Дополнительное образование, как пространство для формирования духовных основ русской культуры.
материал на тему

Антонова Татьяна Анатольевна

Доклад: Дополнительное образование, как пространство для формирования духовных основ русской культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Дополнительное образование, как пространство для формирования духовных основ русской культуры.

Давно известно всем на свете                                                                                     Искусство русских мастеров.                                                                                                        В них — красота родной природы,                                                                                                  И мудрость древняя веков.

Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка — гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа.                                                                                       Система дополнительного образования детей, имеет широкие возможности  приобщать ребенка к духовным ценностям, воспитывать в нем высокую нравственность, ориентировать его на социально-значимую деятельность.        Художественно-эстетическое воспитание  является одним из ключевых условий развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей, способной понимать их и стремиться сохранить посредством индивидуальной художественно-творческой деятельности.         Так как художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования детей является массовым, его основная цель заключается не формирование музыканта, танцора, художника и т.д., а воспитание личности, осуществляемое средствами искусства. Педагог дополнительного образования, являющийся профессионалом в определенном виде искусства, вводя в нее детей и подростков, может создать более благоприятные условия для обогащения их внутреннего мира, приобщения к ценностям отечественной и мировой художественной культуры, формирования духовных и нравственных качеств. Познавательные возможности различных направлений художественно-эстетической деятельности делают совместные с педагогом творческие занятия особенно эффективными для развития личности.          

       В настоящее время художественно-эстетическое воспитание в системе дополнительного образования детей решает социально значимые вопросы детской занятости и организации досуга. В силу своих преимуществ: разнообразия сфер деятельности, индивидуального подхода к личности учащегося, дополнительное образование предоставляет детям и подросткам более широкие, чем школьное образование, возможности для самоопределения, осмысления жизненных и профессиональных интересов. Проникновение культуры в образование предполагает такую организацию воспитательно-образовательного процесса, который направлен на создание условий эмоционального комфорта и удовлетворение культурных потребностей детей, развитие их духовного потенциала,  художественно-творческих способностей, что в итоге приводит к формированию основ культуры ребенка.

Дополнительное образование  учит детей и подростков культуре проведения досуга. Организация свободного времени - один из  элементов культурного наследия, который также передается из поколения в поколение в практике образования. От предпочтений учащихся в выборе своих увлечений напрямую зависит формирование их личностных, гражданских и нравственных качеств.                                                                               Художественно-эстетическое воспитание детей и подростков может успешно осуществляться, если в его основе лежит художественное обучение, что особенно актуально для дополнительного образования. Культура выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе.                                                                              Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Сейчас Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное обрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице — дети окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. А это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой.                                                                                        Народное творчество должно быть широко включено в быт и деятельность детей. Ведь изучение народной культуры — источник знаний о действительности человека и средство формирования важнейших понятий о добре и зле. Народная культура учит видеть мир глазами своего народа. Необходимо приобщать детей к народной культуре, ведь у современных детей недостаточно сформированы представления о культуре своего народа. Дети недостаточно проявляют творческую активность. И тем не мене эмоционально заинтересованы в изучении культуры своего народа.

Интерес детей к традициям и обычаям, героическим событиям прошлого своей Родины закономерен, но его надо развивать и закреплять.

По словам академика Д. С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, живописи. Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Таким образом, в настоящее время в современном образовании остро встает вопрос о необходимости изучения русской народной культуры, как источника традиций, духовности, фундаментальной основы развития личности в современном обществе.

В  объединениях нашей направленности дети знакомятся  с отдельными обрядами и обычаями русского народа, с основными праздниками календарного круга, а также с народными театрализованными представлениями, сопровождающими эти праздники. Освоение традиционного пения, хореографии происходит в естественной среде фольклорного праздника через непосредственное участие в нём детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательного пространства по формированию духовно-нравственных ценностей школьников

Мы убеждены, что духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности, что о...

Презентация опыта "Организация образовательного пространства по формированию духовно-нравственных ценностей школьников"

Мы убеждены, что духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности, что о...

Гуманитарное образование, как пространство для формирования ценностного отношения к Человеку.

Статья содержит материал о специфике гуманитарного образования в современных условиях. Роль гуманитарного образования в формировании личности ученика. Предметы гуманитарного цикла....

Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования. Работа над созданием методического объединения «Центр “Диалог культур”»

Анализируя возможности органичного включения духовно-нравственного воспитания детей в систему дополнительного образования, мы придерживаемся следующие позиции:Дополнительное образование детей «строитс...

Формирование теоретических основ физической культуры личности учащихся второй ступени обучения.

Научная новизна работы заключается в том, что теоретически и практически представлено обоснование методики формирования знаний  у учащихся  второй ступени обучения на уроках физической культ...

Родительское собрание "Дополнительное образование как пространство успешной социализации ребенка"

Формы проведения родительского собрания в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом....