Программа кружка "Веселые ладошки" (художественно-эстетическое развитие)
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Сырова Марина Викторовна

Данная программа содержит практический материал для изготовления с детьми оригинальных поделок из бумаги, в основе которых лежит изображение детской ладошки. Программа содействует развитию мелкой моторики и воображения дошкольников, а подобранный речевой материал поможет в развитии речи ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружка «Веселые ладошки»

Пояснительная записка

Данная программа содержит практический материал для изготовления с детьми интересных поделок из бумаги, в основе которых лежит изображение детской ладошки. Программа содействует развитию мелкой моторики и воображения дошкольников, а подобранный речевой материал поможет в развитии речи ребенка.

Цель программы:

  • формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать речь ребенка.

Задачи программы:

  • формирование  двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (карандаш, бумага,  ножницы),

развивать умение владеть карандашом, бумагой,  ножницами, используя игры и упражнения;

  • формирование зрительно-моторных координаций;
  • -развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия;
  • - развитие пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве;
  • - формирование навыков учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога.

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, особенно с нарушениями речи, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, уверенности и синхронности движений. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности. Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Предлагаемые игры – упражнения учитывают особенности физиологии детского организма, дают возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему (в частности, речевой центр, который находится в непосредственной близости с двигательной областью коры головного мозга) и способствуя её развитию.

Настоящая программа описывает курс по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста (5 – 6 лет). В ДОУ занятия по данному курсу, проводятся 1 раз в  2 недели по 25 минут Сроки реализации программы 9 месяцев. Всего 18 занятия.  

Нам понадобится:

  • цветная бумага;
  •  цветной картон;
  • ножницы с тупыми концами;
  • карандаш;
  • клей ПВА;
  • клеенка;
  • кисточка для клея;
  • салфетки.

Ожидаемые конечные результаты к концу курса освоения программы кружка  «Веселые ладошки».

  • сформирован интерес к искусству аппликации;
  • дети умеют правильно держать ножницы и работать ими

самостоятельно;

  • умеют самостоятельно составлять изображения различных предметов      из частей;
  • умеют подбирать цвет;
  • владеют навыками аккуратного вырезания и наклеивания;
  • сформирован интерес  к пальчиковой гимнастике, применение гимнастики в самостоятельной игре ребенка.

Годовое  тематическое планирование:

Месяц

Тема

Количество занятий

Сентябрь

«Поздравительная открытка» к  Дню дошкольного работника.

2

Октябрь

«Золотая осень» (осеннее дерево)

2

Ноябрь

«Цветы для мамочки»

2

Декабрь

«Дед Мороз»

2

Январь

«Рождественская елочка»

                   2

Февраль

«Снеговик»

2

Март

«Поздравительная открытка для мамы» (весенние цветы)

2

Апрель

«Пасхальный цыпленок»

2

Май

«Солнышко»

2

Занятие №  1 , № 2 - СЕНТЯБРЬ

«Поздравительная открытка «Любимым воспитателям!»»

(коллективная работа)

Цель:  Учить составлять задуманный предмет из нескольких частей.

Задачи:

  • Расширять знания детей о праздниках,
  • Развитие мелкую моторику рук;
  • Воспитание аккуратности при выполнении работы;
  • Овладение техникой вырезания ножницами;
  • Продолжать учить показывать слова стихотворения жестами (пальчиковая гимнастика).

Демонстрационный материал: поздравительные открытки, букет осенних цветов.

Раздаточный материал: клей ПВА, кисточки для клея, салфетки, клеенки, цветная бумага , ножницы, ватман А3.

Речевой материал:

1.Загадка

Твои помощники – взгляни-

Десяток дружных братьев,

Как славно жить,

Когда они работы не боятся!

И как хороший мальчик

Послушен каждый … (пальчик)

Есть у меня работники,

Во всем помочь охотники.

