Образовательная программа дополнительного образования детей "Оригландия" с коррекционно-развивающим уклоном.
рабочая программа на тему

Швецова  Наталия  Сергеевна

Образовательная программа доплнительного образования детей "Оригландия" с КРО расчитана на детей с 7 до 11 лет. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторская дополнительная образовательная программа «Оригландия»

с коррекционно – развивающим уклоном

 

 

 

 

 

Автор: Швецова Наталия Сергеевна

Педагог дополнительного образования детей

МБОУ ДОД – Дом детского творчества с. Шелопугино

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шелопугино 2014 г.

 

Паспорт программы

Авторская  программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного творчества « Оригландия»

Руководитель: Швецова Наталия Сергеевна

Организация - исполнитель: МБОУ ДОД – Дом детского творчества с. Шелопугино

Адрес организации - исполнителя: 673610, Забайкальский край, с. Шелопугино, ул. Советская, д. 17

Телефон/факс: 8(30266)2-11-76

Должность автора: педагог

География: сельское поселение Шелопугино

Целевые группы: дети 7-11 лет

Цель программы:   создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Направленность:  художественно-эстетическая.

Срок реализации программы:  2 года.

Вид программы: авторская

Уровень реализации: начальное и основное общее

Уровень освоения:  углубленный

Способ освоения:  креативный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

1.     Пояснительная записка ……………………………………….4

2.     Учебно – тематический план  на 1 год ……………………....9

3.     Учебно – тематический план на 2 год ……………………….10

4.     Содержание программы на 1 год……………………………..11

5.     Содержание  программы на 2 год ……………………………13

6.     Методическое обеспечение  ………………………………….14

7.     Планируемые  результат ……………………………………...15

8.     Список литературы ……………………………………………16

9.     Приложение  …………………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

          Исследования позволили сделать вывод о том, что оригами очень актуально в наше время. Способствует повышению активности левого и правого полушария, активизирует  творческое мышление, повышает интеллектуальные способности, развивает пространственное воображение, стабилизирует психо-эмоциональное состояние, снижает тревожность, развивает навыки мелких точных движений пальцев рук, улучшает глазомер.

         Пользу оригами для детей трудно переоценить. Детям это занятие помогает развивать аккуратность, усидчивость, воображение и конечно же мелкую моторику.

          Данная программа так же рассчитана на работу с детьми коррекционных классов. Так как  количество детей с ОВЗ в районе ежегодно увеличивается, дополнительное образование старается таких детей максимально захватить, помочь детям в реабилитации в социуме.

         Одной из главных задач коррекционно – развивающего обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е., развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости создания и открытия для себя что – нового).

Предлагаемая программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование из бумаги, плетение).

«Оригландия» - так называется курс. Он предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструктивное мышление, художественно – эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной программы -  создание комфортной среды общения, развития способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Данный курс раскрывает культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоев): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнической культуры многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия.

Что же такое развитие? Это процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некой степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и прочее.

Воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоение и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна, развивает мелкую моторику рук. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлением более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, проектной и исследовательской работы, опыт работы в коллективе.

Большое внимание при обучении данного курса уделяется созданию сюжетно – тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные  из бумаги.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа  позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе «Оригландия», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначения и др.

Прохождение программы предполагает  овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

- обучение различным приемам работы с бумагой, формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

Воспитательные:

- воспитывать терпение и усидчивость на занятиях, аккуратность при выполнении работы;

Развивающие:

-развивать пространственное воображение, креативное мышление, абстрактное представление готового изделия и эстетическое отношение к действительности, мелкую моторику рук, глазомер, внимание, память.

Программа рассчитана на 2 года. Первый год обучения – 144 часа, второй год -  216 часов. Продолжительность занятия 2 академических часа.

Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей.

Программа состоит из 6 блоков:

- Оригами - это японское искусство создания разнообразных моделей, фигурок сгибая листы бумаги

- Аппликация- (от лат. applicatio - прикладывание), создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.

- Плетение из бумаги.

- Кусудама одни из самых древних и декоративных традиционных японских изделий в технике оригами. Они представляют собой разнообразные шары, состоящие из собранных вместе бумажных цветков, розеток или бумажных деталек другой формы.

- Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. На английском языке называется quilling — от слова quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

- Модульное оригами.  Эта увлекательная техника создания объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманых в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

          Формы занятий – групповые и индивидуально – групповые. Имеют место как традиционные формы ( рассказ, беседа, дискуссия, практическая работа), так и нетрадиционные ( игры, праздники, конкурсы).

Методы обучения:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный ( устное изложение, беседа, рассказ и т.д.)

-  наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ ( выполнение ) педагогом, работа по образцу и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

- частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися.

- индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.

- групповой – организация работы в группах.

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Направления работы:

- изготовление сувениров, открыток, панно.

- конструирование.

- изготовление цветов в технике квиллинг.

Организационно – методическое обеспечение программы.

Программа «Оригландия» рассчитана на 2  года обучения. Для успешного освоения программы численность детей в объединении должна составлять не более 15 человек. Группа формируется в возрасте 7-11 лет.

