Главные вкладки

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Магия бисера"
    рабочая программа на тему

    Угаренкова Лия Тулегеновна

            Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных  программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Внеурочная  художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, так как синтезирует различные  виды творчества. Одним из таких  видов является декоративно-прикладное искусство. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon magiya_bisera.doc153 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Пояснительная записка.

              Статус программы

            Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная программа конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение часов на изучение тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся. Рабочая программа способствует формированию опыта художественно-творческой деятельности, способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире.

    Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; общую характеристику курса внеурочной деятельности; личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности; содержание курса внеурочной деятельности; тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся; описание учебно-методического обеспечения; мониторинговая карта достижения личностных и метапредметных результатов освоения конкретного курса внеурочной деятельности. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

    1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО и Н Российской Федерации № 09.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

    2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных программ для общеобразовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования».

    3. Примерные программы среднего (полного) и общего образования: Письмо Департамента государственной политики МО и Н Российской Федерации № 03-1263 от 07.06.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

    4. Положение о разработке и утверждения рабочих программ  курсов внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №17». Пр.№ 222 от 02.09.13

    Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных                     программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Внеурочная  художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, так как синтезирует различные  виды творчества. Одним из таких  видов является декоративно-прикладное искусство. Программа составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка,    ориентирована на обучающихся средних классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов. Образовательная программа  составлена с учетом требований современной педагогики, корректировалась с интересами учащихся с учетом современной жизни. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего подросткового возраста.                    

            Программа работы рассчитана на 1 год. Оптимальное количество детей в группе для успешного усвоения программы 10 -15 человек. Занятия проходят по 2 часа -2 раза в неделю во внеурочное время (140 часов в год). В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

                Работа состоит из теоретических и практических занятий. Основой содержания теоретических занятий являются вводные беседы о содержании и задачах работы кружка, раскрытие тем и заданий на ближайший период. На практических занятиях дети учатся пользоваться материалами, инструментами, получают навыки изготовления изделий. На занятиях прослеживаются связи с историей, технологией.

    Данная программа курса составлена с учетом возраста обучающихся; опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером. Программа составлена так, что, получая общие знания, умения и навыки, подросток имеет свободный выбор занятия, самовыражения в определенном виде деятельности, проявляет личное творчество и участвует в коллективном. Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, обучающийся получает всё необходимое для полноценного развития.

    2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

    Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия.

    Бисер – материал древний и вечно юный. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия. Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие.

    Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.

    Работа обучающихся на курсе по бисероплетению имеет большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям.

               Цель: развитие творческих способностей обучающихся через овладение разнообразными методами техники бисероплетения и приобщения к национальной культуре.

    Задачи:

    - обучать детей искусству плетения из бисера;

    - воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания, аккуратности;

    - развитие трудовых навыков, умения доводить начатое дело до конца;

    - формирование дружного сплоченного коллектива;

    - развитие творческой и трудовой активности обучающихся и их стремление к

      самостоятельной деятельности.

                Занятия включают в себя постепенное освоение приемов плетения; выполнение изделий от простого и доступного до сложного и необычного; понимание схем и рисунков; самостоятельное составление рисунков. Выполнение изделий не должно быть направлено на механическое копирование образцов — это творческий процесс. Познав секреты мастерства, в каждую работу вносится что-то личное, отражающее собственное видение.            

                Обучающиеся работают в разновозрастных группах, поэтому работа строится по принципу, где более старшие (или более подготовленные) дети помогают остальным. Также решаются задачи взаимосотрудничества, уважительного отношения друг к другу.

                При планировании занятий следует по возможности учитывать желания и интересы обучающихся. Программа предусматривает коррекционные изменения в зависимости от интересов детей и уровня их подготовки. Вполне возможно, что в ходе учебного процесса потребуется сократить материал по одной теме плана, увеличить по другой, изменить его последовательность. Подобные изменения (их можно вносить на протяжении всего года) закономерны. Возникновение повышенного интереса к тем или иным темам или даже отдельным вопросам в ходе работы свидетельствует, что учебный процесс идет по правильному пути, развивает пытливость, любознательность, учит думать.

            В целях наиболее успешного усвоения материала, выявления творческих возможностей рекомендуется занятия проводить по звеньям, это обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку и организацию самостоятельной творческой деятельности.

