Герменевтический подход на уроках музыки как средство формирования художественного мышления учащихся
статья по музыке

Трофимова Ирина Борисовна

Ключевым для герменевтики является понятие интерпретация. Это принцип понимания текста, основанный на диалектике части и целого. Явление целостности в понимании приобретает особую актуальность при познании музыкального стиля. Системное использование герменевтического подхода на уроках музыки способствует развитию метапредметных умений обучающихся

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл germenevticheskiy_podhod_na_urokah_muzyki.docx26.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Герменевтический подход на уроках музыки

как средство формирования художественного мышления учащихся

Трофимова Ирина Борисовна,

учитель музыки ГБОУ гимназия №293

В XXI веке - эпоху тотального господства информационных технологий и первостепенной роли информации, с особой остротой встает проблема понимания и, соответственно, диалога.  Стагнация (застой) современного общества обусловлена возросшей эмоциональной глухотой, холодностью, сенсорной (чувственной) притупленностью и, как следствие, стереотипностью переживаний и поступков, апатией по отношению к своей жизни и к жизни близких. Социологи связывают эти проблемы с обостряющимся противоречием между человеком, его предметным и социальным окружением, усиливающейся разобщенностью из-за отсутствия объединяющей, то есть ведущей к пониманию идеи, идеологии в целом и т. д. Таким образом, понимание - это своего рода нравственная позиция, стимулирующая способность к общественно-полезной деятельности, изучению языка и т. д.

Между тем возникший плюрализм (множественность) взглядов и духовных ценностей неожиданно привел, несмотря на развитие глобализации, к разобщению и тотальному непониманию. Оно распространилось и на область художественной культуры. Может быть, наиболее болезненно это отразилось в сфере МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. Особенно остро сегодня стоит проблема непонимания современной академической музыки, язык которой постигается с трудом и до сих пор не является частью массового музыкального сознания. «"Информационный разрыв" (В. В. Медушевский) автора со слушателем, - справедливо замечает Л. П. Казанцева, - драматическая судьба множества новаций, от которых отстает ухо слушателя, пытающегося воспринимать их в уже несоответствующей слушательской позиции». Нужна перекодировка их смысла, а также освоение нового «интонационного словаря» (Б. В. Асафьев) широкой аудиторией, что непосредственно упирается в общее музыкальное образование. Следовательно, воспитание  механизмов понимания, на которое нацелено музыкальное содержание предмета Музыка, становится одной из актуальнейших проблем музыкальной педагогики (и не только музыкальной).

Особенно актуальна разработка этой проблемы в наше время, когда усложнился язык музыки, когда путь музыкальной эволюции разветвился на множество стилевых дорог, когда появляются новые музыкальные инструменты и акустические средства, новые формы создания и записи музыки.

В свете сказанного представляется вполне естественным обращение   к герменевтике – науке, ставящей своей целью изучение закономерностей адекватного понимания текстов культуры. Так, актуальным для формирования художественного мышления учащихся является герменевтический «канон автономии текста». Суть его заключается в том, что художественное произведение, отделившись от своего создателя, живёт в истории самостоятельной жизнью. Входя в новый контекст, оно ставит перед детьми 21 века проблему адекватного понимания. Иными словами, художественное произведение живёт, пока оно остаётся открытым человеческому пониманию, т.е создаёт герменевтическую ситуацию.

 

Слайд №2

Герменевтика (от греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) – наука и искусство толкования любых текстов, а также – учение о принципах их интерпретации.  Ключевым для герменевтики является понятие интерпретация.

Слайд №3  

Значительный вклад в герменевтику, являются Шлейермахер, Гадамер, и Поль Рикёр

Фридрих Шлейермахер – понимал герменевтику как искусство понимания чужой индивидуальности, ибо писавший имел свою неповторимую жизнь, своё самосознание, свои религиозные чувства (у каждого свой жизненный мир-понимание и интерпретация)

               Герменевтическое движение по кругу (а точнее - по спирали) необходимо потому, что ничто истолковываемое не может быть понято за один раз.

Герменевтический круг — это принцип понимания текста, основанный на диалектике части и целого.

               «Как целое понимается из отдельного, но и отдельное может быть понято только из целого, имеет такую важность для данного искусства и столь неоспоримо, что уже первые же операции невозможно проделать без применения его, да и огромное число герменевтических правил в большей или в меньшей степени основывается на нем…»

Слайд №4

Вильгельм Дильтей (нем.историк культуры, философ-идеалист, литературовед) – понятие герменевтического круга, включив в него философскую позицию автора, его психологию, а также контекст социально-культурных условий создания произведения. По Дильтею, познающий субъект познает себя через других, но других он понимает через себя. Чтобы понять истинный смысл гамлетовского «быть или не быть», надо поставить себя на место Гамлета.