Живут не за стеной –

И день, и ночь со мной

Целый десяток

 Верных ребяток.

Пятерка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором. (М.Карпенко)

2.Пальчики.

Первый – крепыш,

Пятый – малыш,

Второй – самый сильный.

Третий – самый длинный,

А четвертый – просто милый. (Е.Черенкова)

3.Алые цветки.

Наши алые цветки        Ладони соединяются в форме тюльпана.

Распускают лепестки.        Пальцы медленно раскрываются.

Ветерок чуть дышит,        Плавно покачиваются,

                                                                             затем медленно закрываются.

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Головками качают .        Кисти рук покачиваются.

Тихо засыпают.   (М.Давыдова)

Занятие №3, № 4 – ОКТЯБРЬ.

«Осенняя пора ,очей очарование…»(Осеннее дерево)

Цель:  Расширять знания детей о приметах осени, через предметы искусства.

Задачи:

  • Учить понимать и анализировать содержание картины и стихотворения,
  • Развитие мелкую моторику рук;
  • Воспитание аккуратности при выполнении работы;
  • Овладение техникой вырезания ножницами, умением наносить клей кисточкой,
  • Продолжать учить показывать слова стихотворения жестами (пальчиковая гимнастика),
  • Развитие воображения и художественного вкуса.

Демонстрационный материал: иллюстрация картины на тему «Осень».

Раздаточный материал: клей ПВА, кисточки для клея, салфетки, клеенки, цветная бумага , ножницы, цветной картон.

Речевой материал:

1.Осень

Поспевает брусника.

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.  (К.Бальмонт.).

2.Загадка.

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

3.Дерево.

У дерева ствол,                         Прижимаются руки тыльной стороной друг к другу

У ствола много веток.

А листья на ветках         Пальцы растопырены и подняты вверх.

Разного цвета.        Шевелят кистями и пальцами.

(В.Цвытарный)

Занятие №5, № 6 – НОЯБРЬ.

«Поздравительная открытка «Цветы для мамочки!»(День Матери)

Цель:  Воспитывать любовь и уважение к близким людям.

Расширять знания детей о праздниках.

Задачи:

  • Учить понимать и анализировать содержание картины и стихотворения,
  • Развитие мелкую моторику рук;
  • Воспитание аккуратности при выполнении работы;
  • Овладение техникой вырезания ножницами, умением наносить клей кисточкой,
  • Продолжать учить показывать слова стихотворения жестами (пальчиковая гимнастика),
  • Развитие воображения и художественного вкуса.

Демонстрационный материал: иллюстрация картины на тему «Мамин праздник», поздравительные открытки.

Раздаточный материал: клей ПВА, кисточки для клея, салфетки, клеенки, цветная бумага , ножницы, цветной картон.

Речевой материал:

1.Мы разжали кулачок –

Распускается цветок.

Вот мы сжали кулачок –

Вновь закрылся наш цветок.  (М.Давыдова)

2.Загадка

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Ответ: Цветы

3. Букет

 Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку.

Красный, желтый, синий цвет...

Замечательный букет!

Кто же, кто же, кто готов получить букет цветов?

И не ты,

И не ты -

Мамочке мои цветы! (М.Бычков)

Утром рано он закрыт, ^ Кисти рук находятся в исходном положении.

 Но к полудню ближе      Ладони отходят друг от друга,

Раскрывает лепестки,     Подушечки больших пальцев прижаты к концам            указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон.

 Красоту их вижу.           Кисти рук у запястья соединены, пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок.

 К вечеру цветок опять,  Пальцы сомкнуты — нераскрывшийся цветок -

 Закрывает венчик.

И теперь он будет спать.

 До утра, как птенчик. Кисти рук кладут под щеку—  имитация сна.

Занятие №7, № 8 – ДЕКАБРЬ.

«Новый год» (Дед Мороз)

Цель. Расширять знания детей о праздниках.

