Статья "IQ или EQ? Задача с двумя известными"
статья

Барковская Наталия Геннадьевна

     По утверждению американского психолога Дэниэла Гольмана, если раньше мерилом способностей человека был интеллектуальный  коэффициент IQ , то теперь большее значение приобретает эмоциональный коэффициент EQ. Это означает, что успехов в карьере, жизни добиваются чаще люди, обладающие высокими коммуникативными навыками личности, умеющие эффективно выстраивать взаимоотношения в обществе.

     Информационному обществу нужны граждане, обладающие принципиально иными качествами. Поэтому многие страны, в том числе и Россия, приступили к реформированию своих систем образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 592

Задача с двумя известными

и два способа её решения.

Учитель музыки

первой квалификационной категории

Барковская Наталия Геннадьевна.

01.05.2011 года

     По утверждению американского психолога Дэниэла Гольмана, если раньше мерилом способностей человека был интеллектуальный  коэффициент IQ , то теперь большее значение приобретает эмоциональный коэффициент EQ. Это означает, что успехов в карьере, жизни добиваются чаще люди, обладающие высокими коммуникативными навыками личности, умеющие эффективно выстраивать взаимоотношения в обществе.

     Информационному обществу нужны граждане, обладающие принципиально иными качествами. Поэтому многие страны, в том числе и Россия, приступили к реформированию своих систем образования.

      Формулируя учебные и воспитательные цели, в школе нередко создают независимые друг от друга учебно-методический и воспитательный планы. Перед учителями и учениками возникает проблема выбора: принимать участие в творческих конкурсах по плану воспитательной работы школы или усилить подготовку к урокам, предметным декадам и олимпиадам. Приоритетной считается исключительно учебная деятельность.

     По статистике, большая часть выпускников-медалистов, отличников, которые, обучаясь в школе, стремились только к интеллектуальным вершинам, немногого добились в жизни. Они трудяги, ответственные исполнители, но не более. Те же, кто вёл активную общественную деятельность,  совмещали учебную деятельность с выступлениями на сцене, занимался спортом, искусством - чаще люди успешные в личной жизни, и в работе.

     Почему, говоря об образовании, мы по-прежнему отдельно говорим об учении и воспитании? Разве обучая мы не воспитываем? А проводя интересную воспитательную игру, мы разве  ничему не учим?

     Вопрос. Нужно ли менять приоритеты, модернизируя образование и общество? Что важно в подготовке выпускника школы –IQ или EQ?

Есть два способа решения.

     Способ первый. Уверена, многие сразу ответят: «И то, и другое!».

 Удивительно, но весь современный образовательный процесс, как и в ХIХ веке, строится по схеме «учитель-учебник-ученик» и никакие инновации до сих пор её не разрушили. Да и нельзя! Ведь нужно передать знания ученикам - именно их проверяет администрация школы, городские и областные комитеты. ЕГЭ - результат работы учителя! А престиж школы?! Сколько у нас медалистов? Какие результаты в олимпиадах? Куда поступают выпускники? И какие бы дифирамбы мы не пели воспитателю, оно всегда будет падчерицей учебного процесса - «сначала уроки - потом дискотека!».

     Ответ. Существующая система не устарела, её достаточно модернизировать, не разрушая принципиально. Качество образования должно рассматриваться через призму чётких стандартов. Наша страна гордится своим высоким уровнем образования. Конечно, IQ, господа!

     Способ второй. Начнём рассуждения «от противного». Если наше общество имеет высокий уровень образования, почему оно не способно эффективно экономически и социально развивать собственную страну? Почему самые высокообразованные люди или уезжают за границу или социально не успешны?

     По утверждению многих бизнесменов, глав предприятий и организаций, сегодня им не важно, насколько прочны знания молодых специалистов, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устраивают подчас гораздо раньше, чем их усваивают люди. Им нужны специалисты, умеющие всю жизнь учиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться и самореализовываться. Информационное общество заинтересовано в гражданах, умеющих самостоятельно и активно действовать в любых жизненных ситуациях  и адаптироваться к изменяющимся условиям.

     Отсюда следующая цель образования – обеспечить приобретение человеком культурного опыта, востребованного обществом, то есть готовность и способность молодых людей нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

     Именно компетентный подход есть один из путей достижения указанной цели и конкретной модернизации системы образования в соответствии с запросами времени и общества. Совет культурной кооперации при Совете Европы (Страсбург) определяет ключевые компетенции, которые должны освоить все выпускники образовательных учреждений:

социально-политические (активная жизненная позиция в многокультурном обществе);

коммуникативные (способность эффективно общаться, сотрудничать, работать в команде);

информационные (умения поиска, отбора информации, решение профессиональных задач);

личностные (способность самоуправления, использования собственного потенциала, рефлексивные умения).

     Отсюда - необходимость пересмотра результатов образовательного процесса. Знания, которые дают школьные предметы,- это не цель, а содержание, с помощью которого воспитывается личность, обладающая вышеуказанными умениями и жизненно важными компетенциями.

     Ответ. Нужна система приоритетов - новые оценки образованности личности! Для человека ХХI века показатель IQ ценен только при наличии высокого EQ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задача с двумя известными и два способа её решения. По утверждению американского психолога Д.Гольмана , если раньше мерилом способностей человека был интеллектуальный коэффициент, то теперь большее значение приобретает эмоциональный коэффициент. Это означает, что успехов в карьере, жизни добиваются чаще люди, обладающие высокими коммуникативными навыками личности, умеющие эффективно выстраивать взаимоотношения в обществе.

Слайд 2

Информационному обществу нужны граждане, обладающие принципиально иными качествами. Поэтому многие страны, в том числе и Россия, приступили к реформированию своих систем образования.

Слайд 3

Центральным предметом экспертизы качества образования должна быть не «сумма знаний», а «сумма мышления» - то, в какой мере оказались у выпускников школы сформированы продуктивные мыслительные способности: к порождению нового знания, к работе в открытых информационных и культурных средах.

Слайд 4

По статистике, большая часть выпускников-медалистов, отличников, которые, обучаясь в школе, стремились только к интеллектуальным вершинам, немногого добились в жизни. Они трудяги, ответственные исполнители, но не более. Те же, кто вёл активную общественную деятельность, совмещали учебную деятельность с выступлениями на сцене, занимался спортом, искусством - чаще люди успешные в личной жизни, и в работе.

Слайд 5

Если наше общество имеет высокий уровень образования, почему оно не способно эффективно экономически и социально развивать собственную страну? Почему самые высокообразованные люди или уезжают за границу или социально не успешны? Сейчас нужны специалисты, умеющие всю жизнь учиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться и самореализовываться . Информационное общество заинтересовано в гражданах, умеющих самостоятельно и активно действовать в любых жизненных ситуациях и адаптироваться к изменяющимся условиям .

Слайд 6

Цель образования – обеспечить приобретение человеком культурного опыта, востребованного обществом, то есть готовность и способность молодых людей нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Школа должна быть ориентирована на формирование и развитие образовательных потребностей ребёнка. У выпускника такой школы развита система образовательных потребностей.

Слайд 7

Школа нового поколения – школа с высоким потенциалом саморазвития и самообразования. То есть импульс школьного развития находится не вне школы, а в ней самой, в тех проблемных полях, которые создаются сомой педагогической повседневностью.

Слайд 8

Нужна система приоритетов - новые оценки образованности личности! Для человека ХХ I века показатель интеллектуального коэффициента ценен только при наличии высокого эмоционального коэффициента .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм №1 решения задачи на определение массы реагирующего вещества, если известно отношение масс и масса второго вещества, взятого для реакции

решения задачи на определение массы реагирующего  вещества, если известно отношение масс и масса второго вещества, взятого для реакции...

Решение задач с помощью систем уравнений с двумя переменными второй степени.

Презентация к уроку по математике 9 класс. Задачи на совместную работу и на использование  формулы двузначного числа....

Методическая разработка урока алгебры для 9 класса по теме "Системы неравенств с двумя переменными в задачах линейного программирования"

Данная разработка может применяться как обобщающий урок по теме "Системы неравенств с двумя переменными" в 9 классе (алгебра 9 под ред. Теляковского) и как урок повторения по данной теме в 10 классе. ...

Урок ": Решение задач составлением систем линейных уравнений с двумя переменными"

Цель: развитие познавательного интереса при решении задач.Задачи: образовательная: способствовать совершенствованию полученных знаний по применению и развитию при работе с задачами, обобщить и система...

Решение задач с помощью систем уравнений с двумя переменными.

Урок изучения нового материала в 9 классе....

Органическая химия в задачах. Определение формулы вещества по известной общей формуле и массовой доли одного из элементов.

Учебная презентация и конспект урока с использованием электронно-образовательными ресурсами (ЭОР), предназначенны для первого урока при решении задач по органической химии. Рекомендуется использование...

Методическая разработка для урока-практикума по решению задач по химии «Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей»

Задачи на вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей,- традиционный компонент самостоятельных, контрольных работ по химии в 8-11-х ...