Мартин Хайдеггер  (нем.философ) – истолковал реальность «жизненного мира» по преимуществу как языковую реальность. Считал, что язык определяет судьбу бытия, язык - это «дом бытия». Бытие, говорит, прежде всего, через поэтов, слово которых всегда многозначно и истолковывать его призвана герменевтика.

Ханс Георг Гадамер – попытался выйти за рамки «мыслящего самого себя мышления». Переход философии от познания к пониманию («Истина и метод»).                               Он понимает герменевтику как учение о бытии, в первую очередь о социальном бытии. Утверждает, что у человека ещё до понимания возникает предпонимание, а истина постигается не рационально, а интуитивно.

                В этой системе предпонимания выступает проекция как предвосхищение того, что написано, как угадывание развязки, ожидание логического завершения событий (на нарушении ожиданий читателей строятся сюжеты детективов, боевиков, приключенческих романов. Именно поэтому они становятся «захватывающими».

Слайд №5

В философии ХХ века ГЕРМЕНЕВТИКА – это учение о ПОНИМАНИИ и научном постижении КУЛЬТУРЫ, и шире – ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА

Ключевым для герменевтики является понятие интерпретация.

Слайд №6

Существуют различные виды интерпретаций. Л.Г.Тульчинский считает,  что «всё многообразие видов герменевтической интерпретации фактически можносвести к четырё»м:

  1. Грамматическая (языковая).
  2. Стилистическая.
  3. Историческая.
  4. Психологическая (личностная)- входит во все остальные виды, так как оно связано «с выражением душевного состояния автора». На наш взгляд, все названные виды могут быть применены при освоении музыкального стиля.

Для герменевтики важен не столько внешний контекст культуры, сколько контекст внутренний, заключённый в самом тексте. -основной способ понимания и познания текстов культуры

Слайд №7

Под текстом в герменевтике понимают не только рукописные творения авторов, но и произведения искусства, исторические события и другие объекты, которые «поддаются» пониманию. Процесс понимания рассматривают как движение по так называемому ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОМУ КРУГУ. С одной стороны, текст рассматривают по отношению к эпохе, литературному жанру. С другой стороны, текст является духовной жизнью автора, а сама его духовная жизнь является частью исторической эпохи. Представление текста с этих двух позиций, переход от общего к частному и обратно, и есть движение по герменевтическому кругу.

Большую роль в процессе формирования художественного мышления играет герменевтический круг. Приёмы герменевтики

  • классификация в таблицу или схему;
  • понятийный ряд;
  • логические ряды;
  • недостаточная и избыточная информация;
  • герменевтический круг;
  • творческие задачи.

Понимание художественного произведения требует не только раскрытия каждой семиотической единицы текста, но и знания принципов их сочетания, понимания контекста всей фразы, восприятия ее в контексте произведения, в общем контексте культуры. В рамках целого раскрывается значение каждого элемента художественного произведения. Герменевтический круг называют своеобразным парадоксом. Блаженный Августин, один из отцов христианской церкви, сформулировал его следующим образом: для понимания Святого Писания необходимо понимание. Развивая постановку проблемы                                             Ф. Шлейермахера в ХІХ в., в которой герменевтический круг представлен как понимание целого через смысл частей, его составляющих. Современные ученые (А. В. Азархин, М. Н. Фроловская) дополняют: понимание текста возможно только при понимании личности автора, но достигнуть понимания личности автора нельзя иначе, кроме как посредством восприятия текстов; понимание автора невозможно без понимания эпохи, но достичь понимания эпохи можно только через восприятие произведений различных авторов, принадлежащих этой эпохе. Важно только найти способы «вхождения» в круг для обнаружения личностных смыслов как в предметном содержании, так и в самих себе.

Слайд № 8

Мы подошли к проблеме, являющейся основной для герменевтики, - проблеме понимания.

«Понимание – духовная сторона любой человеческой деятельности, бытия человека в мире, в которой переживается и осмысливается его меняющаяся и непреходящая уникальность» (Е.К.Быстрицкий)

«Понимание – это явление исключительное по сложности и многообразное по наблюдаемым следствиям» (А.А.Брудный)

«Понимание – это акт не только интеллекта, но и всего человеческого духа, взятого в целом» (понимание автора). Явление целостности в понимании приобретает особую актуальность при познании музыкального стиля. Понимание другого есть не только проникновение в его душу, но и расширение собственной души. Понимая другого, мы лучше понимаем и самих себя, поэтому, понимание, по мысли современных герменевтов, есть одновременно и самопонимание.

