Главные вкладки

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Чудеса из бумаги"
    рабочая программа на тему

    Угаренкова Лия Тулегеновна

            Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных  программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Внеурочная  художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, так как синтезирует различные  виды творчества. Одним из таких  видов является декоративно-прикладное искусство. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chudesa_iz_bumagi.doc123.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Пояснительная записка.

    Статус программы

            Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная программа конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение часов на изучение тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся. Рабочая программа способствует формированию опыта художественно-творческой деятельности, способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире.

    Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; общую характеристику курса внеурочной деятельности; содержание курса внеурочной деятельности; календарно-тематическое планирование; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

    1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО и Н Российской Федерации № 09.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

    2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных программ для общеобразовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования».

    3. Примерные программы среднего (полного) и общего образования: Письмо Департамента государственной политики МО и Н Российской Федерации № 03-1263 от 07.06.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

    4. Положение о разработке и утверждения рабочих программ  курсов внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №17». Пр.№ 222 от 02.09.13

    5. Учебный план МБОУ «Лицей №17» на 2013-2014 уч. год. Пр.№237 от 02.09.13

    Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных                     программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Занятия курса «Чудеса из бумаги» направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие, повышение их эффективности. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Внеурочная  деятельность может способствовать в первую очередь художественно-эстетическому развитию и воспитанию обучающихся, так как синтезирует различные  виды творчества. Программа составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка,    ориентирована на обучающихся младших классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов. Образовательная программа  составлена с учетом требований современной педагогики, корректировалась с интересами учащихся.

            Программа работы рассчитана на 1 год. Оптимальное количество детей в группе для успешного усвоения программы 10 -15 человек. Занятия проходят по 2 часа -1 раз в неделю во внеурочное время (70 часов в год). Формы проведения занятий разнообразны: вводное, традиционное, практическое занятие, ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний. Традиционны на занятиях рассказ и беседа преподавателя не только познавательного характера, но и с воспитательной целью. Данная программа курса составлена с учетом возраста учащихся; опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером. Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, учащийся получает всё необходимое для полноценного развития. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

            Учащиеся должны знать:

    -историю возникновения и особенности работы с бумагой;

    -основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

    -основные приемы работы в техниках оригами, квиллинг;

    -правила работы с инструментами и материалами;

    -правила техники безопасности.

            Учащиеся должны уметь:

    -подбирать бумагу нужного качества, размера и цвета;

    -пользоваться чертежными инструментами, ножницами;

    -выполнять разметку листа бумаги;

    -пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;

    -собирать игрушки – «оригамушки»;

    -анализировать образец, анализировать свою работу;

    -составлять композицию из готовых поделок;

    -уметь выразительно эстетически грамотно оформить изделие.

    Применять знания и умения для творческой самореализации при изготовлении подарков близким и друзьям, художественно-декоративных и других изделий.

    2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

            Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности учащегося, его способностей, творческих задатков, интеллекта.

             Цель – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся  в процессе овладение элементарными приемами техники работы с бумагой, в рамках художественного конструирования.

            Задачи:

    Развивающие:

    · Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

    · Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

    · Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

    · Развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

    Обучающие:

    · Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами работы с бумагой.

    · Обучать различным приемам работы с бумагой.

    · Формировать умения следовать устным инструкциям.

    · Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь специальными терминами.

    Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой.

    Воспитательные:

    · Воспитывать интерес к работе с бумагой.

    · Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

    · Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

    · Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

            Данный курс охватывает всевозможные техники работы с бумагой - от простого складывания листа в технике оригами, квиллинг до формирования других моделей на их основе, аппликацию и прочие. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики, развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Программа построена ―от простого к сложному. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). учебный процесс в рамках одного учебного занятия проводится по-разному в зависимости от времени выполнения предложенной темы занятий. В начале темы теоретические занятия проводятся со всей группой. Затем, в зависимости от конкретного выбора заданий, учащиеся разбиваются на подгруппы, если хотят делать модель какой-то определённой группой или воплощают в жизнь своё индивидуальное решение.

    3. Содержание курса внеурочной деятельности.

            Введение

    История  бумаги. Виды бумаги. Знакомство с инструментами и материалами.

    Беседа по технике безопасности. Инструктаж по охране труда. Правила пользования инструментами и приспособлениями. Правила поведения на занятии.

            Оригами. Термины, принятые в оригами. Приемы складывания. Условные обозначения, принятые в оригами.  Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Понятие «базовой формы». Изучение видов базовых форм, складывание изделий на их основе. Виды складок. Работа с инструкционными картами, демонстрирующими процесс складывания.

            Модульное оригами. Изготовление модулей 3 видов. Технология соединения модулей. Сборка изделий и составление композиций. Комбинирование модулей.  

            Кусудама. Древнее назначение кусудамы. Классическая кусудама. Изготовление модулей популярных кусудам. Технология сборки, способы украшения кусудам.

            Квиллинг.  Термины, принятые в квиллинге. Приемы скручивания. Понятие «базовой формы». Изучение видов базовых форм квиллинга. Составление собственной композиции.

            Аппликация. Аппликация по образцу и составление собственных композиций.

