачу – это не  худшее, хуже – не пытаться. Моя задача вначале - вселить уверенность в ребенка. И только тогда разум ученика будет раскрыт и свободен подобно парашюту. Он готов постоянно учиться, ему нравится самообразовываться и совершенствоваться. Ученику на этом этапе достаточно одного слова, одного совета и он сам начинает тянуться к книгам, к новым исследованиям. В какой-то момент наступает третий этап: ученик должен ежедневно, чувствовать интерес к себе, к тому делу, которым он занят с моей стороны, со стороны учителя. Я должна каждый урок, каждое внеклассное занятие показывать моим ученикам, что все интересное – сложно, что все сложное – интересно.  В середине сложности лежит возможность.  А возможности безграничны. Путешествие длиною в тысячу миль начинается с одного шага, и я должна помочь сделать этот первый шаг на пути становления личности патриота, как  в свое время помогли мне труды  классиков педагогической мысли В.А. Сухомлинского, Ш.Амонашвили осознать ценность и масштабность воспитания личности.  

   Под информационно-просветительскими технологиями понимается проектная часть педагогического процесса как совокупность последовательных алгоритмов, направленных на достижение планируемых результатов и как процесс функционирования личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для привлечения внимания к коммуникации, достижения восприятия и адекватного усвоения информационного сообщения, сохранения информации в банке данных и ее использования для стимулирования, активного обучения и практических действий6.

     Информационно-просветительские технологии подразделяются на два вида деятельности: репродуктивную и продуктивную6. Актуальность  вовлечения  в учебно- воспитательный процесс средств информационно- просветительных технологий  как средства воспитания патриотизма  очевидна : они способны гармонично  воздействовать на личность, развивать  патриотические чувства, формировать потребность в высоких духовно нравственных и культурных ценностях ; приобщать  к культурному наследию России, ее традициям и историческому прошлому; формировать самосознание, ценностное отношение к личности, обществу и государству; воспитывать уважение к законам и нормам общественной жизни;  создавать условия для реализации способностей каждой отдельно взятой личности в сфере гражданско-патриотической деятельности.

          К настоящему времени изучен широкий круг вопросов, связанных с патриотическим воспитанием молодого поколения, и представлен в философских работах Н.А.Бердяева,  Г.Гегеля, М.С. Кагана, В.Н. и др., в психолого-педагогических публикациях  Н.И.Ильина ,Н.И. Болдырева,  А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.  Есть авторы, которые исследовали «кризис» патриотизма в контексте прерывания культурно-исторических социального традиций и предлагали стратегию проектирования патриотических  ценностей (В.М. Межуев,)  Возможности использования информационно- просветительской  деятельности в патриотическом воспитании молодежи отражены в трудах И.И. Алпацкого, М.А.Ариарского, Т.И. Баклановой,  Т.Г. Киселевой, А.И. Костяева7.Автор методического пособия «Малая родина»8 Д.Ф.Шеншин  разработал рекомендации для решения вопросов патриотического воспитания учителями –филологами.

     Ведущая идея концепции состоит в формировании у учащихся  чувства «духовной оседлости», то есть ,по словам Д.С.Лихачева , нравственной привязанности «к своему гнездовью». Сначала интуитивно, а потом вполне осознанно вписываем мы себя в географию и историю своей "малой родины". Это не провинциализм и не «регионализм»8.Это необходимая ступень воспитания в себе подлинного патриотизма. Ведь родной край, отечество, планета - звенья одной неразрывной цепи.  

    В творчестве каждого писателя оставляет неизгладимый след край, где он родился и вырос или с которым он был долгое время связан. Не случайно  И.С.Тургенев, находясь за границей и чувствуя ,что жить осталось чуть-чуть, пишет:" …дубу от меня поклонитесь …”

     Литературное краеведение – один из действенных способов познания и воспитания,   призванных прежде всего воспитывать высокие патриотические чувства, вызывать у школьников интерес к жизни родного края, способность правильной оценки происходящего.

  Информационно-просветительные технологии позволяют проводить литературно- краеведческую работу  на высоком уровне и формировать  следующие компетенции: информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией); коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым); социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей); предметную (способность применять полученные знания на практике). 

