Занятие "Природа в повестях и рассказах А.П. Гайдара"
план-конспект занятия на тему

Гузовская Алла Николаевна

Цель: показать глубокую связь писателя с его родиной, с его землёй.

Задачи:

- Образовательный аспект: расширить знания обучающихся о великом русском писателе и его творчестве, предоставить им возможность глубже проникнуть в мир рассказов и повестей А. Гайдара.

- Развивающий аспект: развивать речь, мышление обучающихся, общие умения и навыки познавательной и практической деятельности.

- Воспитательный аспект: воспитание интереса к прошлому и настоящему Родины, любви к малой родине.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занятие о Гайдаре188.68 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД Мальчевский ДДиЮ.

Занятие

«Природа в повестях и рассказах А.П. Гайдара».

2014

Комбинированное занятие.

Цель: показать глубокую связь писателя с его родиной, с его землёй.

Задачи:

  • Образовательный аспект: расширить знания обучающихся о великом русском писателе и его творчестве, предоставить им возможность глубже проникнуть в мир рассказов и повестей А. Гайдара.
  • Развивающий аспект: развивать речь, мышление обучающихся, общие умения и навыки познавательной и практической деятельности.
  • Воспитательный аспект: воспитание интереса к прошлому и настоящему Родины, любви к малой родине.

Оформление:

  • Портрет Аркадия Петровича Гайдара (Голикова);
  • Выставка книг А. Гайдара;
  • Памятные листы для всех присутствующих со стихами А.Гайдара;
  • Плакат с надписью:

                                                                    

                                                        «…И просто за любовь»

Оборудование: муз.аппаратура, фонограммы песен военных лет, набор карточек со словами: горечь, боль, героизм, патриотизм, мужество.

Используемая литература:

  • Русские советские писатели (очерки жизни и творчества). Москва, 1973г.
  • Собрание сочинений (Т.3), Москва, 1964г.
  • Мои товарищи – рассказы и повести. Москва, «Детская литература», 1974г.
  • Повести А. Гайдара.  Ростовское книжное издательство, 1981г.
  • Аркадий Гайдар. Избранное. Москва «Просвещение», 1983 г.

  1. Организационный момент:
  1. Проверка готовности к занятию.
  2. Пожелание успешной работы.

  1. Актуализация знаний.
  1. Каких советских писателей вы знаете?

(Ответы детей)

  1. Целеполагание и мотивация.
  1. Посмотрите на портрет, с творчеством какого советского писателя мы познакомимся?

(Ответы детей).

     

  1. Знакомство с новым материалом.

  1. Вступительное слово педагога: В этом году мы отмечаем 110 годовщину со дня рождения великого писателя, Аркадия  Петровича  Гайдара.  Ему шёл тридцать восьмой год, когда был сражён фашистской пулей туманным октябрьским утром 1941 года. Его жизнь отмечена двумя крупнейшими событиями мировой истории XX столетия: Великой Октябрьской социалистической революцией и Великой Отечественной войной.

Октябрь он встретил тринадцатилетним учеником училища в Арзамасе. В 14 лет вступил в Красную Армию. В 15 был тяжело ранен в бою. А в 17 командовал полком, громившим контрреволюционные банды. Жизнь Аркадия Гайдара как бы срослась с армией. Он был бойцом по натуре, по духу, солдатом в великом сражении за коммунизм. Основная тема в творчестве писателя – война.

Идут годы, сменяются десятилетия, и многое из того, что было у нас, стирается в памяти. Но я думаю, что время, пережитое в годы войны, не должно уходить в забытьё. Мы обязаны помнить о тех, кто пережил войны (Гражданскую, Отечественную, Афганскую, Чеченскую).

                     Любое государство желает видеть молодое поколение достойными гражданами и патриотами своей Родины. Не

          равнодушное и бессильное молодое поколение ждёт оно, а смелых, пытливых, упорных людей, которые могут

          поставить цель, достичь её, при этом предвидя и отвечая за результаты содеянного.

  1.  Беседа по определению темы занятия, выяснению идейного и тематического содержания рассказов, повестей А. Гайдара:

  • Педагог: Все творчество Гайдара освещено – ясной - целью, устремлено - вперед, наполнено борьбой «За светлое царство социализма». В своих произведениях Гайдар далек от воспевания красот природы, но, тем не менее, при описании событий он точно передает атмосферу тех лет именно через нее: «в ту светлую осень пахло грозами, войнами и цементом новостроек ......»

Я приготовила набор карточек со словами, определяющими впечатление от прочитанного (горечь, боль, героизм, патриотизм, мужество). После кратких сообщений содержаний стихотворений, повестей и рассказов, прошу вас одним словом сформулировать ваши впечатления.

