Спортивные бальные танцы в общеобразовательной школе как доступный инструмент развития и гармонизации личности
опыты и эксперименты на тему

Аникина Светлана Викторовна

Педагогический опыт преподавания спортивного бального танца в рамках общеобразовательной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №126

с углубленным изучением английского языка»

603101,г. Нижний Новгород, пр. Молодежный, дом 30а, тел./факс (831) 293-42-44, e-mail: schooln 126@ inbox.ru

     __________________________________________________________________

Спортивные бальные танцы

в общеобразовательной школе как

доступный инструмент развития и гармонизации  личности

 Автор:

                                                             Аникина Светлана Викторовна,

                                                             педагог дополнительного  образования,

                                                             тренер спортивных бальных танцев

г. Нижний Новгород 2010

Содержание

          Самопрезентация………………………………………………………….  3 с.

          Исторический контекст становления опыта…………………………….  6 с.

          Теоретическое обоснование педагогического опыта…………………..  9 с.

          Технология педагогического опыта…………………………………….. 12 с.

           Диссеминация педагогического опыта………………………………… 23 с.

           Список используемой литературы……………………………………..  25 с.

                                                     Самопрезентация

Ф.И.О.: Аникина Светлана Викторовна.

Должность: педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 126 с углубленным изучением английского языка.

Преподаваемый предмет: спортивные бальные танцы.

Образование: высшее, МТУСИ (Московский технический университет связи и информатики).

Курсы повышения квалификации:  НИРО (2007 год)  «Теория и практика воспитания личности» (108 часов).

Стаж работы: общий -  15 лет,  педагогический – 15 лет,  в данном учреждении -   9 лет.

Награды, поощрения: грамоты и благодарственные письма департамента образования и социально-правовой защиты детства администрации города Н. Новгорода, управления образования и социально-правовой защиты детства администрации Автозаводского района города Н. Новгорода за многолетний и добросовестный труд, успехи в воспитании детей и творческий подход в работе, грамоты и благодарственные письма ОЛ «Юный нижегородец», «Мечта», «Колос».

С 2002 года член судейского корпуса  Нижегородской федерации танцевального спорта, судья на  областных, межрегиональных, всероссийских и международных соревнованиях по бальным танцам.

С 2000 года руководитель танцевально-спортивного клуба «Аллегро» на базе МОУ СОШ № 126, который зарегистрирован в Нижегородской федерации танцевального спорта и в федерации танцевального спорта России.

Разработала дополнительную образовательную программу «Спортивные бальные танцы от «N» до «A» класса» для детей от 6 до 16 лет.

15 лет работала руководителем кружка «Бальные танцы» в загородных оздоровительных детских лагерях  «Юный нижегородец», «Мечта», «Колос».

В танцевально-спортивном клубе «Аллегро» на базе МОУ СОШ № 126 занимаются дети младшего, среднего и старшего школьного возраста из числа обучающихся в МОУ СОШ № 126. Для занятий созданы необходимые условия - занятия проходят в актовом зале, оснащенном паркетным полом, зеркалами. Используется аудио, видео техника, проводятся занятия с использованием ИКТ. Имеется видеотека: мастер-классы педагогов по танцам и танцоров мира, соревнования по спортивным бальным танцам различного уровня, видеозаписи соревнований, выступлений и концертов обучающихся в клубе «Аллегро» МОУ СОШ № 126.

В системе дополнительного образования детей МОУ СОШ № 126 танцевально-спортивный клуб «Аллегро» занимает значительное место. На сегодняшний день в клубе занимаются 102 человека (5 групп) 6-16 летнего возраста, что составляет 11 % от общего количества обучающихся в образовательном учреждении, из разных социальных групп, имеющих разные физические возможности для занятия танцем. Все обучающиеся в клубе «Аллегро» являются активными участниками всех внеклассных мероприятий, проводимых в школе.