Задачи:

  • Создание эмоционально положительного настроения;
  • Развитие интереса к сказкам, сказочным героям;
  • Развитие воображения.
  • Учить понимать и анализировать содержание картины и стихотворения,
  • Развитие мелкую моторику рук;
  • Воспитание аккуратности при выполнении работы;
  • Овладение техникой вырезания ножницами, умением наносить клей кисточкой,
  • Продолжать учить показывать слова стихотворения жестами (пальчиковая гимнастика),
  • Способствовать развитию чувства прекрасного, эмоциональной отзывчивости.

Демонстрационный материал: иллюстрация картины на тему «Новогодний праздник», открытки с Дедом Морозом.

Раздаточный материал: клей ПВА, кисточки для клея, салфетки, клеенки, цветная бумага , ножницы, цветной картон.

Речевой материал:

Пальчиковая гимнастика    «НА ЕЛКЕ»

Мы на елке веселились,                              (Ритмичные хлопки в ладоши.)

И плясали, и резвились,                              (Ритмичные удары кулачками.)

После добрый Дед Мороз                         (Дети «шагают» средним и указатель-

Нам подарки преподнес.                            ными пальцами обеих рук по столу.)

Дал большущие пакеты,                             («Рисуют» руками большой круг.)

В них же — вкусные предметы:               (Делают ритмичные хлопки.)

Конфеты в бумажках синих,                      (Загибают на обеих руках пальчики,

орешки рядом с ними,                                               начиная с большого.)

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

1.Нам нравится морозная

Пушистая пора,

Ночное небо звездное,

Сверканье серебра.

И елка зажигается,

И пляшет хоровод,

И вот, как полагается

Приходит новый год.  (О. Высотская)

2. Загадка.

Если лес укрыт снегами,

Если пахнет пирогами

Если ёлка в дом идёт,

Что за праздник?...(Новый год)

3. Загадка.

Кто приходит в каждый дом

В Новый год с большим мешком?

Шуба, шапка, красный нос,

Это Дедушка ...(Мороз)

4.Дед Мороз.

 – Кто в нарядной теплой шубе,

 С длинной белой бородой,

 В Новый год приходит в гости,

 И румяный, и седой?

 Он играет с нами, пляшет,

 С ним и праздник веселей!

 – Дед Мороз на елке нашей

 Самый главный из гостей!   (И.Черницкая)

Занятие №9, № 10 – ЯНВАРЬ.

«Рождество Христово.» (Рождественская елочка)

Цель. Расширять знания детей о праздниках.

Задачи:

  • Развить эстетические чувства;
  • Развить интерес к литературным произведениям и желание слушать и рассматривать книги;
  • Развить творческие способности.
  • Учить понимать и анализировать содержание картины и стихотворения,
  • Развитие мелкую моторику рук;
  • Воспитание аккуратности при выполнении работы;
  • Овладение техникой вырезания ножницами, умением наносить клей кисточкой,
  • Продолжать учить показывать слова стихотворения жестами (пальчиковая гимнастика),
  • Способствовать развитию чувства прекрасного, эмоциональной отзывчивости.

Демонстрационный материал: иллюстрация картины на тему «Праздник Рождество Христово», открытки с праздником, игрушка елочка , украшения на елку.

Раздаточный материал: клей ПВА, кисточки для клея, салфетки, клеенки, цветная бумага , ножницы, цветной картон.

Речевой материал:

1.Пальчиковая гимнастика «Наряжаем ёлку»

 Раз, два, три, четыре, пять /Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого/.

Будем ёлку наряжать. /Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны/.

 Мы повесим шарики, /Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики/.

 Яркие фонарики, /Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад/.

 Весёлого Петрушку, /Показывают длинный нос/.

 И разные игрушки: /Вытягивают ладони вперёд/.

 И мишку - шалунишку  /Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону/.

 И заиньку – трусишку. /Прикладывают раскрытые ладони к голове/.