  • Обучающийся 1: Давно отгремели залпы Гражданской и Великой Отечественной войн. Дорогой  ценой  было отвоёвано счастье жить и трудиться под мирным небом. И память об этом живёт в сердцах людей. Немало памятников и обелисков появилось на нашей земле. Они призывают не забывать трагедии войны. Но есть и другие памятники, живые, которые тоже напоминают о военном времени. Эти памятники – деревья.

- Товарищ Сергеев, - сказал комбат,

                                                                               Снарядов полёт не виден,

Попробуй, взберися на этот дуб,

        Быть может, и что – нибудь выйдет. -

   И вот к верхушке в густую листву

                                                                                Ползёт наблюдатель скорее…

- Готово…вижу. – А в ответ ему

Команда:

                                                                              - Огонь…бат – тар – рея!

      Рвануло… Зависла железная смерть.

                                                                               А по дубу в ответ пулемёт…

(отрывок из стихотворения «Наблюдатель)

  • Педагог: Ребята, каким словом вы бы охарактеризовали это стихотворение. (Дети показывают карточки).

  • Обучающийся 2: Много могли бы рассказать о войне деревья. (Звучит негромко песня «Священная война», музыка А.В. Александрова, слова В. Лебедева – Кумача). Они видели, как на нашу землю обрушились свинцовые дожди, горели города, села, леса и поля. И вместе со всем народом на защиту Родины встали леса. В тылу врага шла патриотическая война. И как верный друг, лес помогал нашим народным мстителям. «Лесные массивы» с давних пор служили нашей Родине надежным бастионом в борьбе против врагов. В суровые годы тягчайших исторических испытаний леса, расположенные на пути оккупантов, превращались в неприступные или труднопроходимые преграды, сдерживали натиск врагов, истощали их силы, вселяли суеверный страх. И эти же леса спасали от верной гибели миллионы мирных русских людей. На каждом шагу врагу мерещились партизаны. В сумерках даже одиноко стоящее дерево заставляло врагов трепетать от страха. Особенно они боялись лесных массивов, где их могла настигнуть смерть.  Рассказ «Дым в лесу» напоминает нынешним людям, что мы живём в беспокойном мире, что диверсии классового врага всюду, где народы строят жизнь. (произведение – «Дым в лесу» - чтение отрывков: «…Запахло сыростью. В просвет между деревьями мелькнула вода………….- Это тебе страшно, а мне нисколько. У меня папа на войне был, и то не боялся»).

  • Педагог: Ребята, а какую бы карточку сейчас хотите поднять? Каким словом, можно охарактеризовать данный отрывок и всё произведение?  (Дети показывают карточки).

  • Обучающийся 3: В повести «Артек» действие происходит на солнечном берегу Черного моря. Повесть как бы пронизана лучами благодатного крымского солнца, где ласково шумит море ...На фоне этой природы происходят неповторимые, смелые поступки детей. (Чтение отрывка из повести «Артек»). (Дети поднимают карточки со словами, которые характеризуют это произведение).

  • Обучающийся 4: А «военная тайна», которой владели и владеют наши люди, заключается, как объясняет гайдаровская сказка, в том, что советский народ, от мала до велика слит воедино великими идеями братства, разумного труда и неодолимой любви к своей свободной Земле. (Чтение короткого отрывка из произведения «Военная тайна», работа с карточками).

  • Обучающийся 5: «Судьба барабанщика» - в основе сюжета непростая судьба Серёжи Шербачёва, оказавшегося из – за недоброго стечения обстоятельств  один на один с враждебным миром преступников. И эта повесть удивительно актуальна и сегодня, эта книга о том, что необходимо и важно во все времена: о любви и верности отцам; об ответственности за собственную жизнь и за всё лучшее, что сделано, завоёвано предыдущими поколениями. (Чтение отрывка: «…У ног моих лежал маленький, поросший лилиями пруд……… Я открывал рот и старался дышать чаще и глубже, и тогда охватывала меня необъяснимая тоска.»).

  • Педагог: В чем же заключается идейный замысел произведений Гайдара?

  • Обучающийся 6: Прежде всего, Гайдар видит в своих маленьких героях растущих людей, которые унаследуют все лучшее, что добыто человечеством в предшествующей истории его.

  • Обучающийся 7: Во - вторых, воспевание природы всегда было и будет - вечно, а деревья, являются продолжением жизни тех, кто отдал ее за мирный шепот лесов, чистое небо над головой, счастливое будущее нынешнего и будущего поколений. Ведь над могилами погибших воинов сажают деревья (березки). И быть лесам на просторах наших вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская! 3a короткими описаниями природы в произведениях А.П.Гайдара чувствуется огромная любовь его к большой нашей стране, к ее смелым и сильным людям, к красотам ее природы.