     Для  практической реализации процесса развития личности и  воспитания патриотизма средствами информационно- просветительских технологий у школьников в МОУ лицей с.Верхний Мамон создан творческий клуб «Вдохновение»9. Это общественное   объединение учащихся и учителей-филологов, действующее на добровольной основе, использующее информационно-просветительные технологии, осуществляющее  функциональный подход к ценностям и культуре.   В  работе клуба прослеживается система патриотического воспитания, представляющая собой  единство целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, обеспечивающих  активное воздействие  на сознание, чувства и поведение молодежи с целью всестороннего раскрытия их способностей, успешной подготовки к выполнению своего гражданского  долга перед Родиной, позволяющая в обозримом будущем выполнение социального заказа  государства по всесторонней подготовке  инициативных людей, строителей и защитников  демократического общества. Результаты клубной работы используются в учебно-воспитательной деятельности на уроке.

     Разработанная  модель воспитания патриотизма молодежи посредством информационно-просветительных технологий в условиях деятельности общественного объединения включает в себя основную цель, структуру, приоритетные ценности каждого из компонентов, принципы, средства, методы, формы, критерии и конечный результат.

    Основной целью является воспитание патриотизма у молодых людей посредством использования информационно- просветительных технологий, то есть целостный педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно происходит просвещение, информирование, разъяснение, а также реализация на практике насущных интересов и инициатив молодых людей.

  Реализуются следующие принципы воспитания патриотизма у молодежи: преемственности и последовательности, целостности и комплексности, планирования и координации, дифференцированного подхода, системности и информативности.

    Среди основных педагогических методов были использованы следующие: вовлечение молодых людей в культурно-досуговые мероприятия, учебно-познавательная и самообразовательная деятельность, стимулирование социально-культурной активности, формирование общественного сознания личности.