Ожидаемые результаты.

1 год обучения

- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

- познакомятся с основными знаниями в области композиции, формообразования, цветоведения;

- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;

- познакомятся с основными видами работ из бумаги ( вырезки, плетения, оригами, аппликации, квиллинга и др.);

2 год обучения

- научатся последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и способ изготовления, готовое изделие);

- научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях;

- научатся самостоятельно разрабатывать и проектировать изделия.

Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно – прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.

Воспитательные результаты

- воспитание самостоятельности, аккуратности, бережливости;

- умение работать в группе;

- формирование эстетического вкуса.

Способы определения результативности

- проведение диагностики ЗУН обучающихся в начале, середине и конце года.

- составление индивидуальной карты «Оценка результатов освоения программы».

- итоговая аттестация обучающихся в конце учебного года.

Формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы дополнительного образования детей «Оригландия»:

- составление альбомов лучших работ.

- проведение выставок работ учащихся.

- участие в ежегодной районных выставках детского прикладного творчества.

- участие в районных, региональных, всероссийских и международных конкурсах прикладного творчества.

 

 

      

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план

1 год обучения

 

 

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение. ТБ при выполнении различных видов работ

2

2

-

2

Диагностика знаний и умений обучающихся

3

3

-

3

Оригами:

Базовые формы

Оригами из кругов

17

8

9

7

6

1

10

2

8

 

4

Аппликация:

Из геометрических фигур

Из салфеток

По готовым шаблонам

Объемная

20

4

6

8

2

4

1

1

1

1

16

3

5

7

1

5

Плетение из бумаги

8

2

6

6

Кусудама

8

3

5

7

Модульное оригами:

Модуль «Трилистик»

Модуль «Супершар»

Модуль «Треугольник»

34

4

8

22

3

1

1

1

31

3

7

21

8

Квиллинг

30

5

25

9

Итоговое занятие

2

1

1

Итог: 144 часа, теория – 26 часов, практика- 118 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план

2 год обучения

Раздел, тема

Кол – во часов

Всего

Теория

Практика

1

Диагностика знаний и умений обучающихся

3

3

 

2

Оригами

10

3

7

3

Аппликация

10

3

7

4

Кусудама

25

5

15

5

Модульное оригами

50

10

40

6

Плетение из бумаги

25

5

20

7

Квиллинг

95

18

86

8

Итоговое занятие

1

 

1

Итого : 216 часов, теория – 42 часа, практика – 174 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программа

1 год обучения.

Введение (1 час). История бумаги. Виды бумаги. Знакомство с инструментами и материалами.

Беседа по технике безопасности (1 час). Инструктаж по охране труда. Правила пользования инструментами и принадлежностями. Правила поведения на занятии.

Диагностика (3 часа). В начале года ( 1 года обучения) – диагностика уровня ЗУН обучающихся, проверка их готовности к занятиям в объединении. В середине и конце года проводится диагностика усвоения обучающимися ЗУН, полученных за время обучения в объединении.

Оригами (27 часов). Термины, принятые в оригами. Приемы складывания. Условные обозначения, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Понятие «базовой формы». Изучение видов базовых форм, складывание изделий на их основе. Виды складок. Работа с инструментальными картами, демонстрирующими процесс  складывания.

Базовые формы:

«Треугольник»

«Дверь»

«Конверт»

«Двойной треугольник»

«Воздушный змей»

«Ромб»

«Птица»

Аппликация (20 часов). Аппликация по образцу и составление собственных композиций.

Аппликация из геометрических фигур (4 часа). Аппликация из простейших геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал. Вырезание и вырывание фигур из бумаги. Составление мозаики.

Аппликация из салфеток (6 часов). Технология подготовки салфеток к работе. Выбор основы для аппликации.

Аппликация по готовым шаблонам (8 часов). Перевод шаблонов на цветную бумагу и картон. Составление композиции.

Объемная аппликация (2 часа). Оставление букетов и цветочных композиций.

Плетение из бумаги (8 часов). Изготовление плоских и объемных изделий путем переплетения полос бумаги. Плетение из газетной бумаги. Плетеные вазы. Оплетение предметов. Покраска готового изделия.

Кусудама (8 часов). Древнее название кусудамы. Классическая кусудама. Изготовление модулей популярных кусудам. Технология сборки, способы украшения кусудам.

Модульное оригами (50 часов). Изготовление модулей 3 видов. Технология соединения модулей. Сборка изделий и составление композиций. Комбинирование модулей.

Модуль « Трилистник»

Модуль «Супершар»

Модуль «Треугольник»

Квиллинг (30 часов). История квиллинга. Знакомство с базовыми формами, инструментами для квиллинга. Составление композиций.

Итоговое занятие (2 час). Беседа на тему «Оригами в нашей жизни», оформление выставки работ обучающихся, составление альбома лучших работ, защита творческих работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы 2 года обучения.

Диагностика (3 часа).