  1. Подведение итогов.

  1. Беседа с элементами диспута.

                     Педагог: - Почему все произведения Гайдара проходят через тему войны?

  1. Обучающийся 8: Гайдар родился в 1904 г, и уже в 14 лет, Аркадий Голиков сражался за Советскую власть и в Великую Отечественную  он не остался в стороне. Только после тяжелой контузии он ушел из рядов Красной Армии. Так как вся его жизнь связана с военными действиями, его произведения насыщены этой темой. Скорее всего, ему хотелось рассказать нам, мальчикам и девочкам, какая была жизнь в военные годы.

  1. Педагог: - Каким бы словом, вы охарактеризовали все произведения Гайдара? (Дети показывают карточки)

  1. Вывод. Педагог: «Жизнь – это самый серьёзный предмет». В произведениях Гайдара показаны взаимоотношения детей и взрослых; и люди у него – это хорошие русские люди, как и он сам, умеющие любить Родину.

(Звучит запись песен военных лет)

И не зря установлен памятник Гайдару – бронзовый бюст на высоком постаменте, где река Днепр образует излучину, и бюст виден издалека. И как в пророческой сказке из «Военной тайны»: «…Мальчиша – Кибальчиша схоронили на зелёном бугре у Синей Реки…»

                                                                    «Плывут пароходы – привет Мальчишу!

                                                                     Пролетают лётчики – привет Мальчишу!

                                                                     Пробегут паровозы – привет Мальчишу!

                                                                     А пройдут пионеры – салют Мальчишу!»    (А.П. Гайдар)

(Всем присутствующим раздаются листы со стихами Гайдара).

Партизанская песня. (1939 год)

В дыму, в боях прошли мы,

Товарищи, друзья,

Кубанские долины,

Кавказские края.

                                         Припев:

                                         Дороженька очень крутая,

                                        Свет месяца голубой.

                                        Прощай, сторона родная,

                                        Мы в новый торопимся бой.

Нам громы грохотали

И ветер завывал,

Когда мы занимали

Грачевский перевал.

                                     Припев: тот же.      

Наш отряд. (1927 год)

Наша деревенька

В поле затерялась,

В нашей деревеньке

Только три двора.

Как – то ранним утром

 Кучкою собралась,

Игры затевая,

Наша детвора.

Мой братишка Миша,

Лет шести от роду,

Выстроил девчонок,

Выстроил ребят.

Говорил мальчишкам:

 - Будете вы взводом. –

А девчатам:

- «Первой помощи» отряд. –

В барабан не били,

В трубы не гудели,

Вместо музыкантов

Васька дул в дуду.

Из окошек деды

Старые глядели,

Как по деревеньке

«Красные» идут.

Ой, ты, поле, поле,

Сиро и убого,

Слева косогоры,

Справа камыши.

Только было солнце

Да задору много,

Как маршировали

В поле малыши,

Парень перед кучкой

О походах смелых

Говорил ребятам,

Как он воевал.

Как Будённый красный

Бил нещадно белых

И как Врангель чёрный

Перекоп сдавал.

Огоньками жарко

Взгляды загорались,

Лучше всякой сказки

Повесть о былом.

В сказке всё нарочно,

В сказке всё наврали –

Здесь же,  только правда,

Только, что прошло.

Наша деревенька

В поле затерялась,

В нашей деревеньке

Только три двора,

И, как колос солнцем

Спеет наливаясь,

В ней растёт и крепнет

Маленький отряд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательский урок по рассказу А.П. Гайдара «Дым в лесу»

Данный урок можно использовать как урок внеклассного чтения по литературе 5 класса по программе "Школа -2100"...

Повесть о доверии и любви. ("Голубая чашка" А.П. Гайдара и читательский опыт учащихся 10 класса. Урок внеклассного чтения).

Долгие годы издатели произведений А.П. Гайдара адресовали по­весть "Голубая чашка" детям среднего и даже младшего школьного воз­раста. Вместе с тем произведение это содержит в...

Изложение по рассказу А.П.Гайдара "Совесть" (5 класс)

Презентация к уроку развития речи...

Урок внеклассного чтения по повести А.Гайдара "Тимур и его команда" 5 класс

Задачи урока:образовательные - научить выделять главное в тексте, анализировать прочитанное, делать выводы, понимать внутренний мир героев, их поступки;развивающие – научить учащихся формулировать воп...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Разработка урока по теме "Рассказы и повести А.П. Гайдара"

В последние годы имя этого писателя несправедливо забыто, а ведь ещё недавно книгами Гайдара зачитывались многие поколения мальчишек и девчонок, его произведения изучались на уроках, снимались художес...