  Журавлева Ирина в 2008 году получила Диплом II степени  на НОУ «Эврика» ВГУ за работу  « Разумное, доброе, вечное в произведениях В. Белокрылова», где  исследовала истоки творчества писателя,  в чем важность его личности для Верхнемамонского района.  Успеху способствовала большая кропотливая работа, в которую была вовлечена вся семья Иры: посещение мест, связанных с именем писателя, знакомство с  его товарищами и просто  земляками, работа в  районных и областных архивах. По словам мамы, их семья не коренные жители Верхнего Мамона, осознала себя ее частью, когда благодаря этой работе увидели, как богата Верхнемамонская земля. Вот строки из работы:  «Василий Алексеевич Белокрылов. Это фамилия нашего земляка, писателя с большой буквы, которому еще в детские годы выпало на собственном опыте узнать что же такое война. Возможно, если я произнесу эту фамилию где -нибудь в Тамбовской, Ростовской областях, у меня спросят: а кто этот человек, или кем он был. И я не удивлюсь. Ведь это наш и только наш земляк. Уроженец Воронежской области. Это наше достояние и наша гордость. Человек с достоинствами и недостатками, с душой истинного  писателя, поэта и музыканта. Какие душевные и пронзительные пел песни! Очевидцы утверждают, что от них «холодело в позвоночнике и все тело покрывалось мурашками».                                                                                                                                              Белокрылов писал про то, что его окружало: про себя, про друзей, про родственников,  про простую, деревенскую жизнь, про подростков, обычных дворовых, деревенских мальчишках.Не мечтал о славе, об известности. Но она пришла к истинному самородку Верхнемамонской земли».  Ирина  выделила главное в творчестве В.Белокрылова –любовь к родному краю- и даже нашла сходство и различия с  поэтом Н. Рубцовым : « Воспевая « тихую родину в далекие шестидесятые, Н. Рубцов не думал о славе, она пришла неожиданно. Это объясняется его « необычайной детскостью», чистотой его стихов. К Василию Белокрылову слава только заглянула, на миг задержалась и ушла… ,чтобы вернуться.  Николай Рубцов очень сильно переживал свою «бездомность». У Василия Белокрылова было место, куда он возвращался, когда становилось невмоготу. Николай Рубцов тосковал о друге: « Друзей со мною нет» . У Василия Белокрылова истинные друзья остались на Верхнемамонской земле. Рубцов любил слушать музыку, чаще всего пламенную симфонию « Дороги жизни» Моцарта. Неизменной спутницей Василия Белокрылова была гитара и простая русская мелодия. Можно и дальше продолжать сравнение между поэтом российской величины и писателем, известным на меньшей территории. Важно то, что, по-моему они жили с постоянной тревогой за свою Русь, Россию».       Нагайцева Виктория тоже была удостоена  в 2009 году награды на конференции НОУ «Эврика» ВГУ за работу « « Черные камни» судьбы Анатолия Жигулина» : Диплома II степени.Ее работа – это результат слаженных действий поисковой работы  самой ученицы, педагога и ее товарищей –единомышленников, ведь путешествовать приходилось от родного Воронежа до далекого Тайшета, задействуя многие юридические и общественные  организации и Интернет- ресурсы. Сделанные ученицей выводы позволят  других учеников воспитывать и направлять по патриотическому пути: «В повести А. Жигулина "Черные камни"показана главная тенденция литературы 80- годов : "очистить" общество ,образ жизни, духовный, душевный мир человека посредством привлечения внимания читателей к событиям истории, связанным с культом личности Сталина.Его повесть  о мужестве  настоящего человека, чей пример станет  символом  настоящего патриота , несломленного, непокоренного. Биографические мотивы жизни взрослеющего мальчика сначала в оккупированном, а затем,  в освобожденном Воронеже - это комментарии к описанию эпохи  40-ых годов  20 века в Советском Союзе. Судьба одного мальчишки повторяет сотни - тысячи  судеб других детей  военного и послевоенного времени и является документальным примером патриотизма, живущим ныне, не знающим, что такое война.. Пережитое ,описанное в повести, - напоминание ныне живущим о том, что "времена не выбирают: в них живут и умирают".                                       Практическое использование данных исследовательских работ: лицейская библиотека предлагает для ознакомления, учителя  гуманитарных дисциплин Верхнемаонского района имели возможность познакомиться с этими работами на районном семинаре и применить на своих уроках и внеклассных занятиях,работа В. Нагайцевой была положена в основу лицейской  конференции ,посвященной Году А. Жигулина в Воронежской области (2010).                                                      В Верхнемамонском  районе издается газета «Донская новь», в которой  большое место отводится творчеству  прозаиков и поэтов Придонья. Участники творческого клуба сотрудничают с газетой, создавая рубрику  «Литературная страница»; свои предложения по совершенствованию газетного материала  публикуют на сайте лицея и ведут конструктивный диалог  с профессиональными журналистами.                                                                                                   Члены клуба практикуют создание видеороликов, в которых отражают злободневные проблемы лицея, района. Сценарии пишут сами . Неоценимую помощь в написании сценариев оказывают материалы, размещенные в Интернете: это и консультации  сценаристов,  и помощь  в постановке, выделении сюжетных линий. Видеоролики «Дружба превыше всего», «На Аллее Славы», «В гостях у ветерана Великой Отечественной», « Великая высота», «Книга о Великой Отечественной войне в моей семье» посвящены 65 годовщине Великой Победы в Великой Отечественной войне. Ребята не только сохранили  память  о прошлом , но и прежде всего для себя уяснили, как ценна человеческая жизнь, как прожить ее, чтобы «не было …больно за бесцельно прожитые годы».  Это напоминание  будущим гражданам России  о необходимости защиты своей родины, это забота о будущем  и «малой» родины и страны в целом.

     Верхний Мамон … 200 километров от областного центра…. Кажется, глубинка  с действенно чистым воздухом  и богатыми землями, и только . но прошедшие регионального и областного значения мероприятия, призванные повышать культуру народа  проводились здесь. Значит, есть огромный потенциал, способный  подготовить и представить на суд зрителя качественный художественный материал.                                                                            Выпускниками лицея Александром Михайловым и др. создан сайт Верхнего Мамона.  Нынешние лицеисты на заседаниях клуба обсуждают информацию портала. Часто животрепещущие проблемы находят выражение в рассказах, стихотворениях, поэтических зарисовках. Произведения печатаются на сайте лицея, в лицейской периодической печати, в районной газете «Донская новь». Многие ученики участвуют в литературных конкурсах ,становятся лауреатами и победителями. Итог такого вида работы- неравнодушие: неравнодушный ученик- неравнодушный гражданин.  Токарева Екатерина за публикации в «Донской нови» при подведении итогов конкурса «Молодежь в журналистике» в 2010 году отмечена как  «подающий надежду журналист с активной патриотической позицией11». Михаил Путенко  только «пробует перо», но   творчество ученика 10 класса  заслуживает внимания ,так как его прозаические работы малых форм занимают призовые места в литературных конкурсах :победитель районного конкурса сочинений «Мой Кольцов» ,победитель районного конкурса  риторики в жанре убеждающего выступления, лауреат  регионального детского фестиваля «Старая ,старая сказка»(2010) в номинации «Авторская сказка».

