Главные вкладки

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
    рабочая программа по истории (6 класс) на тему

    Абрамкина Мария Алексеевна

    Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно подробно, предлагается ввести факультативный курс на данную тематику.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_dlya_publikatsii.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

                         

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 6 классе

                 «Русь и Золотая Орда».

     

    Учитель: Абрамкина М.А.

                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа курса по внеурочной деятельности учащихся рассчитана на 14 часов, предназначена для изучения в 6 классе.

    Данный курс направлен на то, чтобы развивать у учащихся интерес к истории государства, повысить культурный уровень, формировать аналитическое мышление, выявлять причины общественных явлений. Подбор материала осуществляется с учётом особенностей возрастного развития учащихся. Основной критерий при выборе форм работы и подборе материала доступность изложения, яркость (при работе с иллюстративным материалом), достаточность, логичность.

    Сроки реализации программы: 14 часов, второе полугодие.

    Формы осуществления деятельности: диалог, дискуссия, работа с источником, конференция, беседа.

     Внеурочная деятельность учащихся  позволит:

    • изучить процесс исторического развития России во взаимосвязи с Улусом Джучи
    • проследить процесс объединения Русских земель;

    Изучение данной темы строится на принципе сквозного обучения, что позволяет проследить политику и деятельность русских князей и ханов Золотой Орды, определить значение политики Улуса Джучи для Руси.

    При изучении данного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями:

    • исторических фактов и явлений изучаемого периода
    • значение  Ордынского владычества на Руси
    • отличия политических линий Ханов на различных княжествах Руси.
    • знание хронологии.

    Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности учащихся  6 класса по курсу «Русь и Золотая Орда».

    Тема

    Сроки проведения

    1

    Появление государства Золотая Орда.

    Хан Батый.

    2

    Устройство русских земель. Власть князей и бояр. Влияние Золотой Орды.

    3

    Походы Батыя. Разорение русских городов.

    4

    Завоевание юго-западных территорий.

    5

    Политика последователей Батыя в Северо-Восточной Руси в XIV в.

    6

    Политика последователей Батыя в Юго-Западных землях.

    7

    Даниил Галицкий. Стремление к освобождению.

    8

    Московские князья. Стремление к объединению.

    9

    Начало упадка в землях ханов.

    10

    Значение Золотой Орды для культуры и экономики Руси.

    11

    Дмитрий Донской. Победа в Куликовской битве.

    12

    Возобновление уплаты «выхода». Заключительный этап политических взаимоотношений Золотой Орды и Руси.

    13

    Стояние на р.Угре.

    14

    Конференция «Политика Золотоордынских ханов на Руси и её значение».

    В процессе совместной работы с учениками, проводятся занятия с использованием различных форм, приёмов и методов обучения. В начале занятий учащимся предлагается подготовиться, изучить отдельные отрывки документов и  в конце изучения курса выступить на конференции. Для этого необходимо определить желающих, проявивших интерес к теме. Детям предлагается подумать, изучить литературу, подобранную педагогом. В процессе занятий проводятся консультации. Ученики должны быть поделены на группы. В первую входят  дети, готовившие доклад и презентацию к выступлению, считавшие, что политика Северо-Восточной Руси была верна, Во вторую, те, кто собирался выразить мнение о необходимости сопротивления русского народа подобно Галицко-Волынским землям,  в третью ученики, характеризующие значение политики Улуса Джучи на русских землях в целом. В процессе проведения конференции, после выступления одних учеников, другие задают им вопросы, высказывают свои доводы. В завершении мероприятия проводится рефлексия, учащиеся приходят к общим выводам о различии в политики Орды, её роли в государственной жизни Руси. Результат может быть оформлен в виде схемы. К выступлению должны быть подготовлены программки, в которых будет содержаться план выступления. Свои доклады дети могут проиллюстрировать презентациями.

    Конференция

    «Политика Золотоордынских ханов на Руси и её значение».

    Цель: Формировать у учащихся представление об особенностях политики Золотой Орды  на отдельных территориях.

    Форма проведения: Конференция, диалог, беседа.

    Форма работы учащихся: групповая

    Методы: коммуникативный, исследовательский.

    Задачи: 1.Развивать аналитическое мышление.

    1. Развивать умение работать с текстом.

    1. Формировать умение выявлять общее и особенное.

