Танцевальный каприз - Образовательная программа
рабочая программа на тему

Образовательная программа "Танцевальный каприз" предназначена для детей от 5 до 9 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tantsevalnyy_kapriz.doc297.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Образовательная программам дополнительного образования детей «Танцевальный каприз» относится к  художественно – эстетической направленности. По характеру деятельности - специализированная, по форме организации – интегрированная, по цели обучения - развивающая  художественную одаренность, по времени реализации рассчитана на 4 года обучения,  и направлена на овладение воспитанниками азами хореографии. Программа составлена на основе типовых программ по классическому и современному танцу.

     Актуальность. В наше время, которое принесло нам не только достижения технического прогресса,  облегчившую нам жизнь, но и массу проблем, затрудняющих ее: кризисы и катастрофы, рост уровня агрессии в реальной жизни и на телевизионных экранах, дети являются самой незащищенной и уязвимой частью общества, полностью зависящей от взрослых. В этой социально-экономической ситуации, ведущей целью образования, становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.

         Сложившаяся  в России  система  дополнительного  образования  детей обладает уникальным потенциалом развития  разнообразных способностей  обучающихся. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна  быстро и точно  реагировать на образовательный запрос семьи, создавать устойчивую культуросообразную среду развития, формировать  осознанную гражданскую позицию.

           Дополнительное образование – это система, максимально приспосабливающаяся к запросам и потребностям детей, меняющая их уклад жизни, обогащающая жизнь детей новыми социальными связями, ценностями, жизненными ориентирами, обеспечивающая психологический комфорт для всех обучающихся, личностную значимость каждого, дающая шанс открыть себя как индивидуальность, представляющая возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе, побуждающая детей к саморазвитию и самовоспитанию, самооценке и самоанализу, сочетающая индивидуальные и коллективные формы, которая формирует определенную концепцию восприятия мира, активного проживания, реализуя себя в нем, превращая основные ценности жизни и культуры в собственные ценности, вырабатывающая стремление и умение эти ценности преумножать.

          Именно в дополнительном  образовании возможно обеспечение  индивидуального  темпа продвижения по образовательному маршруту для любого уровня  интеллектуального развития детей. Максимальное использование  технологий личностно-ориентированного подхода способствует высокой востребованности дополнительного образования во всем многообразии его направлений.

    На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.  Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида     искусства. Занятия хореографией в условиях жизни современного общества является актуальным и зачастую необходимым направлением деятельности для каждого человека, поскольку именно хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошли длительный отбор и, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представления об актерском мастерстве и сценической выразительности.

Таким образом, влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. Образовательная программа дополнительного образования детей  по хореографии  заключается в создании условий:

  • для наиболее полной самореализации личности, ее способностей и возможностей, самовыражения и самораскрытия;
  • направленных на развитие ведущих видов деятельности, учитывающих индивидуальные, характерологические и психофизиологические особенности обучающихся;
  • ситуации развития, при которой обеспечены все фазы становления личности (адаптации, индивидуализации, интеграции) на каждом возрастном этапе;
  • на развитие мотивации детей к познанию и творчеству.

Это способствует личностному развитию обучающихся в процессе хореографической подготовки.

       Новизна программы в том, что в ней объединяются различные направления танца, позволяя формировать общее миропонимание как взаимосвязанную, интегрированную целостность. Это делает ее более привлекательной для большего количества детей. Образовательная программа дополнительного образования детей  по хореографии работает  направлениях:

  • Основой для изучения хореографического искусства является классический танец с его веками выверенной методикой подготовки танцовщика. Классический танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение.
  • Эстрадный танец - близок и понятен детям. В этом стиле можно бесконечно варьировать, сочинять, учитывая возможности, особенности темперамента обучающихся, максимально выявляя индивидуальные возможности каждого.

Педагогическая целесообразность. Познакомив обучающихся с искусством хореографии, дав возможность ребенку попробовать себя в различных направлениях, мы тем самым  открываем более широкие перспективы для самоопределения и самореализации. В связи с этим данная программа способствует освоению обучающимися универсальных учебных действий, что создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей не только в рамках данного направления деятельности. 

Программа позволяет развивать обучающихся  в следующих универсальных учебных действиях:

Личностных  - направлены на овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, а также освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля, формирование знаний о собственном здоровье, экологической культуре, об основах безопасности жизнедеятельности обучающихся.  

Регулятивных - способствуют развитию  действий, обеспечивающих организацию собственной образовательной деятельности   в рамках хореографии через способность:

-  постановки цели с учетом уже изученного материала;      

- планирования с ориентацией, как на промежуточный, так и конечный результат;

- прогнозирование с учетом индивидуальных образовательных и физиологических возможностей;

- коррекция собственной деятельности с учетом ранее поставленных целей и запланированных результатов;

- оценка качества усвоенных знаний и приобретенных умений.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Познавательных - представляют совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включают элементы логической, методологической, проектной деятельности в области хореографии. Формируются знания и умения организации, анализа, рефлексии и самооценки собственной учебно-познавательной деятельности.

В процессе развития учебно-познавательных компетенций обучающие смогут овладеть:

- элементами классического и эстрадного экзерсиса;

 - элементами партерной гимнастики,

а также техникой исполнения:

- классического танца;

- эстрадного танца.

Коммуникативных - формируются как в процессе образовательного процесса, так и вне его посредством реальных объектов коммуникации. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся  направлено на развитие:

- навыков работы в группе, коллективе;

- навыков овладение различными социальными ролями;

- навыков активной позиции в коллективе.

Таким образом, развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий позволяет в целом повысить результативность образовательно – воспитательного процесса.

Цель программы: формирование у детей знаний, умений, навыков средствами хореографии

Задачи программы

Образовательные:

  • дать первоначальные знания основным направлениям в области хореографии (классический танец, партерная гимнастика);
  • обучить технике выполнения движений классического экзерсиса лицом к танцевальному станку и на середине зала;
  • обучить практическому применению теоретических и практических знаний.

Развивающие:

  • способствовать развитию умственной и физической работоспособности в самостоятельной работе;
  • сформировать приемы сценической выразительности и актёрского мастерства;
  • сформировать профессиональные навыки в концертной деятельности.
  • способствовать развитию интереса к миру танца;
  • развить навыки самостоятельной и творческой деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать навыки общения в творческом коллективе;
  •  воспитывать чувства ответственности, коллективизма и трудолюбия.
  • воспитывать  чувство патриотизма;
  • воспитывать ответственность и добросовестное отношение к начатому делу.

Отличительные особенности программы

         В содержании программы творчески переработан опыт примерных программ по обучению детей азам хореографии, таких как «Основные элементы классического танца» / Автор-составитель М. В. Смирнова, «Са–фи–дансе» / Автор-составитель Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина, «Основы классического танца» / Автор-составитель А. Я. Ваганова, «Ритмика и хореография» / Автор – составитель Н. И. Бочкарева.

       Структура программы для 1 – го года обучения включает в себя следующие разделы

1 раздел

Азбука музыкального движения

2 раздел

Общеразвивающие упражнения

3 раздел

Партерная гимнастика

4 раздел

Игры на занятиях

5 раздел

Танцевальные этюды

6 раздел

Стретчинг

7 раздел

Репетиционно – постановочная деятельность

     Для второго, третьего и четвертого годов обучения в структуру программы добавляются следующие разделы «Кросс», «Основы классики» и «Танцевальное творчество». Значительный объем содержания программы способен обеспечить многогодичность и вариативность ее реализации в работе с детьми. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу повторения и расширения объема знаний. Сложность образовательных задач программы дифференцируется по годам, учитывая последовательность и систематичность, а также индивидуальность в творческом развитии личности ребенка.