2.Загадка.

Её всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая ,как еж,

Зимою в платье летнем.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?  (М.Карпенко).

3.Ёлка.                                                    Рождество.

В доме елку наряжают –         Рождество наступит скоро.

Наступает Рождество,        Прочь обиды все и ссоры!

Дружно гости приезжают,        Светлый праздник наступает –

Чтобы встретить торжество.        Вся земля его встречает!

Приготовлены подарки        А как рады ребятишки -

Для друзей и для подруг,        И девчонки, и мальчишки:

За окном мороз ,но жарко        На рождественские святки

От веселия вокруг.        Им подарят шоколадки.

Не забудь о тех, кто болен,        Праздновать всегда готовы

У кого веселья нет,        Праздник Рождества Христова:

Принеси им ветку ели,        Он веселый ,добрый ,славный

Мамин тортик и конфет.        И один из самых главных!

(Е.Екимова)                (Е.Екимова)

Занятие №11, № 12 – ФЕВРАЛЬ.

«Зимние забавы» (Снеговик)

Цель. Расширять знания детей о приметах зимы, через предметы искусства

Задачи:

  • Развить эстетические чувства;
  • Развить интерес к литературным произведениям и желание слушать и рассматривать книги;
  • Развить творческие способности.
  • Учить понимать и анализировать содержание картины и стихотворения,
  • Развитие мелкую моторику рук;
  • Воспитание аккуратности при выполнении работы;
  • Овладение техникой вырезания ножницами, умением наносить клей кисточкой,
  • Продолжать учить показывать слова стихотворения жестами (пальчиковая гимнастика),
  • Способствовать развитию чувства прекрасного, эмоциональной отзывчивости.

Демонстрационный материал: иллюстрация картины на тему «Зимние забавы»,игрушка снеговик.

Раздаточный материал: клей ПВА, кисточки для клея, салфетки, клеенки, цветная бумага , ножницы, цветной картон.

Речевой материал:

1.Упражнение «Снеговик». [Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.]

Давай, дружок, смелей, дружок,                    Идут по кругу, изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок.                              перед собой снежный ком.

Он превратится в толстый ком,                      «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком.                                «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла!                                      Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.                         Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.

Но солнце припечет слегка                      Медленно приседают.

Увы! — и нет снеговика.                                Разводят руками, пожимают      плечами.

(В. Егоров)

2.Стихи.

Е. Бром

Лепит с самого утра

 Детвора снеговика.

 Снежные шары катает

 И смеясь, соединяет.

 C низу самый крупный ком,

 Чуть поменьше ком на нём.

 Ещё меньше – голова,

 Дотянулися едва.

 Глазки- шишки, нос морковка.

 Шапочку надели ловко.

 Яркий шарф, в руках метла.

 И довольна детвора.

В. Романенко

Снег по улице метёт,

 Вьюга песенки поёт,

 Детвора кричит "ура!".

Снеговик среди двора:

 Вместо шляпы - старый таз,

 Угольки на месте глаз.

 Из морковки - красный нос,

 Будто выкрасил мороз.

 Ох, красив снеговичок -

 Славный снежный мужичок!

М. Бойкова

Раскраснелась детвора -

 Накатала три шара!

 Друг на друга их сложили,

 И ведро нагромоздили.

 Нос - морковка, уголь - глазки,

Снеговик из детской сказки!

 Руки - ветки, рот - конфета...

 Пусть стоит теперь до лета!

3.Загадка.

М. Плотникова

Нос морковка, ведро-шапка,

 А глаза как угольки

 Любят их лепить ребята,

 Это же    (Снеговики!)  

Занятие №13, № 14 – МАРТ.

«Весенняя капель» (Открытка для мамы)

Цель. Воспитывать любовь и уважение к близким людям.

