Использование проектной деятельности на занятиях кружка
статья на тему

Деларова Елена Владимировна

опыт использования проектной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проектной деятельности на занятиях кружка «Экология животных»

Е.В. Деларова, педагог дополнительного образования

занятие «Редкие и исчезающие животные Ленинградской области»

(По страницам Красной книги природы Ленинградской области)

При организации занятий кружка руководитель должен опираться на жизненный опыт ребенка, на опыт его личных наблюдений, на знание объектов живой природы.  В 10-14 лет ребенок не всегда может самостоятельно замечать и оценивать особенности поведения животных, о которых  образно и ярко рассказывают писатели-анималисты в своих произведениях. Для усиления  эмоционального восприятия характеристик различных животных можно использовать цитаты из произведений некоторых авторов (Сетон-Томпсона, Джеймса Хэрриота, Джеральда Даррелла и др.)

Развитие интереса к биологии и экологии невозможно без активной познавательной деятельности воспитанников. Знания становятся достоянием человека, если они приобретаются в процессе самостоятельной работы. Проектная деятельность дает возможность ребенку самостоятельно изучить материал,  выходящий за пределы учебной программы, пользуясь информацией как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), так и из сети Интернет.

Проект позволяет обучающимся:

  • проявлять инициативу;
  • ориентироваться на достижение успеха;
  • проявить ИКТ-компетентность;
  • сотрудничать с другими воспитанниками и педагогами;
  • развивать уверенность в себе, умение адекватно оценивать себя и других и оказывать влияние на других;
  • получить в результате то, что может принести пользу;
  • приобрести опыт;
  • внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике;
  • это опыт деятельности, который соединил в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Программой предусмотрен только 2 занятия на изучение темы охраны и рационального использования животного мира. Этого времени недостаточно, чтобы познакомить учащихся с проблемой сохранения биоразнообразия животных Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Для изучения этой темы я использую ознакомительно-ориентировочные информационный проект. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте живой природы или процессе и явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Тема проекта «Редкие и исчезающие животные Ленинградской области»

Цель:

Познакомиться с редкими и исчезающими животными, занесенным в  Красную     книгу природы Ленинградской области, том 3 «Животные»

Задачи:

  • Выяснить количество охраняемых видов по каждому классу
  • Определить статус животных и факторы угрозы
  • Найти стихи о животных для эпиграфа

Конечный продукт проекта – презентация Power Point «По страницам Красной книги природы Ленинградской области»

Работа над проектом осуществляется в течение 1 недели.

На первом этапе формируются творческие группы по 3-4 человека, каждая группа выбирает подтему (систематическую категорию, о которой необходимо собрать материал). В каждой группе происходит обсуждение данной темы, распределяются обязанности: сбор информации о редких и охраняемых животных Ленинградской области, изучение материалов Красной книги животных Ленинградской области, подбор иллюстраций, звуковых файлов и стихов  о животных.

На втором этапе все материалы представляются в электронном виде и загружаются в папках на компьютеры в кабинете информатики.

Руководитель контролирует  деятельность воспитанников поэтапно, оценивая и корректируя ее шаг за шагом.

Заключительный этап работы над проектом осуществляется на занятие. Учащиеся создают мультимедийную презентацию «По страницам Красной книги природы Ленинградской области» и выступают с устной защитой своего проекта.

При защите проекта оценивается:

  • четкость поставленной цели и задачи
  • полнота освещения (раскрытия) выбранной темы
  • наличие и значимость выводов и соответствие их поставленным задачам
  • использование литературных источников (знание предмета исследования)
  • анализ полученных данных и выводы по ним
  • качество оформления работы;
  • самостоятельность при выполнении  работы в целом

В дальнейшем эту презентацию можно использовать в качестве наглядного демонстрационного материала. Этот факт является социально значимой мотивацией у детей.  Проектно-исследовательская деятельность воспитывает коммуникативные качества, заинтересованность в достижении цели, а это те навыки, которые нужны для последующей успешной работы, для самореализации личности как профессионала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов ИКТ на занятиях кружка эколого-биологической направленности

Из опыта работы кружка эколого-биологической направленности "Юный натуралист". Методические подходы к использованию элементов ИКТ на данных занятиях....

Развитие творческой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проектной деятельности на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Большинство исследователей, затрагивающих проблему ...

Статья "Использование проектной деятельности при организации кружка "Мир мультимедиа технологий"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА «МИР МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ»...

Организация активной деятельности учащихся при использовании проектной деятельности.

Проектное обучение - это полезная альтернатива классно-урочной системы....

Использование проектной технологии на занятиях по «Технологии ведения дома» в 5 классе.

В статье рассказываеся опыт применения проектной технологии на занятиях с учащимися 5 классов. Как пример, дается коллективное создание проекта "Новогодний сувенир"...

Презентация на тему "Направления волонтерской деятельности" для занятия кружка "Я - волонтер"

Очень широк спектр деятельности, где требуется волонтерская помощь, поэтому каждый молодой человек может выбрать для себя тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и позв...

" Использование технологии 3D-ручки на уроках и в проектной деятельности." Конспект занятия с видеороликом. 5-6 класс.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 5-6 КЛАСС.Использование технологии 3D-ручки на уроках и в проектной деятельности.Цель: Создать условия для овладения образовательной технологией 3Д моделирования и 3Д рисования.З...