Оригами (10 часов). Продолжение изучения базовых форм. Изготовление поделок на их основе.

Базовые формы:

«Лягушка»

«Двойной квадрат»

«Рыба»

«Катамаран»

«Дом»

Аппликация (10 часов). Объемная аппликация. Открытки и панно.

Кусудама (25 часов). Изготовление кусудам популярных авторов. Самостоятельная работа по схемам. Сшивание кусудам. Комбинированные кусудамы.

Модульное оригами (50 часов). Коллективные и индивидуальные работы. Работа с модулями разных размеров. Изготовление изделий по собственным проектам.

Плетение из бумаги (25 часов). Изготовление плоских и объемных изделий путем переплетения полос бумаги. Плетение из газетной бумаги. Плетеные вазы. Оплетение предметов. Покраска готового изделия.

Квиллинг (90 часов). Закрепление базовых форм квиллинга. Изготовление открыток к праздникам, изготовление картин, объемных фигур. Коллективные и индивидуальные работы. Изготовление изделий по собственным проектам.

Итоговое занятие (3 часа). Подведение итогов обучения. Аттестация обучающихся. Выставка работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение

Учебно-методический комплекс:

I.            Учебные и методические пособия:

Научная, специальная, методическая литература

II.        Материалы из опыта работы педагога:

-               дидактический материал:

§  инструкционные карты;

§  чертежи и схемы;

§  учебные пособия.

-               наглядный материал:

§   условные знаки, принятые в оригами;

§   основные приемы складывания;

§   базовые формы;

§   схемы изготовления моделей;

§   образцы моделей.

-               методические разработки по оригами:

§   оригами – как новаторство в области декоративно-прикладного искусства (работы);

§   системы работы по развитию мелкой моторики.

§   компьютерные ресурсы;

§   конспекты открытых занятий;

-  материал о культуре и традициях Японии, Китая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты:

В конце первого года дети должны овладеть:

–       практическими навыками и приёмами художественной обработки бумаги;

–       уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;

–       работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности.

В конце второго года обучения дети должны:

–      уметь четко работать с инструментами;

–       уметь читать схемы выполнения фигур в технике оригами, бумагопластики, модульное оригами.

–       уметь самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами, бумагопластики, модульное оригами.

–       уметь эстетично оформить творческую работу;

–       уметь проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.              Агапова И.А., Давыдова М.А. «Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона». М.: ООО «ИКТЦ «Лада»,2007.

2.              Агапова И.А., Давыдова М.А. «200 лучших игрушек из бумаги и картона». – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007.

3.              Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995

4.              Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997

5.              Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995

6.              Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002

7.              Афонькин и Афонькина. «Драконы и динозавры. Оригами для знатоков», С-Пб ООО «Издательский дом «Кристалл», 2001 г.

8.              Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992.

9.              Букина С. «Квиллинг: волшебство бумажных завитков». – Изд.5-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2012.

10.         Быстрицкая А.И. «Бумажная филигрань». – М.: Айрис-пресс, 2012.

11.         Восточный квиллинг.Техника.Приемы.Изделия / Центр бумажного творчества «Ханди Арт» - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.

12.         Выгонов В.В. «Ажурные изделия.1-4 классы» М.: Издательство «Экзамен», 2014.

13.         Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999 .

14.         Зайцева А.А. «Модульное оригами: забавные объемные фигурки». – М.: Эксмо, 2013.

15.         Йенс-Хельге Дамен «Волшебные цветы Оригами».: Хариков Белгород, 2012.

16.         Лущик Л.Н., Несмиянов Т.Б. «Фантазийные цветы из ткани, бумаги, кожи, бисера». – М.: Изд-во Экмо, 2006.

17.         Марион Фрелих Ганс-Петер Штурм «Плетение из лозы и ивовых прутьев».:Харьков Белгород, 2011.

18.         Никуленко Т.Г. «Коррекционная педагогика»Ж – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

19.         Поделки из бумаги, игрушки, сувениры и подарки/[составитель У.А. Каменская]. – М.: РИПОЛ классик, 2011.

20.         Поллок П. «Плетение из прутьев».-М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2004.

21.         Проснякова Т.Н. «Забавные фигурки. Модульное оригами».-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.

22.         Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998.

23.         Румянцева Е.А. «Аппликация. Простые поделки». – М.: Айрис-пресс, 2007.

24.         Собрание лучших моделей из оригами. Москва, 2001 г.

25.                Соколова С., «Игрушки из бумаги», С-Пб, «Валери СПД», 2001 г.

26.                Соколова О.В. «Поделки из бумаги»-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.

27.         Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996

28.         Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации». – М.: УЦ Перспектива, 2013.

29.               Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.

30.               Юртакова Л.В. «Квиллинг: создание композиции из бумажных лент». – М.: Эксмо, 2012.

 

Интернет ресурсы:

1.     http://stranamasterov.ru/

2.     http://masterclassy.ru/

3.     http://kladraz.ru/

4.     https://educontest.net/

5.     http://nsportal.ru/

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования «Капитошка» (Образовательные области: « Познание», « Художественное творчество»)

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...