Он мог бы стать известным художником
методическая разработка (7 класс) на тему

Суше Любовь Васильевна

Сценарий беседы-презентации к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

для участников художественных коллективов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 200_let_so_dnya_rozhdeniya_lermontova.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка-32»

Методическая разработка

сценария проведения презентации-беседы

к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

«Он мог бы стать известным художником»

для обучающихся в творческих коллективах

Возраст 7-14 лет

                                             Автор: Суше Любовь Васильевна,

                            методист

Санкт-Петербург

2014

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                           

                                                                                                          Стр.

1. Пояснительная записка                                                                    3  

 

2. План проведения мероприятия                                                       4  

           

4. Сценарий                                                                                           5

5. Методическое обеспечение                                                            12  

     

6. Список литературы                                                                         13

Приложения                                                                                         14

Пояснительная записка

Введение

В 2014 году в нашей стране широко отмечается 200-летие со дня рождения великого русского поэта и писателя М.Ю. Лермонтова. К этому событию приурочена беседа, подготовленная на основе материалов о малоизучаемом творчестве Лермонтова - художника-портретиста,  баталиста, графика. Поэтому считаю подготовленную тематику беседы актуальной для обучающихся в коллективах изобразительного и декоративно-прикладного искусства и иных творческих коллективах Дома детского творчества.

Целью данного мероприятия является формирование духовной культуры личности, овладение национальным культурным наследием, приобщение к общечеловеческим ценностям посредством ознакомления и в дальнейшем самостоятельного изучения малоизвестной грани Лермонтова-творца как художника - графика, портретиста, баталиста.

          Основные задачи:

- воспитывать осознанное чувство собственной причастности к судьбе отечественной культуры, уважительное и бережное отношение к художественному наследию России

- формировать художественную компетентность обучающихся на основе усвоения знаний об изобразительном, народном и декоративно-прикладном  искусстве, приобретения умения анализировать произведения различных видов и жанров искусства, опыта собственной художественно-творческой деятельности.  

          На мой взгляд, тема «Лермонтов – художник» может  быть интересна и познавательна и для педагогов указанных коллективов.

Мероприятие рассчитано на возрастную группу детей от 7 до  14 лет, участников коллективов и педагогов дополнительного образования.

План проведения мероприятия

1. Беседа ведущего о творчестве Лермонтова-художника

2. Демонстрация репродукций с картин (мультимедиа)

3. Комментарии участников коллектива к работам и картинам    

М.Ю.Лермонтова

4.  Конкурс рисунков на тему «Белеет парус одинокий»

СЦЕНАРИЙ

презентации-беседы

к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

«Он мог бы стать известным художником»

На экране – портрет М.Ю.Лермонтова (15.10.1814-27.07.1841)

(Приложение № 1)

Звучит вальс А.Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад»

Краткая биография поэта

Ведущий: 

Детство М.Лермонтова прошло в имении бабушки в Тарханах, в Пензенской губернии. В 1828 году он был определен в Благородный пансион при Московском университете, потом стал студентом этого университета, но закончить его поэту не пришлось: повздоривши с профессорами, он ушел из университета и поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1834 году, по окончании этой школы, был назначен в лейб-гвардии гусарский полк.                                    

За стихи на смерть Пушкина поэта сослали на Кавказ. По возвращении из ссылки поэт стрелялся на дуэли с сыном французского посланника Баранта, кстати, - на Черной речке, где стрелялся и Пушкин. После этой дуэли Лермонтова опять отправили на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк. В боевых действиях поэт проявил незаурядную храбрость, но царь постоянно вычеркивал его имя из наградных листов. Хлопоты друзей Лермонтова о переводе его в Петербург терпели неудачу. Ссора поэта с Мартыновым - считается, что произошла она не без интриг жандармских чинов - закончилась дуэлью 15 июля 1841 года. Похороны поэта состоялись 17 июля 1841 года. "Были похороны при стечении всего Пятигорска, - пишет современник тех событий. - Тело поэта принял Машук, по склонам которого он взбирался некогда мальчиком..." Эта могила оказалась временной. Е.А. Арсеньева, бабушка Лермонтова, выхлопотала разрешение перевезти прах внука в Тарханы. 27 марта 1842 года свинцовый гроб был поставлен на дроги и двинулся в путь. Теперь гроб поэта находится в фамильном склепе Арсеньевых.

