Статья "Творческие задания на уроках биологии как средство развития индивидуальных способностей учащихся"
статья по биологии

Рябова Елена Петровна

Использование творческих заданий на уроках биологии, для повышения интереса у учащихся к биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tvorcheskie_zadaniya_na_urokah_biologii.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие задания на уроках биологии

как средство развития индивидуальных способностей учащихся.

Е.П. Рябова

МАОУ лицей №14 им. Заслуженного учителя РФ А.М. Кузьмина г. Тамбов

Успехи в учебе у детей зависят от различных факторов, в частности от методов и способов, обучения применяемых на уроках, они должны соответствовать их способностям, учитывать их индивидуальные особенности восприятия обработки и усвоения информации.

Одним из способов, который позволяет повысить познавательную активность, является использование творческих заданий.

Творческие задачи на уроках биологии позволяют: обобщить, повторить и усвоить учебный материал; ознакомить учащихся с достижениями в области естественных наук; развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление; формировать навыки совместной работы; установить межпредметные связи.

Задания на уроках биологии могут быть разнообразными – это и изготовление поделок, рисунков, организация фотоконкурсов, написание сочинений по заданным темам, приготовление презентаций, причем она может сопутствовать любому из перечисленных видов творческих работ.

Что касается презентаций, то это творческая деятельность с использованием компьютерных технологий, мы знаем, что они очень быстро проникают во все сферы деятельности человека. Образование сейчас сложно представить без их использования, а презентации это самый доступный инструмент, но можно использовать и более интересные компьютерные программы, для того, чтобы осуществить некоторые очень полезные и привлекательные творческие идеи. Когда учитель использует на уроке отрывок из фильма, который снят известными людьми, или специальный образовательный фильм - это удачный методический приём, а можно попробовать снять свой.

Мы совместно с учащимися из пятого класса (они написали «сценарий» – это было их домашним заданием) и десятиклассниками сняли пластилиновый мультфильм «Сказка о земных богатствах». Эту совместную творческую работу я использую при изучении темы: «Среды обитания организмов», очень увлекательно, интересно и доступно. Фотографии и рисунки в настоящее время делать по старинке то же не всегда интересно, поэтому хоть компьютер и не перо или кисть, но помогает творить.

Все вышеперечисленные виды творческой деятельности и задания для учащихся могут использоваться на любой стадии изучения материала. Для стимуляции учащихся на творчество учитель сам должен создавать соответствующую обстановку. Например, стихотворение, отрывок из сказки, картина известного художника, отрывок кинофильма и т.д., может помочь сформулировать проблему при изучении новой темы.

Этот метод нельзя назвать абсолютно новым, когда мы начинаем изучать тему по разделу «Растения» или «Животные», то вспоминаем и приводим отрывки из стихов или прозу, а частенько вспоминаем легенды и сказания различных народов, а также это могут быть пословицы и поговорки, загадки.

Шестиклассники внимательно и с участием слушают рассказ о том, как получило свое название растение семейства сложноцветных мать и мачеха. Русский народ дал этому цветку меткое название. «Возьмите в руки листок растения. Нежный пушок, которым покрыты листья с нижней стороны, ласково прикасается к вашей руке, словно мать приголубила. А дотронешься до верхней стороны листа - холодно, мачеха.

Семиклассникам очень интересно узнать что, более 250 лет назад голландский ученый Авраам Трамбле дал название увиденному им маленькому полипу - Гидра. Это название получил за сходство с чудовищной Лернейской гидрой, с которой сражался Геракл. Подобных примеров можно привести очень много.

Закрепить изученный материал, также можно с помощью какого либо из перечисленных приемов.

В своей работе я часто использую творческие домашние задания, которые помогают очень хорошо закреплять изученный материал.

При изучении раздела «Биология человека», необходимо особое внимание обратить на темы, которые пропагандируют здоровый образ жизни. В 8-м классе, после изучения строения и функций органов дыхательной системы, перед проведением урока о влиянии курения на организм человека учащимся можно предложить опережающее домашнее задание: самостоятельно прочитать в учебнике материал об истории табакокурения, составе табачного дыма и его действии на организм. Кроме материала учебника учащимся предлагается изучить дополнительную литературу о влиянии курения на организм человека. Желающие могут подготовить коротенькую сказку на эту тему и иллюстрации к сказке. Работу можно выполнять как индивидуально, так и в группах. Использование такого приема на уроке «Влияние курения на организм человека» позволяет ненавязчиво формировать отрицательное отношение к курению.

Такие домашние задания не носят строго обязательный характер, но стимулируются отличной оценкой, а больше всего учащимся нравится, когда их работа удостаивается внимания одноклассников, а дух здоровой конкуренции, желание стать лучшим приводит к тому, что выполнивших такие задания с каждым разом становится все больше. Конечно, есть ребята, которые не присоединяются к этой деятельности, но их не более 5-10%, при этом они все равно видят работы других, им нравится, они лучше воспринимают учебную информацию.

Для того чтобы выяснить какое количество учащихся присоединяется к предлагаемой им творческой деятельности проводится статистический анализ, который позволяет выявить некоторые закономерности. Например, количество учащихся выполняющих творческие задания гораздо больше в младших классах и в среднем звене, чем в десятом или одиннадцатом классе, но работы старшеклассников более качественные, еще есть и объективная причина – это подготовка старшеклассников к итоговой аттестации по другим предметам.

В связи с тем, что в настоящее время учащиеся очень перегружены уроками, мы должны думать о их здоровье, поэтому творческие задания не должны быть объёмными, или же время их выполнения должно быть равномерно распределено на весь учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа «Интегрированное обучение на уроках технологии, как средство развития творческих способностей учащихся 5 класса»

В данной работе представлена разработка интегрированного урока: «Знакомство с разнообразными видами вышивки. Выбор рисунка салфетки». Данная разработка урока поможет наиболее широко раскрыть творчески...

«Художественное творчество как средство развития индивидуальных способностей учащихся с ЗПР»

Требования к познавательной и созидательной  деятельности школьников с каждым годом все более возрастают. Тогда как школьники с задержкой психического развития (ЗПР) в силу разных пр...

Художественное творчество как средство развития индивидуальных способностей учащихся с ЗПР

Требования к познавательной и созидательной  деятельности школьников с каждым годом все более возрастают. Тогда как школьники с задержкой психического развития (ЗПР) в силу разных причин оказываю...

Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...

Синквейн на уроках физики как средство развития творческих способностей учащихся

Синквейн на уроках физики позволяет не только развить творческие способности учащихся, но и помогает кратко обобщить изученное понятие или тему, выразить личное отношение к ней, то есть формирует навы...