Дополнительное образование - необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании и профессиональной ориентации. В последние годы бальные танцы пользуются большой популярностью, и поэтому им был присвоен статус – спортивные. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения значительная роль принадлежит танцу. Его неразрывная связь с музыкой и другими искусствами, эмоциональность и яркая образность, возникающие в процессе взаимоотношения выгодно выделяют танец среди других искусств.

   Одним из действенных способов распространения танцевальной культуры среди школьников является организация широкой сети студий, клубов, объединений  бального танца.  Термин «бальные танцы» – впервые был введен Гельмандом Колем, известным английским балетмейстером. Свою оздоровительную систему физических упражнений для людей всех возрастов, которая создавалась в довоенные годы, а потом была перенесена на широкие массы, он назвал «бальные танцы». Танцевальное воспитание детей предполагает не только приобретение ими навыков и знаний в области бальной хореографии, умений красиво и свободно двигаться, танцевать, но и формирование их художественного вкуса, эстетическое и физическое развитие.

           Занятия танцами выполняют и другие важные функции – они развивают  наблюдательность, дисциплинируют, сплачивают в дружный, объединенный общими интересами коллектив, воспитывают морально-волевые качества: терпение, настойчивость, стремление достичь заданной цели, чувство уверенности в себе, чувство уважения к другим танцорам и своему тренеру, ответственность перед партнером, способствуют росту общей культуры детей.  В свою очередь рост культуры поведения начинает сказываться не только во время занятий, но и в быту, где приобретенные полезные навыки легко и естественно применяются детьми. Дети начинают понимать эстетику поведения в быту. Подтянутость, вежливость в отношении с окружающими становятся нормой их поведения. Они заботливо следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью и изяществом своего костюма и прически.

Исходя из всех перечисленных положительных сторон, моя личная и профессиональная педагогическая позиция тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и заключаются в необходимости обеспечения условий и популяризации занятий спортивными бальными танцами, как всесторонне развивающем виде спорта для детей и взрослых.

Исторический контекст становления педагогического опыта

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года дополнительное образование детей характеризуется "…как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе". Дополнительное образование позволяет каждому ребенку найти себе занятие по душе, которое соответствует его природным наклонностям, добиться успеха в творческой деятельности и на этой основе повысить свою самооценку, самовыразиться, самоутвердиться. В условиях дополнительного образования дети могут:

  • удовлетворять индивидуальные потребности,
  • развивать творческий потенциал, коммуникативную культуру,
  • самосовершенствоваться,
  • получать практические навыки, необходимые для жизни,
  • формировать собственное мнение, индивидуальное мировосприятие,
  • общаться в коллективе сверстников, а значит учиться сотрудничеству и сотворчеству.

Кроме того, дети имеют возможность полноценной организации свободного времени: если ребенок полноценно живет, социально реализует себя, готовится к освоению профессии то у него больше шансов достичь успехов в будущем.

Опыт работы в детских оздоровительных лагерях показал, что большая часть детей занималась в кружке бального танца и принимала  участие в праздничных концертах с большим удовольствием, при этом все дети были из разных социальных групп, с разными физическими данными, разным музыкальным слухом, разным интеллектом.

 В условиях детского оздоровительного лагеря все дети равны и ничто не мешает им выбрать занятие по душе, но когда ребенок возвращается в условия городской жизни, то зачастую сталкивается с  проблемой  жесткого отбора в профессиональный танцевальный коллектив. Большинство педагогов нацелены только  на высокий танцевальный результат, на первые места в различных конкурсах, отбирая для занятий изначально уже одаренных детей с хорошим музыкальным слухом, артистичных, стройных, пластичных, с хорошими физическими данными.

Возникает вопрос – что же делать всем остальным: полным и не очень складным, стеснительным и не уверенным в себе, сутулым и физически слабым?  На мой взгляд, сегодня эта проблема стоит достаточно остро – очень часто родители подходят с просьбой зачислить в клуб «Аллегро» ребенка, поскольку им уже где-то отказали.

 В наш век развитой промышленности и, как следствие этого, плохой экологии, с каждым годом все меньше рождается полностью здоровых детей. Опрос родителей обучающихся показал, что у многих детей стоит диагноз: бронхиальная астма, аллергия, повышенное внутричерепное давление, дисплазия, плоскостопие, имеются проблемы с сердечнососудистой системой. Конечно многие виды спорта, где идет сильная нагрузка на организм, таким детям противопоказаны и тренер вынужден отказать такому ребенку, не предлагая никакой альтернативы. Данные опроса показывают, что основная масса родителей желают, чтобы их ребенок занимался для своего здоровья и общего развития, не уходя в большой спорт.  К сожалению, в  нашей стране сегодня очень мало  групп здоровья, и если они есть, то, как правило, при больницах, санаториях. Занимаясь в  таких группах, ребенок вырывается из среды своих здоровых сверстников, лишая себя общения на равных. Спортивные бальные танцы дают возможность детям с различными заболеваниями заниматься, поскольку на первых порах не требуют серьезной физической нагрузки, как спорт или балет, освоив программу школы бальных танцев клуба «Аллегро», дети дальше могут продолжить обучение, подбирая нагрузку для себя в соответствии со своим здоровьем.

 Кроме этого, достаточно остро стоит проблема высокой занятости родителей. Большая часть родителей до позднего вечера заняты на работе и не имеют возможности водить ребенка на секции и кружки в учреждения культуры, спорта, дополнительного образования детей.

Создание клуба спортивного бального танца при школе решает некоторые из вышеперечисленных проблем. На сегодняшний день в клубе «Аллегро» занимаются все желающие из числа учащиеся МОУ СОШ № 126, независимо от их индивидуальных способностей  и  физических возможностей, что позволяет:

  • удовлетворять индивидуальные потребности детей и подростков,
  • развивать творческий потенциал, коммуникативную культуру, самосовершенствоваться,
  • получать практические навыки, умения,
  • формировать собственное мнение, индивидуальное мировосприятие,
  • иметь возможность полноценной организации свободного времени детей и подростков во внеурочное время,
  • дать возможность заниматься бальными танцами практически всем категориям детей не зависимо от их способностей и возможностей.

Теоретическое обоснование педагогического опыта

Методологической основой, реализуемой дополнительной образовательной программы танцевально-спортивного клуба «Аллегро» МОУ СОШ № 126, является педагогическая Концепция по формированию образа жизни, достойной Человека, которая вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя – Надежды Егоровны Щурковой. Где под образом Человека понимается личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. Что собой представляет эта личность?

Во-первых, человек становится личностью, когда обретает способность реализовывать свои природные  задатки, вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда осознает, оценивает, понимает себя и других. Это и есть та ступень, на которой человек может называться существом разумным, обладающим интеллектуальными способностями. То есть, первая составляющая цели воспитания – это интеллект ребенка.

Вторая составляющая цели воспитания в концепции  Н.Е.Щурковой – мораль, нравственность. Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным. Это духовный стержень личности. Личность предстает как носитель блага и добра.

И третья составляющая – творчество. Человек – существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа.

Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. В итоге достижения личностью этого триединства, она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни есть три основы – истина, добро и красота.

Воспитание (по Н.Е. Щурковой) – целенаправленное восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Следовательно, цель построения воспитательной системы – создание благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка.

Цель воспитания – формирование личности, способной строить свою жизнь, достойную Человека.

Чтобы процесс формирования осуществлялся целенаправленно и эффективно, необходимо помнить о задачах-доминантах:

- формировать ценностное отношение к нормам культурной жизни;

- формировать представления о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;

- формировать ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни;

- формировать жизненные позиции, развивать способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Все эти задачи необходимо выполнять постепенно. Восхождение ребенка к ценностям культуры успешно проходит только благодаря умелому руководству педагогическим процессом. Каким правилам должен подчинить свои действия педагог, формируя у своих питомцев образ жизни, достойный Человека?! Эти правила рождаются в той или иной педагогической ситуации и теряют смысл, когда ситуация разрешается. Но существуют основополагающие идеи-принципы:

- принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (за событиями, действиями, словами, поступками прежде всего нужно видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры),

- принцип субъектности (необходимо содействовать развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге – своей жизни),

- принцип принятия ребенка как данности (нужно уметь признавать права ученика на уважение его личности, признавать особенности и уровень развития на данном этапе его индивидуальной  жизни, а, следовательно, признавать права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).

Конечно, каждый педагог должен понимать, что данные Концепции не инструкции к обязательному исполнению. Это мир мыслей, чувств и педагогической практики автора. И если я вижу смысл в том, чтобы мои воспитанники уже в школьные годы отучались от бездумного существования и эгоизма, точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципами истины, добра и красоты, то именно поэтому и в основу своей педагогической деятельности взяла Концепцию Н.Е.Щурковой.

Цель:

Обеспечение условий для освоения школы спортивного бального танца по европейской и латиноамериканской программам, независимо от  индивидуальных способностей учащихся.

Задачи:

-  воспитать и подготовить спортивные пары от «N» до «А» класса;

- приобщить воспитанников к концертной и соревновательной деятельности в среде бального танца,

- сформировать прочные танцевальные умения и навыки индивидуальными и групповыми занятиями, конкурсами;

- развивать эстетический и художественный вкус на лучших образцах отечественного опыта и мировых достижений в области спортивного бального танца;

- способствовать физическому развитию ребенка младшего и среднего подросткового возраста;

-  воспитывать личность путем формирования и развития нравственных и патриотических качеств;

-  формировать адекватную самооценку, позитивный эмоциональный тонус.

Клуб «Аллегро», как сфера творческого развития личности, удовлетворяет различные по мотивам и содержанию образовательные потребности детей и родителей. Реализация индивидуальных образовательных потребностей дает возможность удовлетворить социальный заказ.

К числу ведущих потребностей относятся: творческие (креативные), познавательные, коммуникативные, компенсаторные, профориентационные прагматические, социокультурные.

     Сегодня много говорится о культурном, нравственном возрождении общества. Ведется активная пропаганда здорового образа жизни. Таким образом, поставленные цели и задачи реалистичны и соответствуют социальному заказу общества и образовательным потребностям обучающихся и их родителей.

Технология педагогического опыта

Основная педагогическая идея заключается в необходимости  дать каждому ребенку возможность проявить себя в области танца, независимо от его индивидуальных способностей к данному виду спорта и основывается на нескольких аспектах.

Социопрактический аспект.

В настоящее время в клубе занимается 102 человека обучающихся в возрасте от 6,5 до 16 лет.  Индивидуальные способности и возможности учащихся разные. На сегодняшний день есть один ребенок 2-го класса с диагнозом ДЦП, успешно усваивающий программу школы спортивного бального танца, активно принимающий участие в концертной деятельности и на конкурсах бального танца, проводимых в школе. Есть дети с нарушением зрения, у таких воспитанников, как правило, хуже развита координация движения, не смотря на это, пусть медленнее, но все справляются с программой школы бального танца. Проблема многих детей – плоскостопие, сколиоз. Спортивные бальные танцы дают возможность детям с различными заболеваниями заниматься, поскольку на первых порах не требуют серьезной физической нагрузки, как спорт или балет, освоив программу школы бальных танцев клуба «Аллегро», дети дальше могут продолжить обучение, подбирая нагрузку для себя в соответствии со своим здоровьем.

Кроме того, в клубе занимаются дети с разными характерами, темпераментами. Очень стеснительным и скромным школьникам танцы позволяют справиться с некоторыми комплексами и чем дальше постигается танцевальная наука, тем более раскованными и свободными становятся движения, что дает все больше и больше возможностей для самовыражения. Гиперактивных детей занятия танцами делают более сосредоточенными, внимательными, умеющими управлять своей энергией.