                                          Лермонтов - художник

      Со школьной скамьи мы знаем, что Михаил Юрьевич Лермонтов – знаменитый русский поэт и писатель. Говоря о творчестве Лермонтова, надо отметить, что поэт начал писать необыкновенно рано, и не достигши еще двадцати лет, писал уже такие зрелые, прекрасные стихи, как никто в русской поэзии. Например, знаменитый "Парус" "Белеет парус одинокий..." написан в семнадцать лет, а ведь это поэтический шедевр.

Мало кому известно, что одной из страстей Михаила Лермонтова была любовь к рисованию.

По свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать Лермонтов едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи, путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры.

Художественное наследие Лермонтова не охватить одним взглядом: его работы находятся в разных музеях страны.

Семейное придание гласит, будто Лермонтов стал гораздо раньше рисовать, нежели писать стихи. Одно из подтверждений этому – воспоминания литератора Святослава Раевского. Он писал, что до четырёх лет Лермонтов не ходил, и бабушка застилала пол в его комнате большим куском солдатского сукна, боясь, что внук, ползая по полу, может простудиться. И это сукно он разрисовал мелом. Другое подтверждение – первый детский портрет Лермонтова, дошедший до нас. На нем он в девичьем платьице, в одной руке бумага, в другой – мелок.

Изображение поэта в младенчестве – на экране

(Приложение № 2)

А в дальнейшем Лермонтов подтверждал свой талант работами: 13 картин маслом, 51 акварель и около 450 рисунков пером и карандашом.

При этом в Лермонтове с самого детства проявлялось тяготение к изобразительному искусству: он не только рисовал, но и лепил марионеток. Лепку из крашенных восков он начал в Тарханах, и получалось у него очень хорошо. Вспоминали, что он делал из воска и стекляруса целые сцены из истории походов Александра Македонского. Вскоре восковые фигурки становятся участницами действия театра марионеток. Это увлечение ещё больше захватило Лермонтова после переезда в Москву осенью 1827 года. Пьесы для этих представлений он также сочинял сам. Аким Шан-Гирей, троюродный брат Лермонтова, рассказывал, что среди кукол была одна «излюбленная мальчиком-поэтом, носившая имя Berquin и исполнявшая самые фантастические роли в пьесах, которые сочинял Мишель, заимствуя сюжеты из услышанного или прочитанного. Так известно письмо Лермонтова 1828 года (когда он уже был в московском пансионе) «милой тётеньке» Марии Акимовне: «Мы сами делаем театр, который довольно хорошо выходит и будут восковые фигуры играть (сделайте милость – пришлите мои воски»).

Музыка микшируется.

Лермонтов занимался художественным творчеством на протяжении всей своей жизни. Исследователи выделяют два периода художественного творчества Лермонтова. Первый - до ссылки на Кавказ 1838 года: повышенный интерес к живописи, занятия с учителями – это работы маслом, акварельные портреты, карандашные пейзажи. Во второй период - занятия живописью отходят на второй план, а затем и вовсе вытесняются литературными интересами – появляется нечто вроде дневниковых графических записей, где преобладают беглые наброски местностей, которые увидел поэт, и сценок, участником которых он был.  

     

Звучит мелодия вальса Д.Д.Шостаковича из к/ф «Овод»

Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, - "Вид Пятигорска", "Кавказский вид с саклей" ("Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты"), "Вид горы Крестовой", "Вид Тифлиса", "Окрестности селения Карагач" ("Кавказский вид с верблюдами") и другие (все 1837- 1838).

Ведущий: просит прокомментировать, в какой технике выполнены работы демонстрируемые на экране, их цветовое и композиционное  решение, определить жанры картин.

Картина «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты». 1837 г.

(Приложение №3)

Пейзажи эти панорамны: горизонт занижен, пространство строится ритмично развертывающимися в глубину перспективными планами; все они конструктивно упорядочены, причем в качестве созидающего и организующего начала выступает свет. Воздушной среде, нематериальной и переменчивой, свет сообщает богатство тонов, оттенков и цветовых нюансов.