            Отличительной особенностью данной программы является введение в учебно–тематический план самостоятельных разделов: «Стретчинг», «Танцевальное творчество», а так же проведение контрольных занятий в нетрадиционной форме. Все разделы программы реализуются в течение года.

Условия реализации программы

      В ЦДО имеется танцевальный зал, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.

       Для организации и проведения занятий танцевального коллектива необходимо:

- просторное, хорошо проветренное помещение, оборудованное специальными станками и зеркалами;

- наличие технических средств обучения (магнитофон, DVD);

- обеспечение учебного процесса специальным инвентарем (гимнастические коврики, палки, скакалки);

- форма одежды на занятиях хореографией должна не сковывать движений, быть удобной, красивой.

Форма и режим занятий

Многим кажется, что танцевать также легко, как ходить. Это мнение обманчиво. Для овладения искусством танца нужно обладать определенными способностями. И поэтому при приеме детей в танцевальный коллектив обращаю внимание на внешние сценические данные ребенка и его профессиональные возможности, такие как музыкальный слух, выворотность ног, танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок.

      При приеме в танцевальный коллектив проводятся собеседования с детьми и их родителями, принимается заявление от родителей (лиц их заменяющих). Необходимо также заключение врача поликлиники об отсутствии противопоказаний к занятиям. Состав группы обучающихся постоянный. Смена части коллектива происходит по причине болезни, перемены места жительства или изменения интереса детей.

     Образовательная программа «Танцевальный каприз» предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.  

 Рассчитана программа на  4 года обучения:

Дошкольное образование. 1 год обучения – дети 5-6 лет;

Начальное образование.  2 год обучения  - 7-8 лет;                          

                                            3 год обучения – 8-9 лет;

                                            4 год обучения – 9-10 лет;

         Группы воспитанников комплектуются в соответствии с санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами для учреждений дополнительном образовании. Занятия  1 года обучения  проходят 2 раза в неделю по 1 часу (72 часа в год); занятия 2 года обучения проходят 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год), занятия 3,4 года обучения проходят 2 раза в неделю по 2,3 часа в неделю  (180 часов в год).

     Занятия танцевального коллектива предусматривают  следующие формы проведения:

1. Индивидуальные: работа над сольной партией в танце, работа над сольным танцевальным номером (над его эмоциональной и технической составляющей), над комплексом стретчинга;

2. Групповые: постановка танцев на малое количество участников, работа над групповыми партиями в танцевальных постановках, стретчинг в парах, работа группами над творческими заданиями;

3. Фронтальные: классический экзерсис у станка и на середине зала, кросс, комплекс общеразвивающих упражнений и партерная гимнастика, музыкальные игры, выступления.    

     В группах неизбежно происходит дифференциация обучающихся по «успеваемости». Отставание или резкое опережение в освоении программы часто служит источником ослабления интереса ребенка к деятельности творческого объединения. Основой поддержания интереса к практической работе является постановка перед каждым обучающимся сложных, лично для него, но вполне решаемых конкретных задач.                          

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

На первом году обучения дети приобретают:

Знания:

-  различные характер и темп музыки;  

 - иметь представления о характере музыки, выразительности исполняемых танцев.

 Умения:

- уметь строиться в линии, колонну, две, пары, круг;                                          

- уметь выполнять движения: танцевальный шаг, притопы, галоп, бег, подскоки, приставные шаги;                                                                                    

На втором году обучения дети приобретают:

Знания:

- знать 6 позиций ног, все позиции рук;

- знать основные танцевальные рисунки (круг, колонна, диагональ, клин);

- знать правила исполнения классических упражнений лицом к станку;

Умения:

- уметь различать музыкальный темп (быстрый, медленный, умеренный),     характер музыки;

- выполнять общеразвивающие и партерные упражнения по программе;

- уметь выполнять подражательные движения, передающие образы животных, сказочных персонажей;

На третьем году  обучения дети приобретают:

Знания:

- знать правила исполнения  ОРУ, партерные упражнения, движения по кроссу;

- различать в музыке сильную и слабые доли;

 Умения:

 - уметь определять и передавать в движении элементы музыкальной грамоты; характер музыки, темп;

- исполнять движения классического танца лицом к станку;

- уметь выразительно исполнять программные танцы, игры, этюды;

- уметь импровизировать движения на заданную тему;                                                                            

На четвертом году  обучения дети приобретают:

Знания:

- знать основные классические термины;

- знать правила перестроения из одного танцевального рисунка в другой, не нарушая гармонию танца;

Умения:

- уметь определять жанры музыки;

- владеть методикой исполнения классических упражнений лицом к станку;

- качественно исполнять общеразвивающие и партерные упражнения, движения по кроссу;

- уметь эмоционально и технично исполнять программные этюды и танцы;

- уметь применять, полученные на занятиях, знания для творческих, самостоятельных работ.

                         Формы подведения итогов реализации программы

     Усвоение программы отслеживается на итоговых контрольных занятиях по всем разделам, завершающих цикл обучения в конце учебного года. Формы итоговых занятий: урок творчества «Клуб веселых человечков», урок–путешествие «Путешествие в Играй – город», урок-соревнование «Спортивный фестиваль», урок творчества «Цветик-семицветик».

Учебно – тематический план 1-го года обучения

п/п

               Наименование разделов, тем

         

   Количество часов

теория

практика

всего

1.

Введение

  1.  Вводное занятие

    1

     1

    2

2.

Азбука музыкального движения

2.1 Характер музыкального произведения

2.2 Ритмический рисунок

2.3 Ориентация в пространстве

2.4 Строение музыкального произведения

4

1

1

1

1

     5

3.

Общеразвивающие упражнения

3.1 Комплекс упражнений по совершенствованию опорно – двигательного аппарата и всего организма

     11

11

    11

4.

Партерная гимнастика

4.1 Понятие о «партерной гимнастике»

4.2 Комплекс упражнений партерной гимнастики

1

1

10

     10

    11

5.

Игры на занятиях

5.1 Музыкальные игры

5.2 Развивающие игры

10

5

5

    10

6.

Танцевальные этюды

6.1 «Роли – боли» (на месте)

6.2 «Помощники»

6.3 «Поезд» (на месте)

6.4 «Улыбка»

8

2

2

2

2

8

   

7.

Стретчинг

7.1 Понятие о стретчинге

7.2 Упражнения стретчинга

7.3 Стретчинг в парах

1

1

9

5

4

    10

8.

Итоговое контрольное занятие

8.1. «Клуб веселых человечков»  

1

1

1

     

9.

Репетиционно-постановочная работа

 9.1. Постановочная  работа

9.2. Репетиционная работа

15

       5

10

     15

Всего

3

69

72

                               

Содержание программы 1-го года обучения

1 раздел. Введение – 2 часа.

Тема 1.1. «Вводное занятие» - 2часа

Теоретическая часть. Ознакомление детей с различными видами танцев (народные, бальные, классические, спортивные, современные). Знакомство с правилами поведения в ЦДО, на занятиях, с правилами техники безопасности на занятиях. Сбор сведений о кружковцах.

Практическая часть. Отбор детей в танцевальный коллектив. Знакомство с детьми (игра «Снежный ком»), ознакомление с программой обучения на год, с формой одежды на занятиях. Выполнение творческих заданий под музыку.  

  1. раздел. Азбука музыкального движения (АМД)  – 5 часов

Тема 2.1. «Характер музыкального произведения» - 1 час

Теоретическая часть. Прослушивание различных по характеру музыкальных произведений (быстрых, медленных, спокойных) – определение детьми

Практическая часть. Выполнение танцевальных движений в разных темпах, переключение с одного темпа на другой. Исполнение танцевальных шагов в разных образах. Игры «Тихо – громко», «Образные шаги».

