Биографии известных художников
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Анохина Наталья Юрьевна

Биографии Б. М. Ольшанского и И. И. Левитана

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл boris_olshanskiy.docx17.45 КБ
Файл i._i._levitan.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

 

Ольшанский Борис Михайлович

 

Биография Бориса Михайловича Ольшанского
(25 февраля 1956г.)
«Я отдаю предпочтение не художественному вымыслу, не фантазиям о жизни и творчестве той или иной личности, а конкретным автобиографическим фактам или свидетельствам современников.»
Б. М. Ольшанский

Биография Бориса Михайловича Ольшанского: молодые годы
Воспеватель своего родного края и всей родины и замечательный русский художник, Борис Михайлович Ольшанский, родился 25 февраля 1956 года, в Тамбове. Его родители – Михаил Федулович и Варвара Сергеевна – потомки зажиточных крестьян, которые испокон веков проживали в Тамбовской губернии. 

Любовь к крестьянским обычаям и труду проявилась еще в детстве: будущий художник очень интересовался своим родом и историей родного края и собрал внушительное количество информации. Он тренировался в рисунке и живописи, рисуя с натуры или по памяти, однако чувствовал потребность в художественном образовании. По собственному признанию, такие этюды и зарисовки явились твердой основой для будущих академических знаний. Борис Михайлович считает, что академизм не сковывает творческий потенциал, как это принято считать: «Для тех, кто не доучился – это камень на шее, который позволяет увидеть собственное несовершенство» (Б. М. Ольшанский). 

В 1980 году Борис Михайлович с отличием оканчивает художественное училище им. К.А. Савицкого в Пензе и поступает в Суриковский институт в Москве, который также успешно оканчивает в 1986 году. 

Так как учился он в книжной мастерской под руководством профессора Дехтерева, во время проживания в Москве Ольшанский работает над иллюстрациями книг, газет и журналов. По возвращению он продолжил работу в газете «Литературный Тамбов», но с началом перестройки это занятие пришлось отложить, и молодой художник вплотную занялся живописью.

В новом виде изобразительного искусства Ольшанского ожидал успех и с 1983 года он становится постоянным участником различных выставок, как на родине, так и за границей. 

В 1989 году Ольшанский вступил в союз художников СССР. 

Первая персональная выставка Бориса Михайловича состоялась в 1993 году, в Тамбовской картинной галерее, где было представлено неимоверное количество работ: более 300. Далее последовали выставки в Центральном Доме Художника на Крымском Валу в Москве. 

Молодые годы Ольшанского прошли в поиске своей индивидуальной, неповторимой темы, и хотя ему нравилась графика и иллюстрирование, он понял, что тема всей его жизни – это Древняя Русь.

Биография Бориса Михайловича Ольшанского: зрелые годы 
Главной темой в творчестве зрелого периода становится ведические времена на Руси, языческие обряды, мифы и легенды. Художник использует тот материал, который собрал еще в детстве. Его завораживают истории Древней Руси, мудрость славян и их обычаи. 

Примером для его творчества являются такие мастера исконно-русской живописи как Нестеров, Васнецов, Рябушкин, Суриков и Васильев – именно им он благодарен за то, что заставили вспомнить дохристианскую Русь. 

В 1992 году Ольшанский пишет одну из самых знаменитых и драматичных картин – «Помни имя свое». Его ругают за подражание Нестерову и Васильеву, но вслед за этим полотном появляется целая серия, посвященная забытым предкам и русским героям: «Посторонись, государь!», «Слово о полку Игореве», «Русский реквием» и другие.

В 1993, 1999 и 2006 годах художник выставляется в родном Тамбове, в 1999 и 2000 годах в Москве, а в 2007 – в Кирсанове. Успех выставок стал известен и за рубежом, и в 2001 году Ольшанский выставляет свои работы в городе Турку, в Финляндии. 

В зрелые годы важное место в творчестве Бориса Михайловича занимают полотна на исторические темы. Художник очень трепетно и в то же время щепетильно относится к выбору сюжета, композиции и деталей. С удивительной точностью он передает красоту русских костюмов и архитектуры, пользуясь как собственным опытом, так и исторической документацией. Результатом кропотливой работы стали такие картины, как: «Предание о Святославе», «Сеча на Днепре», «Слово о полку Игореве», «Пересвет на поле Куликовом». 

Помимо исторических и ведических полотен художник пишет пейзажи, отличающиеся теплыми и насыщенными красками, а также картины на античную и восточную тематику. Одной из самых выдающейся в этой серии является «Саломея» и «Даная».

В 2006 году был выпущен авторский альбом, который содержит в себе избранные работы мастера (издательство «Белый город», Москва). 

В данный момент, Борис Михайлович живет в Тамбове и работает над созданием монументальных полотен о жизни славян.

Самые известные картины Бориса Михайловича Ольшанского
Одной из самых известных картин и, пожалуй, самой драматичной из них, является «Помни имя свое» (1992). Схожий с Нестеровым стиль и атмосфера выдают в художнике уважение к аскетичности святых, а некая декоративность – попытка иконописи. 
«Русский реквием» (2000) – это схожая по композиции и отличная по технике картина. В «Русском Реквиеме» завораживает цветовая экспрессия и сильный контраст между фигурой медсестры, колючей проволокой и грозным небом, это попытка показать всю силу воли и стойкость русской женщины.
«Рождение воина», «Ночь воина» и «Вещее предание» - схожие по таинственным атмосферам картины, погружающие зрителя в фантастический сакральный мир.
Картины на историческую тематику («Предание о Святославе», «Сеча на Днепре», «Слово о полку Игореве», «Пересвет на поле Куликовом») написаны в классическом стиле, с соответствующей помпезностью момента.

Принадлежность картин Бориса Михайловича Ольшанского к художественным стилям
Все картины этого художника можно отнести и к романтизму, и к классической русской живописи, также есть присутствие декоративной монументальности. Картины Бориса Ольшанского находятся только в частных коллекциях.



Предварительный просмотр:

                                                       Введение

Красота – это радость нашей жизни.

Человек стал Человеком потому, что увидел

глубину лазурного неба, розовый разлив

вечерней зари, прозрачную дымку степных

просторов, багровый закат перед ветреным

днём… Остановись и ты в изумлении перед

красотой - и в твоём сердце расцветёт благородство.

(В.Сухомлинский)

Каждый, кто живёт в средней полосе России, не остаётся равнодушным к красоте её природы. Разве где-то есть такая же красивая берёзовая роща со стройными и высокими берёзами, заливные луга, на котором пасётся скот, цветущие ранней весной сады, поля на которых колосится рожь? Всё это я увидел на картинах И.И. Левитана.

Глядя на картины И.И. Левитана, находишь и родную берёзовую рощу, и речку, убегающую вдаль, и заброшенный пруд. Этот замечательный художник с огромной любовью и теплотой писал скромную русскую природу. В самом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека, заставляя его снова и снова возвращаться к картине. Чем больше всматриваешься в его картины, тем больше ощущаешь саму жизнь природы. Кажется, что ты вот-вот переступишь рамку картины и пойдёшь по мокрому песку к заросшему пруду, услышишь шелест листвы белоствольных берёз…

В своей работе я хочу рассказать о жизни и творчестве великого русского художника И.И. Левитана. Прочитав книги, я узнал, что родился Исаак Левитан в Литве в семье бедных, образованных евреев. Для того чтобы дать хорошее образование детям, семья переезжает в Москву. 13 лет Исаак поступил в Московское художественное училище

живописи, ваяния и зодчества. Он был умным и старательным учеником, но рано остался без родителей. Однажды за неуплату денежного взноса, Левитана исключили из училища. Товарищи, услыхав об этом, собрали нужную сумму и уплатили её финансовому инспектору.

К середине 80-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье - у него резко обострилась болезнь сердца.

В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества Исаака Ильича Левитана продолжается до 1890 года. Волжские пейзажи экспортировались на выставках передвижников в 1889-1890г. Особым успехом пользовались картины «Золотая осень. Слободка» и «Берёзовая роща».

Годы шли. Росла известность Левитана, росла любовь к нему общества. В 1898 году Левитана избрали академиком, затем пригласили преподавать пейзаж в родное Училище, из стен которого он вышел белее 10 лет назад. Левитану досталась трудная жизнь. Быстро прогрессировала неизлечимая болезнь сердца. Врачи не могли спасти Левитана, в то время не умели делать сложнейших операций на сердце. Левитан умер 4 августа 1900 года.

Со дня смерти художника прошло много лет, но его мысли, чувства, настроение мы видим на его картинах. В книге Э.И. Голубева «Беседы о русских художниках» говорится о том, что Левитан никогда не искал эффектных моментов в природе. Левитан говорил: «Что самый простой, бесхитростный мотив достоин изображения, может вырасти до большого поэтического произведения, если художник полюбил его".

Надеюсь, что моя работа заинтересует тех, кто увлекается живописью, кому не безразлична и интересна жизнь знаменитых русских художников.



 I. Детство и учёба в художественном училище

Исаак Ильич Левитан, наш великий и неповторимый пейзажист родился 18 августа 1860 года на западной окраине России в небольшой безымянной деревеньке близ железнодорожной станции Кибарты в образованной, интеллигентной, но бедной еврейской семье. Дед его был раввином. Отец Исаака также учился в раввинском училище, но Исаак отказался от пути религиозного подвижничества.

Несмотря на бедность и скудность средств, в доме Левитанов царила добрая и чистая атмосфера, благоприятная для духовного развития детей.

Шли годы, подрастали дети, родители обожали их и часто говорили друг другу : «Наши ребята умные, надо им хорошее образование дать, надо их увезти в большой город, где есть музеи, гимназии, училища. Где много культурных памятников…» В конце 1860-х годов отец перевез семью в Москву, чтобы дать детям возможность выйти в люди.

Отец надеялся, что в Москве он будет хорошо зарабатывать, но заработков, о которых мечтали супруги, не получилось. Целыми днями Илья Левитан бегал по Москве от одного банкира к другому, из дома лавочника в хоромы купца. В итоге семья еле-еле сводила концы с концами.. Тем не менее, родители чутко отнеслись к увлечению сыновей искусством . Они не возражали, когда в 1870 году старший сын Авель, а затем, в 1873 году, и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 13 лет Исаак Левитан написал прошение о принятии его в Училище.

Сначала всё шло отлично. Занятия Исааку нравились, товарищи тоже. В училище он много рисовал, и вскоре его стали хвалить чаще и больше, чем старшего брата, а затем и награждать за успехи всякий раз, когда объявляли конкурс или сдавался экзамен.

Но вот пришёл 1885 год, и посыпались несчастья на семейство Левитана, умерла его горячо любимая мать. Через два года скончался от брюшного тифа отец. Юноша тяжело переживал потерю родителей, сделался печальным и замкнутым.

В это тяжёлое время Исааку и его брату помогла человеческая доброта, прежде всего их товарищей по учёбе. Они часто устраивали чаепитие в складчину. Пичугин и Часовников покупали ему краски, альбомы для набросков, часто приносили домашних пирогов, бутерброды. Часовников боготворил Левитана. Он бережно хранил каждый левитановский набросок, а один рисунок зашил в ладанку и носил на груди в знак преданности таланту Исааку.

Однажды за неуплату денежного взноса, Левитана исключили из училища. Товарищи, услыхав об этом, собрали нужную сумму и уплатили её финансовому инспектору. Левитан вернулся на ученическую скамью, краснея и бледнея, благодаря своих спасителей.

Заметив незаурядные способности, искренность и поэтичность натуры бедного ученика, преподаватели искренне стремились облегчить его положение. Левитану чаще других учеников выдавали, пусть и скудные, но денежные пособия, кисти, краски и другие художественные предметы, а на четвертом году обучения рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора, князя Долгорукова. Но, несмотря на эти благородные усилия, средств для нормального существования все равно не хватало.

Одетый донельзя скромно, в какой-то клетчатый поношенный пиджак, коротенькие штанишки, он терпеливо ждал, когда более удачливые товарищи, насытясь у "Моисеича" расходились по классам; тогда и Левитан застенчиво подходил к "Моисеичу", чтобы попросить доброго старика подождать старый долг (копеек 30) и дать ему вновь пеклеванник с колбасой и стакан молока. В то время это был его обед и ужин.

Будущий художник искал заработков, и не отказывался ни от каких предложений. Он делал рисунки с надгробий, писал на заказ копии в галерее Третьякова, даже брался за портреты, в которых был не очень-то силён. А спал иногда на старых пыльных холстах, брошенных на чердаке.

В школьные годы Левитан числился и работал в так называемой саврасовской мастерской. Там работал ряд талантливых учеников. Мастерская Саврасова бы окружена особой таинственностью, там уже писали картины, о чем шла глухая молва среди непосвященных. Саврасовская мастерская должна была поддержать славу первой ученической выставки.

Левитану давалось все легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой. Левитан работал быстро, скоро усваивая то, на что другие тратили немало усилий. Первая ученическая выставка показала, что таится в красивом юноше. Его неоконченный "Симонов монастырь». На одной из последующих ученических выставок П. М. Третьяков приобрел в галерею небольшую картинку Левитана "Просека" ("Осенний день. Сокольники").

В 1879 году, после покушения террориста Соловьёва на Александра II, в Москве евреям запретили жить. Левитану пришлось переехать в подмосковную усадьбу Салтыковка. Он мучительно переживал, сторонился праздников, весёлых дачников. Больше любил одиночество. Позже удостоверение из училища помогло Левитану получить разрешение жить в Москве.

Пришло время писать дипломную работу, Левитан показал свой характер. Написав дипломное полотно – огромное поле, заполненное копнами сжатой ржи. Преподаватели училища предложили написать новую картину. Это предложение Левитан отверг. Такое имя Левитана, он стал известен, любим, а диплома художник не имел. В 1886 году он получил диплом «внеклассного художника».

 II. Путь к успеху

На ученических выставках Левитан имел успех. Москвичи стали охотно приобретать его картины. П.М. Третьяков не выпускал Левитана из своего поля зрения. Левитан работал с огромной энергией, изучал ландшафт в его деталях, в мельчайших подробностях. Одновременно он страстно увлекался охотой. Если он не сидел часами на этюдах, то бродил с ружьем и со своей Вестой по окрестностям Останкина. Он любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать какой-нибудь закат или восход, а когда наступала весна, "совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город, куда убегал всякий раз, как на это выдавалось хоть полчаса".

В 1885г. Левитан познакомился с А. Чеховым, дружба, которой продолжалась на протяжении всей жизни. Летом Левитан и его друг А.П. Чехов с семейством жили деревне Бабкино. Стояло чудесная пора. Исаак Ильич и Антон Павлович - заядлые грибники - пропадали в лесах.

Только к середине 80-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье - у него резко обострилась болезнь сердца. После болезни Левитан отправился в Крым. Он был очарован красотами южной природы морем, цветущим миндалем. Поездка в Крым укрепила силы. Вернувшись в Москву, Левитан поставил свои крымские этюды на Периодическую выставку, в то время наиболее популярную после Передвижной. Этюды были раскуплены в первые дни. Левитан. Он имел тогда совершенный успех, дарование его стало неоспоримым. В 1900г. Левитан стал членом Товарищества передвижных выставок. До последних дней своей жизни он был постоянным участником экспозиций.

В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества Исаака Ильича Левитана продолжается до 1890 года.

Левитан страстно любил Волгу – самую сильную, самую прекрасную реку России. Первым городком, который показался Левитану удобным для творческой работы, оказался Васильсурск. (Васильсурск расположен на самой границе Нижегородской области с республикой Марий Эл на правом берегу реки Волга при впадении в неё реки Сура. За красивый пейзаж эти места назвали Волжской Швейцарией. В посёлке и его окрестностях много достопримечательностей. Дубовая Петровская роща, по преданию посажённая ещё Петром Первым ) Там он писал голые ещё, весенние деревья, бурую землю, только что освободившуюся от снега, небо, водные просторы, в которых отражалось это небо. Волжские пейзажи экспортировались на выставках передвижнико1889-1890г. Особым успехом пользовались картины «Золотая осень. Слободка» и «Берёзовая роща».

 III. Последние годы жизни

Годы шли. Росла известность Левитана, росла любовь к нему общества. В те годы каждое появление картины Левитана было его торжеством. В 1898 году Левитана избрали академиком, затем пригласили преподавать пейзаж в родное Училище, из стен которого он вышел белее 10 лет назад.

Левитан никогда не забывал свою бедную юность, не забывал, как доброта товарищей помогла ему выжить и выучиться. Если профессор Левитан видел, что кто-то из его учеников пишет дешёвыми малярными красками, тихонько давал деньги на покупку масляных красок. Если замечал бедный, истощённый вид студента – находил возможность подкормить, помочь так, чтобы об этом не судачили.

Левитану досталась трудная жизнь. Бедность, нужда, терзавшие художника в детстве и юности, преследования царских чиновников и полиции подточили его здоровье. Известность, достаток, творческая свобода пришли к нему поздно – он бал уже безнадёжно болен. Быстро прогрессировала неизлечимая болезнь сердца. Врачи не могли спасти Левитана, в то время не умели делать сложнейших операций на сердце. Любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая помогла ему жить и творить. И вот именно в этот период, в середине девяностых годов, Левитан создаёт свои самые жизнерадостные картины. Однако болезнь прогрессировала. Картина «Озеро» стала лебединой песней художника. Левитан умер 4 августа 1900 года.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сеченовская средняя школа

Проект

«Жизнь и творчество И. И. Левитана»

                                                                                                                              Проект выполнил:

                                                                                                        ученик 8 «Г» класса

                                                                                                             Раззаи Али

                                                                                                                Руководитель проекта:

                                                                                                               Анохина Н. Ю

                                                                         Сеченово                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов на уроках литературы на материале биографии известных писателей

Текстовый вариант мастер-класса. В этой работе я обобщила приемы работы на уроках знакомства с биографией писателей. Как сделать урок изучения биографии интересным? Не секрет, что ученики не любят так...

Биография Киселевского художника Селищева М.Г.

Этот материал я использую на уроке, как региональный компонент. Это наш самый извесный художник в городе. На его примере можно показать каких высот можно добиться в изображении родного края....

Биографии известных русских писателей и поэтов XIX - XX вв.

        В данном разделе представлены основные вехи биорафии и творчества известных русских писателей и поэтов XIX - XX вв., занимательные факты их творческой биографии....

Он мог бы стать известным художником

Сценарий беседы-презентации к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтовадля участников художественных коллективов...

Краткая биография нашего известного земляка в школьной стенгазете, посвящённой 95-летию Ф.А.Абрамова

Школьная стенгазета, посвящённая 95-летию со дня рождения Ф.А.Абрамова...

Биография, Цитаты известных людей, Воспоминания современников о Л.Н.Андрееве

Биография, Цитаты известных людей, Воспоминания современников о Л.Н.АндреевеУрок Литература...

«Биографии известных людей»

Предметы: английский язык, литератураКласс: 6Количество учебных часов: 5Раздел учебной программы:Литература: «Сообщение о жизни и творчестве писателя (практикум)».Программа по литературе 5...