     Сочиненная им сказка «Как два Мамона спор решали?»краеведческая ,так как рассказывет о конкретных селах ,об их местоположении. Благодаря каналу ТНТ «Губерния» земляки –верхнемамонцы  воочию могли увидеть победу Михаила и гордиться своим земляком12.

    Ученица 11 класса Нагайцева Виктория провела исследование  «Развитие прозаических жанров на территории Верхнемамонского района»13.Вот цитаты из ее работы: «Листая подшивки районной газеты «Донская новь, перебирая изданные книги местных писателей, посещая занятия литературных клубов,  невольно подумала о том. что в творчестве  верхнемамонских писателей преобладают малые  прозаические жанры: рассказ, очерк, новелла, фельетон, сказка, особое место занимает жанр документальной прозы. Проведенный опрос маститых и начинающих авторов  показал следующее: мнения разделились  в зависимости от возраста.  Писатели с именем считают использование малых эпических форм средством  отклика на «злобу дня» Ведь на создание повестей, романов требуется  больше времени. Члены твоческого клуба «Вдохновение»МОУ лицей говорят, что в настоящее время  ускоряющийся темп жизни, отсутствие времени на чтение книг, блоки рекламы создающие краткие сюжеты - всё это и многое другое диктует краткость форм произведения. Быстро сменяющиеся картинки - вот суть современной жизни».  

   Заключение работы не оставляет сомнений : проведенное исследование –это способ познания родины и осознания  своего места в жизни: «Основные образы верхнемамонских прозаиков- сельский житель, Дон-батюшка, протекающий по верхнемамонской земле , скромная природа, родившееся вместе с человеком, образное представление о величии и мощи земли, источнике жизни, хранители времени и ушедших с ним поколений.  

    « Поэт.. Не каждый человек удостаивается такого высокого звания . Люди называют поэтом того ,кто вкладывает в свои стихи всю душу. Поэтом был и Иван Акимович Пахомов. Один из первых поэтов Придонья . начавших творить. и один из первых ,ушедший в мир иной… Он писал  о  том. что происходило в его душе. Среди плеяды верхнемамонских  поэтов он выделялся  не происхождением, а своим задором , своим умением понимать жизнь, ценить ее …»-Это строки из творческой работы  члена клуба Путенко Михаила  «Поэт земли Верхнемамонской»14, посвященной поэту, ветерану Великой Отечественной войны Пахомову И.А. Заинтересованные ученики увлекли других: плодотворная работа по разным направления литературного краеведения  воплотилась в уникальный труд «Литературная карта Верхнего Мамона»15.Теперь каждый интересующийся культурой Верхнего Мамона может на сайте лицея ( а в обозримом будущем и сайте Верхнего Мамона) найти нужную информацию. Работа не закончена: в перспективе члены клуба создадут «Литературную карту Верхнемамонского района». Важный аспект данной поисковой работы – видимый результат, который работает на воспитание настоящего патриота.

        Соискатель в соавторстве с учителем истории   Мязиной Т. М. организовали информационно- просветительскую работу для учащихся по теме «Мамонский свадебный обряд: взаимосвязь этноса и природы», задействовав следующие структуры: Загс  Верхнемамонского района, жителей Приреченского сельского поселения, жителей Верхнемамонского сельского поселения.  Выдержки из работы: «Положение семьи служит показателем состояния общества, его реальных возможностей социально- культурного развития. В последнее время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи.  По Воронежской области за 2010 год было зарегистрировано 18 тысяч браков, а разведено 13 тысяч пар17. Это заставляет задуматься  всех . Создание семьи дело непростое. Успешно решить  эту задачу может лишь тот, кто вступает в брак с огромной ответственностью, знает о том,  что   институт семьи, построенный  не одним поколением людей,   основан на годами накопленном опыте и включает в себя следование обычаям и традициям , которые не позволят разрушить маленькую ячейку государства, называемую  семьей, а значит крепче будет государство.        Именно на  ознакомление с обычаями и традициями   нужно обращать внимание будущих строителей семьи».                                                                                                                                            Опыт работы  с использованием информационно- просветительских технологий позволяет констатировать, что в настоящее не всегда работает система взаимодействия различных структур и ведомств в деле воспитания патриотизма.

