Синквейн на уроках физики как средство развития творческих способностей учащихся
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Романова Мария Викторовна

Синквейн на уроках физики позволяет не только развить творческие способности учащихся, но и помогает кратко обобщить изученное понятие или тему, выразить личное отношение к ней, то есть формирует навыки рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn_na_urokah_fiziki.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Синквейн на уроках физики как средство развития творческих способностей учащихся

Синквейн на уроках физики позволяет не только развить творческие способности учащихся, но и помогает кратко обобщить изученное понятие или тему, выразить личное отношение к ней, то есть формирует навыки рефлексии.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Цель урока: Раскрыть значение физической теории, познакомить с научным методом познания.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • напомнить понятия «физика», «законы», «опыт», «наблюдение», другие физические термины;
  • познакомить с понятием «синквейн».

2. Воспитательные:

  • воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • учить уважительно относиться к мнению других.

3. Развивающие:

  • развивать познавательные интересы, самостоятельность в приобретении новых знаний с использованием дополнительной литературы.

Межпредметные связи. Этот урок связан с такими учебными дисциплинами, как география, биология, экология, математика, астрономия.

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Данная форма работы дает возможность усвоить важные предметы, понятия изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Учитель, при помощи синквейна может увидеть проблемы, возникшие при усвоении учеником данной темы, и, исходя из этого, скорректировать дальнейший ход урока. «Это форма свободного творчества, но по определенным правилам».

Примеры синквейнов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель рассказывает, что будут изучать учащиеся в этом году. Напоминает технику безопасности на уроках физики и во время проведения лабораторных работ. Раздает раздаточный материал – научную статью.

2. Изучение нового материала.

Задание №1.

1.1. Во время чтения вы должны делать следующие пометки на полях:

  • «V» – поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
  • «–» – поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
  • «+» – поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
  • «?» – поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения статьи Вы будете делать четыре типа пометок на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием.

1. 2. После прочтения текста и расстановки пометок на полях Вам следует заполнить маркировочную таблицу. При этом записывайте в нее только ключевые слова или фразы:

«V»

«–»

«+»

«?»

Я это знал

Это противоречит тому, что я знал

Это для меня абсолютно новое

Я хочу узнать об этом больше

1.3. Обсудите содержание заполненных таблиц с соседом по парте, а противоречия и вопросы, сформулированные в ваших таблицах, предложите всему классу для обсуждения.

1.4. Обсуждение противоречий и вопросов, возникнувших при работе в парах.

3. Закрепление материала.

Задание №2. Составить синквейн к слову «физика».

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

Правила написания синквейна:

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в I-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в I-ой строчке, обычно существительное.

Пример синквейна к слову «электризация»:

  1. Электризация.
  2. Вредная, полезная.
  3. Притягиваются, трутся, искрятся.
  4. Сообщение телу электрического заряда.
  5. Ей поддаются все тела.

Пример синквейна к слову «физика»:

  1. Физика.
  2. Фундаментальная, макроскопическая.
  3. Изучает, описывает, формулирует.
  4. Область естествознания, изучающая наиболее общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира.
  5. Наука.

4. Задание на дом.

Введение, §1, §2, выписать в тетрадь и выучить определения.

Физика

Интересная, Загадочная

Выдвигает, проверяет, обучает.

Науки делятся на физику и собирание марок.

Нужно

Физика

Нужная, противная

Не люблю, плачу, зубрю

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Прорвемся

Физика.

Занимательная, экспериментальная

Развивается, уточняется, учит.

Физика – мать естественных наук.

Учись

Физика

Точная, умная.

Интересоваться, любопытствовать, думать, мечтать.

Наука связанная со всеми науками.

Загадочно

Физика

Точная, интересная.

Изучает, обучает, открывает

Наука об окружающем мире

Работа

Физика

Сложная, занимательная

Учит, познавать, помогает

Помогает познавать мир.

Сложная

Физика

Занимательная, интересная

Смотреть, искать, делать.

Физика – вокруг нас.

Мир

Физика

Важная, интересная

Изучает, объясняет, развивается

Важная наука, изучающая самые глубокие законы природы.

Жизнь вокруг нас.

Физика

Динамично, инертно

Двигаться, электризоваться, притягивать

Все в мире относительно

Природа.

Физика

Объективна и точна

Вычисляет, помогает, определяет

Полезная естественная наука.

Интересна.

Физика.

Интересна, полезна.

Объясняет, дает знать, Развивает

Рассказывает о том, как устроен мир

Необходима

Физика

Сложная, интересная

Смотри, познавай, удивляйся

Просто изучай этот мир

Эксперимент

Физика

Интересная, сложная

Изучай, думай, понимай

Физика изучает законы природы

Физика

Физика

Тяжелая, интересная.

Учи, познавай, думай

Очень необычная наука, изучающая законы природы.

Физика

Интересная, занимательная

Знать, учить, понимать

Благодаря ей, новые изобретения.

Наука


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

Синквейн на уроках математики как средство развития творческих способностей

Синквейн на уроках математики позволяет не только развить творческие способности учащихся, но и помогает кратко обобщить изученное понятие или тему, выразить личное отношение к ней, то есть формирует ...

Итоговая работа «Интегрированное обучение на уроках технологии, как средство развития творческих способностей учащихся 5 класса»

В данной работе представлена разработка интегрированного урока: «Знакомство с разнообразными видами вышивки. Выбор рисунка салфетки». Данная разработка урока поможет наиболее широко раскрыть творчески...

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках физики и во внеурочное время

Игровая деятельность является отличным средством развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности школьников в подростковом возрасте как на уроках, так и во внеурочной деятел...