«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях объединения «Серебряная нить»»
методическая разработка на тему

Работа написана согласно требованиям здоровьесберегающих технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях объединения «Серебряная нить»»

Выполнила: Берлина Ольга Васильевна

педагог дополнительного образования

ГБОУ СОШ №11 г.Кинеля

СП ДОД «Вдохновение»

2014г.

Введение

    Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является общей для всей образовательной сферы. Это связано с тем, что за последнее десятилетие резко снизился уровень здоровья населения нашей страны.

        В то же время дополнительное образование детей и подростков требует большего внимания к уровню их здоровья. На развивающийся организм ребенка действуют повышенные физические и нервно-психические нагрузки, связанные с усвоением дополнительного учебного материала, овладением новыми видами и формами деятельности. Особенно остро эта проблема встает перед Домами творчества детей и подростков. Для достижения значительных творческих успехов воспитанники должны работать в мастерских, тренироваться, репетировать. Много физических сил отнимает у сольных исполнителей и участников танцевальных, хоровых, актерских и других творческих коллективов участие в конкурсах и смотрах, концертной деятельности. Успешность этих видов работы является основой для оценки эффективности учреждения дополнительного образования.  

         В организационно-педагогическом отношении дополнительное образование отличается от основного менее строгим регламентом содержания, времени, форм и методов проведения занятий. В учреждениях дополнительного образования детей и подростков образовательная деятельность академического типа, реализуемая в классической классно-урочной форме обучения, в определенной степени ограничена. В учебно-воспитательном процессе преобладает личностное обучение с использованием активных форм. При этом учебный процесс подчиняется не логике предмета, а логике деятельности, которой овладевают обучаемые. Это наиболее характерно для учреждений сферы дополнительного образования, которая рассматривается как инновационная, выявляющая ближайшие перспективы развития вариативного образования. Поэтому дополнительное образование по отношению к основному является в определенной мере "экспериментальным полигоном", на котором отрабатываются инновационные образовательные технологии. В связи с этим поиск специфических подходов к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в сфере дополнительного образования важен для всей системы образования современной России.

Цель разработки: показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности.

Задачи: 

  1. Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни обучающихся в объединении;
  2. Пропаганда здорового образа жизни;
  3. Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;
  4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

      Актуальность данной разработки обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул.

Основная часть

     «Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. 

      Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

   

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на занятиях и повышение интереса к занятиям, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. Забота о здоровье детей неотделима от образовательного процесса.

Используемые на занятиях здоровьесберегающие технологии являются базовыми в системе оздоровления обучающихся.
Они включают:
1. Мотивацию обучающихся к занятию (создание положительного эмоционального настроя);
2. Совместное планирование деятельности (осознанность планирования деятельности на занятии, каждым воспитанником);
3. Рефлексию деятельности (рефлексия физического и психического состояния).

Рациональная организация образовательного процесса предполагает наличие следующих взаимосвязанных элементов:

  • соблюдение гигиенических нормативов объёма внешкольной нагрузки;
  • рациональная организация учебной деятельности на занятиях;
  • соответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям детей;
  • применение личностно- ориентированного, индивидуального подхода в образовательном процессе, учитывающего психофизиологические особенности, уровень развития и состояние здоровья каждого ребёнка;
  • использование технологий обучения на основе доступности содержания;
  • использование активно - деятельностных форм организации образовательного процесса;
  • использование наглядности;
  • использование групповых, проблемных, игровых, диалоговых форм работы;
  • формирование положительной мотивации, обеспечивающей самореализацию учащихся, рост их творческого потенциала;
  • творческий характер образовательного процесса;
  • построение образовательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций;
  • осознание ребенком успешности в любых видах деятельности;
  • обеспечение адекватного восстановления сил;
  • обеспечение прочного запоминания.

2.1. Практическое занятие в объединении дополнительного образования детей с использованием здоровьесберегающих технологий.

