Художественное творчество как средство развития индивидуальных способностей учащихся с ЗПР
статья (8 класс) по теме

Кобякова Галина Аркадьевна

Требования к познавательной и созидательной  деятельности школьников с каждым годом все более возрастают. Тогда как школьники с задержкой психического развития (ЗПР) в силу разных причин оказываются неуспешными в образовательной среде.

  Познавательная активность у школьников с ЗПР проявляется ситуативно, преобладают аморфные познавательные интересы. Учащиеся не стремятся к активной учебной деятельности вне школы, мало читают, у них отсутствует стремление к самообразованию, а мотивация учения - только внешняя. Как правило, у них отсутствуют жизненные планы, связанные с общим образованием. Вследствие неудачного опыта пребывания в школе происходит накопление отрицательных эмоций по отношению к школьной ситуации, появляется равнодушие к учебным занятиям.

Основное своеобразие познавательной деятельности школьников с проблемами в развитии  - это низкий уровень познавательной активности и основных психических процессов, и вместе с тем наличие индивидуальных творческих возможностей , которые можно реализовать лишь в условиях, когда деятельность учащихся специально стимулируется как на уроках, так и во внеурочное время. 

Для разрешения данной проблемы  воспитательная работа в группе была направлена на развитие познавательной активности и индивидуальных творческих способностей школьников с задержкой в развитии посредством занятий художественным творчеством 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_kursovoy_raboty_1.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 81

Калининского района

Санкт-Петербурга 

 Работа на тему:

 «Художественное творчество как средство развития индивидуальных способностей учащихся с ЗПР»

Выполнила:

воспитатель ГПД  

Кобякова Галина Аркадьевна

Санкт-Петербург


Введение   

  В современных быстро меняющихся условиях жизни возросла потребность общества в людях, способных нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, применяя свои индивидуальные и творческие способности.

 Стратегия современного образования  отвечает  потребностям общества  и  заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои способности  и творческий потенциал. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация  на индивидуальные возможности учащихся.

  Выдвижение на первый план цели развития личности , ее индивидуальных способностей  находят отражение в государственных документах. В "Концепции модернизации Российского образования ", "Концепции структуры и содержания общего среднего образования " делается акцент на развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей.  Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на индивидуальный  опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной  деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах становится малоэффективной.

  Требования к познавательной и созидательной  деятельности школьников с каждым годом все более возрастают. Тогда как школьники с задержкой психического развития (ЗПР) в силу разных причин оказываются неуспешными в образовательной среде.

  Познавательная активность у школьников с ЗПР проявляется ситуативно, преобладают аморфные познавательные интересы. Учащиеся не стремятся к активной учебной деятельности вне школы, мало читают, у них отсутствует стремление к самообразованию, а мотивация учения - только внешняя. Как правило, у них отсутствуют жизненные планы, связанные с общим образованием. Вследствие неудачного опыта пребывания в школе происходит накопление отрицательных эмоций по отношению к школьной ситуации, появляется равнодушие к учебным занятиям.

Основное своеобразие познавательной деятельности школьников с проблемами в развитии  - это низкий уровень познавательной активности и основных психических процессов, и вместе с тем наличие индивидуальных творческих возможностей , которые можно реализовать лишь в условиях, когда деятельность учащихся специально стимулируется как на уроках, так и во внеурочное время.  

Для разрешения данной проблемы  воспитательная работа в группе была направлена на развитие познавательной активности и индивидуальных творческих способностей школьников с задержкой в развитии посредством занятий художественным творчеством .

  1. Основные понятия

Художественное творчество

Художественное творчество (Хт) детей - выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме.

 Xудожественное творчество - составная часть системы эстетического и художественного воспитания, средство развития личности .

Проявлением X т могут быть отдельные работы - выполненные самостоятельно или под руководством взрослого: рисунки, лепка, устное и письменное художественное слово, мелодии, драматизации, танцы, а также хоровое пение, театральные постановки, декоративно-прикладные вышивка, резьба и т п, кукольный театр, рисованные и игровые фильмы, детское радио и т д

Существует собственное и исполнительское X т Последнее включает, например, игру на музыкальном инструменте, выразительное чтение, традиционные виды народного художественного творчества , творчества с воспроизведением детьми готовых образцов или произведений других авторов, в т ч своих товарищей .

