Доклад "Декоративно-прикладное творчество в ДДТ"
календарно-тематическое планирование на тему

Жакболеева  Шамшия Тлеужановна

Развитие декоративно-прикладного творчества в дополнительном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_metodista_ddt_zhakboleevoy_sh.t.docx47.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»

 р.п.Дергачи Дергачевского района Саратовской области

Тема доклада:

«Декоративно – прикладное

творчество в воспитательной

системе МОУ ДОД «ДДТ» р.п.Дергачи

 Из опыта работы

 методиста МОУ ДОД

«Дом детского творчества»

 р.п.Дергачи

Жакболеевой Шамшии Тлеужановны

р.п. Дергачи

2013 г.

Воспитательная работа Дома детского творчества является важной составной частью образовательного процесса и строится на гуманистическом подходе к обучающимся максимальном развитии творческих способностей детей, расширении общего культурного кругозора, познавательного интереса. Главным принципом воспитательной деятельности ДДТ является личностно-ориентированный подход к воспитанию детей. Целью декоративно-прикладного творчества ДДТ является приобщение подрастающего поколения к народному искусству, связанного с рукодельными работами, обеспечение полезного досуга детей во внеурочное время, воспитание гармонично развитой личности.

 С этой целью в ДДТ созданы условия для развития творческого потенциала обучающихся, исходя из интересов детей и запросов родителей.

Главные задачи воспитательной деятельности ДДТ:

  • способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной, политической и культурной жизни общества через вовлечение в различные виды деятельности;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке, людям интеллектуального труда через всестороннюю организацию интеллектуально-познавательной деятельности на занятиях, вне занятий;
  • дать обучающимся знания о ЗОЖ и научить применять их на практике;
  • изучение истории родного края;
  • формирование уважительного отношения  обучающихся ДДТ к  людям пожилого возраста;
  • воспитание духовной культуры детей;
  • воспитание коллективизма, дружелюбия, как основы жизнедеятельности.
  • преемственность семьи и ДДТ в воспитании  милосердия.

Воспитательная деятельность МОУ ДОД «ДДТ» строится на следующих

принципах:

- Принцип открытости: дети планируют совместное проведение досуга в Доме  детского творчества, вносят коррективы и предложения с учетом своих

интересов, потребностей и желаний.

- Принцип свободы участия: предлагая участие в воспитательном

мероприятии, необходимо учитывать мнение, интересы, личные качества

детей. Такой подход позволяет участнику объективно оценить свои

возможности и определить степень ответственности за исход порученного

дела.

- Принцип обратной связи: каждое воспитательное мероприятие -

анализируется. Совместно с детьми обсуждается, что получилось, а

что нет, определяется настроение и перспектива участия в будущих делах

Дома детского творчества.

- Принцип успешности: взрослому и ребенку необходимо быть значимыми и успешными. Степень успешности определяет отношение человека к

окружающим. Педагог должен видеть участие каждого ребенка в

воспитательной работе и по достоинству оценить его.

- Принцип привлекательности будущего дела: педагог должен увлечь детей

конечным результатом выполняемого дела. Это активизирует мыслительный

процесс, стимулирует интерес к процессу творчества.

Приоритетные направления воспитательной работы ДДТ.

«Я – в мире людей»  (духовно-нравственное направление);

«Мир прекрасного»  (художественно-эстетическое направление);

«Я – в мире природы»  (экологическое направление);

«Я и мое Отечество»  (патриотическое направление);

 «Здоровье – путь к успеху»  (здоровьесберегающее, профилактическое

направления);

Направление «Я – в мире людей»

Цель: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся как основы развития гражданского общества.

Задачи:

- формирование духовно-нравственных ориентиров;

- формирование гражданской позиции;

- образование и воспитание личности обучающихся, развитие их личностных

качеств, привитие навыков культуры поведения, речи, общения, правовой

культуры;

- формирование толерантного отношения к людям другой национальности.

Формы работы:

- тематические беседы, дискуссии, интеллектуальные игры;

- праздники, конкурсы;

- экскурсии, поездки.

Прогнозируемые результаты:

- умение детей считаться с мнением и интересами других, справедливо

оценивать свои поступки и поступки сверстников, разрешать возникающие

споры и конфликты;

- повышение уровня ответственности, самоорганизации и самоконтроля;

- создание дружного коллектива.