Любая кавказская панорама Лермонтова - это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей - всадники, погонщики и верблюды, грузинки набирающие в Куре воду, - подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. Но несмотря на романтическую интонацию, лермонтовские панорамы, как показал исследователь его творчества Ираклий Андроников, во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест.

Тамань. 1837 г. Рисунок М. Лермонтова

(Приложение № 4)

Преподавателем рисования в московском пансионе был Александр Солоницкий, учивший «как должно рисовать пейзажи». Если возвращаться к вопросу о двух периодах развития, самые ранние работы датируются 1825 годом, например, это рисунок 11-летнего Лермонтова после поездки на Кавказ. В годы обучения в пансионе у него возник интерес к Рембранту, Рафаэлю, Перуджино, Гвидо Рении, Мурильо – мы встречаем эти имена в его поэзии неслучайно. Он любил творчество русских художников Орловского и Кипренского. Друг этих художников, Заболотский, давал Лермонтову уроки живописи и рисования и считал его способным учеником.

Позже вековые горы и непривычная красота Кавказа всё сильнее возбуждали воображение Лермонтова, у него появлялись новые и новые работы. Вряд ли он полностью выполнял их с натуры – скорее всего, сначала делал наброски, а потом дорисовывал это в Новгородской губернии, в Селищинских казармах Гродненского гусарского полка, после ссылки. У Лермонтова просто не было возможности ходит с мольбертом и часами смотреть в одну точку – на Кавказе была война… Последние два года жизни поэта были настолько беспокойны, что он совсем не мог писать больших картин, но продолжал рисовать карандашом, пером, иногда акварелью.

По своей тематике картины и рисунки Лермонтова можно разбить на несколько групп: военная тема, пейзажи, портреты, иллюстрации, карикатуры и наброски «из головы».

                                     Музыка микшируется

Самая большая работа военной тематики  - «Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 1831 года», хотя в самом сражении Лермонтов и не принимал участия.

Лермонтов - боевой офицер проявил личную храбрость, участвуя в военной кампании против горцев в 1840-1841 годах. Одну из битв этой кампании он запечатлел в замечательном рисунке "Эпизод из сражения при Валерике", раскрашенном позднее его другом - художником Г.Г.Гагариным. Всего у Лермонтова было четыре работы с изображением сражения при Валерике.                                                                                

Трагическая динамика боя складывается из личных драм, переживаемых по ходу сражения его участниками. Тему "бедствий войны" продолжает акварель, контрастирующая своим изысканным колоритом с той траурной церемонией, которую изображает автор, - "При Валерике. Похороны убитых". Вообще рисунки и акварели Лермонтова в наибольшей мере выражают романтическую сущность его искусства. Если в картинах романтизм проявился в сюжетном строе, в ориентальных мотивах, то графика запечатлела самый темп и напряженность романтического мироощущения и переживания натуры. Беглые зарисовки полны динамики: линия двоится и срывается в штрих, спеша зафиксировать увиденное - всадников (карандаш, 1832-1834), черкеса, стреляющего на скаку (карандаш, 1832-1834), кавалерийскую схватку (сепия, 1830-1832).

Изображения одной из картин на военную тематику – на экране

Дети описывают сюжет, цветовое решение, комментируют технику  

исполнения.

Особое внимание Лермонтов уделял портретам. И один из них он даже поместил в романе «Княгиня Лиговская». Он висел в кабинете главного героя романа – Печорина. «Глаза, устремлённые вперёд, блистали тем страшным блеском, которым иногда блещут живые глаза сквозь прорези чёрной маски; испытывающий и укоризненный луч их, казалось, следовал за вами во все углы комнаты, и улыбка, растягивая узкие и сжатые губы, была более презрительная, чем насмешливая» - это описание «Портрета герцога Лермы».