Тема 2.2. «Ритмический рисунок» - 1 час

Теоретическая часть. Дать понятие о ритме в музыке. Прослушивание музыкальных отрывков, запоминание их ритма для воспроизведения.

Практическая часть. Воспроизведение ритма музыки хлопками, прихлопами, притопами. При помощи шагов, бега передавать заданный преподавателем ритмический рисунок. Игры «Горошинки», «Эхо», «Ходьба с заданиями».

Тема 2.3. « Ориентация в пространстве» - 1 час

Теоретическая часть. Дать понятие о танцевальных рисунках. Объяснить, что такое колонна,1 линия, 2 линии, 3 линии, круг, пара.                                                                                             Практическая часть. Показ всех вышеперечисленных танцевальных рисунков в зале. Перестроение из одного рисунка в другой. Маршировка в разных ракурсах зала. Игры «Трансформеры», «Солдаты», «Перестроение».

Тема 2.4. «Строение музыкального произведения» - 1 час

Теоретическая часть. Дать понятие о вступлении, запеве, припеве, проигрыше в песне и музыкальном произведении.

Практическая часть. Исполнение танцевальных движений в зависимости от смены частей и фраз произведения. Игра «Песенка – чудесенка».

3 раздел. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) - 11 часов

Тема 3.1. «Комплекс упражнений по совершенствованию опорно – двигательного аппарата и всего организма в целом».

Теоретическая часть. Объяснить необходимость выполнения общеразвивающих упражнений. Рассказать и показать какие мышцы тела работают при выполнении различных упражнений.

Практическая часть. Показ и выполнение общеразвивающих упражнений.             Упражнения для головы («Часики», «Гуси», «Орлы»).                                    Упражнения для рук и плечевого пояса («Змейки», «Ножницы», «Силачи», «Сигнальщики», «Незнайка», «Птицы», «Куклы», «Шарик»).                                                   Упражнения для корпуса ( «Варвара», «Часы», «Насосы», «Цветок»).                                                                              Упражнения для ног ( «Цапля», «Пружинка», «Зайцы», «Ножницы», «Прыжки»).                                                                                                      Упражнения без музыки ( «Считалочка», «Шалтай – Болтай» ).

  1. раздел. Партерная гимнастика - 11  часов           

Тема 4.1. «Понятие о партерной гимнастике» - 1 час

Теоретическая часть. Дать понятие о «партере». Рассказать  какие разные исходные положения могут быть у партерных упражнений. Объяснить какие мышцы тела работают при выполнении различных упражнений.

Практическая часть. Показ всего комплекса партерных упражнений из различных исходных положений.

Тема 4.2. « Комплекс упражнений партерной гимнастики» - 10 часов

Теоретическая часть. Объяснить важность выполнения упражнений в партере.

Практическая часть. Выполнение упражнений в партере.

Упражнения сидя («Пловцы», «Цапля», «Наши ножки», «Отгоняем волны», «Греем ножки»)

Упражнения лежа на спине («Гигантские шаги», «Свечка», «Велосипед», «Ножницы»)

Упражнения лежа на животе («Лодочка», «Кобра», «Флажок»)

Упражнения стоя на коленях («Кошечка», «Мостик», «Кошечка греет спинку на солнышке»)

  1. раздел. Игры на занятиях – 10  часов                   

Тема 5.1. «Музыкальные игры» - 5 часов

Теоретическая часть. Объяснить, что эти игры исполняются только под музыкальное сопровождение. В них передаются впечатления от окружающего мира, душевное состояние, настроение. Эти игры обогащают эмоциональный мир ребенка. Разъяснить правила игры.

Практическая часть. Игры «Зоопарк», «Театр», «Разминка для лица», «Магазин игрушек», «Угадай животное», «Море волнуется», «Тень».

Тема 5.2. «Развивающие игры» - 5 часов                                                               Теоретическая часть. Эти игры направлены на развитие познавательных функций ребенка: воображение и фантазию, внимание и наблюдательность,  

произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами.

Практическая часть. Игры «Мячики со словами», «Кто как сидел», «Звукоуловители», «Угадай кто это», «Превращение карандаша».

  1. раздел. Танцевальные этюды – 8 часов

Тема 6.1. «Роли – боли» (на месте) – 2 часа

Теоретическая часть. Показ и объяснение танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда эмоционально и технично.

Тема 6.2. «Помощники» - 2 часа

Теоретическая часть. Показ и объяснение танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда эмоционально и технично.

Тема 6.3. «Поезд» (на месте) – 2 часа

Теоретическая часть. Показ и объяснение танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда эмоционально и технично.

Тема 6.4. «Улыбка» - 2 часа

Теоретическая часть. Показ и объяснение танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда эмоционально и технично.

7 раздел . Стретчинг – 10 часов

Тема 7.1. «Понятие о стретчинге» - 1 час

Теоретическая часть. Дать понятие о «стретчинге». Объяснить какие мышцы могут подвергаться стретчингу. Показать к каким результатам нужно стремиться и какие делать для этого упражнения.

Практическая часть. Показ различных видов растяжек. Исполнение детьми.

Тема 7.2. «Упражнения стретчинга» - 5 часов

Теоретическая часть. Объяснить, как каждое упражнение правильно исполнять, чтобы достичь нужных результатов.

Практическая часть. Исполнение упражнений сретчинга («Лягушка», «Складочка» стоя и сидя, «Бабочка летает», «Бабочка пьет нектар», «Разножка», «Мостик»)

Тема 7.3. «Стретчинг в парах» - 4 часа

Теоретическая часть. Объяснить, что растяжка в парах гораздо эффективнее. Показ взаимодействие в паре, с какой силой осуществлять давление.

Практическая часть. Выполнение упражнений в парах («Бабочка», «Складочка», «Спина»)

8 раздел. Итоговое контрольное занятие - 1 час

Тема 8.1. «Клуб веселых человечков» - 1 час

Теоретическая часть. Объявление темы занятия. Загадки.

Практическая часть. Выполнение всех заданий практически по всем разделам программы (ОРУ, АМД, партерная гимнастика, танцевальные этюды, стретчинг, игры, танец)

9 раздел. Репетиционно – постановочная работа - 15 часов

Тема 9.1. «Постановочная работа» - 5 часов

Теоретическая часть. Прослушивание музыки к танцу, анализ ее характера.                                                                                                                        Практическая часть. Разучивание танцевальных движений. Соединение разученных движений в танцевальные комбинации. Разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.

Тема 9.2. «Репетиционная работа» - 10 часов

Теоретическая часть. Разъяснение драматургии танцевального номера, его эмоциональной составляющей.

Практическая часть.  Отработка элементов танца. Отработка синхронности в исполнения. Работа над эмоциональным исполнением. Работа над техникой исполнения танца.  Генеральная репетиция на сцене.  

       

Учебно – тематический план 2-го года обучения

            Название раздела, темы

  Количество часов

теория

практика

всего

1.

Введение

1.1. Вводное занятие

1

1

2

2.

Азбука музыкального движения (АМД)

2.1.Характер музыкального произведения

2.2.Ориентация в пространстве

2

1

1

8

5

3

10

3.

Общеразвивающие упражнения

3.1.Комплекс ОРУ

14

14

   14

4.

Партерная гимнастика

4.1.Комплекс упражнений в партере

14

14

   14

5.

Танцевальные этюды

5.1. «Роли - боли» с усложнением

5.2. «Помощники»

5.3. «Слоники»

5.4. «Топ и хлоп»

5.5. «Улыбка» с усложнением

5.6. «Автостоп»

       6

       1

       1

       1

       1

       1

       1

         

    6

 

6.

Стретчинг

6.1. Упражнения стретчинга

6.2. Стретчинг в парах

       16

        8

        8

       

   16

       

7.

Кросс

7.1.Танцевальные комбинации

      10

10

   10

 

8.

Основы классики

8.1.Экзерсис лицом к станку

8.2.Экзерсис на середине зала

      22

10

12

   22

   

9.

Игры на занятиях

9.1.Музыкальные игры

9.2.Развивающие игры

12

6

6

   12

   

10.

Танцевальное творчество

10.1.Творческие задания

10.2. Танцевальное творчество

12

4

8

   12

   

11.

Итоговое контрольное занятие

11.1. «Путешествие в Играй – город»

2

    2

   

12.

Репетиционно – постановочная работа

12.1. Постановочная работа

12. 2. Репетиционная работа

24

8

16

   24

Всего

3

141

 144

Содержание программы 2-го года обучения

1 раздел. Введение – 2 часа

Тема 1.1. «Вводное занятие» - 2 часа

Теоретическая часть. Беседа с детьми о различных видах танцев (народные, бальные, классические, спортивные, современные). Знакомство с правилами поведения в ЦДО, на занятиях, с правилами техники безопасности на занятиях. Сбор сведений о кружковцах.

Практическая часть. Отбор детей в танцевальный коллектив. Знакомство с детьми (игра «Снежный ком»), ознакомление с программой обучения на год, с формой одежды на занятиях. Выполнение творческих заданий под музыку.

2 раздел. Азбука музыкального движения (АМД)  – 10  часов

Тема 2.1. «Характер музыкального произведения» - 5 часов

Теоретическая часть. Прослушивание различных по характеру музыкальных произведений и определение детьми характера музыки. Изучение музыки марша, польки, их отличия.

Практическая часть. Выполнение простых танцевальных движений в разных темпах, переключение с одного темпа на другой. Исполнение танцевальных шагов в разных образах. Игры «Эхо», «Образные шаги», «Прогулка».

Тема 2.2. « Ориентация в пространстве» - 5 часов

Теоретическая часть. Дать понятие о танцевальных рисунках. Объяснить, как строиться в линии, круг, колонну, парами, тройками, «змейкой».

Практическая часть. Показ всех вышеперечисленных танцевальных рисунков в зале. Перестроение из одного рисунка в другой. Маршировка в разных ракурсах зала. Игры «Трансформеры», «Солдаты», «Перестроение»(а,б,д).

3 раздел. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – 14 часов

Тема 3.1. «Комплекс ОРУ» - 14 часов

Теоретическая часть. Объяснить необходимость выполнения общеразвивающих упражнений. Рассказать и показать какие мышцы тела работают при выполнении различных упражнений.

Практическая часть. Показ и выполнение общеразвивающих упражнений.             Упражнения для головы («Часики», «Гуси», «Орлы»).                                    Упражнения для рук и плечевого пояса («Змейки», «Ножницы», «Силачи», «Сигнальщики», «Незнайка», «Птицы», «Куклы», «Шарик»).                                                   Упражнения для корпуса ( «Варвара», «Часы», «Насосы», «Цветок»).                                                                              Упражнения для ног ( «Цапля», «Пружинка», «Зайцы», «Ножницы»,   «Прыжки»).                                                                                                      Упражнения без музыки («Считалочка», «Шалтай – Болтай», «Качели» ).

4 раздел. Партерная гимнастика – 14 часов 

Тема 4.1. «Комплекс упражнений в партере» - 14 часов

Теоретическая часть. Объяснить важность выполнения упражнений в партере.

Практическая часть. Выполнение упражнений в партере.

Упражнения сидя («Пловцы», «Цапля», «Наши ножки», «Отгоняем волны», «Греем ножки»)

Упражнения лежа на спине («Гигантские шаги», «Свечка», «Велосипед», «Ножницы»)

Упражнения лежа на животе («Лодочка», «Кобра», «Флажок»)

Упражнения стоя на коленях («Кошечка», «Мостик», «Кошечка греет спинку на солнышке»)

5 раздел. Танцевальные этюды – 6 часов

Тема 5.1. «Роли-боли» с усложнением - 1 час

Теоретическая часть. Показ и объяснение танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда эмоционально и технично.

Тема 5.2. «Помощники» - 1 час

Теоретическая часть. Показ и объяснение танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда эмоционально и технично.

Тема 5.3. «Слоники» - 1 час

Теоретическая часть. Показ и объяснение танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда эмоционально и технично.

Тема 5.4. «Топ и хлоп» - 1 час                                                                                   Теоретическая часть. Показ и объяснение танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда эмоционально и технично.

Тема 5.5. «Улыбка» с усложнением – 1 час

Теоретическая часть. Показ и объяснение танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда эмоционально и технично.

Тема 5.6. «Автостоп» - 1 час

Теоретическая часть. Показ и объяснение танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда эмоционально и технично.

6 раздел. Стретчинг 16 часов

Тема 6.1. «Упражнения стретчинга» - 8 часов

Теоретическая часть. Объяснить, как каждое упражнение правильно исполнять, чтобы достичь нужных результатов.

Практическая часть. Исполнение упражнений сретчинга («Лягушка», «Складочка» стоя и сидя, «Бабочка летает», «Бабочка пьет нектар»,

Тема 6.2. «Стретчинг в парах» - 8 часов

Теоретическая часть. Объяснить, что растяжка в парах гораздо эффективнее. Показ взаимодействие в паре, с какой силой осуществлять давление.

Практическая часть. Выполнение упражнений в парах («Бабочка», «Складочка», «Спина»)

7 раздел.  Кросс - 10 часов

Тема 7.1. «Танцевальные комбинации» - 10 часов

Теоретическая часть. Объяснение и показ педагогом или ребенком правил исполнения танцевальных комбинаций в продвижении.

Практическая часть. Синхронное исполнение танцевальных комбинаций в продвижении парами или тройками.

8 раздел. Основы классики – 22 часа

Тема 8.1. «Экзерсис лицом к станку» - 11 часов

Теоретическая часть. Объяснение и показ правил положения всех частей тела при исполнении упражнений лицом к станку. Показ и объяснение правил исполнения всех упражнений лицом к станку. Разучивание терминов классического танца и их значение.

Практическая часть. Правильное исполнение разученных упражнений классического экзерсиса: demi plie по 1, 2 позиции ног; battement tandu в сторону; jete в сторону; releve по 1,2 позиции ног, port de bras в сторону, вперед; grand battement в сторону, назад.

Тема 8.2. «Экзерсис на середине зала» - 11 часов

Теоретическая часть. Дать понятие об апломбе при исполнении упражнений на середине зала. Показ и объяснение правил исполнения упражнений классического экзерсиса на середине зала. Разучивание классических терминов и их значение.

Практическая часть. Исполнение классических позиций рук и ног. Правильное исполнение разученных упражнений на середине зала: demi plie по 1,2 позиции ног; battement tandu в сторону по 4 раза; releve по 1,2 позиции ног, 1 port de bras.

9 раздел. Игры на занятиях – 12 часов                   

Тема 9.1. «Музыкальные игры» - 6 часов

Теоретическая часть. Объяснить, что эти игры исполняются только под музыкальное сопровождение. Разъяснить правила игры. Эти игры обогащают эмоциональный мир ребенка.

Практическая часть. Игры «Зоопарк», «Театр», «Магазин игрушек», «Море волнуется», «Общая работа».

Тема 9.2. «Развивающие игры» - 6 часов                                                              Теоретическая часть. Эти игры направлены на развитие познавательных функций ребенка: воображение и фантазию, внимание и наблюдательность,  

произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами.

Практическая часть. Игры «Превращение карандаша», «Кто как сидел», «Угадай кто это», «Сочини сказку».

10 раздел. Танцевальное творчество – 12  часов

Тема 10.1. «Творческие задания» -  4 часа

Теоретическая часть. Объяснить правила творческих заданий. Разъяснить важность и необходимость умения творчески мыслить.

Практическая часть. Выполнение всех заданий с фантазией, воображением.

Тема 10.2. «Танцевальное творчество» - 8 часов (1 раз в четверть)

Теоретическая часть. Объяснить, как придумывать сюжет на заданную тему и воплощать его в танце.

Практическая часть. Выполнение каждым ребенком танцевального этюда на темы: «Осенние листья»,  «Лепим снеговика»,  «Весенний ручей»,  «Бабочки, жучки».

11 раздел. Итоговое контрольное занятие – 2 часа

Тема 11.1 «Путешествие в Играй-город» - 2 часа

Теоретическая часть. Объявление темы занятия. Чтение стихотворений.

Практическая часть. Выполнение всех заданий практически по всем разделам программы (ОРУ, АМД, партерная гимнастика, танцевальные этюды, стретчинг, игры, танец)

12 раздел. Репетиционно – постановочная работа –  24 часа

Тема 12.1. «Постановочная работа» - 8 часов

Теоретическая часть. Прослушивание музыки к танцу, анализ ее характера.                                                                                                                        Практическая часть. Разучивание танцевальных движений. Соединение разученных движений в танцевальные комбинации. Разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.

Тема 12.2. «Репетиционная работа» - 16 часов

Теоретическая часть. Разъяснение драматургии танцевального номера, его эмоциональной составляющей.

Практическая часть.  Отработка элементов танца. Отработка синхронности в исполнения. Работа над эмоциональным исполнением. Работа над техникой исполнения танца.  Генеральная репетиция на сцене.  

                     

Учебно – тематический план 3-го года обучения

            Наименование разделов, тем

  Количество часов

теория

практика

всего

1.

Введение

1.1. Вводное занятие

     1

       1

    2

2.

Азбука музыкального движения (АМД)

2.1.Характер музыкального произведения

2.2.Ориентация в пространстве

      10

5

5

   10

3.

Общеразвивающие упражнения

3.1.Комплекс ОРУ

      15

      15

   15

   

4.

Партерная гимнастика

4.1.Комплекс упражнений в партере

      15

      15

15

   

5.

Танцевальные этюды

5.1. «Улыбка»

5.2. «Слоники» с усложнением

5.3. «Крокодил Гена»

5.4. «Топ и хлоп» с новым ритмом

5.5. «Я не хочу с тобой танцевать»

5.6. «Автостоп»

5.7. «Макарена»

7

        1

1

1

1

1

1

1

    7

   

6.

Стретчинг

6.1. Упражнения стретчинга

6.2. Стретчинг в парах

18

10

8

  18

       

   

7.

Кросс

7.1.Танцевальные комбинации № 1,2

7.2. Танцевальные комбинации № 3,4

15

7

8

15

8.

Основы классики

8.1.Экзерсис лицом к станку

8.2.Экзерсис на середине зала

25

13

12

   25

9.

Игры на занятиях

9.1.Музыкальные игры

9.2.Развивающие игры

10

5

5

   10

10.

Танцевальное творчество

10.1.Творческие задания

10.2. Танцевальное творчество

13

        3

10

13

11.

Итоговое контрольное занятие

11.1. «Спортивный фестиваль»

3

3      

    3

 

12.

Репетиционно – постановочная работа

12.1. Разучивание танцевальных движений

12.2. Разучивание танцевальных комбинаций

12.3. Отработка элементов танца

12.4. Работа над синхронностью исполнения

47

12

10

12

13

   47

Всего

1

179

180

Содержание программы 3-го года обучения

1 раздел. Введение – 2 часа

Тема 1.1. «Вводное занятие» - 2 часа

Теоретическая часть. Ознакомление детей с правилами поведения в ЦДО, на занятиях, с правилами техники безопасности на занятиях. Сбор сведений о кружковцах. Беседа о летних впечатлениях.

Практическая часть. Отбор детей в танцевальный коллектив. Игра «Представление имени» - называют качество имени. Ознакомление с программой обучения на год, с формой одежды на занятиях. Исполнение под музыку, знакомых этюдов и танцев.  

2 раздел. Азбука музыкального движения (АМД)  – 10 часов

Тема 2.1. «Характер музыкального произведения» - 5 часов

Теоретическая часть. Определение детьми характера прослушанной музыки. Изучение характера музыки вальса, танго. Определение жанровых отличий музыки марша, вальса, польки, танго.

Практическая часть. Выполнение танцевальных движений, переключение с одного темпа на другой. Исполнение танцевальных шагов в разных образах. Игры «Эхо», «Образные шаги», «Дирижер», «Музыкальные змейки», «Музыкальное эхо».

Тема 2.2. « Ориентация в пространстве» - 5 часов

Теоретическая часть. Дать понятие о танцевальных рисунках. Объяснить, как строиться в линии, круг, колонны, парами, диагональ, клин, «змейкой».

Практическая часть. Показ всех вышеперечисленных танцевальных рисунков в зале. Перестроение из одного рисунка в другой. Маршировка в разных ракурсах зала. Игры «Трансформеры», «Солдаты», «Перестроение»(а-ж).

3 раздел. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – 15 часов

Тема 3.1. «Комплекс ОРУ» - 15 часов

Теоретическая часть. Рассказать и показать какие мышцы тела работают при выполнении различных общеразвивающих упражнений. Напоминать о качестве выполнения упражнений, их амплитуде.

Практическая часть. Правильное и техничное выполнение общеразвивающих упражнений, разученных на 2 году обучения. Дополнение: в комплекс ОРУ включаются «творческие упражнения», сочиненные детьми на занятиях по танцевальному творчеству.                                                                          Упражнения без музыки.

4 раздел. Партерная гимнастика –  15 часов 

Тема 4.1. « Комплекс упражнений в партере» - 15 часов

Теоретическая часть. Показать и рассказать какие мышцы тела работают при выполнении различных упражнений в партере. Напоминать о качестве выполнения упражнений, их амплитуде.

 Практическая часть. Качественное и правильное выполнение упражнений в партере, разученных на 2 году обучения. Добавление: в комплекс партерных упражнений добавляются «мышечный корсет» (из положения лежа на спине), «махи назад» (из положения стоя на коленях), «отжимания от пола». Дополнительно в комплекс включаются «творческие упражнения», сочиненные детьми на занятиях по танцевальному творчеству.

5 раздел. Танцевальные этюды – 7 часов

Тема 5.1. «Улыбка» - 1 час

Теоретическая часть. Показ и объяснение танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда качественно и технично.

Тема 5.2. «Слоники» с усложнением - 1 час

Теоретическая часть. Напоминание о характере и качестве исполнения танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда синхронно и технично.

Тема 5.3. «Крокодил Гена» - 1 час

Теоретическая часть. Показ и объяснение танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда эмоционально и технично.

Тема 5.4. «Топ и хлоп» с новым ритмом - 1 час                                                                                    Теоретическая часть. Показ и объяснение танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда синхронно и технично.

Тема 5.5. «Я не хочу с тобой танцевать» - 1 час                                                                                    

Теоретическая часть. Напоминание о качестве и характере исполнения танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда эмоционально и синхронно.

Тема 5.6. «Автостоп» - 1 час                                                                                      

Теоретическая часть. Напоминание о качестве и характере исполнения  танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда синхронно и технично.

Тема 5.7. «Макарена» - 1 час                                                                                      

Теоретическая часть. Показ и объяснение танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда технично и синхронно.

6 раздел. Стретчинг – 18 часов

Тема 6.1. «Упражнения стретчинга» - 10 часов

Теоретическая часть. Напоминать о правилах исполнения упражнений стретчинга для достижения нужных результатов.

Практическая часть. Качественное исполнение упражнений сретчинга, разученных на 2 году обучения.

Тема 6.2. «Стретчинг в парах» - 8 часов

Теоретическая часть. Напоминать, что растяжка в парах гораздо эффективнее, что сила давления должна регулироваться.

Практическая часть. Качественное выполнение упражнений стретчинга в парах. Смена партнеров в парах.

7 раздел.  Кросс – 15 часов

Тема 7.1. «Танцевальные комбинации № 1,2» - 7 часов

Теоретическая часть. Напоминание правил исполнения танцевальных комбинаций в продвижении, разученных на 2 году обучения.

Практическая часть. Синхронное и техничное исполнение танцевальных комбинаций в продвижении парами или тройками. В комплексы входят  шаговые и беговые упражнения в сочетании с различными видами прыжков.

Тема 7.2. «Танцевальные комбинации № 3,4» - 8 часов

Теоретическая часть. Напоминание правил исполнения танцевальных комбинаций в продвижении, разученных на 2 году обучения.

Практическая часть. Синхронное и техничное исполнение танцевальных комбинаций в продвижении парами или тройками. В комплексы входят  маховые упражнения, «мячики» и «гусиные шаги» в сочетании с упражнениями в партере.

8 раздел. Основы классики – 25 часов

Тема 8.1. «Экзерсис лицом к станку» - 13 часов

Теоретическая часть. Напоминание правил положения всех частей тела при исполнении упражнений лицом к станку. Повторение правил исполнения всех упражнений лицом к станку. Повторение и закрепление терминов классического танца, и их значение.

Практическая часть. Правильное исполнение разученных упражнений классического экзерсиса: demi plie и grand plie по 1, 2, 5 позиции ног; battement tendu в сторону, вперед, назад; jete в сторону, вперед, назад; releve по 1,2,5 позиции ног, port de bras в сторону, вперед, назад; grand battement в сторону, назад, вперед (за одну руку), preparasion руки, sote по 1,2 позициям ног, rond вперед, назад.

Тема 8.2. «Экзерсис на середине зала» - 12 часов

Теоретическая часть. Напоминание об апломбе. Повторение правил исполнения упражнений классического экзерсиса на середине зала. Закрепление значения классических терминов.

Практическая часть. Правильное исполнение разученных упражнений на середине зала: demi plie и grand plie по 1,2 позиции ног; battement tendu в сторону, вперед, назад по 4 раза; jete вперед, в сторону, назад, releve по 1,2,5 позиции ног, 1 port de bras, demi plie и battement tandu, preparasion рук,  sote по 1,2 позиции ног.

9 раздел. Игры на занятиях –  10 часов                   

Тема 9.1. «Музыкальные игры» - 5 часов

Теоретическая часть. Напомнить, что эти игры исполняются только под музыкальное сопровождение. Напомнить правила игры. Эти игры обогащают эмоциональный мир ребенка.

Практическая часть. Игры «Театр», «Магазин игрушек», «Угадай животное », «Море волнуется», «Оживи предмет», «Цепочка».

Тема 9.2. «Развивающие игры» - 5 часов                                                               Теоретическая часть. Эти игры направлены на развитие познавательных функций ребенка: воображение и фантазию, внимание и наблюдательность,  

произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами.

Практическая часть. Игры «Художественная галерея», «Кто как сидел», «События в картинке», «Сочини сказку».

10 раздел. Танцевальное творчество –13 часов

Тема 10.1. «Творческие задания» - 3 часа

Теоретическая часть. Объяснить правила творческих заданий. Разъяснить важность и необходимость умения творчески мыслить.

Практическая часть. Выполнение всех заданий с фантазией, воображением.

Тема 10.2. «Танцевальное творчество» - 10 часов

Теоретическая часть. Объяснить, как придумывать сюжет на заданную тему и воплощать его в танце.

Практическая часть. Исполнение каждым ребенком сочиненного самостоятельно танцевального этюда на темы:  «Любимая игра», «Зимние забавы»,  «В лесу»,  «Под дождем».

11 раздел. Итоговое контрольное занятие – 3 часа

Тема 11.1 «Спортивный фестиваль» - 3 часа

Теоретическая часть. Объявление темы занятия. Чтение стихотворений.

Практическая часть. Выполнение всех заданий практически по всем разделам программы (ОРУ, АМД, партерная гимнастика, танцевальные этюды, стретчинг, игры, танец)

12 раздел. Репетиционно – постановочная работа – 47 часов

Тема 12.1. «Разучивание танцевальных движений» - 12 часов

Теоретическая часть. Прослушивание музыки к танцу, анализ ее характера.                                                                                                                        Практическая часть. Показ педагогом основных танцевальных движений танца. Повторение детьми танцевальных движений.

Тема 12.2. «Разучивание танцевальных комбинаций» - 10  часов

Практическая часть. Показ педагогом танцевальных комбинаций. Повторение детьми танцевальных комбинаций.

Тема 12.3. «Отработка элементов танца» – 12 часов

Практическая часть. Повторение  и закрепление разученных движений танца по частям. Работа с группой, с подгруппами, с солистами.

Тема 12.4. «Отработка синхронности исполнения» – 13 часов

Практическая часть. Синхронное исполнение разученного танца по частям и в целом. Работа группой, с подгруппами, с солистами.

Учебно – тематический план 4-го года обучения

п/п

            Наименование разделов, тем

  Количество часов

теория

практика

всего

1.

Введение

1.1. Вводное занятие

     1

       1

    2

2.

Азбука музыкального движения (АМД)

2.1.Характер музыкального произведения

2.2.Ориентация в пространстве

10

5

5

   10

3.

Общеразвивающие упражнения

3.1.Комплекс ОРУ

15

15

15

4.

Партерная гимнастика

4.1.Комплекс упражнений в партере

15

15

   15

5.

Танцевальные этюды

5.1. «Этюд по кругу»

5.2. «Слоники» с усложнением

5.3. «Крокодил Гена»

5.4. «Топ и хлоп» с новым ритмом

5.5. «Я не хочу с тобой танцевать»

5.6. «Автостоп»

5.7. «Макарена»

7

        1

1

1

1

1

1

1

    7

6.

Стретчинг

6.1. Упражнения стретчинга

6.2. Стретчинг в парах

18

10

8

18

   

7.

Кросс

7.1.Танцевальные комбинации № 1,2,3

7.2. Танцевальные комбинации № 4,5,6

15

7

8

15

8.

Основы классики

8.1.Экзерсис лицом к станку

8.2.Экзерсис на середине зала

25

13

12

   25

9.

Игры на занятиях

9.1.Музыкальные игры

9.2.Развивающие игры

10

5

5

   10

10.

Танцевальное творчество

10.1.Творческие задания

10.2. Танцевальное творчество

13

3

10

  13

11.

Итоговое контрольное занятие

11.1. «Цветик - семицветик»

3

3

3

12.

Репетиционно – постановочная работа

12.1. Разучивание танцевальных движений

12.2. Разучивание танцевальных комбинаций

12.3. Отработка элементов танца

12.4. Работа над синхронностью исполнения

47

12

10

12

13

   47

Всего

1

179

   180

 

Содержание программы  4-го года обучения

1 раздел. Введение– 2 часа

Тема 1.1. «Вводное занятие» - 2 часа

Теоретическая часть. Ознакомление детей с правилами поведения в ЦДО, на занятиях, с правилами техники безопасности на занятиях. Сбор сведений о кружковцах. Беседа о летних впечатлениях.

Практическая часть. Отбор детей в танцевальный коллектив. Игра «Представление имени» - называют качество имени. Ознакомление с программой обучения на год, с формой одежды на занятиях. Исполнение под музыку, знакомых этюдов и танцев.  

2 раздел. Азбука музыкального движения (АМД)  – 10  часов

Тема 2.1. «Характер музыкального произведения» - 5 часов

Теоретическая часть. Определение детьми характера прослушанной музыки. Изучение характера музыки вальса, танго. Определение жанровых отличий музыки марша, вальса, польки, танго.

Практическая часть. Выполнение танцевальных движений, переключение с одного темпа на другой. Исполнение танцевальных шагов в разных образах. Игры «Эхо», «Образные шаги», «Дирижер», «Музыкальные змейки», «Музыкальное эхо».

Тема 2.2. « Ориентация в пространстве» - 5 часов

Теоретическая часть. Дать понятие о танцевальных рисунках. Объяснить, как строиться в линии, круг, колонны, парами, диагональ, клин, «змейкой».

Практическая часть. Показ всех вышеперечисленных танцевальных рисунков в зале. Перестроение из одного рисунка в другой. Маршировка в разных ракурсах зала. Игры «Трансформеры», «Солдаты», «Перестроение»(а-ж)

3 раздел. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – 15 часов

Тема 3.1. «Комплекс ОРУ» - 15 часов

Теоретическая часть. Рассказать и показать какие мышцы тела работают при выполнении различных общеразвивающих упражнений. Напоминать о качестве выполнения упражнений, их амплитуде.

Практическая часть. Правильное и техничное выполнение общеразвивающих упражнений, разученных на 2 году обучения. Дополнение: в комплекс ОРУ включаются «творческие упражнения», сочиненные детьми на занятиях по танцевальному творчеству.                                                                          Упражнения без музыки. Дополнение: добавляются упражнения «Жаворонок», «Осень», «Лиса».

4 раздел. Партерная гимнастика –  15 часов 

Тема 4.1. « Комплекс упражнений в партере» - 15 часов

Теоретическая часть. Показать и рассказать какие мышцы тела работают при выполнении различных упражнений в партере. Напоминать о качестве выполнения упражнений, их амплитуде.

 Практическая часть. Качественное и правильное выполнение упражнений в партере, разученных на 2 году обучения. Добавление: в комплекс партерных упражнений добавляются «мышечный корсет» (из положения лежа на спине), «махи назад» (из положения стоя на коленях), «отжимания от пола». Дополнительно в комплекс включаются «творческие упражнения», сочиненные детьми на занятиях по танцевальному творчеству.

5 раздел. Танцевальные этюды – 7 часов

Тема 5.1. «Этюд по кругу» - 1 час

Теоретическая часть. Напоминание о качестве и характере исполнения танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда качественно и технично.

Тема 5.2. «Слоники» с усложнением – 1 час

Теоретическая часть. Напоминание о характере и качестве исполнения танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда синхронно и технично.

Тема 5.3. «Крокодил Гена» - 1 час

Теоретическая часть. Показ и объяснение танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда эмоционально и технично.

Тема 5.4. «Топ и хлоп» с новым ритмом – 1 час                                                                                    Теоретическая часть. Показ и объяснение танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда синхронно и технично.

Тема 5.5. «Я не хочу с тобой танцевать» - 1 час

Теоретическая часть. Напоминание о качестве и характере исполнения танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда эмоционально и синхронно.

Тема 5.6. «Автостоп» - 1 час

Теоретическая часть. Напоминание о качестве и характере исполнения  танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда синхронно и технично.

Тема 5.7. «Макарена» - 1 час        

Теоретическая часть. Показ и объяснение танцевальных комбинаций этюда.

Практическая часть. Исполнение этюда технично и синхронно.

6 раздел. Стретчинг – 18 часов

Тема 6.1. «Упражнения стретчинга» - 10 часов

Теоретическая часть. Напоминать о правилах исполнения упражнений стретчинга для достижения нужных результатов.

Практическая часть. Качественное исполнение упражнений сретчинга, разученных на 2 году обучения.

Тема 6.2. «Стретчинг в парах» - 8 часов

Теоретическая часть. Напоминать, что растяжка в парах гораздо эффективнее, что сила давления должна регулироваться.

Практическая часть. Качественное выполнение упражнений стретчинга в парах. Смена партнеров в парах.

7 раздел.  Кросс – 15 часов

Тема 7.1. «Танцевальные комбинации № 1,2,3» - 7 часов

Теоретическая часть. Напоминание правил исполнения танцевальных комбинаций в продвижении, разученных на 3 году обучения.

Практическая часть. Синхронное и техничное исполнение танцевальных комбинаций в продвижении парами или тройками. В комплексы входят  шаговые и беговые упражнения в сочетании с различными видами прыжков.

Тема 7.2. «Танцевальные комбинации № 4,5,6» - 8 часов

Теоретическая часть. Напоминание правил исполнения танцевальных комбинаций в продвижении, разученных на 3 году обучения.

Практическая часть. Синхронное и техничное исполнение танцевальных комбинаций в продвижении парами или тройками. В комплексы входят  маховые упражнения в сочетании с колесами, рандатом; «мячики» и «гусиные шаги» в сочетании с кувырком вперед, назад.

8 раздел. Основы классики – 25 часов

Тема 8.1. «Экзерсис лицом к станку» - 13 часов

Теоретическая часть. Напоминание правил положения всех частей тела при исполнении упражнений лицом к станку.Повторение правил исполнения всех упражнений лицом к станку. Повторение и закрепление терминов классического танца и их значение.

Практическая часть. Правильное исполнение разученных упражнений классического экзерсиса: demi plie и grand plie по 1, 2, 5 позиции ног; battement tendu в сторону, вперед, назад; jete в сторону, вперед, назад; releve по 1,2,5 позиции ног, port de bras в сторону, вперед, назад; grand battement в сторону, назад, вперед (за одну руку), preparasion руки, sote по 1,2 позициям ног, rond вперед, назад.

Тема 8.2. «Экзерсис на середине зала» - 12 часов

Теоретическая часть. Напоминание об апломбе. Повторение правил исполнения упражнений классического экзерсиса на середине зала. Закрепление значения классических терминов.

Практическая часть. Правильное исполнение разученных упражнений на середине зала: demi plie и grand plie по 1,2 позиции ног; battement tendu в сторону, вперед, назад по 4 раза; jete вперед, в сторону, назад, releve по 1,2,5 позиции ног, 1 port de bras, demi plie и battement tandu, preparasion рук,  sote по 1,2 позиции ног.

9 раздел. Игры на занятиях –  10  часов                   

Тема 9.1. «Музыкальные игры» - 5 часов

Теоретическая часть. Напомнить, что эти игры исполняются только под музыкальное сопровождение. Напомнить правила игры. Эти игры обогащают эмоциональный мир ребенка.

Практическая часть. Игры «Театр», «Магазин игрушек», «Угадай животное », «Море волнуется», «Работа с воображаемым предметом», «Гири».

Тема 9.2. «Развивающие игры» - 5 часов                                                               Теоретическая часть. Эти игры направлены на развитие познавательных функций ребенка: воображение и фантазию, внимание и наблюдательность,  

произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами.

Практическая часть. Игры «Художественная галерея», «Кто как сидел», «События в картинке», «Сочини сказку».

10 раздел. Танцевальное творчество –13  часов

Тема 10.1. «Творческие задания» - 3 часа

Теоретическая часть. Объяснить правила творческих заданий. Разъяснить важность и необходимость умения творчески мыслить.

Практическая часть. Выполнение всех заданий с фантазией, воображением.

Тема 10.2. «Танцевальное творчество» - 10 часов

Теоретическая часть. Объяснить, как придумывать сюжет на заданную тему и воплощать его в танце.

Практическая часть. Исполнение каждым ребенком сочиненного самостоятельно танцевального этюда, танцевальной комбинации для кросса,

 упражнения для комплекса ОРУ, упражнения партерной гимнастики.

11 раздел. Итоговое контрольное занятие – 3 часа

Тема 11.1 «Цветик - семицветик» - 3 часа

Теоретическая часть. Объявление темы занятия. Разучивание волшебных слов для отрывания лепестков.

Практическая часть. Выполнение всех заданий практически по всем разделам программы, отрывая лепестки цветка (ОРУ, АМД, партерная гимнастика, танцевальные этюды, стретчинг, игры, танец)

12 раздел. Репетиционно – постановочная работа – 47 часов

Тема 12.1. «Разучивание танцевальных движений» - 12 часов

Теоретическая часть. Прослушивание музыки к танцу, анализ ее характера.                                                                                                                        Практическая часть. Показ педагогом основных танцевальных движений танца. Повторение детьми танцевальных движений.

Тема 12.2. «Разучивание танцевальных комбинаций» - 10  часов

Практическая часть. Показ педагогом танцевальных комбинаций. Повторение детьми танцевальных комбинаций.

Тема 12.3. «Отработка элементов танца» – 12 часов

Практическая часть. Повторение  и закрепление разученных движений танца по частям. Работа с группой, с подгруппами, с солистами.

Тема 12.4. «Отработка синхронности исполнения» – 13 часов

Практическая часть. Синхронное исполнение разученного танца по частям и в целом. Работа группой, с подгруппами, с солистами.

Методическое обеспечение программы

      В программе предусматриваются разные формы организации учебного процесса, от ансамблевых репетиций до индивидуальных занятий, на которых применяются следующие методы обучения:

- эвристический метод: рассказ, описание, объяснение, беседа.

- наглядный метод: иллюстрации, фотографии, картины, демонстрация фильмов, видеозаписи, словесная наглядность, вызывающая образы, представления, понятия. Используя видеозаписи открытых уроков и хореографических номеров, дети могут научиться анализировать свои ошибки.

- практический метод характеризуется тем, что основными источниками информации являются самостоятельно выполняемые обучающимися хореографические действия, а так же умение самостоятельно создать танцевальный рисунок постановки, ее танцевальный образ.

- игровой метод является одним из основных методов, применяемых на занятиях в дошкольном и  младшем школьном возрасте. Игра в этом возрасте является не только методом, но и формой организации педагогического процесса, основным видом деятельности.

     В учебно – воспитательную деятельность включены все виды деятельности, развивающие личность: игра, познание, учение, практика, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:

1. Деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, способствовать улучшению статуса каждого обучающегося в группе.

2. Виды деятельности разнообразны, социально – значимы и направлены на интересы ребенка

3. Необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности.  

      Все эти виды деятельности используются в различных возрастных группах обучающимися следующим образом:

- дети привыкают к новым условиям организации занятий,

- обучающиеся учатся выполнять требования педагога, соблюдать дисциплину,

- дети учатся работать самостоятельно.

Педагогические приемы:

- организация деятельности (упражнение, приучение, подражание, показ)

- стимулирование (похвала, поощрение, взаимооценка)

- формирование взглядов (разъяснение, пример, убеждение, подражание)

- сотрудничество позволяет педагогу и ребенку быть партнерами.

   Для развития личности обучающегося проводятся тесты:

«Оценивая других, узнаем себя», «Умеете ли слушать собеседника», «Приятны ли вы в общении», «Умеете вы хранить тайны?», «Вы и творчество», «Талант еще дремлет?».

 Реализация программы строится на следующих принципах:                               - принцип развивающего обучения;

- принцип творческой направленности;

- принцип фасцинации (от англ. очарование; очарование предметом, окружающей действительностью, собой, друг другом, педагогом);

- принцип личностно – ориентированного подхода (признание личности развивающего человека высшей ценностью, признание уникальности и своеобразия каждого ребенка);                                                            

- принцип гуманизации (учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания);

- принцип системности (подразумевает систематическое проведение занятий)

        Для расширения кругозора обучающихся  проводятся беседы:

«Талант понимания», «Улыбаться престижно», «Братья наши меньшие», «Откуда берутся таланты»,  «Значение имени», просмотр видеоматериалов и DVD-дисков: «Волшебный мир балета»,  «Детский спортивный танец», «Школа танцев для детей», «концерт «Тодеса», «Элементы акробатики в хореографии»,  выступление танцевального коллектива «Денс FM», «Экситон».

                                             Список литературы

1. Бочкарева, Н. И. Ритмика и хореография [Текст]: учебно-методический  

    комплекс / Н. И. Бочкарева. –  Кемерово, 2000. – 101 с.

2. Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст]: учебник / А. Я.

    Ваганова. – СПб.: Лань, 2002. – 192 с.    

3. Васильева, Т. К. Секрет танца [Текст]: практическое пособие  /  Т. К.    

    Васильева. – Спб.: Диамант Золотой век, 2001. – 480 с.

4. Колодницкий,  Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы

    для детей [Текст]: практическое пособие / Г. А. Колодницкий. – М.: Гном –

    Пресс, 2001. – 64 с.  

5. Михайлова, М. А., Воронина, Н. В. Танцы, игры, упражнения для

    красивого движения [Текст]: практическое пособие / М. А. Михайлова,

    Воронина Н. В. – Я.: Феникс,  2000. – 68 с.

6. Роот, З. Я. Танцевальный калейдоскоп [Текст]: практическое пособие /

    З. Я. Роот. – М.: Аркти, 2004. – 47 с.

7. Слуцкая, С. Л. Танцевальная мозаика [Текст]: практическое пособие /

      С. Л. Слуцкая. –  М.: Линка – пресс, 2006. – 272 с.

8. Смирнова, Н. Г., Бочкарева, Н.И. Уроки хореографии в образовательных

       учреждениях [Текст]: учебно – методическое пособие / Н. Г. Смирнова,

       Н. И. Бочкарева. – Кемерово, 2000. – 35 с.  

9. Школа танцев для детей от 3 до 14 лет [Текст]: практическое пособие /  

      Спб.: Ленинградское издательство, 2009. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа музыкального объединения "Каприз"

Программа предусматривает изучение двух направлений музыкального искусства: авторская песня (обучение игры на гитаре) и вокальное искусство....

Авторизированная образовательная программа Танцевальная студия «Веретёнышко» Для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида

Необходимость создания программы обусловлена тем,  что способствует удовлетворению индивидуальных потребностей и запросов учащихся. Создаёт условия для развития личности аномального ребёнка...

Методическая разработка мастер – класса для родителей микроколлектива «Танцевальный» «Танцуют все!». (по образовательной программе «Танцевальный»).

        В рамках образовательной программы «Танцевальный» был запланирован и проведен мастер – класс для родителей «Танцуют все». Так как одной из основных целей педагога...

Образовательно-методический комплекс к образовательной программе "Постановка танцевальных номеров"

Необходимый материал. который пригодится при работе с программой "Постановка танцевальных номеров". ...

Образовательно-методический комплекс к образовательной программе "Постановка танцевальных номеров"

Игры-пантомимы, игры-превращения, творческие упражнения на снятие мышечного напряжения, развитие мелкой моторики, развитие пластики рук....

Критерии и диагностические материалы для определения результатов и качества образовательного процесса по образовательной программе дополнительного образования детей "Танцевальная аэробика"

В материале представлены мною разработанные диагностические материалы (конкретные задания и упражнения) для определения степени развития у детей чувства ритма, координации движений, выносливости, гибк...