Задачи:

  • Расширять знания детей о праздниках.
  • Расширять знания детей о приметах весны .
  • Развить эстетические чувства;
  • Развить интерес к литературным произведениям и желание слушать и рассматривать книги;
  • Развить творческие способности.
  • Учить понимать и анализировать содержание картины и стихотворения,
  • Развитие мелкую моторику рук;
  • Воспитание аккуратности при выполнении работы;
  • Овладение техникой вырезания ножницами, умением наносить клей кисточкой,
  • Продолжать учить показывать слова стихотворения жестами (пальчиковая гимнастика),
  • Способствовать развитию чувства прекрасного, эмоциональной отзывчивости.

Демонстрационный материал: иллюстрация картины на тему «Мамин день»,открытки,комнатный цветок.

Раздаточный материал: клей ПВА, кисточки для клея, салфетки, клеенки, цветная бумага , ножницы, цветной картон.

Речевой материал:

1.Цветок.

Вырос высокий цветок на поляне,        Руки вверх ладони прижаты к друг другу,разводим                        пальцы ,слегка округлив их.

Утром весенним раскрыл лепестки.        Разводим пальчики.

Всем лепесткам красоту и питанье        Ритмическое движение: пальцы вместе- пальцы врозь.

Дружно дают под землёй корешки        Ладоши отпускаем вниз и тыльной стороной

(Е.Черенкова)        прижимаем друг к другу, пальцы разводим.

2.Маме.

В горшочек посажу росток,

Поставлю на окне.

Скорей,  росток ,

 Раскрой цветок –

Он очень нужен мне.

Промчатся ветры за окном

Со снежною зимой,

И будет выше

Скаждым днем

 Расти цветочек мой.

 Когда же по календарю

 Весны настанет срок,

Восьмого марта

Подарю

Я маме свой цветок!

(В.Шуграева)

3.Загадки о весне.

* * *

Тает снежок, ожил лужок.

 День прибывает. Когда это бывает?

* * *

Тает снежок,

 Ожил лужок.

 День прибывает.

 Когда это бывает?

* * *

Рыхлый снег

 На солнце тает,

 Ветерок в ветвях играет,

 Звонче птичьи голоса

 Значит,

 К нам пришла ...

* * *

Ручейки бегут быстрее,

 Светит солнышко теплее.

 Воробей погоде рад -

 Заглянул к нам месяц ...

Занятие №15, № 16 – АПРЕЛЬ.

«Пасхальный ципленок»

Цель. Расширять знания детей о праздниках.

Задачи:

  • Развить эстетические чувства;
  • Развить интерес к литературным произведениям и желание слушать и рассматривать книги;
  • Развить творческие способности.
  • Учить понимать и анализировать содержание картины и стихотворения,
  • Развитие мелкую моторику рук;
  • Воспитание аккуратности при выполнении работы;
  • Овладение техникой вырезания ножницами, умением наносить клей кисточкой,
  • Продолжать учить показывать слова стихотворения жестами (пальчиковая гимнастика),
  • Способствовать развитию чувства прекрасного, эмоциональной отзывчивости.

Демонстрационный материал: иллюстрация на тему «Праздник Пасхи»,открытки.

Раздаточный материал: клей ПВА, кисточки для клея, салфетки, клеенки, цветная бумага , ножницы, цветной картон.

Речевой материал:

1.Яичко пасхальное.

Яичко пасхальное раскрасим

С  моим братишком младшим Васей,

И мамочке своей подарим –

Со светлой Пасхой поздравим.

Мы утром рано – рано встанем.

- Христос Воскресе! – скажем маме.

И радостно она ответит:

- Воистину Воскресе, дети!

(Е.Екимова)

2.Пасха.

Мы пойдем сегодня в храм,

Потому что праздник там.

Все поют : «Христос  Воскрес!»

И сияет Божий крест.

      Освятим святой водой

      Наш куличик золотой,

      Засветим свои сердца

      И восславим все Творца!