Легенда гласит, что в Москве в начале 1830-х годов в доме Алексея Лопухина, друга Лермонтова, с поэтом произошла странная история. Он долго бился над какой-то сложной математической задачей, но заснул, так и не решив её. Посреди ночи проснулся, набросал решение, а на стене нарисовал углём портрет человека, подсказавшего ответ. Утром он рассказал Лопухину, что это был не кто иной, как его предок Лерма. Воображаемый предок был изображён в средневековом костюме, с испанской бородкой-эспаньолкой, с широким кружевным воротником и цепью ордена Золотого Руна на шее. Спустя пару лет в доме Лопухиных делали ремонт, и штукатур повредил рисунок. Лопухин был так огорчён, что написал об этом Лермонтову. Тогда поэт по памяти восстановил изображение и переслал другу на холсте «Портрет герцога Лермы» (1832-1833).     Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. Резкий боковой свет подчеркивает напряженную скорбь в темных глазах, в складке плотно сомкнутого рта. "Испанская страсть", в соответствии с романтическим каноном - потаенная, сдерживаемая усилием воли, подобно тому, как скрывается тело под глухим покровом одежды

 В последствии и вовсе оказалось, что настоящий его предок не испанцем, а шотландцем – поручиком Георгом Лермонтом. И только тогда фамилия поэта стала писаться через «о»; до этого поэт подписывался как «Лерма», «Лермантов».

В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие "испанский цикл". Обращение к Испании, традиционное для тогдашнего искусства, связано с драматической историей испанской революции. Стремление к свободе - главному романтическому идеалу - молодой поэт выражает на испанском материале. В 1830 году была создана трагедия "Испанцы". Акварели и рисунки "Испанец с кинжалом", "Испанец", "Испанец с фонарем и католический монах", "Испанец в белом кружевном воротнике", портретная миниатюра Эмилии - героини "Испанцев" представляют собой зрительные парафразы трагедии. Самое значительное в этом цикле - "Портрет герцога Лермы" (1832-1833), первое известное живописное произведение Лермонтова.

В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьева, акварельные портреты А.А.Кикина и А.А.Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А.И.Одоевский).

(Репродукции с портретов - на экране)

Большое значение для лермонтовской  иконографии имеет романтический автопортрет 1837 года, где художник изобразил себя на фоне кавказских гор в облике поэта и воина.

Кроме портретов Лермонтов оставил довольно много карикатур. Причём он мог передать характер человека одним штрихом. Считается, что и себя поэт не щадил: на одной из карикатур он изобразил себя приземистым и кривоногим.

(На экране – зарисовки из «Юнкерской тетради» Лермонтова)

В Петербурге в фондах Литературного музея Пушкинского Дома хранится настоящий клад: «Юнкерская тетрадь» - альбом для рисования, принадлежавший Лермонтову во время учёбы в военной школе. Сохранилось 244 рисунка – это сокровище, которое представляет Лермонтова художником-графиком и в какой-то степени иллюстратором. Юнкер Николай Манвелов занял в дортуаре военной школы постель, которая до этого принадлежала Лермонтову, и нашел завалившуюся в прикроватной тумбочке тетрадь поэта. Манвелов сделал подробнейшее описание многих рисунков и впоследствии передал её в Лермонтовский музей при Николаевском кавалерийском училище. Среди этих рисунков – автопортреты самого поэта с присущей ему напряженностью взгляда, широко раскрытыми, пылающими страстью глазами. Иногда его работы оказывались пророческими. Например, когда был опубликован рисунок «Общество в парке», некоторые исследователи решили, что это иллюстрация Лермонтова к повести «Княжна Мэри». Но «Юнкерская тетрадь» заполнялась в то время, когда роман «Герой нашего времени» не был даже задуман. Возможно, это было прозрение автора, во время которого Лермонтову явилась сцена будущего романа и тогда перед нами своеобразная проекция на «тайное тайных» его творчества. Есть в «Юнкерской тетради» и поразительный по предвидению собственной трагической судьбы рисунок: офицерская дуэль на пистолетах в присутствии двух секундантов. Вокруг пистолета одного из дуэлянтов – облако дыма, другой – стоит немного боком, прикрываясь локтем. Мы знаем, что в 1841 году на Кавказе всё так и произойдёт: Лермонтов на дуэли с Мартыновым не выстрелил (или выстрелил в воздух – по одной из версий), а его противник выстрелил в упор.