В процессе работы  выяснилось, что практически во всех организациях, осуществляющих информационно-просветительскую функцию (редакция районной газеты «Донская новь»,районная библиотека, интернет – сообщества, творческое объединение поэтов Верхнего Мамона «Белый затон»), есть запланированные мероприятия ,направленные на воспитание патриотизма , ориентированные на подростковую аудиторию, но уровень развития позитивного отношения к данному виду работы недостаточен как со стороны учеников, так и взрослого населения ,  Поэтому  в моей концепции заложены только кирпичики  будущего фундамента педагогической модели взаимодействия учреждений социально-культурной сферы в системе формирования патриотизма учащихся  на основе использования информационно-просветительских технологий, включающую партнерство педагогических, социальных, медицинских, правоохранительных, психологических, административных работников, работников социально-культурной деятельности, представителей средств массовой информации в вопросах воспитания патриотизма
подрастающего поколения, в которой определены методы, средства, формы,
виды социально-культурной деятельности, а также критерии эффективности
организации педагогического процесса.

    Каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый педагог обязан работать во благо развития ребенка.  Умения, которые приобретают дети, служат им добрую службу.

    У каждого учителя есть своя дидактика. А я мечтаю об идеальной дидактике. Что это такое? Идеальная дидактика - это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах.

       Информационно-просветительские технологии как средство воспитания патриотизма работают эффективнее в сравнении с традиционными методиками обучения. Об этом говорят данные социологического опроса, проведенного в 2009-2010 учебном году  учителями –филологами МОУ лицей с.Верхний Мамон среди учащихся 10- 11 классов, когда творческому клубу «Вдохновение» исполнилось3 года :  работа, согласно выдвинутой концепции, повышает значимость предметов гуманитарного цикла   в воспитании патриотизма, в приобретении   духовных ценностей .На вопрос о роли гуманитарных предметов в  образовании доля учащихся в 54% считала, что русский язык, литература важны для осознания человеком важности патриотических чувств, своего места в истории страны, 46 % опрошенных не считали необходимым изучение предметов гуманитарного цикла16.   Прирост 12% ,конечно, важен, но 46 % еще не видят необходимости в изучении предметов, поэтому моя задача –  повысить результат.  

   Я  счастливый человек, так как работа и радость для меня практически, вопреки всем правилам русского языка, однокоренные слова!  Моя педагогическая концепция не косная, а  изменчивая и мобильная , креативная и научная обоснованная, эмоциональная и  направлена  на успех ученика, человека, патриота.

  Однозначно, не все участники творческого клуба «Вдохновение» станут писателями, поэтами, достаточно того, что они осознают себя участниками жизненных процессов, увлечены делом, которое послужит и другим.

    Вспоминаются слова классика русской литературы Н.А. Некрасова :

    Поэтом можешь ты не быть,

    Но гражданином быть обязан…

   Таким образом, при умелом руководстве и правильной, разумной концепцией отбора  предлагаемого  литературного краеведческого материала средства информационно –просветительных технологий играют основную роль при формировании личности гражданина, патриота.

    Сущность  воспитания патриотизма на основе
использования информационно-просветительских технологий представлена
как совокупность целенаправленных педагогических воздействий на
сознание и поведение человека через включение в культурно-ценностные и
социально принятые нормы поведения, способствующие  воспитанию патриотических качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей «Купчинская сторона» как средство воспитания патриотизма у учащихся

В Законе Российской Федерации "Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриот...

«Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»

В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево....

Научно-исследовательская работа как средство воспитания патриотизма у школьников.

В статье анализируются этапы научно-исследовательской работы школьников, а так же средства и методы по развитию патриотизма средствами научно-исследовательской работы в современной школе....

Проект «Изучение государственной символики как средство воспитания патриотизма на уроках истории и обществознания»

Патриотическое воспитание через изучение государственных символов на уроке истории....

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся как средство воспитания патриотизма

Данный материал представляет собой  методические паспорта двух исследовательских проектов, над которыми мы с моими обучающимися плодотворно работали в течение последних лет....

Литературное краеведение как средство воспитания патриотизма.

Статья посвящена организации работы по литературному краеведению и освещению  личностного  результата проводимой работы....

Социально-проектная деятельность как средство воспитания патриотизма старшеклассников.

Творческий проект, посвящённый 70-летию Победы "Никто не забыт, ничто не забыто!"...