Способы развития творческого потенциала современных школьников
статья на тему

Гоголева Ирина Ивановна

В статье говориться о том, что одарённые дети есть везде, проблема в том, что не всегда одарённого ребёнка адекватно оценивает учитель. В нашей школе функционирует научное общество школьников "Эрудит". Научно-исследовательска работа позволяет каждому испытать себя и выявить свои таланты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы развития  творческого потенциала современных школьников

Гоголева Ирина Ивановна, зам. директора по УВР

«Одарённость – генетически обусловленный

 компонент способностей, развивающийся

 в соответствующей деятельности

 или деградирующий при её отсутствии»

К.К. Платонов

Одаренные дети есть везде. Проблема в том, что не всегда одаренность ребенка адекватно оценивается учителем хотя бы уже потому, что традиционное обучение может препятствовать проявлению тех или иных признаков одаренности. Учителю небезразлично, что случится с ребенком, проявляющим признаки общей одаренности, после того, как он перешагнет порог школы. Станет ли он впоследствии ученым, изобретателем, политиком, изменившим мир к лучшему? Или согнется под грузом нерешенных проблем, так и не развив свои дарования? Ответ на эти вопросы во многом зависит от того, как пройдут школьные годы ребенка.

Мы знаем, что выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Забота об одаренных детях - одна из особенностей нашего времени.

  Педагоги нашей школы уделяют большое внимание раннему выявлению талантливых, одаренных в различных направлениях детей, прикладывают все усилия для того, чтобы способности ребенка были замечены, оценены и реализованы. В нашей школе, как и в любой другой, обучаются дети с различными видами одаренности: интеллектуальной, творческой, академической, художественно-эстетической, социальной, спортивной. У этих детей, как правило, отличная память, высокий уровень мышления и интеллекта, хорошо развитая речь, большой словарный запас. У некоторых ребят наблюдается неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, нетерпимость. Наша задача – помочь детям преодолеть эти негативные комплексы, научить их быть более раскованными, открытыми, позитивными.

Учитывая особенности личностных качеств одаренных детей, мы используем наиболее, на наш взгляд, эффективные и результативные методы, например: создание проектов и презентаций, научно-исследовательских работ. Самостоятельная исследовательская работа ученика – одна из плодотворнейших и увлекательных форм обучения, которая на протяжении многих лет практикуется педагогами нашей школы.

В МКОУ Бобровская СОШ №1 уже несколько лет функционирует научное общество учащихся «Эрудит». Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. В современной  научно-исследовательской лаборатории школы ребята могут проводить исследования по химии, физике, биологии, географии под руководством опытных преподавателей. Занятия исследовательской деятельностью необходимы учащимся всех возрастов, потому что делают учебу увлекательной, расширяют кругозор, повышают общую культуру и прививают навыки исследования. При выполнении работы школьники  учатся поиску информации, отбору содержания, анализу и синтезу найденных результатов.

К школьной научно-практической конференции «Юные исследователи» все участники готовятся практически весь год. В этот день они имеют возможность показать результаты своих исследований, послушать других, сравнить, поучиться, загореться новыми идеями, приобрести опыт публичного выступления. В этом году на суд строгого жюри было представлено 36 работ разных направлений учащимися с 1 по 11 класс. Научно-практическая конференция прошла как настоящее серьезное мероприятие. Несмотря на юный возраст все участники конференции показали свою эрудицию, умение держаться перед аудиторией, отвечать на вопросы. Стоит отметить и слушателей, которые активно задавали вопросы, давали советы.

    Проводя опросы среди участников конференции, мы сделали вывод, что школьная НПК необходима и тем, кто представляет свои исследования и тем, кто их слушает. Образовательная среда научно-исследовательской конференции направлена на создание условий для максимального проявления и развития разносторонних талантов учащихся, выявления склонностей и дарований, развития в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, их способностями и возможностями.

Подготовка учащихся к участию в конференции способствует и профессиональному росту педагога, поиску новых форм организации образовательного процесса, в т.ч. и работы с одаренными детьми.

Для поддержки и развития талантливых детей о школе организуются  творческие, интеллектуальные и спортивные  конкурсы, победители которых имеют возможность продемонстрировать свои знания, участвуя в муниципальных, региональных и Всероссийских олимпиадах, конференциях, фестивалях.

Одной из основных задач современного школьного  образования является создание условий для формирования творческой личности каждого учащегося на основе изучения его индивидуальных особенностей, способностей и интересов.  Поэтому перед нашей школой стоят сложные задачи, среди которых – всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности учащихся, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ развития творческого потенциала личности ученика

В статье отображены теоретические аспекты проектной технологии и практическое применение в деятельности учителя иностранного языка (французского)....

«Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы класса»

В данной работе представлены модель воспитательной системы класса и подробная разработка сценария коллективного творческого воспитательного мероприятия «Мисс Осень», ориентированного на развитие...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ УСТНЫЙ ЖУРНАЛ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Аннотация. Данная статья может быть отнесена к разделу «Интеграционные аспекты внеклассной работы». В ней нашел отражение опыт по формированию творческих способностей учащихся среднего звена. Ос...

Интерактивные техники обучения как способ развития творческого потенциала учащихся

Интерактивные техники обучения как способ развития творческого потенциала учащихся...

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...

РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Развитая речь – это прекрасный инструмент познания, необходимое средство общения и, наконец, зеркало м...