(В Интернете можно найти рисунки известных писателей и продемонстрировать их. Возможен опрос детей о принадлежности рисунков тому или иному писателю - если они подготовлены по этой теме)

Живописью занимались многие выдающиеся писатели – каждый по-своему. Творчество одних малочисленно и носит достаточно «любительский» характер; например, рисунки Гоголя, наброски и шаржи Тургенева или Льва Толстого. Другие рисовали много и при этом достаточно талантливо – Жуковский, Полонский, - но их художественные работы почти не пересекались с литературой. Интересно наследие тех писателей, у которых занятия живописью и графикой были тесно связаны с литературным творчеством, - как у Пушкина, Маяковского.

Ко всему, чем он занимался, Лермонтов относился очень серьёзно и никогда не брался за то, в чём не разбирался. Его работы – это и путевые зарисовки, и фантазийные работы, и изображения пейзажей, которые его очаровали. Хотя ко всем его работам можно подобрать строчки из его произведений, он никогда не был иллюстратором своих текстов. Рассматривая живописные работы Лермонтова, нельзя не согласиться с сотрудником музея «Тарханы» (Пензенская область) Надеждой Потаповой, что «иногда Лермонтов-художник опережал Лермонтова-поэта». А исследователи его живописного наследия даже утверждали, что, если бы литература отнимала у него меньше времени, он мог бы стать известным художником.  

В каком бы жанре Лермонтов не выступал - в поэзии, в прозе, в драматургии - на все ложится печать его гения. Поэмы "Демон", "Мцыри", "Песня про купца Калашникова", множество лирических стихотворений, роман "Герой нашего времени", драма в стихах "Маскарад" - эти произведения стали шедеврами русского искусства.

Звучит вальс Д.Д.Шостаковича из кинофильма «Маскарад».

Ведущий:

По желанию участников коллектива можно предложить сделать эскизы работ по прослушанному материалу и объявить конкурс работ на тему «Белеет парус одинокий»

Методическое обеспечение:

1. Компьютер, мультимедийная доска

2. Репродукции с картин

3. Листы для рисования

4. Карандаши

Используемая литература:

1. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное    иллюстрированное издание. М. 2000.

2. Материалы статьи А.Гарина из кн. «М.Ю.Лермонтов», 1989.

3.  Статьи И.Л.Андроникова к п.с.с. М.Ю.Лермонтова, М.,Изд. Детская литература. 1978.

4. Статьи из газеты «Невское время» от 14.10.2014 г. и  15.10.2014 г.

5. Популярная художественная энциклопедия. – М. 1986.

6. Статья «Странник» из газеты «Санкт-Петербургские ведомости» от 15.10.2014 г.  

               

Приложение № 1

Жить интересно. - Воскресные стихи - Михаил Лермонтов

портрет М.Ю.Лермонтова (15.10.1814-27.07.1841)

                                                   

                                                                           Приложение № 2

                                                Изображение поэта в младенчестве

Приложение № 3

                                                                             

Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты.
1837 г. Картина

                                                                                                   

Приложение № 4

Тамань. 1837 г. Рисунок М. Лермонтова

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Советы родителям в цитатах известных людей."

В данной статье собраны цитаты известных людей и практические рекомендации, которые способны помочь родителям сделать своего ребенка более успешным и уверенным и создать условия для развития творчески...

Статьи о художниках и поэтах города Находки

Это материал о интересных людях, работающих в культуре...

Статья "Неизвестный эпилог к известной войне: Вопрос монастырской колонизации Дальнего Востока после русско-японской войны"

Неизвестный эпилог к известной войне: Вопрос монастырской колонизации Дальнего Востока после русско-японской войны (оригинал статьи опубликован в сборник: Искусство, ремесло и православное ученичество...

Биографии известных художников

Биографии Б. М. Ольшанского и И. И. Левитана...

Статья "IQ или EQ? Задача с двумя известными"

   По утверждению американского психолога Дэниэла Гольмана, если раньше мерилом способностей человека был интеллектуальный  коэффициент IQ , то теперь большее значение приобретае...

Интегрированный урок по теме Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина

Интегрированный урок по теме: "Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина"...

Зима в картинах известных русских художников

Перед нами величественное изображение дремучего зимнего леса. Прошел, видимо, не один снегопад и лес хорошенько завалило снегом.  Поваленные старые стволы, и крупные ветви, и молодую поросль - ма...