Тема занятия: «Вывязывание различных видов резинок спицами»

Возраст обучающихся: 9-10 лет, 3-4 класс.

Гигиенические условия кабинета:

- кабинет рассчитан на 15 человек обучающихся

- в кабинете 8 двухместных столов и 15 стульев

- мебель  изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствует росто-возрастным особенностям обучающихся и требованиям эргономики.

- в кабинете также находятся два шкафа, которые изготовлены из материалов безвредных для здоровья обучающихся.

- освещение в кабинете находится с левой стороны, окна большие и с открывающимися форточками для проветривания.

- при оборудовании кабинете было соблюдено соответствующие, гигиеническим требованиям размеры проходов и расстояния.

-кабинет оборудован классной доской белого цвета, на которой пишут аквамаркером.

-температура воздуха в помещение  22 градуса, для контроля температурного режима кабинет оснащен бытовым термометром.

- кабинет проветривается во время перемен и отдыха.

- в кабинете система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками.  Люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый.

- продолжительность занятия 40 минут, перемена 10 мин.

- занятие проводится во второй половине дня с перерывом в 1 час между посещения школы и посещения центра дополнительного образования детей.

Цели занятия:

Обучающие: научить вязать спицами различные виды резинок

Развивающие:

- развивать творческую активность детей

- познакомить детей с принципами здорового образа жизни

Воспитательные: формирование здорового образа жизни.

Планируемые результаты, включающие универсальные учебные действия (УУД)

Личностные УУД: сориентировать обучающихся на выбор здорового образа жизни.

Регулятивные УУД: обучить умению реализовать свои идеи, желанию не останавливаться на достигнутом и  все время совершенствоваться.

”Мы видим вещи не такими, какие они есть, мы видим их такими, каковы мы сами,,

       В процессе занятий обучающиеся  приобретают знания по технике вязания спицами, умения читать схемы, вязать по ним.

Коммуникативные УУД: содействие развитию работы в коллективе, развитию понимания и отношения к друг другу, сопереживанию и ответственности, самостоятельности.

Познавательные УУД: обучить технике вязания спицами, изучить историю создания техники вязания спицами, изучить приемы.

Программно-методическое обеспечение занятия.

Оборудование:  проектор, компьютер, экран, слайды.

Материалы: раздаточный материал с образцами различных видов резинок, журналы схемы, спицы, пряжа, тетрадь для записей.


Технологическая карта занятия

Технология проведения

Деятельность

обучающегося

Деятельность

педагога

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация обучающихся.

Приготовить необходимые материалы для занятия.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.

Добрый день. Сегодня мы познакомимся с различными видами резинок, которые вывязывают спицами.

I этап. Организационный момент.

- Вы знаете как работать со спицами?

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

II этап.  Изучение нового материала.

Цель – чередование лицевой и изнаночной петли – это резинка.

 

Работать с информацией, представленной на слайдах, проецируемых на экране.

Показать обучающимся слайды и рассказать о видах резинок.

II этап.  Изучение нового материала.

Виды резинок:

Резинка 1х1

Резинка 2х2

Резинка 3х3

Английская резинка.

Полуанглийская резинка.

Итальянская резинка.

Французская резинка.

Все резинки вывязываются для формирования различных вязаных изделий.

II этап.  Изучение нового материала.

- Для чего нам необходимо вывязывать резинку?

- Где ее можно применить?

Познавательные УУД

IV этап. Закрепление изученного.

Цель – научиться вывязывать резинку

 

Работать с информацией, представленной в форме образца.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Организовать фронтальную работу по журналу.

Включить обучающихся

в обсуждение проблемных вопросов.

IV этап. Закрепление изученного.

V. Работа в тетрадях

-Запишите описание резинки 1х1

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ  ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ

 С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК 

1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

VI. Работа со спицами.

-Наберите 20 петель и описанию, записанном в ваших тетрадях свяжите образец резинки 1х1

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ОСАНКИ

Упражнения в ходьбе на месте.