В узком смысле к X т относят продукты самостоятельного творческого проявления ребенка, выполненные по личному впечатлению или замыслу собственными силами на основе умений, приобретенных самостоятельно или под руководством взрослых.

Продукты X т целостно раскрывают личность ребенка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребенка и его роли в системе обществ отношений .

Педагогически важно понимание X т как отражения ребенком окружающего мира и социальной действительности, которое сочетается с самовыражением,  с таким характером деятельности, когда ребенок стремится, а педагог создает предпосылки для выражения ребенком собственного представления о мире, о самом себе и о своем месте в мире

X т - сложное образование, оно восходит к формированию у ребенка высших, собственно человеческих функций (Выготский) .Основой содержания X т выступают живые впечатления и переживания, а его формой - система средств того или иного искусства .X т тесно связано с общим развитием личности.

Способности

Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение, предложенное Тепловым Б.М., принято сейчас и наиболее распространено. 

В понятии "способности", по его мысли, заключены три идеи. "Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека"

Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. Требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Творчество и творческие способности

Творчество, - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существующее.

Творчество не может существовать без творческой личности. Творческим людям присущи следующие личностные черты: 1) независимость,; 2) открытость ума  3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; 4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Творчество - это высшая форма деятельности человека.

Под творческим мышлением понимают такое мышление, посредством которого деятельность индивида становится творчеством. Творческое мышление не может возникнуть само по себе. Ему предшествует длительная подготовка, начиная с самого рождения человека.

 Под творческими способностями понимаются способности индивида к творческому мышлению, порождающему творческую деятельность.

Развивать творческие способности ребенка – это значит развивать его воображение.

Воображение 

Основным условием для развития творческих способностей является привнесение в обучение естественных способов познания окружающего мира. Человеку с детства должна прививаться особая система мотивации, способствующая развитию творческих начал личности. Созданию чего-нибудь нового всегда предшествует воображение или фантазия. Вначале человек воображает объект, его полезные для себя свойства и т.д., и только затем он строит определённые планы (программу), которые помогут создать ему этот новый объект.

 Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Мышление и воображение тесно взаимосвязаны между собой, особенно с такими видами мышления как наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Без воображения просто невозможно существование этих видов мышления.

 Воображение – это начало мыслительной деятельности. Воображение разделяют на пассивное, активное и творческое. В ходе творческого воображения, человек создаёт самостоятельно образы и идеи.   

 Воображение можно определить как способность человека волевым усилием восстановить и представить в образной форме те ощущения и восприятия, которые были раньше, или придумать и представить нечто новое, чего не было раньше ни в ощущениях, ни в восприятии. Образы воображения не обязательно должны соответствовать тому, что они в действительности собой представляют.

 С помощью своего воображения человек творчески преобразовывает мир, и оно, как процесс, органично включено в творчество. Благодаря воображению человек имеет возможность как бы видеть наперед, представлять то, что еще предстоит сделать.

  Творческое начало рождает в человеке живую фантазию, живое воображение. Творческое начало  – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, к прекрасному в высоком смысле этого слова . 

  В ребёнке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений.

2.Описание педагогического опыта

Работу с группой начала, когда ребята с ЗПР обучались в пятом классе.

Опыт показал, что эпизодическое выполнение творческих работ не приносит ожидаемого результата. Только систематические занятия позволяют формировать и развивать познавательную активность, многообразие творческой деятельности школьников. Целенаправленная длительная работа дает возможность организовать продуктивное образование учащихся с проблемами в развитии, когда приращение знаний происходит не только в учебное, но и во внеурочное время в процессе выполнения творческих работ, и обеспечить активное включение в познавательную и творческую деятельность.

В ходе работы с учащимися была разработана  система занятий, включающая в себя задания, направленные на развитие познавательно и творческой активности школьников на следующие темы: «Город мой Санкт-Петербург», «Природа и я», «Этикет».