            Объемная аппликация. Составление композиций из моделей оригами на основе базовых форм. Открытки к праздникам. Цветы из бумаги. Составление букетов и цветочных композиций.

            Итоговое занятие. Беседа на тему «Оригами в нашей жизни», оформление выставки работ обучающихся, составление альбома лучших работ, защита творческих проектов.

    4. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся.

    Тема занятия

    Кол-во ч.

    В том числе:

    Формы проведения занятий

    Теория

    Практика

    1

    Введение

    2

    2

    -

    Беседа.

    Знакомство с историей возникновения бумаги, видами, с необходимыми материалами и инструментами, а также особенностями работы с ними. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены.

    Оригами.

    -Графический язык оригами. Изображение на чертеже действий и последовательности их выполнения.

    -Практическое выполнение моделей.

    -Применение оригами в дизайне и архитектуре на примере складчатых конструкций

    -Принципы оформления работы

    - Самостоятельная работа в технике оригами

    10

    2

    8

    Практическая работа. Моделирование путём прямого повторения за

    педагогом - его рассказом и показом - необходимых действий

    Модульное оригами.

    -Изготовление модулей 3 видов.

    -Технология соединения модулей.

    -Сборка изделий и составление композиций.

    -Комбинирование модулей.  

    15

    3

    12

    Практическая работа. Изготовление модулей 3 видов.

    Технология соединения модулей.

    Сборка изделий и составление композиций.

    Комбинирование модулей.  

    -Кусудама. Древнее назначение кусудамы.

    -Классическая кусудама.

    -Изготовление модулей популярных кусудам.

    -Технология сборки, способы украшения кусудам.

    10

    2

    8

    Практическая работа. Древнее назначение кусудамы.

    Классическая кусудама.

    Изготовление модулей популярных кусудам.

    Технология сборки, способы украшения кусудам.

    -Квиллинг.  Термины, принятые в квиллинге.

    -Приемы скручивания.

    -Понятие «базовой формы». Изучение видов базовых форм квиллинга.

    -Составление собственной композиции.

    15

    2

    13

    Практическая работа. Изучение ерминов, принятые в квиллинге,

    приемы скручивания.

    Изучение видов базовых форм квиллинга.

    Составление собственной композиции.

    -Аппликация. Аппликация по образцу.

    -Составление собственных композиций.

    6

    1

    5

    Практическая работа. Аппликация по образцу.

    Составление собственных композиций

    Объемная аппликация.

    -Составление композиций из моделей оригами на основе базовых форм. Открытки к праздникам.

    -Цветы из бумаги. Составление букетов и цветочных композиций.

    10

    1

    9

    Практическая работа. Составление композиций из моделей оригами на основе базовых форм. Открытки к праздникам.

    Составление букетов и цветочных композиций.

    -Итоговое занятие. Беседа на тему «Оригами в нашей жизни»,

    -Оформление выставки работ обучающихся, составление альбома лучших работ, защита творческих проектов.

    2

    1

    1

    Беседа на тему «Оригами в нашей жизни». Оформление выставки работ обучающихся, составление альбома лучших работ, защита творческих проектов.

    Итого:

    70

    14

    56

    5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

    Дидактическое и методическое обеспечение

    Дидактическое обеспечение

    Методическое обеспечение

    -Квиллинг: волшебство бумажных завитков / С. Букина, М. Букин – Ростов н/Д: Феникс, 2010 г.

    -Соколова С.В. “Игрушки-оригамушки”, части I и II. СПб.: Химия, 97 г.

    -В. Гончар. “Игрушки из бумаги”, М.: Аким, 97, 64 с.

    -Журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги” номера за 96-99 год.

    -Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “Уроки оригами в школе и дома”, М.: Аким, 97.

    Примерные и рабочие программы по искусству и технологии.

    Материально-техническое обеспечение

    Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

    Количество

    Примечание (Условия проведения (место проведения, аудиторный фонд)

    -  Наборы бумаги и картона для занятий.

    - Клей. Ножницы. Шило. Карандаши, ручки, циркули, линейки и т.п.

    - Набор моделей по основным темам курса

    - Шаблоны

    - Пояснительные плакаты, схемы и т.п.

    К

    К

    Д

    П

    П

    Кабинет ИЗО

    Информационно-коммуникационные средства

    Видео фильмы

    Электронные образовательные ресурсы

    Ресурсы Интернета

    Мультимедийные презентации

    Ориландия - путешествие в Страну Оригами

    http://www.oriland.com/

    Сообщество Оригами в России

    http://community.livejournal.com/ru_origami/

     Оригами Форум

    http://www.thekhans.me.uk/forum/

     Путь оригами

    http://origami-do.ru/

    Страна Мастеров. Очень хороший ресурс. Много МК, постоянно пополняется работами.

    Бумага в руках. Здесь, в основном, очень милые открытки.

    Радуга бумаги. Объемные, очень красивые работы.        

    Д    - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

    К – полный комплект ( исходя из реальной наполняемости класса);

    Ф – комплект для фронтальной работы ( примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);

    П – комплект необходимый для практической работы в группах насчитывающих по нескольку учащихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".

    Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.

    Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"

    Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету.   Проблема организации обучения иностранным язык...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебный батик"

            Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных  программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей с...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Магия бисера"

          Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных  программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей способно...