Слайд № 9

Как известно, музыкальное произведение - знаковая система, содержательным компонентом которой являются средства музыкальной выразительности. Они не имеют раз и навсегда заданных, фиксированных выразительно-смысловых значений. Их реализация всякий раз зависит от контекста. Поэтому каждое прочтение того, что заложено «между строк» нотной записи, требует от обучающихся определенной базы знаний и умений.

Процесс герменевтического понимания музыкального произведения включает следующие обязательные компоненты:

  • предмет (нотный текст или звукозапись);
  • предпонимание - исходное, предварительное представление о смысле произведения;
  • интерпретацию - толкование текста, направленное на понимание его смыслового содержания;
  • самопонимание интерпретатора;
  • общение - коммуникацию в языковой форме, умение вести и поддерживать диалог, стремление сказать свое слово и желание выслушать другого;
  • усвоение произносимого другими;
  • уяснение многовариантной трактовки текста;
  • соотнесение смысла текста с культурным мыслительным опытом современности.

1.) Необходимо уловить общий смысл и композицию произведения;

2.) Увидеть связь целого и частей;

3.) Понять особенности стиля автора;

4.) Учитывать, что это понимание не может быть абсолютным и исчерпывающим;

5.) Приблизиться к индивидуальному миру автора, составить представление о его личности и жизни;

6.) Сочетать интуитивный и аналитические подходы;

7.) Учитывать как содержание текста, так и его адресат.

Следует подчеркнуть, что одним из важнейших приемов герменевтики Шлейермахера была ориентация на «вживание в текст», внутреннее отождествление с автором.

Анализ музыкального содержания, тесно связанный с интерпретацией содержания, является способом постижения внутреннего смысла музыкального произведения, логики развития, раскрытия заключенного в нем социально-культурного смысла. Приобщать детей с первых лет обучения к искусству интерпретации – это, значит, развивать в них художественно-образное мышление, культуру рефлексии и креативного поиска.

Слайд№10

Такие герменевтические категории как понимание, диалогичностъ, ценностно-смысловой подход и т. д., широко включены в процесс начального музыкального образования. Именно на начальном этапе образования у детей закладываются и формируются представления, устанавливаются отношения между своим «Я» и окружающим музыкальным пространством, интенсивно развиваются мышление, эмоциональную сферу, способность понимать музыкальный язык, сопереживать отраженному в музыке содержанию во всех его проявлениях. Привлечение в педагогику герменевтических методов способствует интенсивному развитию личности.

Герменевтика, с ее аналитическим аппаратом, открывает один из действенных путей в решении воспитательно-образовательной проблемы.                                               По мнению В. Г. Кузнецова, герменевтика предполагает новое измерение человека. В ней ставится вопрос о человеке, понимающем: себя, свое место в мире, окружающую реальность и другого человека.

Обобщая вышеизложенное, отметим:

•        герменевтический анализ активизирует творческо-поисковую деятельнсть, самостоятельность и самовыражение, формирует «умные эмоции» и мыследеятельность;

•        он способствует психическому развитию личности, в котором особо выделим совершенствование рефлексии;

•        системное использование герменевтического подхода на уроках музыки способствует развитию метапредметных умений обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся...

Работа с художественными кинофильмами на уроках истории как способ формирования критического мышления учащихся

Формы и методы работы по развитию критического мышления на уроках истории...

Методическая разработка "Разнообразные формы и виды индивидуальной работы учащихся на уроках математики как средство формирования теоретического мышления".

В разработке содержится дидактический материал по тема "Корни. Степени. Логарифмы" дифференцированый по степени сложности....

Интерпретация художественного текста на уроках литературы как средство формирования творческого мышления. (Головко Е.В., учитель русского языка и литературы гимназии №96)

«Истинное спасение в культуре», - утверждал Н.К. Рерих, великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светон...

Публичное представление педагогического опыта «Народное декоративно-прикладное искусство, как средство формирования творческого мышления учащихся»

Развитие и становление творческой личности трудно представить без участия искусства, а роль декоративно – прикладного искусства переоценить невозможно. Оно раскрывает творческий потенциал, разви...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ

В данной статье обозначена проблема формирования инженерного мышления у обучающихся, получающих общее и среднее образование. Рассматриваются особенности организации проектной деятельности на уроках из...