                        Мероприятия по реализации направления

«Я – в мире людей»

Содержание

Сроки

Ответственные и участники

1

День открытых дверей «Страна творчества» для обучающихся ДДТ, учащихся школ поселка,

родителей

Сентябрь

ПДО декоративно-прикладного творчества

2

 Участие в празднике, посвященном 85-летию района

сентябрь

ПДО декоративно-прикладного творчества

3

В детских объединениях:

-акция «Поздравь пожилого человека»

- акция «Поздравь любимого учителя»

октябрь

ПДО декоративно-прикладного творчества

4

В детских объединениях:

-игра «Знаки дорожные – знаки

надежные»

-беседа на тему «Безопасная дорога

– безопасная жизнь»

сентябрь-октябрь

ПДО декоративно-прикладного творчества

5

Познавательная игра - тренинг

«Лучший знаток толерантного

поведения» ко Дню народного

единства

ноябрь

Январева С.В.

6

Круглый стол «Время равных

возможностей», мероприятие,

приуроченное к Международному

Дню инвалидов.

декабрь

Методист

Жакболеева Ш.Т.

7

Новогоднее представление «Новогодние приключения у елки»

Выставка «Новогодние игрушки»

декабрь

ПДО декоративно-прикладного творчества

8

«Широкая масленица»,

фольклорное мероприятие

(народные традиции)

февраль

ПДО декоративно-прикладного творчества

9

Конкурс «Дочки-матери»,

 посвященный

международному женскому Дню 8

Марта.  Выпуск поздравительных открыток.

март

Методист

 Январева С.В.

9

Встреча с Ветеранами ВОВ

«Спасибо за мирное небо»,

вручение подарков, изготовленных

воспитанниками ДО

май

 Методист

Жакболеева Ш.Т.

10

Выставка «Радуга Детства»,

посвященная  Дню защиты детей

июнь

ПДО декоративно-прикладного творчества

Направление «Мир прекрасного»

Цель: формирование способностей восприятия и понимания прекрасного,

обогащение духовного мира детей средствами декоративно – прикладного

творчества и непосредственного участия в творческой деятельности.

Задачи:

- развитие интереса к различным видам искусства: изобразительное,

декоративно-прикладное творчество, хореографическое творчество;

- формирование художественно-образных представлений и мышления,

эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям

действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной

отзывчивости к прекрасному;

- развитие творческих способностей в рисовании, в работе с кожей, в лоскутном шитье, лепке, аппликации,  в бумажной деятельности ;

- развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма,

композиции, умения выражать в художественных образах.

Формы работы:

- выставки;

- конкурсы декоративно – прикладного творчества;

- фестивали детского творчества;

- фототворчество.

Прогнозируемые результаты:

- воспитание чувства прекрасного, развитие творческого мышления,

художественных способностей, формирование эстетического вкуса;

- привитие потребности в непрерывном знакомстве с различными видами

декоративно – прикладного, художественного искусства;

- развитие умений и навыков, формирование творческого, конструктивного

подхода к делу.

Мероприятия по реализации направления « Мир прекрасного»

Содержание

Сроки

Ответственные и участники

1

Мероприятия в рамках

празднования 85 годовщины

образования Дергачевского района  (выставки поделок, игровая программа, веселые старты)

октябрь-ноябрь

Педагоги детских объединении декоративно-прикладного творчества

2

Участие в областной выставке детского прикладного творчества «ОЦДО «Поиск»

ноябрь

Педагоги детских объединении декоративно-прикладного творчества

3

Передвижная выставка декоративно-прикладного творчества:

- «Приглашаем фантазировать с нами»

- «Твори, выдумывай, пробуй»

ноябрь

март

Педагоги детских объединении декоративно-прикладного творчества

4

Конкурс моделей одежды из

нетрадиционных материалов

«Весенняя феерия»;

март

Методист

Январева С.В.

5

Районный конкурс – выставка

 детского творчества

«Души и рук творенье»

март

ПДО декоративно-прикладного творчества

6

Фестиваль детского творчества «Новые имена»

апрель

Методист

Жакболеева С.А.

7

Итоговый творческий

отчет  обучающихся ДДТ

«Ярмарка талантов»

май

Методист

Жакболеева С.А.

8

 Районная выставка детского творчества

«Сказки народов Мира», в рамках празднования Международного

Дня защиты детей.

июнь

ПДО декоративно-прикладного творчества

9

Участие в областных выставках «Зеркало природы», «Саратовский край-люби его и воспевай»

ПДО декоративно-прикладного творчества

Направление «Я – в мире природы»

Цель: воспитание бережного отношения к природе как одной из главных

жизненных и нравственно-эстетических ценностей, экологически

целесообразного поведения и деятельности, настойчивого стремления к

активной охране и восстановлению окружающей природной среды.

