Вокального-хоровая работа в детском фольклорном коллективе
статья на тему
Вокально-хоровая работа в детском фольклорном коллективе.
Народно – песенное творчество – это основа русской музыкальной культуры. В последние годы среди молодежи возрос интерес к нашему прошлому, которое мы знаем поверхностно. В школах, колледжах стали открываться отделения народного и фольклорного пения. Занятия, в основном, проходят один, - два раза в неделю. За это небольшое количество времени хоровой коллектив должен стать хорошо организованным вокально-хоровым музыкальным инструментом. Для этого ему необходимо овладеть элементами хорового исполнения, присущими только народному коллективу. К ним относятся, в первую очередь:
– единая манера народного пения, которая возникла от речевой интонации. Хороший народный голос отличается ярким, звонким, светлым звучанием на грудной опоре;
– техника дыхания: бесшумный короткий вздох, опора дыхания и постепенное его расходование. Большинство народных песен поется на едином, цепном дыхании;
– дикция, которая должна быть ясной и естественной, а произношение гласных и согласных – «выпуклым». Спеть – значит произнести слова, при этом «близко».
В основе техники дыхания, звукообразования, дикции лежит единый для всех принцип – позиции звука. В народном пении высокая позиция звука сочетается с близким посылом.
Еще одна важная особенность народного пения – озвучивание, «огласовка» согласных (между согласными появляются «скользящие» вставные гласные) .
Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходимо систематическое вокальное воспитание. В систему такого воспитания входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяжного, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора.
Укрепление навыков дыхания — одна из основных задач в вокальном воспитании детей. Техника пользования дыханием – бесшумный короткий вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Каждому юному певцу необходимо практически овладеть дыханием и для этого тренировать его на специальных упражнениях. Существует множество упражнений для развития певческого дыхания, вот некоторые из них:
Упражнения на дыхание.
1.* задуй свечу *- сделать несколько коротких вдохов и продолжительный выдох (при этом фиксируется внимание на работе диафрагмы и мышц живота) .
2. * согрей ручки *- сделать глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и через чуть прижатые губы медленно и равномерно выпускать воздух так, чтобы выдох был полный (при этом дуем на руки, как бы согреваем руки).
3. Попросить ребенка представить, что его живот это «шарик» и сейчас ему предстоит его надуть. Все смотрят на руководителя, как тот надувает свой «шар», при этом необходимо объяснить детям, что вдох должен быть коротким и активным через нос, а выдох самопроизвольным через рот. Воздух при вдохе попадает в «шарик», от этого живот становится больше. Три – четыре вдоха достаточно, чтобы ребенок почувствовал работу мышц своего живота.
4. Взять дыхание энергично, слегка задержать его, зафиксировать, и считать вслух нараспев, в высокой позиции: «Один… два… три… » и т. д. Вдох при этом должен быть коротким, легким, бесшумным.
5. Взять дыхание, задержать его и активно, но медленно произносить букву «С». Ощутить сокращение мышц брюшного пресса и диафрагмы. Такое упражнение вырабатывает постепенный и плавный выдох.
6. Предложить детям представить, что у каждого в руке красивый цветок, который надо понюхать. Все дети нюхают свои цветы и раздувают свои «шары». Преподавателю нужно проследить, чтобы вдох был ровным, спокойным, грудная клетка и плечи не поднимались.
7. Детям предлагается представить, что на их рукавичке лежат красивые снежинки. Ученики держат руку ладошкой вверх, около рта. Сделав короткий вдох носом, дети выдыхают активно через рот три раза, сдувают снежинки. Педагог должен следить за тем, чтобы правильно был сделан вдох. Выдох активный, губы при этом, не вялые, сжимаются плотно. Упражнение повторить два – три раза.
8. Попросить детей, имитируя состояние испуга, проинтонировать звук «Ой! » на удобной высоте. При этом момент начала звука должен быть стремительным, быстрым, зафиксированным, чтобы ученики почувствовали опору звука. После фиксации начала звука его следует продолжить, протянуть на гласную «И», ощущая плотное, свободное звучание на опоре.
