Главные вкладки

    блок-флейта как переходный музыкальный инструмент в ДШИ
    статья на тему

    Жексенова Наталья Кабдулловна

    Преподаватели зачастую сталкиваются с проблемой слабой физической или психологической подготовки учащегося: у ребенка большое желание заниматься музыкальным инструментом, но он не вполне готов к довольно сложному учебному процессу. Тогда на помощь преподавателю может прийти очень доступный для детского  восприятия и удобный, и простой для освоения инструмент – блок-флейта. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bl-fl_mini-sayt.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

    дополнительного образования детей

    «Детская школа искусств Всеволожского района»

    Методическое сообщение

    Тема: «Использование блок-флейты в начальных классах ДШИ»                                      

    Преподаватель по классу аккордеона, синтезатора, блок-флейты

    Жексенова Наталья Кабдулловна

     

    Преподаватели зачастую сталкиваются с проблемой слабой физической или психологической подготовки учащегося: у ребенка большое желание заниматься музыкальным инструментом, но он не вполне готов к довольно сложному учебному процессу. Тогда на помощь преподавателю может прийти очень доступный для детского  восприятия и удобный, и простой для освоения инструмент – блок-флейта.

    Занимаясь на блок-флейте, ребенок изучает музыкальную грамоту – ноты, длительности, размер и ритм и т.д. А затем плавно переходит к своему основному инструменту. Нами была разработана специальная  Учебная программа по блок-флейте, рассчитанная именно для решения подобных проблем.

    Работа с учащимися начальных классов ставит перед преподавателем ряд важных и взаимосвязанных между собой задач:

    1. Овладение навыками игры на инструменте;
    2. Закрепление уже приобретенных знаний и умений;
    3. Создание  творческой атмосферы в классе и увлеченности предметом обучения.

    Преподаватель должен определить «конструкцию» урока, расставить познавательные и эмоциональные акценты. Каждый урок, по моему убеждению, должен проходить непринужденно, ярко, понятно для ребенка, увлекательно, в комфортной психологической среде.

    Для создания благоприятной атмосферы в классе во время урока с учеником младших классов  большое значение имеет каждая деталь. Поэтому для преподавателя важна подача материала, красочность и доходчивость речи, ее манера и образность, темп изложения, мимика и интонация и т. д.

    В начальных классах мы обязательно сочетаем разные виды деятельности – изучаем правила, пишем, играем, стучим ритм, топаем и хлопаем его, исполняем на необычных музыкальных шумовых инструментах (заодно знакомясь с ними), используем  элементы гимнастики для рекреации и «воспитания» определенных групп мышц… Сочетая хотя бы перечисленные виды деятельности  на уроке с малышом, вам будет гораздо легче достичь поставленных целей, т.к. ребенок сохраняет работоспособность длительное время, лучше запоминает и усваивает материал,  пребывает в приподнятом настроении и постоянном тонусе.

    На уроках о «серьезных» вещах, таких, как постановка исполнительского аппарата и дыхания, можно и нужно говорить в доступной для ребенка форме, используя образные сравнения (например, «дышим как лисичка - животиком»), называя довольно трудные для выполнения задания образно и понятно.

    1. Урок начинается обязательно с процесса разыгрывания: это настраивает на дальнейшую работу и закрепляет навыки игры (активизация слуха, разработка  дыхания, повторение нотации, длительностей, штрихов и т. д., в зависимости от того, какие задачи поставит преподаватель на уроке).

    Гамма обязательно сопровождается аккомпанементом фортепиано. Мы используем различные гармонические формулы аккомпанемента, чтобы ученик, играя обычную гамму, находился в определенной эмоциональной среде: обговариваем образ, который будем создавать в каждое последующее проигрывание, и добиваемся его воплощения (целые ноты – «ходит слон, большой и тяжелый», половинные – «мама-слониха», четвертные – «слоненок» и т.д.). Причем ребенок, как правило, старается сам придумать и предложить персонажи или сочинить сюжет! А это просто гамма!

    1. 2-й этап работы в классе – основной – это работа над изучаемым  репертуаром. Проверка домашнего задания может превратиться из банального вида деятельности в увлекательный процесс, если преподаватель изберёт правильную форму контроля – ненавязчивую, активную, побуждающую ребенка искать ответы на поставленные вопросы и решения на предложенные задачи. Мы  часто используем метод проблемной ситуации: совместно с учеником ставим задачи (аккуратно подведя его к ней) и, выбрав способ, занимаемся решением ее с интересом и увлечением.

    Методы, используемые преподавателем, могут быть самые разные, но только не скучные. Например, мы часто используем игру в ансамбле с синтезатором – миди-файлы или аккомпанемент преподавателя.

    Проверив домашнюю работу, преподаватель обязательно совместно с учеником  определяет последующие задачи и, главное, обговаривает, как достичь желаемой цели.

    Игра на инструменте требует внимания, некоторого напряжения сил, поэтому необходимо проводить физкультурные паузы: мы делаем зарядку и обязательно под музыку, используя для этого демонстрационные файлы и  миди-файлы синтезатора Yamaha, а также аудиозаписи.

    Конец  урока должен быть в  повышенном тонусе, чтобы у ребенка последние впечатления были яркими, положительными. Как правило, мы повторяем пьесы старого репертуара. Это дает возможность накапливать концертный репертуар, придает ученику уверенность, что он может что-то исполнить  в кругу семьи, для друзей…

    По окончании урока преподаватель следит за тем, чтобы ученик правильно сложил инструмент, ноты и привел в порядок рабочее место.

    Таким или другим способом можно пройти путь от начала до конца  занятия, но обязательно нужно помнить, что для детей младшего возраста всё становится очень важным в эти годы и  не надо противоречить  его внутреннему миру: ему надо помочь раскрыть  способности, увлечь, влюбить в дело и тогда всё будет получаться!

    Примерный план  урока:

    1. Гамма до-мажор – целые, половинные, четвертные;  штрихи нон-легато, легато, стаккато. (5-7 мин.)
    2. Работа над пьесой Моцарт «Песенка» - штрих стаккато, работа языка, дыхание (7-9 мин.)
    3. Рекреативная пауза (упражнения под музыку) (5 мин)
    4. Г. Гладков «Песенка Львенка и Черепахи» - работа над ритмом (пунктирный ритм), знак альтерации (си-бемоль). Игра в ансамбле с синтезатором (темпо-ритм, стабильность исполнения) (10-12 мин)
    5. Маленький концерт: повторение старых пьес (7-9 мин)

    Каждый урок должен способствовать достижению результата в учебном процессе:

    - ученик получает знания, осваивает навыки игры; учится слушать свое исполнение, ставит задачи и решает их вместе с преподавателем, участвует в творческом поиске; воспитывает в себе настойчивость в достижении нужного результата, аккуратность и бережное отношение к инструменту.

    - преподаватель всегда находится в творческом тонусе, в бесконечном  поиске нестандартного решения методической задачи с каждым конкретным учеником.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока по классу блок-флейта

    План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе  игр...

    Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста.

    Музыкальные инструменты.Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят в зале  в кружочке ( если еще не могут то в хаот...

    Музыкальный инструмент Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)

    Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать э...

    Сборник детских пьес для блок-флейты с аппликатурой

    Данный сборник содержит описание аппликатуры и нотный материал для освоения игры на блок-флейте...

    Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты.

    Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты....

    Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты.

    Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты....