Создание ситуации успеха на уроке в ДМШ
статья на тему

Близнюк Елена Владимировна

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Успех в учебной деятельности является одним из важнейших условий адаптации в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_situatsii_uspekha_na_uroke_v_dmsh.doc57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Создание ситуации успеха на уроке в ДМШ

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе.

С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. Естественными в этом случае должны быть и словесные, поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

При попытке понять, как развивается мотивация достижения успехов у детей младшего школьного возраста, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Было показано, что у человека с достижением  успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Оба они как противоположно направленные тенденции формируются в ведущих для детей данного возраста видах деятельности: для дошкольников – в игре, а у младших школьников – в обучении.

Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Это обстоятельство принимается  в расчет в некоторых педагогических работах, где рекомендовано в начальных классах не использовать отметок, особенно низких, чтобы не вызвать у детей тревожность и беспокойство, связанные с развитием и функционированием мотива избегания неудачи.

Выделяют несколько основных типов ситуации успеха: неожиданная радость, общая радость, радость познания.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.

Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

Последним типом ситуации успеха является радость познания.

Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:

1.Снятие страха - Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

2. Авансирование успешного результата - Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в его силах и возможностях.

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности - Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

4. Внесение мотива - Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

5. Персональная исключительность - Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение - Побуждает к выполнению конкретных действий.

7. Высокая оценка детали - Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

Уже в первые годы жизни, ребенок узнает о мире необычайно много. Он располагает определенными сведениями об окружающем мире и, как правило, чувствует себя достаточно приспособленным к нему. В какой бы среде он ни находился, он с оптимизмом смотрит в будущее. Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Лишь школа может сделать из него неудачника.

Поначалу большинство детей интуитивно осознают себя полноценными личностями независимо от того, в какой семье растут и каково их окружение. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, бедность, но и школу, и ее методы обучения.

Образование сегодня - не столько приобретение знаний, умений, навыков, сколько упорядоченный способ присвоения ребенком культурных ценностей. Особенно злободневной является проблема воспитания чувств, так как на фоне общего повышения образованности мы видим отставание в темпах развития нравственного сознания от роста знаний. Еще К.Д.Ушинский предупреждал, что общество, преимущественно заботящееся об образовании ума, совершает "большой промах", ибо человек "более человек в том, как он чувствует, чем в том, как он думает". Выдающиеся педагоги прошлого считали, что музыка – это могучий стимулятор мысли, без него невозможно полноценное развитие ребенка. Следуя традиционному принципу учреждений дополнительного образования – принципу доступности, массовости обучения, Детская музыкальная школа должна развивать творческие способности детей разной степени одаренности, делая акцент на том, что неспособных детей нет. Главная задача состоит в музыкально-педагогическом приобщении каждого из учащихся к богатым музыкальным традициям и к тем из новых музыкальных идей, которые исключают пошлость, цинизм, безграмотность. Важную роль в этом играют коллективные виды творчества: коллективное музицирование; ансамблевое, хоровое пение; индивидуальный подход к обучению игре на разных инструментах. Совместные концерты учащихся и преподавателей формируют духовный мир детей, стремление к добру, красоте, человечности.

 Детские музыкальные школы работают в направлении создания условий для успешности, максимального развития личности ребенка с учетом ее интересов, способностей, творческого потенциала, самореализации в социальной среде, труде, учебе, личной жизни. Главный смысл деятельности педагога школы состоит в том, чтобы каждый ребенок был успешен, это способствует развитию уверенности ребенка в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости. Основным механизмом в решении этой задачи становится ситуация успеха.

         Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние ребенка, изменить ритм и стиль его жизнедеятельности, взаимоотношений с окружающими. Безусловно, большое внимание при этом уделяется этической, нравственной стороне успеха (своим успехом я обязан окружающим, мой успех – это результат упорного труда, мой успех не является препятствием для других школьников и т.д.). Таким образом, состоявшийся успех предусматривает оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В этом случае ситуация успеха является своеобразным «пусковым механизмом» дальнейшего развития личности ребенка. Если школьник не имеет успеха в различных видах деятельности, в общении со сверстниками, в разрешении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то у него могут возникнуть проблемы при вхождении во взрослую жизнь. Следовательно, необходимым условием развития личности, ее защищенности, психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного коллектива, создание доброжелательной атмосферы в классе. Опыт, среда дополнительного образования могут, на наш взгляд, создать условия для развития и формирования потребностей и способностей каждого школьника, что позволяет сделать более успешной, результативной и эффективной деятельность, которая является значимой для ребенка и педагога.

Показателем эффективности работы преподавателя музыкальной школы служит конечный результат - это публичное выступление, которое стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает ощутить значимость своего труда и увидеть его результат. Наряду с академическими выступлениями дети принимают активное участие в фестивалях, конкурсах, общешкольных и классных концертах для родителей, где дается возможность выступить абсолютно всем детям независимо от их музыкальных способностей. Всё это способствует оживлению учебного процесса, росту интереса, расширению рамок репертуара юных исполнителей.

Важнейший принцип организации учебного процесса - уважение к личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Требовательность является своеобразной мерой уважения личности ребенка. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, её воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективна, целесообразна, продиктована потребностями учебного процесса, задачами всестороннего развития личности.

В практической работе нужно делать требовательность гибкой, индивидуализированной. Опыт показывает, что нецелесообразно требовать выполнение тех или иных задач в категоричной форме по отношению к дисциплинированному школьнику и в мягкой - по отношению к ленивому и безответственному. Требовательность, какой бы справедливой она ни была, не принесёт пользы, если она не рассчитана на определённый уровень развития личности ученика. Ребенку, как и взрослому, необходимо время от времени «обеспечить успех», который будет стимулировать его к дальнейшей деятельности.

Основные первоначальные усилия педагога направлены на создание доброжелательной окружающей среды, в которой ребенок освобождается от соревновательного стресса с другими учениками, от отрицательной критики и сарказма, что помогает юному исполнителю достичь высшего уровня исполнения в пределах своих способностей. Через игровую форму дети приучаются получать удовольствие, работая старательно, как обычно бывает, когда они делают что-то с большим желанием; тем самым воспитывается внутренняя дисциплина.

Одновременно с этюдами, гаммами и трудными пьесами, которые способствуют усвоению различных навыков, обязательно нужно задавать так же и лёгкие пьески, которыми ученик свободно и легко овладевает, что укрепляет уверенность в своих силах, вызывает желание работать и воспитывает у учеников с самого начала целеустремлённость, привычку добиваться намеченной цели и приучает преодолевать трудности.

Мы преследуем цель - сделать музыку достоянием не только одаренных детей, но и всех, кто ей обучается. Слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!» - можно поставить эпиграфом к работе преподавателя ДМШ. Выявляя в ученике положительные качества, мы как бы предвосхищаем процесс становления и возвышения личности. Если ученик добивается успеха в преодолении трудностей, переживает радость, внутреннее удовлетворение, в нём укрепляется уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Эти успехи усиливаются, если их замечают и отмечают педагоги и коллектив сверстников.

Одним из главных принципов современной методики преподавания является недопустимость психологического давления на ученика. В педагогике не должно быть насилия. С точки зрения преподавания - авторитарный подход неприемлем. Преподаватель обязан сохранить у детей желание учиться, стараться наладить психологический контакт с учащимися. Обучение ребенка не должно быть принудительным, иначе оно неэффективно и мешает гармоничному развитию личности, поэтому очень важно добиться, чтобы желание работать старательно исходило от самого ребенка. Целью каждого урока должно быть познание музыки через исполнение на инструменте. Важно помнить, что настоящая продуктивная работа возможна лишь тогда, когда существует взаимное уважение друг к другу.

В своей практике нужно применять такие методы обучения, которые соответствуют возрасту, интересам, способностям и характеру определённого ученика. Осознание ребёнком своего успеха в игре на музыкальном инструменте и ожидание перспектив его развития являются могучим источником нравственного достоинства, моральной стойкости в преодолении трудностей. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Успех в учебной деятельности является одним из важнейших условий адаптации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Создание ситуации успеха на уроке"

Презентация к педагогическому совету "Создание ситуации успеха на уроке"...

«Создание ситуации успеха на уроках математики»

Если ученик в школе не научился сам ничего...

Создание ситуации успеха на уроке английского языка

Ситуация успеха- очень важный фактор стимуляции общения на уроке. Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке. Принцип...

Создание ситуации успеха на уроке географии

Творческий отчёт по теме: " Создание ситуации успеха на уроке географии-один из способов формирования и повышения учебной мотивации....

Создание ситуации успеха на уроке - один из способов формирования и повышения мотивации учебной мотивации

Без  знания географической номенклатуры  невозможно представить изучение географии как учебного предмета. Практические работы с  позволяют ученикам свободно ориентироваться на географич...

Презентация к выступлению на педсовете: "Создание ситуации успеха на уроках математики"

Презентация к выступлению на педсовете: "Создание ситуации успеха на уроках математики"....

Создание ситуации успеха на уроках математики

Большинство людей относятся к математике как к трудной, неинтересной и недоступной науке, без которой вполне можно обойтись.   Перед учителем математики стоит задача – управлять учебной деят...