Задачи:

- воспитание любви к природе родного края;

- формирование умения рационально использовать природные богатства;

- вовлечение обучающихся в процесс подготовки и проведения различных

форм деятельности, направленных на усвоение эколого-гуманитарных норм

жизнедеятельности современного человека;

Формы работы:

- выставки поделок из природного материала;

- прогулки, игры на воздухе;

- экскурсии с целью изучения растительного и животного мира;

- экологические проекты;

- акции.

Прогнозируемые результаты:

- знания по охране природы, умение вести природоохранную деятельность;

- умение наблюдать за жизнью животных и растений родного края;

- воспитание юных хозяев степных просторов.

Мероприятия по реализации направления

«Я – в мире природы»

Содержание

Сроки

Ответственные  и участники

1

Выставка «Овощная фантазия»

Поделки из природного материала  

сентябрь

ПДО декоративно-прикладного творчества

2

Акция «Неделя в защиту животных»

ноябрь

ПДО декоративно-прикладного творчества

3

Конкурсы детского творчества: - «Зеркало природы»;

- Фотоконкурс «природа вокруг нас» (районный этап)

 декабрь

Методист

Январева С.В.

6

Акция «Очистим планету от мусора»

апрель

ПДО декоративно-прикладного творчества

Направление «Я и мое Отечество»

Цель: формирование личности гражданина и патриота России с присущими

ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами

деятельности и поведения.

Задачи:

- воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории

Российского государства, готовности служению Отечеству и его

вооруженной защите (для мальчиков);

- формирование гражданского отношения к Отечеству;

- воспитание верности духовным традициям России;

- развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к

народному достоянию, уважения к национальным традициям;

- привлечение обучающихся к работе по возрождению и сохранению

культурных ценностей родного края.

Формы работы:

- изучение биографий замечательных людей – жителей поселка, района,

области, страны;

- посещение музеев, исторических мест, памятников культуры;

- встреча с ветеранами Великой отечественной войны;

-конкурсы;

- акции.

Прогнозируемые результаты:

- развитие высокого уровня самосознания, чувства собственного

достоинства, патриотизма;

- бережное отношение детей к памятникам истории, культуры и народного

творчества;

- понимание ценности человеческой жизни, справедливости, уважения

человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию,

сопереживанию.

Мероприятия по реализации направления «Я и мое Отечество»

Содержание

Сроки

Ответственные и участники

1

В детских объединениях:

- видеоэкскурсия «Мой

любимый поселок Дергачи»

- исторический экскурс «По страницам истории Дергачевского района»

Сентябрь

октябрь

Педагоги детских объединений

2

Конкурс рисунков и поделок «Галактика. Валентина Терешкова –первая женщина космонавт»

сентябрь

Педагоги детских объединений

4

Фотовыставка «ДДТ в истории Дергачевского района»

сентябрь

Методист

Январева С.В.

10

Патриотическая акция «Добрые дела

– любимому поселку», мероприятия

по благоустройству территорий

поселка, улицы, дома

апрель-май

Педагоги детских объединений

Направление «Здоровье – путь к успеху»

Цель: пропаганда здорового образа жизни, изменение отношения к вредным

привычкам, формирование личной ответственности за свое здоровье.

Задачи:

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- создание условий для сохранения физического, психического, духовного и

нравственного здоровья обучающихся.

Формы работы:

-здоровьесберегающие технологии: игры, упражнения, использование

предметов релаксационного действия.

-спортивные праздники;

- тематические консультации родителям по вопросам сохранения здоровья

обучающихся.

Прогнозируемые результаты:

- укрепление здоровья детей;

- переориентация детей на содержательную деятельность, в

противоположность тенденции пассивности;

- формирование навыков санитарно-гигиенической культуры;

- формирование физически здоровой, психически, нравственно, адекватно

оценивающей свое место и предназначение в жизни личности;

Мероприятия по реализации направления

«Здоровье – путь к успеху»

Содержание

Сроки

Ответственный

1

 В детских объединениях:

-звуковое сопровождение к занятиям

«Звуки природы», классические

музыкальные произведения и др.;

-работа с цветом (цветотерапия:

цветные мелки, цветные губки, карандаши и др.предметы);

-игры на сближение детей в

коллективе;

-подвижные игры во время перерыва между занятиями;

-профилактика простудных

заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата;

-пальчиковые, дыхательные,

гимнастики;

-динамические паузы,

физкультминутки во время учебных занятий.

 в течении года

Педагоги дополнительного образования

     В Доме детского творчества в этом учебном году работают  6 детских объединений декоративно-прикладного творчества: «Лоскутная пластика», «Дизайн-центр», «Хобби и Ты», «Школа Василис», «Радуга», «Мастерская чудес»  по разным видам декоративно-прикладного творчества. Все педагоги работают по образовательным программам дополнительного образования детей по художественно-эстетической направленности. В этих объединениях работают активные, опытные, творческие педагоги дополнительного образования. Из 6 педагогов 3  имеют высшее образование,  2- средне-специальное, 1 педагог средне образование. Аттестация педагогических кадров стимулирует творческий труд и повышение педагогического мастерства  -   3 педагога имеют первую категорию.  Педагоги Бекешева М.С. и Самохвалова А.В. представляли Дом детского творчества на муниципальном профессиональном конкурсе «Сердце отдаю детям», где стали победителями в номинациях.

        Все педагоги прошли курсы повышения квалификации в 2013 году в ГАОУ СарИПК и ПРО

В течение года педагоги  Бекешева М.С., Богачева И.Г., Самохвалова А.В. провели мастер-классы для педагогов дополнительного образования района. Они являются активными участники районной творческой гостиной по обмену опытом работы по декоративно-прикладному творчеству.

Наглядным представлением о творчестве детей являются выставки декоративно-прикладного творчества. Для коллективов, занимающихся декоративно-прикладным творчеством, выставка — это подведение итогов работы за определенный срок, обмен опытом педагогов, знакомство с произведениями декоративного искусства. За учебный год мы приняли участие во многих выставках. Были организованы выставки муниципального и регионального уровня «Души и рук творенье», где были выставлены детские работы и работы педагогов по 6 видам декоративного искусства: оригами, работа из кожи, лоскутное шитье, роспись на пластине, работа из соленого теста, дизайн из бумаги и других материалов.

Одной из задач педагогов ДДТ- это обеспечение участия детей всех возрастных категорий в муниципальных и региональных мероприятиях по  декоративно-прикладному творчеству. Мы стараемся участвовать во всех конкурсах.  

 Достижения педагогов и обучающихся

в региональных, муниципальных мероприятиях

за 2012-2013 учебный год

ФИО

 ФИО педагога

Наименование мероприятий

Дата и место проведения

Результат

                                                          Региональные

1

Лаврентьева Дарья

Леушина Т.В.

Областной конкурс «Моя малая Родина»

Январь 2013г.

победитель

2

Разживина Галина

Бекешева М.С.

Региональный этап Всероссийского конкурса детского рисунка «Жизнь в глобализованном мире»

март 2013г.

3 место в номинации «Бумажная пластика»

3

Учаева Ксения

Самохвалова А.В.

Региональный этап Всероссийского конкурса детского рисунка «Жизнь в глобализованном мире»

март 2013г.

2 место в номинации «Бумажная пластика»

4

Кабдушев Зинят

Жакболеева Ш.Т.

Областной заочный конкурс детского творчества

«Саратовский край – люби его и воспевай»

01 марта 2013г.

Призер

5

Сайфетдинова Венера

Самохвалова А.В.

Областной заочный конкурс  детского творчества «Мой любимый учитель»

01 марта 2013г.

Победитель

6

Имашева Алия

Самохвалова А.В.

Областной заочный конкурс  детского творчества «Мой любимый учитель»

01 марта 2013г.

Призер

7

Учаева Ксения

Самохвалова А.В.

Областной заочный конкурс  детского творчества «Мой любимый учитель»

01 марта 2013г.

Призер

8

Абдулина Инга

Богачева И.Г.

Областной заочный конкурс  детского творчества «Мой любимый учитель»

01 марта 2013г.

Призер

9

Бикмухамбетова Лилиана

Леушина Т.В.

Областной фольклорно-этнографический конкурс «Рождественские встречи»

октябрь – декабрь 2012г.

1 место в номинации «Ремесло и предметы быта»

10

Пономаренко Ирина

Леушина Т.В.

Областной фольклорно-этнографический конкурс «Рождественские встречи»

октябрь – декабрь 2012г.

1 место в номинации «Ремесло и предметы быта»

11

Разживина Галина

Бекешева М.С.

Региональный (областной) этап Всероссийского конкурса  декоративно- прикладного  творчества

19.10.2012-04.03.2013гг.

 

3 место в номинации  «Бумажная пластика»

12

Просвирякова Вера

Самохвалова А.В.

Областной конкурс детского творчества «Зеркало природы»

19 апреля 2013г.

Диплом

 3 степени в номинации «Прикладное искусство - лоскутная

техника и куклы»

13

Канчигаримова Анжела

Богачева И.Г.

Областной конкурс детского творчества «Зеркало природы»

19 апреля 2013г.

Диплом

2 степени в номинации «Прикладное искусство –

 кожа и ленты»

14

Абушаева Елена

Садыкова А.С.

Областной конкурс детского творчества «Зеркало природы»

19 апреля 2013г.

Диплом

3 степени в номинации «Резервы – бумага»

15

Олейникова Ульяна

Самохвалова А.В.

Областной конкурс детского творчества «Никогда не забудем»

30 апреля 2013г.

Грамота

16

Пирушкина Александра

Садыкова А.С.

Областной конкурс детского творчества «Никогда не забудем»

30 апреля 2013г.

Грамота

17

Эшманова Эдгара

Самохвалова А.В.

Областной конкурс детского творчества «Никогда не забудем»

30 апреля 2013г.

Грамота

18

Аргутина  Екатерина

Богачева И.Г.

Областной конкурс детского творчества «Никогда не забудем»

30 апреля 2013г.

Победитель в номинации «Подарок

ветерану»

19

Разживина Галина

Бекешева М.С.

Областной конкурс детского творчества «Никогда не забудем»

30 апреля 2013г.

Победитель в номинации «Подарок

ветерану»

20

Сайфетдинова Венера

Масленникова Ю.М.

Областной конкурс детского творчества «Никогда не забудем»

30 апреля 2013г.

Победитель в номинации «Подарок

ветерану»

21

Январева С.В.

Методист ДДТ

Региональный конкурс художественного творчества «Ветер перемен»

29 апреля 2013г

Диплом

2 степени

22

Январева  С.В.

Методист ДДТ

Региональный фотоконкурс «Частица неба на Земле»

24 сентября 2013г.

Победитель зрительского голосования

Муниципальные

1

Тарасова Ксения

Садыкова А.С.

Муниципальный конкурс рисунков, посвященный Международному женскому дню

Февраль 2013г.

2 место в номинации

«Моя мама

 – пешеход»

2

Разживина Галина

Бекешева М.С.

Муниципальный конкурс рисунков, посвященный Международному женскому дню

Февраль 2013г.

1 место

3

Абдулина Карина

Самохвалова А.В.

Районный конкурс детского творчества по противопожарной безопасности «Пожарный доброволец: вчера, сегодня, завтра»!

14 марта 2013г.

3 место в номинации «Декоративно-прикладное творчество»

4

Кириленко Карина

Бекешева М.С.

Районный конкурс детского творчества по противопожарной безопасности «Пожарный доброволец: вчера, сегодня, завтра»!

14 марта 2013г.

1 место в номинации «Декоративно-прикладное творчество»

5

Садыков Расул

Садыкова А.С.

Районный творческий конкурс «Дорога в космос»

 01.-08.04.2013г.

2 место

Заключение

        Развитие творчества в обществе становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего поколения. В наши дни подчеркивается необходимость формирования нового человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Работа эта должна начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческим деятельностям. Одной из таких деятельностей является декоративно-прикладное искусство. На занятиях по декоративно-прикладному творчеству развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладному  творчеству в дополнительном образовании детей для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания в дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.

Задача  педагогов - направлять творческий процесс детей, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы. Доклад с электронной презентацией "Декоративно-прикладное творчество как средство формирования социальной компетентности детей и подростков".

Методический материал для педагогов дополнительного образования по формированию социальной компетентности детей и подростков...

Доклад на тему: Декоративно – прикладное творчество как средство социализации детей – инвалидов с использованием информационных технологий

«Декоративно-прикладное творчество  как средство социализации детей с особыми возможностями здоровья с использованием информационных технологий»    Инвалидность у детей опред...

ДОКЛАД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

  Существуют различные виды работ, связанные с декоративно-прикладным искусством, которые мы можем применять на уроках технологии. Декоративно-прикладное искусство позволяет приобщить учащ...

Доклад на методическом объединении учителей технологии: "Формирование навыков ручного труда, как средство социальной адаптации на уроках декоративно - прикладного творчества."

Содержание1. Роль декоративно- прикладного творчествав развитии детей с умеренной степенью умственной отсталости2. Развитие ручной умелости.3. Формирование социальных умений4. Формирование интересов к...

материал к докладу "Рога подручный материал для развития у детей декоративно-прикладного творчества"

Образ жизни северного народа Саха во многом определил развитие ремесел. Излюбленным сырьем древних мастеров были рога дикого тура, предка коровы, изделия из которых найдены археологами. В древности и ...

Доклад на тему : Развитие творческих способностей средствами декоративно – прикладного творчества.

Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования « Дома детского творчества»....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства,  комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...