1.Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

2. Ходьба обычная, следя за осанкой.

3. Ходьба на носках, руки за головой.

4. Ходьба на пятках, руки на поясе.

5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

IV этап. Закрепление изученного.

Работа в рабочей тетради (самостоятельная работа)

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Чему вы научились на уроке?

- Что узнали нового?

-Понравилось ли вам наше занятие?

 

Комментарии

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук – это  динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук, улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.

Физкультминутка для нормализации и осанки выполняется для того чтобы у обучающегося была правильная осанка во время занятий вязанием как дома так и в учреждение.

Интенсивность умственной деятельности обучающихся  в ходе занятий

Часть занятия

время

нагрузка

деятельность

1-й этап.

Осознание цели и условий деятельности.

5 мин

невелика

репродуктивная

2-й этап

вырабатывание

5 мин

Относительно невелика

Репродуктивная переходящая в продуктивную

3 –й этап

Выполнение работы

15 мин

Снижение работоспособности

Продуктивная, творческая

4-й этап

Физкультминутка

5 мин

отсутствует

Восстановление сил

5-й этап

конечный

10 мин

Повышение работоспособности после  игры

Закрепление нового материала


Заключение

Залог успеха в любом деле - глубоко продуманная организация и творческий подход исполнителей.

Социальная защита детей, укрепление их здоровья и профилактическая оздоровительная работа учебных заведений становится актуальными проблемами общества, государства, семьи, школы и учреждений дополнительного образования детей.

Педагог в образовательном процессе должен выступать как руководитель межличностных отношений, от его профессиональных качеств и коммуникативных воздействий зависит эмоциональный фон. Психологический климат и комфортность в коллективе, которые напрямую способствуют формированию здорового образа жизни воспитанников. Признаками положительных коммуникативных воздействий в межсубъектных отношениях являются: взаимная удовлетворенность, сотрудничество и взаимопомощь; высокая активность ребенка на основе внутренней мотивации.

В новых условиях жизни приоритетными направлениями в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной  работы становятся: физическое развитие детей и укрепление их здоровья; психологическая самозащита личности; правильное и здоровое питание; привитие навыков личной гигиены; профилактика вредных привычек; обучение поведению в экстремальных ситуациях; культура здоровья человека.

Информационное обеспечение обучения

Основные источники

1. Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. - Изд.2-е.- Ростов н /Д: Феникс, 2008.

     2.«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». Методическое пособие. Серия «Воспитательная работа»// М:Глобус,2010 г.

Нормативные документы

       

  1. Закон РФ об образовании
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
  5. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  (Приказ № 2151  Министерства образования и науки  Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный №  22303  от 14 ноября 2011)
  6. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
  7. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»

Интернет ресурсы:

       1. http://linda6035.ucoz.ru/     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Обобщение опыта о  здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе коллектива «Паутинка» «Секреты рукоделия»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИй НА ЗАНЯТИЯХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИй НА ЗАНЯТИЯХКомнатный Андрей Иванович, преподаватель дисциплины «Диагностика автомобилей»...

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях творческого объединения «Бусинка».

В материале отражен опыт по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях творческого объединения «Бусинка» МБОУ ДОД Станции юных техников Устиновского района г. Ижевска. Прилагается к...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях объединения "Мастерилка"

Статья о здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются  на занятиях по модифицированной образовательной программе «Мастерилка», рассчитанной на детей 7 -15 лет....

«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях объединения» ( из опыта работы)

Материал из опыта работы объединения эколого-биологической направленности. Рассказывается о здоровьесберегающих технологиях, применяемых  на занятиях объединения....

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии на занятиях объединения «Hip Step».

В настоящее время здоровьесберегающие технологии являются одним из важнейших методов оздоровления подрастающего поколения, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового обра...

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в детском объединении

Когда ребенок заболевает, это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами пытаемся помочь ребенку: обследуем его у лучших врачей, даем дорогостоящие лекарства. Но...