            Обучаемые получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый), учатся низать бисер на проволоку, читать схемы. Познакомив обучающихся с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться. Обучающиеся закрепляют умения и навыки работы с проволокой; продолжают овладевать более сложными приемами бисероплетения. Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний. Далее- оформление более сложных работ на основе составленных эскизов (панно и композиций, колье, ожерелий и т.д.). В этой деятельности проявляются миросозерцание и миропонимание окружающей природы, самоутверждение в обществе, самобытность и мастерство подрастающего поколения. Каждый обучаемый с помощью педагога разрабатывает эскиз, выбирает цветовую гамму бисера, нитки или проволоку, определяет сюжет, работает с литературой. Весь технологический процесс от замысла до практического выражения обучаемые представляют на защите творческой работы. По окончании обучения оформляется  выставка.

    1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

    Личностные результаты:

    У обучающегося будут сформированы:

    - начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;

    - знания и представления о наиболее важных правилах бисероплетения, которые необходимо учитывать при создании изделий;  

    - знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, художественно-декоративных и других изделий.

    - первоначальный опыт трудового самовоспитания: навык самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.

    Обучающийся получит возможность для формирования:

    - осознание своих творческих возможностей;

    - проявление познавательных мотивов;

     - развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.

    Метапредметные результаты:

    Обучающийся научится:

       - планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

      - принимать и сохранять учебную задачу;

      - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

      - различать способ и результат действия;

      - понимать специфику бисероплетения, ее характерные  техники и приемы;

      - адекватно воспринимать словесную оценку педагога;

      - в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи.

      - осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью педагога.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    - включаться в творческую деятельность под руководством педагога.

    - формулировать собственное мнение и позицию;

    - задавать вопросы;

    - договариваться и приходить к общему решению в совместной   трудовой, творческой деятельности.

    - развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирования устойчивого интереса к творческой деятельности.

    4.Содержание курса внеурочной деятельности.

    Введение

    Рабочее место и его организация. Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Показ презентации  о декоративно – прикладном искусстве. Бисероплетение как вид декоративно-прикладного искусства. Выставка работ из бисера, педагога и обучающихся прошлых лет.

    Теоретические вопросы бисероплетения (композиция и орнамент,

    основы цветоведения).  

    Рассмотрение некоторых теоретических основ композиции, которые в дальнейшем будут необходимы для разработки эскизов любых декоративных изделий. Узор как сочетание линий, форм, красок. Представление о цветовой гамме солнечного спектра. Цветовой круг.  Цепочки и ленты на нитке и леске.

    Знакомство с различными видами цепочек и лент. Зарисовка схем. Работа с книгами, схемами. Выбор изделия, внесение изменений, дополнений. Знакомство со способами объемного соединения цепочек и со способами наплетения на цепочку. Освоение приемов низания цепочек. Изготовление изделий из цепочек ( бусы, браслеты, фенечки) по выбору учащихся.

     Ленты ажурные.

    Ленты ажурные — техника для изготовления поясов и браслетов. Знакомство с изготовлением лент различных видов. Зарисовка и разбор схем плетения лент. Работа с книгами, схемами. Выбор изделия, внесение изменений, дополнений.

    Освоение приемов низания лент. Изготовление изделий по выбору. Закрепление и удаление нити.

    Шарики и бусины из бисера.

    Декоративные элементы. Бусины, покрытые бисером.

    Пошаговый разбор схемы изделия, выделение повторяющихся элементов, проговаривание этапов изготовления изделия. Изготовление изделий с данными декоративными элементами.

    Основы изучения техники низания на проволоку.

    (фигурки и цветы из бисера)

    Техника плетения петель.

    Знакомство с техникой. Расположение бисерин в изделиях. Переход с одной петли на другую. Зарисовка и разбор схем плетения петель. Работа с книгами, схемами. Способы сборки деталей. Пошаговый разбор схемы изделия, выделение повторяющихся элементов, проговаривание этапов изготовления изделия. Освоение техники низания. Выполнение образцов. Изготовление цветов.

    Техника игольчатого плетения.

    Знакомство с техникой. Расположение бисерин в изделиях. Переход с одного элемента на другой. Зарисовка и разбор схем игольчатого плетения. Работа с книгами, схемами. Способы сборки деталей. Пошаговый разбор схемы изделия, выделение повторяющихся элементов, проговаривание этапов изготовления изделия.

    Освоение техники низания. Выполнение образцов. Изготовление цветов.

    Круговая (французская) техника.

    Знакомство с техникой. Расположение бисерин в изделиях. Переход с одного круга на другой. Зарисовка и разбор схем кругового плетения. Работа с книгами, схемами. Способы сборки деталей. Пошаговый разбор схемы изделия, выделение повторяющихся элементов, проговаривание этапов изготовления изделия.

    Освоение техники низания. Выполнение образцов. Изготовление цветов.

    Работа над  индивидуальной композицией.

    Оформление выставки.

    Подведение итогов за год. Итоговая аттестация. Награждение лучших кружковцев грамотами и подарками.

    5. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся.

    Тема занятия

    Кол-во ч.

    В том числе:

    Основные виды внеурочной деятельности обучающихся

    Теория

    Практика

    1

    Введение

    2

    2

    -

    -Проблемно-ценностное общение

    Знакомство с техникой декоративно-прикладного искусства «Бисероплетение», с необходимыми материалами и инструментами, а также особенностями работы с ними. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены.

    2

    Теоретические вопросы бисероплетения

    -Основы цветоведения

    -Основы композиции

    4

    2

    2

    - Художественное творчество

    -Проблемно-ценностное общение

    Иметь представление о цветовой круге, контрастные, родственные цвета. Основные и дополнительные цвета. Цвет и его значение в произведении. Символические  цвета.

     Изготовление образцов палитры (цветовой карты).

    Знать основы композиции. Понятие о композиции. Пропорциональность, масштабность, выбор главного композиционного центра, которому подчиняются все элементы. Виды симметрии в композиции. Применение на практике знаний по композиции.

    -Цепочки и ленты на нитке и леске.

    -Знакомство с различными видами цепочек и лент.

    - Зарисовка схем. Работа с книгами, схемами.

    - Освоение приемов низания цепочек.

    -Изготовление изделий из цепочек ( бусы, браслеты, фенечки).

    20

    4

    16

    -Проблемно-ценностное общение

    - Художественное творчество

    Освоение приемов низания цепочек. Изготовление изделий из цепочек (бусы, браслеты, фенечки) по выбору.

    -Ленты ажурные.

    Знакомство с изготовлением лент различных видов.

    -Зарисовка и разбор схем плетения лент. -Работа с книгами, схемами. Выбор изделия, внесение изменений, дополнений.

    -Изготовление изделий по выбору

    16

    2

    14

    - Художественное творчество

    Освоение приемов низания лент. Изготовление изделий по выбору. Закрепление и удаление нити.

    -Шарики и бусины из бисера

    10

    2

    8

    - Художественное творчество

    Пошаговый разбор схемы изделия, выделение повторяющихся элементов, проговаривание этапов изготовления изделия. Изготовление изделий с данными декоративными элементами.

    Основы изучения техники низания на проволоку.

    (фигурки и цветы из бисера)

    -Знакомство с техникой.

    -Техника плетения петель.

    - Зарисовка схем. Работа с книгами, схемами.

    - Способы сборки деталей.

    -Изготовление цветов.

    20

    2

    18

    - Художественное творчество

    Освоение техники низания на проволоку. Изготовление цветов, насекомых.

    -Техника игольчатого плетения.

    Знакомство с техникой.

    -Техника плетения петель.

    - Зарисовка схем. Работа с книгами, схемами.

    - Способы сборки деталей.

    -Изготовление цветов.

    20

    2

    18

    - Художественное творчество

    Освоение игольчатого плетения. Изготовление изделия.

    -Круговая (французская) техника.

    Знакомство с техникой.

    -Техника плетения петель.

    - Зарисовка схем. Работа с книгами, схемами.

    - Способы сборки деталей.

    -Изготовление цветов.

    20

    4

    16

    -Проблемно-ценностное общение

     -Художественное творчество

    Освоение круговой (французской) техники. Изготовление изделия.

    -Работа над  индивидуальной композицией.

    -Изучение схем плетения.

    -Самостоятельная работа.

    -Оформление композиции.

    26

    4

    22

    - Художественное творчество

    -Проблемно-ценностное общение

    Оформление выставки.

    2

    -

    2

    -Трудовая деятельность.

    итого

    140

    24

    116

    6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

    Дидактическое и методическое обеспечение

    Дидактическое обеспечение

    Методическое обеспечение

    1. Виноградова Е. Бисер для детей: Игрушки и украшения. — М.: Изд-во

    «Эксмо-Пресс», 2001.