При построении занятий делается ориентация на принципы коррекционно-развивающей деятельности:

  • использование в зданиях разнообразного материала;
  • принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. При необходимости оказывается помощь, осуществляется контроль и оценивается правильность выполнения задания, создается положительное мотивация и стимулируется активность;
  • принцип совместной деятельности учащихся. Взаимоотношения сотрудничества, взаимопомощи, соревнования облегчают выполнение познавательных и творческих заданий;

На занятиях создается доброжелательная творческо-познавательная атмосфера. Ребята получают удовлетворение от проделанной работы: рисования, оформительской деятельности, творческих игр, дискуссий, анализа ситуаций, игровых сценок, конкурсов, творческих упражнений, письменных работ, составления кроссвордов и др.

Выполнение учащимися творческих заданий во внеурочное время создает условия для непрерывного развития школьников с ЗПР, а также предоставляет возможность для коррекции и компенсации дефектов психического развития, затрагивая знания, умения, а также процесс овладения опытом творческой деятельности и эмоционально-личностное отношение к умственному труду.  

Система занятий «город мой Санкт-Петербург» знакомит детей с наиболее интересными достопримечательностями нашего города, выдающимися личностями: архитекторами, скульпторами, художниками – которые прославили его, обогащает знаниями истории, воспитывает любовь к неповторимому и прекрасному родному городу, уважение к предкам, способствует формированию высокой нравственности и эстетического вкуса, развитию познавательной и творческой активности учащихся.

В ходе занятий школьникам предлагаются кроссворды для разгадывания. В этом году многие ребята уже самостоятельно придумывают тематические задания с использованием новых слов. Павел и Виталик особенно удачно составляют кроссворды и ребусы для работы в группе.

После посещения экскурсий дети пишут отзывы об увиденном, о том, что на них произвело наибольшее впечатление, какие чувства и эмоции вызвало. По желанию учащихся работы зачитываются вслух, обсуждаются и помещаются на стенд в классе.

Занятия по программе «Этика-эстетика» способствуют формированию у школьников представления о различных способах коммуникации. Учащиеся усваивают нормы и правила этикета: правила хорошего тона, культуры поведения в школе и общественных местах, разговорной беседы, взаимодействия со сверстниками.

 Дети разыгрывают сценки на заданные темы: «Разговор с другом», «Мы в театре», «Сервируем стол к празднику» и др.

Эти задания направлены на развитие внимания, восприятия, памяти, воображения, связной речи, активизируют познавательную и творческую деятельность учащихся.

При выполнении игровых упражнений у детей совершенствуются навыки взаимоотношений со сверстниками, развивается умение поддерживать беседу на заданную тему.

В процессе игровых занятий в этом году ребята сами придумывают темы сценок, а затем разыгрывают их.

С большим желанием данную творческую работу выполняют Аня, Оля и Ваня. Оля также занимается постановкой танцев для девочек класса, с одним из них они выступали на школьном концерте.

Работа по тематике «Природа и я» позволяет расширить познания ребят о разнообразии и красоте растительного и животного миров, познакомить их с удивительными и загадочными явлениями природы, воспитывать бережное отношение, умение любить и беречь все живое.

Тематические творческие задания: поделки из природных материалов, рисунки, письменные работы на предложенную тему: «Зимняя сказка», «Золотая осень», «Весенняя капель», «Подводный мир» и т.д. – способствуют развитию образности мышления, воображения, художественного вкуса школьников.

Экскурсии в лес и парки, акцентирование внимания детей на красоте природы, обсуждение замеченных и привлекших их внимание деталей, умение слушать смотреть и наслаждаться, а затем описать все увиденное в кратких рассказах – все это развивает воображение детей, их творческую и познавательную активность.

Некоторые ребята достигли больших успехов в создании письменных творческих работ. Виталик пишет интересные рассказы. Оля и Аня сочиняют стихи. Эти работы помещены в классный уголок.