    План мероприятия:

    1.Вступительное слово учителя

    2.Выдача программок проведения

    3.Выступление первой группы учащихся

    А)Политика Батыя. Разорение Руси.

    Б)Налоговая политика Орды. Восстания на Руси.

    В)Дмитрий донской - освободитель

    4.Выступление второй группы учащихся

    А)Даниил Галицкий, стремление к освобождению

    Б)Хитрость Берке-хана

    В)Итог политики Даниила.

    5.Выступление третьей группы учащихся

    А)Разорение русских городов после нашествия

    Б)Изобретения монголов, перенятые Русью.

    В)Причины объединения Руси.

    6.Обсуждение

    7.Подведение итогов

    Ход занятия:

    Этап

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика.

    I.организационный момент, выдача программок проведения мероприятия. (около 2-х мин.)

    Здороваемся с учениками

    Здороваются с учителем, садятся.

    II. Вступительное слово (3-5 минут)

    На уроках истории мы с вами поговорили о том, какие тяжёлые события для Руси произошли в 1237 году. Мы с Вами узнали, что хан-Батый захватил Русские земли, много поговорили о Северо-восточных территориях. А что же произошло с юго-западной Русью? Как обстояли дела у Галицко-Волынского князя Даниила? Вам поручено было прочитать предложенный материал, определить какая позиция Вам ближе и почему? Мы перенесёмся мысленно в средневековую Русь, и выступим в роли представителей княжеств. Представители которых подготовили сегодня выступление и помогут нам принять решение о дальнейшей политике, которое мы с Вами выразим в составлении грамоты.

    Готовятся к выступлению докладчики

    III. Выступление докладчиков.(каждое выступление 3-4 минуты)

    - 1-я группа сообщает о том, какие последствия нашествие Батыя имело для Сев-Вост. княжеств.

    - 2-я группа: подготовит доклад о роли нашествия в культуре, ремесле и экономике Русских земель.

     - 3-я группа: выступающий сообщает о том, какова деятельность Даниила Галицкого.


    Слушают выступления

    IV.Обсуждение

    (по каждому вопросу около 2-3 минут)

    - Вопросы: 1.Какая по Вашему модель политического поведения Руси правильней? 2.Почему Вы так считаете? 3.Какие недостатки у другого типа? 4.Какие последствия имело Ордынское владычество для северо-восточных земель? 5.Какие последствия имело ордынское владычество для юго - западных земель?

    Учащиеся задают друг другу вопросы по материалам выступления, обсуждение ведётся

    Учащиеся по очереди, высказывают своё мнение, выслушивают других.

    V.Рефлексия:

    - Чем отличалась политика ханов, от чего она зависела?

    -Какую реакцию князей вызвали действия правителей Золотой Орды?

    -Каково влияние владычества Улуса Джучи на Русь?

    -Каковы причины освобождения Руси?

    -Что нового мы с Вами сегодня узнали?

    -Заполним таблицу:

    Хан (период)

    Княжество

    Положительное влияние

    Отрицательное

    Влияние

    Батый

    Берке

    ……

    ……

    Список научной литературы:

    1.Вернадский Г.В. Монголы и Русь, 2004, М

    2.Горский А.А. Москва и Орда. М., Наука, 2000.

    3.Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды, М., 1975 г.

    4.Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь, М.,2012,С.129

    5.Вторая половина XV в., Пер. С.Я.Лурье, М.,1982 , С.515

    6.Почекаев Р.Ю. Ханы Золотой Орды, Спб., Евразия, 2010

    Список источников:

    1. 1.Карпини Дж. дель Плано. История монгалов. Рубрук де Гильом. Путешествие в восточные страны. Поло Марко. Книга Марко Поло. М.,
    2. Нашествие Батыя на Русь, Летопись по Ипатьевскому списку, Пер. М.Н.Тихомирова, Спб.,1871, С.518-523
    3. Повесть о разорении Рязани Батыем, Хрестоматия по истории России, М., 2012 г.

          4.Повесть о стоянии на реке Угре, Памятники литературы Древней Руси,      М.,1997


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.

    Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"

    Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету.   Проблема организации обучения иностранным язык...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебный батик"

            Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных  программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей с...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Магия бисера"

          Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных  программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей способно...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Чудеса из бумаги"

          Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных  программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей способно...