    1. Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения (часть 1). – СПб.,1998.
    2. Калмыков С. Азбука бисероплетения (часть 2). – СПб.,1998.
    3. Котова И.Н., Котова А.С. Волшебная игла. – СПб.,1998.
    4. Котова И.Н., Котова А.С. Жгуты и шнуры. – СПб.,1998.
    5. Нестерова Д.В. Модные украшения своими руками. – М.,2008.
    6. Спичли Г. Чудеса своими руками. Поделки из бисера/ Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2004.
    7. Якимовская Л.В., Свиридова А.А., Шичанина В.С. Уроки бисероплетения. – СПб.,1998
    8. Крайнева И.Н. Мир бисера. – СПб.,1999.
    9. Божко Л. А. Бисер. — М.: «Мартин», 2006.

    Примерные и рабочие программы по искусству и технологии.

    Материально-техническое обеспечение

    Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

    Количество

    Примечание (Условия проведения (место проведения, аудиторный фонд)

    -бисер (круглый, рубленый),

    - стеклярус, бусины,

    -нити из синтетических волокон,

    - леска,

    - мягкая проволока,

    -бисерные иглы, застежки,

    -ножницы,

    -кашпо, цветочный горшок, рамка деревянная для оформления работы.

    -тетрадь в клетку, карандаш, ластик, фломастер для выполнения схем.

    -технические разработки изделий,

    -образцы готовых изделий.

    К

    К

    К

    К

    К

    Ф

    Д

    К

    П

    Д

    Кабинет ИЗО

    Информационно-коммуникационные средства

    Видео фильмы

    Электронные образовательные ресурсы

    Ресурсы Интернета

    Мультимедийные презентации

            Бисер и бисероплетение на сайте 2000melochey.ru – В разделе уроки и схемы еженедельно публикуются бисерные мастер-классы.

    Бисер и бисероплетение – Все о бисере и бисероплетении. В разделе литература можно бесплатно скачать книги и журналы по бисероплетению. Схемы и мастер-классы находятся в разделе обучение. biCer.ru – Коллекция бесплатных схем изделий из бисера: украшений, вышивки, игрушек. Уроки и технологии бисероплетения.

    Клуб любителей бисера «Современный бисер» – На сайте представлена фотогалерея работ, дан мастер-класс и информация о выставках.

    Ксения – Сайт посвящен рукоделию и комнатным растениям. В разделе "Бисер" описаны некоторые техники плетения из бисера, есть мастер-классы, схемы, галерея работ. Секреты и основные приемы плетения миниатюрных деревьев подробно проиллюстрированы.

    Бисероплетение – ресурс для тех, кто любит и ценит ручную работу. Статьи с практическими рекомендациями, мастер-классы, интервью с великими мастерами, увлекательные конкурсы с необычными призами, общение.

    rukodelie.hoter.ru – Сайт Ирины Акутиной посвящен бисероплетению. Полезные советы, схемы.

    liveinternet.ru – Пост содержит интересно представленные простые Схемы для бисероплетения

    Д    - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

    К – полный комплект ( исходя из реальной наполняемости класса);

    Ф – комплект для фронтальной работы ( примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);

    П – комплект необходимый для практической работы в группах насчитывающих по нескольку учащихся.

    7. Мониторинговая карта достижения личностных и метапредметных результатов освоения конкретного курса внеурочной деятельности.

            Для определения уровня достижения результатов используются следующие методики:

    1. Диагностическая игра «Вот и стали мы на год взрослей» (автор Т.В. Смирнова).
    2. Анализ творческих достижений обучающихся (на начало учебного года и на конец учебного года).
    3. Тестирование «Бисероплетение».
    4. Текстовые задания (творческие и практические).
    5. Анализ поведения обучающихся на занятиях, заинтересованность предметом.
    6. Выставки творческих работ.

            Цель: выяснение того, что из реализации программы внеурочной деятельности запомнилось более всего и стало для обучающихся личностно значимым, а так же того, что является важным для проявления и развития индивидуальности каждого ребёнка и содействия сплочению коллектива.

    1. Методика «Букет настроений» (авторы М.А. Александрова, Е.Г. Голубева).

            Цель: выявление эффективности влияния проведённого мероприятия на формирование коллектива и развития личности ребёнка, а также на формирование аналитических умений и навыков.

    1. Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности обучающихся (автор Н.Г. Анетько).

            Цель: анализ уровня воспитанности с позиции отношения обучающихся к самим себе, семье, обществу, здоровью и культуре, а также решение задач развития у них навыков самопознания и саморазвития.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".

    Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.

    Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"

    Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету.   Проблема организации обучения иностранным язык...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебный батик"

            Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных  программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей с...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Чудеса из бумаги"

          Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных  программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей способно...