Методическое сообщение «Методы и формы работы с учащимися в классе синтезатора».
методическая разработка по музыке

Кубарева Ольга Михайловна

Сообщение посвящено проблеме обучения в классе синтезатора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.soobshchenie_dlya_at-ii.docx20.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическое сообщение

Преподавателя по классу клавишного синтезатора Кубаревой О.М.

на заседании народного отдела 23.12.2021г.

«Методы и формы работы с учащимися в классе синтезатора».

Сообщение посвящено проблеме обучения и формам работы в классе цифрового синтезатора.

Цифровые инструменты, в частности синтезатор, уверенно закрепляются в современном музыкальном образовании. Цифровые клавишные инструменты наделены новыми полезными и интересными возможностями. Развитию электронного музыкального творчества в школах общего, музыкального и дополнительного образования созвучны новые методические требования. Несмотря на трудности, «электронное» направление получает научно-методологическую основу, практические разработки для педагогов, нотно-музыкальный материал. Цифровые инструменты по многим параметрам и признакам отличаются от акустических «родственников».

Существующие педагогические пособия для синтезатора достаточно разноплановые, как в методах, так и в общих требованиях. Некоторые сборники представляют собой самоучитель, репертуар может задействовать только определенный режим игры. Методические рекомендации в таких пособиях не всегда учитывают многих тонкостей синтезатора, либо наоборот учитывают определенную модель, теряя универсальность курса обучения. Каждый автор находит в синтезаторе что-то свое. Поскольку синтезаторы меняются, обновляются, все-таки важнее знать основной принцип, ключ, который поможет быстро разбираться, находить нужные функции, понимать их художественные возможности.

Ценным качеством синтезатора становится практическое применение различных тембров. Тембр получил различное понимание, являясь неотъемлемым свойством каждого звука. В обучении мы имеем дело не с инструментовкой в привычном понимании, а ее разновидностью. Изучение классификации и применения тембров, творческая работа со звуком, его структурой – лишь небольшой перечень того, с чем должен познакомиться учащийся. Такой метод работы в классе синтезатора получил обобщенное название «электронное инструментоведение».

Анализируя различные подходы к электронному инструментоведению, отметим, что в целом они сводятся к работе с полученными слуховыми представлениями. Для этого выбирают соответствующие виды заданий: слушание различных тембров: оркестровых, народных инструментов, их запоминание, описание, угадывание. Собственные педагогические наблюдения подтверждают, что большинство школьников проявляют интерес к познанию разнообразия тембров. Учащимся, не зависимо от возраста, интересно узнать и соприкоснуться с многообразием инструментов, их звуковым воплощением. Отдельный пласт занимают синтезированные тембры, персональные для каждого синтезатора. Развитие тембрового слуха достижимо при использовании специальных, целенаправленных педагогических методов, параллельно с освоением учебного материала, теоретической и исполнительской деятельностью. Классификация инструментов понадобится для того, чтобы отразить различие групп, подчеркнуть существенную разницу. Так же поможет увидеть инструменты с ограниченной звуковысотностью, шумовые – без определенной звуковысотности. Например, выбирая тембры, которые имитируют акустические инструменты желательно сохранить:

  1. диапазон данного инструмента;
  2. учитывать фактурное изложение материала;
  3. характерные особенности штриха и прием исполнения;
  4. если есть наложение, учесть сочетание, а не взаимоисключение выбранных тембров.

Как мы видим для учащихся это достаточно серьезный познавательный комплекс. В классе синтезатора эффективны технические средства обучения:

  1. разработанные таблицы;
  2. наглядный материал.

Практическая работа помогает учащимся накопить необходимый опыт. Электронное инструментоведение выступает как подготовительная ступень перед созданием самостоятельных аранжировок. При этом аранжировка становится серьезном вектором в учебном процессе, определяет методы и приемы работы.

Убедителен метод наводящих вопросов, умение педагога избегать категорических рекомендаций и указаний: «надо сделать так…». В свою очередь это приведет ученика к неумелому копированию. Создание вариантных аранжировок и выбор удачных стимулирует учащихся услышать в многообразии звуков верное решение. Метод сравнения реализуется, когда одно произведение самостоятельно аранжировали несколько учащихся. Одна из форм проверки – исполнить свой вариант другому учащемуся, который в свою очередь при внимательном прослушивании определяет тембры и устно оценивают аранжировку. Такой вид «проверки» - выносить на суд зрителей свой «результат», носит мотивационный характер. Он так же наталкивает на рассуждения, самостоятельное обнаружение ошибок. Многими педагогами подтвержден метод наглядно-иллюстративной работы. В различных практических формах работы нужно сохранить прямое соучастие ученика, не превращая его в слушателя лекций по аранжировке. Только тогда он ощущает свой творческий потенциал, не теряя интерес к овладению искусством аранжировки. Данный вид работы активно задействует эмоциональное представление учащихся. Образный строй, сюжет произведения, становится опорной точкой, из которой вытекает «инструментальное решение» и исполнительское. Формируется умение не только дифференцировать тембры, но переводить их в слуховые представления. Поиски связи своих образных представлений с воплощением их в конкретный темброво-звуковой ряд. Как отмечал Л.А.Боренбойм, интенсивное слуховое развитие связано с развитием музыкального мышления. Попутно педагог помогает анализировать интонационное развитие, фактурное изложение, смену разделов музыкальной формы, динамическое развитие. Одна из главных задач педагога – привить ученику творческое, а не формальное отношение к составлению и прочтению аранжировки. Недооценка зачастую приводит к случайному выбору тембров и сопровождения, потери интереса к творческой деятельности. В каждой аранжировке, даже самой простой, ученик сталкивается с решением определенных задач. Самостоятельное составление простых аранжировок, начиная с выбора одного или двух инструментов, становятся упражнениями, предварительной подготовкой. Простые задания мобилизуют творческий потенциал, на практике знакомят учащихся с алгоритмом данной работы. Каждая самостоятельная работа, вне зависимости от качества, на уроке тщательно анализируется, обобщается. Аранжировки для синтезатора можно разделить на две категории с примением ритма:

  1. сопровождение полностью;
  2. частично и без него.

Если присутствует сопровождение, необходимо продумать вопрос внесения дополнительных автоматических функций к живому исполнению. При этом сохранить естественное дыхание и прозрачность фактуры. Следовательно, учащиеся должны быт знакомы с тем, как изменить определенный стиль. Наиболее простые способы отключения и замены отдельных партий, внесение небольших темповых сдвигов в контрастных частях, применение вставок. Можно преодолеть механичность автоаккомпанемента, путем изменения стиля, корректной смены стиля, в переходе к новой части. С усложнением репертуара и приумножением навыков, учащиеся могут создавать и записывать свой стиль для определенного произведения. Комплексные формы работы необходимы, поскольку процесс аранжировки задействует междисциплинарные знания. Пьесы разных стилей, жанров, эпох, помогают тоньше понять многообразие художественно-звуковых решений.

В некоторых случаях возвращение к пройденной аранжировке, ее устное «повторение» помогает накапливать слуховой опыт. Метод повторения в новом качестве, должен показать, как избежать стилистических искажений и противоречий в композиции. Положительным результатом являются слаженные и осознанные действия, учащийся знает, как создавалась аранжировка, какие художественные средства и функции он применил. Если на акустических инструментах тонкости исполнения определяются звуком, точнее умение слушать себя и находить объемность звука, то тонкости исполнения на синтезаторе затрагивают знание, как получить нужное звучание. Учащийся не просто находит музыкальный образ, но и ясно осознает, какими средствами он был достигнут. Новые детали, художественные находки – будь то необычный тембр, стереоэффекты – помогают укрепить навыки самостоятельной работы в звуковом воплощении нотного текста.

В целом, развитие класса синтезатора провоцирует на поиски новых методов и образовательных технологий. Музыкальное образование сегодня стремится правильно суммировать успешный опыт в музыкальной педагоге, учитывать ее основные цели и задачи.

Литература.

  1. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и искусство. Л., 1974.-335с.
  2. Красильников И.М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. – М.,2004.
  3. М.Черная «Электронные музыкальные инструменты», программа обучения для детских музыкальных школ и детских школ искусств. Изд-во «Композитор», СПб.
  4. Теплов Б.М. Психология музыкальных спсобностей. – М., 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

методы и формы работы с учащимися, имеющими высокий уровень интеллекта

С учащимися, имеющими высокий уровень интеллекта, необходимо организовать работу так, чтобы их интерес к предмету, их желания и умения не только утвердились, но и продвинули их вперёд, к совершенствов...

Основные формы и методы работы с учащимися старших классов в классе домры.

Статья к материалам II Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства» Сургутский музыкальный колледж....

Методы и формы работы с учеником 4 класса индивидуального обучения

Методы и формы работы с учеником индивидуального обучения с ОВЗ:- цель работы по индивидуальной программе;- задачи программы;- использование технологий;- развитие мотивации к обучению;- создание услов...

Методическое сообщение на тему "Формы и методы работы над одноголосным диктантом"

В сообщении расписан анализ большинства форм и методов работы,применяемых в процессе формирования навыков записи одноголосного диктанта- задачи, методические установки при написании , разновидности од...

Методическое сообщение "Методы психотехники в педагогической работе концертмейстера хора"

В работе раскрывается термин психотехники и взаимосвязь с профессией концертмейстера хора....

Методы и формы работы с учащимися

Методы и формы работы с учащимися...