Методическое сообщение на тему "Формы и методы работы над одноголосным диктантом"
статья на тему

Хамидуллина Надежда Анатольевна

В сообщении расписан анализ большинства форм и методов работы,применяемых в процессе формирования навыков записи одноголосного диктанта- задачи, методические установки при написании , разновидности одноголосного диктанта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktant.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое сообщение  на тему «Формы и методы работы над одноголосным диктантом»

Сообщение посвящено  одному из самых сложных навыков, развиваемых на уроке сольфеджио, - умению грамотно и быстро написать одноголосный мелодический диктант. Тема весьма актуальна, так как именно музыкальный диктант вызывает у учеников наибольшее количество затруднений, страх и негативное отношение к предмету.                                                                               В своем  сообщении я представляю анализ большинства форм и методов работы, применяемых в процессе  формирования навыков записи одноголосного диктанта.

Навык написания музыкального диктанта зависит от многих обстоятельств: от систематической и сознательной работы в классе,  от количественных показателей, от владения инструментом и его специфики,  от умственных способностей детей, их психофизиологического состояния, степени музыкальной одаренности, умения логически мыслить, индивидуального внимания педагога к каждому ребенку.

Музыкальный диктант (от лат. Dikto- диктую, повторяю)  представляет собой запись нот на слух: преподаватель проигрывает несколько раз музыкальный фрагмент, после чего учащиеся должны записать на нотном стане воспроизведённый отрывок, определив его музыкальный размер, ритм и прочее..

Задачи в работе над записью диктанта

1. Установление связи между анализом, осознанием, записью музыки на основе полученных ранее теоретических знаний. Чтобы ясно и совершенно конкретно проанализировать то, что слышишь, недостаточно осознать закономерности музыкальной речи данного отрывка, надо уметь грамотно, на основе полученных теоретических знаний, записать эту музыку.

2. Способствовать развитию внутреннего слуха и музыкальной памяти.

Внутренний слух и музыкальная память тесно связаны между собой и часто рассматриваются как одно и то же. На самом деле это две разные стороны музыкальных способностей ученика. Внутренний слух есть способность в воображении представлять себе один или ряд звуков.

Причем, это внутреннее слышание может быть вначале интуитивным, бессознательным, что присуще почти каждому музыкальному человеку, но в процессе работы должно стать осознанным, целенаправленным.

Музыкальная память проявляется через внутренний слух. Таким образом, музыкальная память – не просто способность запоминания мелодии, а память аналитическая, то есть запоминание и одновременно понимание структуры диктанта: мелодии, музыкальной формы, строения, их взаимосвязи, особенностей голосоведения.

3. Практическое освоение и закрепление теоретических понятий и того опыта, который накоплен в результате практической музыкальной деятельности учащегося. В диктанте нужно не только осознать слышимое, но и уметь его выразить в записи.

Выбор музыкального материала.

Психология учит, что ученик быстрее и прочнее запоминает то, что ему нравится. Следовательно, для развития музыкального слуха ученика, для быстрого и прочного запоминания мелодии, необходимо выбирать художественно полноценный материал, специально сочиненные упражнения для тренировки слуха, на какой либо интервал, ритмическую группу, размер.

 Разнообразие музыкального материала используемого на занятиях по сольфеджио, и в частности в диктантах, имеет большое воспитательное значение, расширяет кругозор учащихся, обогащает их музыкальную память.

Чрезвычайно важным является определение трудности примера. Обычно критерием служат ладовые, тональные,  метро-ритмические стороны диктанта. Для того  чтобы учащийся мог полно и грамотно записать диктант надо, чтобы исполнение диктанта было по возможности совершенным.

Прежде всего, следует исполнять пример грамотно и точно. Никаких подчеркиваний или выделений отдельных трудных интонаций нельзя допускать. Особенно вредно подчеркивать сильную долю такта. Вначале следует исполнять отрывок в настоящем, указанном автором темпе. В дальнейшем, при многократном проигрывании, этот первоначальный темп обычно замедляется. Но важно, чтобы первое впечатление было убедительным и правильным.

Диктант - итог работы над развитием слуха. Прежде чем приступить к диктанту, необходимо развить определенные слуховые навыки. Записи мелодии предшествует большая подготовительная работа. Ее формы должны быть систематическими и разнообразными. Способность вслушиваться, сравнивать, оценивать яркие и понятные музыкальные образы развивается постепенно.

Последовательно ребенок приобщается к музыкальной речи: звуковысотным соотношениям, характерным мелодическим интонациям, ритмическим рисункам, темповым изменениям, динамическим оттенкам, тембровым краскам, ощущая их неразрывную связь с эмоциональным содержанием музыки.

Приступать к написанию диктанта можно лишь при соблюдении определенных условий.

Ученики должны:

- Свободно владеть нотной записью. Мгновенно записывать ноты вразброс под  диктовку педагога, безошибочно «читать» используемый на уроке учебник.

-Владеть элементарными навыками пения, уметь пропевать нотами выученные небольшие мелодии с текстом, отстукивая метрические доли.

-Прекрасно знать клавиатуру, подбирать и играть на фортепиано короткие (4-8 тактов) песни-попевки от разных звуков

-Знать длительности. Выкладывать на карточках после одного прослушивания простейшие ритмические формулы.

- Уметь записать на одной ноте, после прохлопывания, ритмический рисунок стихотворной фразы или двухтактового мелодического оборота, расставить тактовые черточки и сильные доли в размере 2/4.

-Находить и отстукивать доли в незнакомых пьесах, исполняемых педагогом.

- Различать на слух направление движения мелодии вверх и вниз, повтор звуков, поступенное движение от движения по трезвучию, находить устойчивый звук (тонику).

-Уметь спеть нотами или сыграть на фортепиано после одного прослушивания короткие мелодические обороты.

Таким образом, к записи  диктантов можно переходить только после определенной подготовки, длительность которой зависит от возраста, степени развития и восприимчивости группы.

Подготовительные упражнения к диктанту:

1. Запомнить без предварительного  пропевания небольшую фразу и воспроизвести ее на нейтральный слог или с текстом.

2. Работа с лесенкой (столбицей) способствует развитию ладового мышления учащегося, их быстрой сообразительности, к тому же оживляет урок.

3. Когда первоначальные навыки будут хорошо освоены группой, следует ввести новые упражнения:

- после настройки преподаватель на фортепиано в медленном темпе исполняет звуки тональности в различной последовательности, учащиеся вслед за учителем поют каждый звук, называя его в определенной тональности (развитие быстроты реакции учащихся).

-пение отрезков гаммы от любого звука до тоники тональности (но не наоборот).

-устные диктанты (пение на слоги или с названием звуков и дирижированием)  небольших попевок  вслед за проигрыванием.

Ритмические навыки, так же как и интонационные, должны опережать трудности, дающиеся в письменном диктанте. Прежде всего, учащиеся должны научиться четко тактировать. Только при таком активном тактировании возможно осознание метрической доли, а, следовательно, и ритмических соотношений звуков. Нельзя разрешать ученикам во время тактирования класть локти на стол – это приводит к тому, что ученики перестают ощущать метрическую пульсацию.

Чем больше преподаватель проводит в классе подобных упражнений, тем больше уверенности, что ученики легко справятся с ритмом диктантов.  В начальный период обучения преподаватель должен тщательно подготовить учащихся к написанию диктантов. Для усвоения правильного написания нот они выполняют ряд домашних заданий на чистописание. Чаще всего это переписывание в тетрадь отдельных примеров из сборника сольфеджио.

Особое внимание нужно уделять упражнениям, подготавливающим учащихся к восприятию мелодий небольшой протяженности.

Такими упражнениями являются:

1.Запоминание и пение на память с названием нот просольфеджированной 2 – 3 раза простейшей четырехтактной мелодии (можно и восемь тактов повторного строения).

2. Короткие, двух-, четырехтактовые диктанты.

3. Устные диктанты по методу: «два такта играются, два поются».

Это упражнение представляет собой устный диктант, в котором участвует весь класс. Оно развивает музыкальную память и быструю ориентировку в звуковысотности, что весьма важно при написании диктантов.

Успех написания диктантов зависит от внимательности и собранности учеников.

Очень часто приходится наблюдать, что наученные на первоначальном этапе успешно писать диктанты дети затем теряют приобретенные навыки. Происходит это по вине педагога. В выборе мелодий исчезает последовательность и логичность, перестает работать принцип «от простого к сложному», исчезает опора на прочную теоретическую базу, в мелодиях появляются «чужие» интонации, «случайные», непроработанные элементы, незнакомые ритмические модели.

Основное условие осознанного восприятия диктанта - опора на прочную теоретическую базу. Одновременно с изучением понятий вводится определение соответствующих элементов на слух. Ни одна интонация в диктанте не должна появиться без предварительной работы над ней в вокальных и слуховых    упражнениях. В методических указаниях широко используемых учебников по сольфеджио Ж. Металлиди и А. Перцовской «Мы играем, сочиняем и поем» для  всех классов авторы предлагают систему необходимых и очень полезных устных и письменных слуховых упражнений и заданий. Опыт показывает, что планомерность выполнения данных упражнений значительно обостряет музыкальный слух детей, развивает музыкальную память, способствует быстрой ориентации в незнакомой мелодии.

Формальный подход к написанию диктанта не принесет пользы. Чтобы добиться результата, сама организация процесса записи должна быть продумана до мелочей.  Дисциплина, предварительная проверка письменных принадлежностей - немаловажный залог успеха. Учитывая условия урока, необходимость проверки домашнего задания, объяснения теоретического материала, на долю диктанта остается крайне ограниченное время. Не следует растягивать выполнение задания на 30 минут.

Большое значение имеет та обстановка, которую преподаватель создает перед началом работы над записью. Преподаватель может сначало назвать автора и произведение, рассказать откуда этот отрывок. Немаловажный фактор успешной работы - эмоциональная атмосфера написания диктанта. Положительные эмоции, состояние подъема способствуют лучшему запоминанию. Большое значение приобретают такие «мелочи», как интонация педагога, его взгляд, манера общения. Действенное средство успеха – чаще замечать малейшие сдвиги и поощрять их, вызывать чувство удовлетворения от правильности выполняемого. Собрав внимание учащихся – преподаватель проигрывает пример.

Диктант играется 6-8 раз (в зависимости от сложности) с  небольшими

интервалами.

1. Первое прослушивание - общее ознакомление с мелодией, стремление удержать музыкальный образ в сознании.

2. Со второго раза ученики должны запомнить яркие моменты и приступить к анализу: выяснить размер, сильную долю, ступень, с которой начинается и заканчивается мелодия, начальную интонацию, характер   интервальных ходов, повторы, секвенции, ритмические особенности, диапазон, приблизительный ритмический рисунок. После второго прослушивания в тетради должны быть:

- Ключевые знаки.

-Размер.

-Размечены все такты. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой. Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8.

- Написана первая и последняя нота.

- Отмечены места повторов или секвенций (если есть).

3. Третье и последующие прослушивания. После третьего прослушивания начинается запись. Нужно обязательно дирижировать, запоминать и записывать ритм. Нужно активно анализировать мелодию, например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность

(подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д. Последнее прослушивание обычно идет для проверки учеником уже записанного диктанта.

 Интервал между проигрываниями около двух минут. Исполнение мелодии должно быть идеальным по четкости и определенности. Перед проигрыванием всегда давать настройку на тональность (тоническое трезвучие). Следует напомнить звучание тоники, чтобы была возможность постоянно сравнивать с ней остальные звуки.

Дирижирование левой рукой или отстукивание метрических долей во время проигрывания поможет в определении ритмических особенностей. Учеников необходимо научить концентрации внимания, углубленному погружению в процесс записи. В трудных случаях могут иметь место «подсказки», индивидуальные указания на места, где нужно дослушать и исправить.

Отдельный момент в работе - техника записи диктанта. Необходимо напомнить, что здесь от учеников требуется не механическое отношение, а полное понимание интонационного строя, структуры и ритмического рисунка записываемой мелодии. В музыкальной практике существуют различные методы проведения  музыкального диктанта. Из них наметились два основных.

1. Запись вслед за проигрыванием. Заключается в том, что педагог предлагает записывать ноты в процессе прослушивания музыкального диктанта. Этот способ  безусловно легче и как будто дает лучшие результаты, но с точки зрения музыкального слуха в нем имеется ряд существенных недостатков. Педагог вынужден играть диктант в замедленном темпе, искусственно подчеркивая каждый звук, порой искажая ритмический рисунок. При таком проигрывании искажается и характер песни. Записывая ноту за нотой, дети не охватывают сознанием мелодию в целом, не ощущают форму песни. Имеется и техническое неудобство, не услышав звук, ученик вынужден прекратить запись и ждать очередного проигрывания.

2. Запись диктанта по памяти. Учащиеся  вначале должны запомнить мелодию, а затем записывать ее по памяти. Этот метод позволяет преподавателю играть выразительно, полностью сохранять художественный облик мелодии, благодаря чему ученику легче запомнить песни, ясно ощутить ее характер, форму, ритм. При записи ученик не ждет проигрывания педагога, чтобы проверить себя, а может самостоятельно пропеть мелодию. Такой метод развивает память, позволяет накапливать большой музыкальный опыт.

Диктант лучше записывать частями, набросками, с пустыми промежутками, фиксируя опорные звуки, частично записывая ритмический рисунок. Это поможет осознать звуковысотные соотношения в  дальнейшем и заполнить «белые пятна» по памяти.

Нельзя запретить фиксировать высотные контуры мелодии, если учащийся слышит ее, понял ее развитие. Если он забыл продолжение мелодии, он не должен  ждать проигрывания, а должен уметь переключиться на определение сильного времени, деление на такты и группировку.

Систематически включайте в работу ритмические диктанты. Они помогут записать ритмический рисунок в тех местах, где трудно запоминается мелодия. Необходимо давать правильную ладовую настройку перед диктантом, укреплять ощущение тонического трезвучия, вводить интонационные обороты, которые встретятся в диктанте.

Особое внимание обращайте на неустойчивые звуки, взятые скачком. Образующиеся интервалы должны быть осознаны как соотношение определенных ступеней лада. При таком подходе ученик всегда будет чувствовать опорные точки лада и благодаря этому сможет легко ориентироваться в мелодии. Именно опора на лад даст возможность записывать диктант с любого места мелодии.

Оценка за традиционный, обычный диктант ставится на каждом уроке. Оценка за диктант не должна быть оценкой за урок. При неудачном выполнении задания подавляющим большинством диктант не оценивается, а разбирается на доске. Полезно      приучать детей к анализу написанного, самостоятельно подчеркивать места, где они сомневаются.

Проверка диктанта. Для проверки диктанта можно использовать как коллективные, так и индивидуальные формы:

- пропевание всем классом.

-коллективный разбор номера учителем перед всем классом (называются ноты, аккорды, ритм, штрихи и т.д.).

- индивидуальная проверка педагогом тетради учащихся.

- пропевание каждым учащимся своей записи по тетради и самостоятельная проверка и исправление ошибок.

- проигрывание диктанта на фортепиано.

Важно, чтобы организация процесса записи диктанта правильно воспитывала внимание и восприятие учащихся, чтобы соблюдался принцип продвижения от общего к частному, от восприятия и запоминания художественно образа произведения к анализу выразительных средств музыкального языка, и, в итоге, к записи, фиксации слышимого.

Домашние задания, связанные с диктантом,- традиционные выучивание наизусть, транспонирование в пройденные тональности, выполнение различных творческих заданий: сочинение мелодий в определенном жанре, вариаций на тему, песен на заданный текст, мелодий с использованием изучаемого интервала, аккорда, ритмической фигуры. Правильное выполнение заданий свидетельствует об усвоении слуховых навыков, приобретенных на уроке с помощью диктанта

Разновидности одноголосного диктанта:

-Устный диктант. В коротких фразах определяется лад, высота, метр, длительности, составляющие мелодии (секвенции, скачки, повторы). Мелодия поется с названием звуков. Этот вид диктанта отрабатывает навык запоминания, быстроту реакции, внимание. Используется часто в начальных классах. Удобен тем, что занимает мало времени,

- Ритмический диктант. Записывается ритмический рисунок мелодии. Сопровождает изучение каждой новой ритмической трудности.

-Диктант по памяти. Записывается с одного-трех раз. Должен иметь яркую, запоминающуюся мелодию.

-Диктант с предварительным анализом. После первых двух проигрываний педагог подробно разбирает предлагаемый пример. Установив темп, размер, тональность, структуру мелодии, педагог обращает внимание учащихся на отдельные особенности примера: поясняет некоторые интонационные обороты, ритмические фигуры, проигрывает или напевает их. После такого анализа диктант проигрывается снова, и учащиеся приступают к самостоятельной записи.

Эта форма диктанта очень удобна при освоении каких-либо новых трудностей в диктанте: новой ритмической фигуры или появления альтерированных звуков и т.д.

-Графический диктант. Указывается только направление мелодии.

- Диктант с ошибками. Услышать, найти неточности в написанной на доске мелодии и исправить.

- Регистровый диктант. Представляет немалую трудность в зависимости от специфики специальности. Рекомендуется в 3-4 классах начать запись в басовом ключе, что облегчит написание двухголосия.

- Эскизный диктант, по частям. Записать определенные фрагменты звучащей мелодии. Помогает в обычном диктанте начинать работу с разных мест. Используется при записи сложных и длинных мелодий. При использовании этого приема учащимся можно рекомендовать разграфить нотоносец на соответствующее число тактов и затем вписывать в них отдельные части примера. При этом преподавателю нужно вначале указать, в каком порядке записывать фрагменты: сперва – каденции, затем начало первой и второй фраз и т.д.

- Подбор знакомых мелодий с последующей записью. Вначале подбирается на инструменте, а потом записывается нотами.

-Запись знакомых мелодий по памяти без подбора на инструменте или самодиктант. Используется в качестве проверки самостоятельности ученика в записи музыки, а также как форма домашней работы учащихся. Конечно, эта форма не заменит диктанта, так как здесь отсутствует

необходимость охватить и запомнить новую музыку, то есть не тренируется музыкальная память учащегося. Но для работы над записью на основе внутреннего слуха это очень хороший прием.

-Запись мелодии песни, предварительно выученной с текстом.

Без проигрывания.

-Запись одной из нескольких заранее выученных наизусть мелодий.

- Зрительный диктант.  Записать по памяти пропетую про себя мелодию из учебника.

- Диктант показательный. Цель и задача этой формы работы – показать учащимся процесс записи. Диктант проводится самим преподавателем или может быть поручен кому-то из учеников. Запись ведется на доске, попутно объясняется весь путь осознания слышимого. Такая форма удобна и полезна при освоении новых трудностей, при знакомстве преподавателя с новой группой учащихся, так как дает возможность установить общую для всех методику процесс записи.

-Диктант с досочинением.

-Тембровый диктант.

Следует отметить, что ни одна из перечисленных форм не должна заменять традиционный диктант, который обязателен на каждом уроке. В противном случае целый ряд навыков, приобретенных ранее, может утратиться.

Задача преподавателя - научить записывать услышанную мелодию, поэтому контрольный диктант может быть не более одного-двух раз в четверть.

Конечный результат в области одноголосного диктанта – воспитание навыков непосредственного перевода музыкальных образов в четкие слуховые представления и закрепление их в виде нотной записи. Нужно развивать музыкальный слух, внимание, музыкальную память детей, учить определять ладовые интонации и ритмические трудности. Совершенно необходимо добиться от каждого ученика умения правильно записать диктант любого вида. Однако никогда не следует забывать, что музыкальная  школа  – учебное заведение дополнительного образования. Определенные возникающие трудности не должны становиться неразрешимыми проблемами. Прежде всего, важно научить детей слушать музыку и переживать ее, даже в процессе выполнения технических упражнений творить и открывать новое. Все формы работы должны быть увлекательными, приносить удовлетворение, потому что главная цель педагога - воспитание любви и интереса к музыке, формирование эстетического вкуса учащихся.

Список литературы

1. Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской

музыкальной школе, М.: Музыка, 1966;

2. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка, 1986.

3. Музыкальный диктант / А. Л. Островский, С. A. Павлюченко, В. П.

Шокин. М.-Л., 1941.

4. Музыкальный слух. Теория и методика развития и совершенствования

/С.Е.Оськина; Д.Г. Парнес. М.: АСТ, 2005.

5.Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 1 класса музыкальной

школы/ Металлиди Ж., Перцовская А. СПб.: Композитор, 1998.

6.Систематический курс музыкального диктанта/ Алексеев Б. и Блюм Дм. М.:

Музыка, 1969.

7.Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио. М.: Музыка, 1999.13.Фокина Л. Методика преподавания музыкального диктанта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение "Работа над певческим дыханием в хоровом пении"

Искусство пения - это искусство вдоха и выдоха, они основа пения, необходимое и важное условие в зарождении певческого процесса, которым необходимо сознательно управлять. В предлагаемой работе освещен...

Методическое сообщение на тему: " Начальный этап работы над произведением в младших классах"

Материал содержит следующие задачи: осознать контуры звуковой формы,прочитать и осмыслить ремарки, познакомиться с произведением....

Методическое сообщение "Современные формы и приемы работы преподавателя с учащимися в классе фортепиано"

        Данная работа посвящена современным формам и приемам работы преподавателя с обучающимися в классе фортепиано. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскол...

Методическое сообщение "Методы психотехники в педагогической работе концертмейстера хора"

В работе раскрывается термин психотехники и взаимосвязь с профессией концертмейстера хора....

Методическое сообщение «Методы и формы работы с учащимися в классе синтезатора».

Сообщение посвящено проблеме обучения в классе синтезатора...

Сообщение «Эффективные технологии формы и методы работы на уроке как условие повышения качества образования»

Сообщение «Эффективные  технологии формы  и  методы  работы  на уроке  как условие  повышения    качества  образования»...

"Традиционные и современные методы работы над мелодическим диктантом на уроках сольфеджио."

Практические советы в работе над мелодическим диктантом на уроках сольфеджио....