Пасха праздник дорогой,

В дом пришел и в твой, и в мой,

Слезы радости из глаз –

Ведь Христос воскрес для нас!

(Е.Екимова)

3.Загадки.

Жёлтые пищат комочки,  

 Это всё сыны и дочки

 Квохчет мама: Ко-ко-ко,

 Не ходите далеко!

 Не играйте с мамой в прятки.

 Детки кто её? … (Цыплятки)

 Пушистый жёлтенький комок

 из скорлупы себя извлёк,

 порадовав наседку,

 дождавшуюся детку.!

Весь я золотистый,

 Мягкий и пушистый.

 Я у курицы -  ребёнок,

 А зовут меня …(цыплёнок)

 Что за жёлтые комочки

 Семенят за мамой-квочкой?

 Вы узнали их, ребята?

 Да ведь это же    (цыплята).

              Родился вчера,

              но живёт без пелёнок.

              Под крылышко прячется

              к маме … (цыплёнок).

 Это кто  пищит пи-пи

 Из яичной скорлупы?

 может - курочкин ребёнок?

 Вылупляется (цыпленок)!

(В. Речиц)

4. Пальчиковая гимнастика «Цыплята»

Раз, два, три, четыре пять        

Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар.

Будем мы цыплят считать        

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Раз – цыпленок на крыльце,        

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет .

Два – еще сидит в яйце,        

 Три – цыпленок самый смелый,        

 А четыре – самый белый,        

 Пятый - маленький цыпленок,        

Загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу

Кушать захотел спросонок        

Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони.

Занятие № 17, № 18 – МАЙ.

«Солнышко»

Цель. Расширять знания детей о приметах лета, через предметы искусства

Задачи:

  • Развить эстетические чувства;
  • Развить интерес к литературным произведениям и желание слушать и рассматривать книги;
  • Развить творческие способности.
  • Учить понимать и анализировать содержание картины и стихотворения,
  • Развитие мелкую моторику рук;
  • Воспитание аккуратности при выполнении работы;
  • Овладение техникой вырезания ножницами, умением наносить клей кисточкой,
  • Продолжать учить показывать слова стихотворения жестами (пальчиковая гимнастика),
  • Способствовать развитию чувства прекрасного, эмоциональной отзывчивости.

Демонстрационный материал: иллюстрация  на тему «Летние деньки», «Солнышко».

Раздаточный материал: клей ПВА, кисточки для клея, салфетки, клеенки, цветная бумага , ножницы, цветной картон.

Речевой материал:

1.Загадка.

Это что за желтый круг,

 Много палочек вокруг?

От него тепло и свет.

Посмотри  - и дай ответ!

2. Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Солнышко, солнышко

 Погуляй у речки

 (Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко,

 Разбросай колечки.

 (Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем,

 Золоченые возьмем.

 (Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем

 (Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернем.

 (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

3. А у солнца - сто забот:

 Обогреть наш огород,

 Все цветочки распустить,

 На веранде погостить,

 После ливня, на бегу,

 Сделать радугу-дугу.

 И Наташке-хохотушке

 На нос бросить конопушки.

( Р. Карапетян)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"

Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и  развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит  формы ...

Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи" 9 класс VIII вид

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса  составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы /  И.М. Бгажнокова. – М.: Про...

Программа обучения дошкольников грамоте и развитие речи на занятиях Занимательной Азбукой в студии раннего развития "Почемучки" в системе дополнительного образования детей

Программа модифицированная.Срок реализации 3 года. Рекомендуемый возраст от 4,5-7 лет. Программа опробированная и действующая....

Рабочая программа для детей, обучающихся по адаптированной программе (8 вид) Письмо и развитие речи 6 класс

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывает...

Образовательная программа, разработанная на базе основной общеобразовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, по истории России 8 класс, VIII вид, индиви

Образовательная программа, разработанная на базе основной общеобразовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся,  по истории России...

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...