В этом году для учащихся класса были организованы тематические занятия и посещение передвижных выставок в районной библиотеке. Дети принимали участие в беседах и обсуждения, отвечали на вопросы, высказывали свое личное мнение, делились впечатлениями от увиденного. Данные занятии вызвали новые разнообразные интересы у ребят. Женя, Егор и Кристина стали постоянно посещать читальный зал библиотеки. Егор увлекся литературой об автомобильном спорте, Женя – о кулинарии, Кристина – книгами и диких животных и экзотической природе. Интересы ребят находят отражение в творческих работах, выполняемых на занятиях в урочное и внеурочное время.

Учащиеся с удовольствием выполняют рисунки, изготавливают открытки к праздникам День Учителя, День Матери, Новый год, Рождество. Недавно начали работу по оформлению открыток к Дню Победы в Великой Отечественной Войне.

После предварительного обсуждения ребята сами разрабатывают и текст открыток. Выполненные работы помещаются на стенд, а затем учащиеся дарят их как поздравление со знаменательной датой.

Девочки класса принимали участие в школьном конкурсе рисунка «Мир воды», в котором Кристина заняла третье место.

Возрастает инициатива, творческая и познавательная активность ребят. К новогоднему празднику дети сами подготовили номера: Оля – танцевальный, Лида – стихотворение, Виталик – вопросы для викторины, Павел – ребус, Кристина – загадки. Женя проявила организаторские способности и составила план мероприятия.

В данный момент Виталик и Женя готовят сценарий игры «Поле чудес», которую они проведут в группе в конце учебной четверти, и обдумывают тему своей творческой игры.

Во время выполнения творческой работы необходимо как можно чаще давать учащимся возможность говорить о их чувствах, переживаниях, настроении, оценивать описываемые события, аргументировать свою позицию.

Включение в структуру занятий творческих заданий дает возможность вовлечь учащихся в посильную для них созидательную активность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления учащихся .

Результаты воспитательной работы

Участие школьников с проблемами в развитии в творческих мероприятиях и выполнение ими творческих работ привели к следующим результатам:

  1. Возросли познавательная, творческая активность и инициативность ребят.
  2. Детские письменные работы качественно изменились. Наряду с информационными высказываниями, констатацией факта увеличилась доля вопросов познавательного, оценочного характера, образных и красочных описаний.
  3. Речь детей стала более развернутой и полной по содержанию, обогатилась эпитетами, сравнениями. Увеличился словарный запас ,появились образные, оценочные слова и выражения.
  4. Улучшилась грамотность и каллиграфия письма.
  5. У детей с ЗПР вырос уровень развития социально-коммуникативных навыков, расширился опыт взаимодействия со сверстниками.
  6. Улучшились отношения в коллективе.
  7. Появилась дополнительная мотивация к успешной учебной деятельности.

Список литературы

1. Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды. – М.: МОДЭК, 2003.

2. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1991
3 .Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 368 с.

5. Зок А.В. Методы развития способностей у детей. Москва  1994.

6. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. - М.: Издательство МГУ, 1979.

7 .Развитие творческой активности школьника/Под ред. А.Н. Матюшкина.- М.: Педагогика, 1991
8. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль 1997.

9. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. - Ярославль. 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно- прикладное творчество, как средство развития творческих способностей детей.

Статья о развитии творческих способностей детей, средствами декоративно- прикладного творчества в дополнительном образовании....

«Художественное творчество как средство развития индивидуальных способностей учащихся с ЗПР»

Требования к познавательной и созидательной  деятельности школьников с каждым годом все более возрастают. Тогда как школьники с задержкой психического развития (ЗПР) в силу разных пр...

«Проектная деятельность в коллективе декоративно-прикладного творчества как способ развития творческих способностей учащихся. Из опыта работы»

Учебный проект - проверенный временеми способ организации творческой активности учащихся, особенно в коллективе декоративно-прикладного направления. В Проекте каждый ребенок может проявить индивидуаль...

Статья "Творческие задания на уроках биологии как средство развития индивидуальных способностей учащихся"

Использование творческих заданий на уроках биологии, для повышения интереса у учащихся к биологии...

Доклад по теме самообразования: «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей у детей»

Доклад предварительной работе по теме самообразования: «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей у детей»...