9. Очень полезно в качестве тренировки предложить детям почувствовать ощущение беззвучного крика (беззвучно кричать «А», при этом внимание должно быть направлено на низ живота, чем сильнее воображаемый крик, тем ощутимее опора звука.
Работа над дикцией.
Работу над дикцией лучше начинать с упражнений, предназначенных для разогрева губ и языка, так как правильное звучание гласных и согласных букв зависит от активной работы губ и точности движений различных частей языка – кончика, средней части и корешка.
1. Проговорить несколько раз, сжимая (плотно) мышцы губ
П-Б, П-Б, П-Б и т. д.
2. Активно работая кончиком языка сказать:
Т-Д, Т-Д, Т-Д и т. д.
3. Работает корешок языка, несколько раз проговорить:
К-Г, К-Г, К-Г и т. д.
4. «Сорока – сплетница» - передается услышанный разговор
«Тррррррр, Трррррр! »
5 «Звонок» (дыхание толчками)
«Рь – Рь – Рь – Рь»
6. Говорим:
«Ссссссссссс» - представляем, что дует ветер;
«Шшшшшш» - шумит лес;
«Жжжжжж» - жужжит пчела;
«Жь–жь-жь» - прилетел шмель;
Работа над скороговорками преследует важную цель – научить легко, непринужденно преодолевать встречающиеся в речи дикционные трудности, сложные звукосочетания. Начинать работу над скороговорками следует в медленном темпе. Нельзя бессмысленно «пробалтывать» текст в «никуда». Обязательно должно присутствовать отношение к тому, о чем говорится в скороговорке. Каждая скороговорка имеет свою смысловую линию, и может нафантазировать самые разнообразные оттенки настроения, отношение к тому, о чем говорится в тексте, рисую себе соответствующие жизненные ситуации.
Тренировка согласных: П-Б, Т-Д.
- Пекарь Петр пек пироги
- Пес Полкан попал в капкан
- По бревну бобры бредут
- Бобр добр на бобра
- Течет речка, печет печка
-Ткач ткет ткани на платок Тани
-Дед Данила делил дыню – дольку Дине, дольку Диме.
Тренировка согласных: В-Ф, С-Ш, Ц-Щ.
- Варвара варенье доваривала
Ворчала и приговаривала
- Подарили Вареньке варежки, да валенки
- У Сени и Сани в сетях сом с усами
- Шесть мышат в шалаше шуршат
- Щипцы, да клещи – вот наши вещи
- Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла
- У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
Важный момент в народном вокале – «разговорность» пения. Петь так, как говоришь – один из принципов народного исполнения. Поэтому дикция должна быть чрезвычайно отчетливой, как в разговорной речи. В достижении этой цели помогут следующие упражнения.
1. Проговорить песенную фразу в разговорной манере, произнося слова естественно, свободно, без напряжения мышц лица и гортани.
2. Произносить песенную фразу на распев в два – три раза медленнее, следя за артикуляцией рта, соответственно разговорному типу произношения.
3. Произносить ту же фразу нараспев на одной ноте в ритме песни, следя за разговорным, идущим от слова посылом звука.
4. Добиваясь четкой дикции в детском хоре, можно использовать способ произношения слов и отдельных слогов так, как они поются. Этот способ заключается в перенесении согласных с конца слога к следующему слогу, например:
По–дъе–зжа–ли мы по-дсе-ло
За-и-гра-йду-до-чка, ве-се-ло.
Это упражнение – прочтение хором текста, разделенного на особые певческие слоги, помогает выработать одновременное произношение согласных всеми участниками хора.
Подобные упражнения оказывают благотворное влияние на процесс звукообразования и звуковедения.
Сделать умеренный вдох и на разных звуках, в удобном для пения регистре пропевать фразу на одном дыхании:
Главная задача в этом упражнении — естественная разговорная артикуляция, хорошая опора звука.
Добиваясь от детей сознательного пения на одном дыхании каждой отдельной музыкальной фразы, следует начинать тренировку с очень простых по мелодическому развитию произведений детского фольклора, с короткими двухтактовыми музыкальными фразами:
В работе над протяженностью звучания следует добиваться мягкости, напевности, ровности звука при хорошем дыхании. Здесь очень полезными упражнениями могут служить мелодии распевов.
И на гласных вырабатывается лучшие качества голоса: тембр, регистровая ровность, точность интонации, техника звуковедения, а также - и это главное - протяженное дыхание.
Важный момент в народном вокале – разговорность пения. Единственный способ донесения содержания песни до слушателя – понятные слова. Поэтому дикция должна быть четкой, с произнесением гласных и согласных, как и в разговорной речи.
Упражнения на артикуляцию:
«балалаечка» - язык бьется в резцы верхних зубов, при этом четко произносим слова:Тира-тира, лина-лина и т. д.
«карлсончик»- делаем на звук тр, пр. Бывают случаи, когда дети плохо произносят букву «р ». Поэтому для того, чтобы ребенок не чувствовал комплекс предлагаю делать это упражнение с рукой, «возить карлсона » вверх, вниз.
Упражнение на смену мажора и минора.
бросаем мячик друг-другу при этом произносим:
ХА-ХЯ, ХЭ-ХЕ, ХУ-ХЮ, ХЫ-ХИ;
А-Я, Э-Е, О-Ё, У-Ю, Ы-И;
Особое внимание руководителю необходимо уделять выразительному исполнению хорового произведения, передача его характера. Для этого хормейстер должен добиваться, чтобы исполняемое произведение было точно понято певцами, чтобы это нашло отражение на внешнем поведении певцов. Внешняя выразительность должна быть естественной, являться результатом эмоционального переживания, отношение певцов к действию в песне. Еще одна особенность руководства определяется тем, что народный коллектив представляет собой синтетическое объединение трех групп – хоровой, плясовой и инструментальной, органически взаимосвязанных между собой. Участники хорового коллектива должны реагировать на действие, происходящее на сцене. Кроме того, он непосредственно должен принимать участие в постановке хороводов, игр и т. д. Большую роль в работе народного коллектива играет подбор репертуара. Главная задача народного хора – пропаганда национального песенного, инструментального и танцевального творчества в его лучших образцах (фольклор) .
Похожие записи:
| Версия для печати |
Автор: Алия Равкатовна Свистунова | Все публикации Вокально-хоровая работа в детском фольклорном коллективе. | +4 Вне конкурса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Вокально-хоровой абонемент "Композиторы классики детскими голосами"
Хоровое пение- наиболее доступный для большинства людей (не только детей) вид творчества и идеальное средство воплощения того пласту культуры, который несет в себе глубокие нравственные и эстетические...
«Роль концертмейстера (баяниста) в работе с детским фольклорным ансамблем».
Этот материал представляет собой методические рекомендации для работы концертмейстера с фольклорным ансамблем. В материале говорится об особенностях подбора аккомпанемента на...
ДОКЛАД на тему: «РАБОТА В ДЕТСКОМ ТАНЦЕВАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ» (из опыта работы)
Доклад поможет в работе руководителям танцевальных коллективов....
РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА АККОРДЕОНИСТА В РАБОТЕ С ДЕТСКИМ ФОЛЬКЛОРНЫМ АНСАМБЛЕМ
Работа концертмейстера детского фольклорного ансамбля специфична. Аккомпанемент – это часть музыкального произведения и является сложным комплексом выразительных средств. Эта сложная организация предс...
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...
Проект " Аутентичные произведения Рязанской области "Как бывало в старину" Публикация " «Сохранение и возрождение культурного наследия Рязанского края в работе с детскими фольклорными коллективами»
Проект "Аутентичные произведения Рязанской области" Как бывало в старину" кратно повествует о специфике музыкальных и игровых моментов в песенном репертуаре Рязанской области. Об особен...
О работе над формированием правильных вокальных навыков на начальном этапе работы с детским вокальным коллективом в МБУ ДО «Старокулаткинская ДШИ»
Никто уже не спорит, что учить считать и читать ребенка нужно еще до школы, но немногие убеждены в необходимости раннего музыкального развития. Чаще всего музыкальные занятия, проводимые в детских сад...