Кроме этого учитывается и материальный достаток родителей обучающихся, создаются такие условия обучения, которые посильны каждому родителю. Например, для занятий бальными танцами обязательным условиям является только наличие чешек и сменной футболки, что всем общедоступно (не требуется дорогая профессиональная обувь). Для школьных конкурсов бального танца в качестве костюмов используется любое праздничное платье для девочек  и белая рубашка с бабочкой для мальчиков (не требуется пошив дорогих костюмов в специализированных ателье).

Наиболее эффективно реализовывать дополнительную образовательную программу клуба «Аллегро» помогают социальные партнеры:

- администрация школы, которая предоставляет актовый зал для занятий и привлекает обучающихся к выступлениям на школьных праздниках;

- классные руководители, которые активно стараются привлечь детей своего класса к занятиям в различных кружках, в том числе и танцевальном;

- родители, принимающие активное участие в жизни ребенка, присутствуют на открытых уроках, конкурсах, выступлениях, периодически интересуются успехами своего ребенка, показывая тем самым свою заинтересованность в развитии и воспитании ребенка;

- коллеги по танцевальному спорту, с которыми идет постоянный обмен опытом, совместное проведение праздников, конкурсов спортивного бального танца разного уровня;

- Нижегородская федерация танцевального спорта, которая ведет активную пропаганду бального танца, здорового образа жизни, поддерживает талантливых спортсменов, желающих заниматься бальными танцами профессионально.

В число социальных партнеров входят также и СМИ - газета «Автозаводец», и школьный пресс-центр, с помощью которых освещаются важные и интересные события, происходящие в школе с участием детей  танцевально-спортивного клуба «Аллегро».

Ценностно-смысловые аспекты.

Человек живет в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных  качеств человека, его поведения. Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения, принимают характер определенных нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе.

Так, например, важный аспект - воспитание свободной, активной, творческой, ответственной и толерантной личности. Это является сегодняшним запросом постиндустриального общества. Танцы, как вид дополнительного образования, помогают в этом, развивают индивидуальные способности ребенка, формируют адекватную самооценку, помогают обрести уверенность в собственных силах, дают толчок к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию.

 Формирование творческой культурной среды – аспект, помогающий устранить традиционный приоритет ценностей физического развития над духовным становлением человека в процессе спортивной деятельности. Это важно, так как  Российское общество переживает кризис сознания современных молодых людей, изменение в ценностных ориентациях подрастающего поколения. Все более заметна тенденция подмены осмысления жизненно важных вопросов бытия простыми решениями, предлагаемыми массовой культурой. Нельзя не отметить примитивизацию и стандартизацию вкусов и потребностей.

 В современном отчуждении людей друг от друга немаловажным аспектом является – закладка поведенческих основ межличностного взаимодействия. В процессе обучения танцу, в общении со сверстниками происходит формирование навыков культуры поведения и усвоение этики взаимоотношений. Благодаря танцам происходит активное общение сверстников, ведь из всех видов увлечений, танец раскрывает непосредственность и искренность эмоционального порыва. Неформальное общение в танце – наиболее доступная форма познания мира, окружающих людей.  

Деятельностный аспект. С 2000 года разработана и реализуется дополнительная образовательная программа «Спортивные бальные танцы от «N» до «A» класса» для детей от 6,5 до 16 лет. Программа модифицированная,  разработана на основе правил Федерации Танцевального Спорта России о допустимых танцах и фигурах.

Продолжительность образовательного процесса – длительная, рассчитана на 8 лет и делится на три этапа. На первом этапе обучения дети осваивают простые элементы по школе бального танца (длительность 2 года); на втором – добавляются более сложные элементы и танцы, дети участвуют в школьных праздниках, концертах (3-й и 4-й годы обучения).  На первом и втором этапах обучения дети занимаются в группах два раза в неделю по 45 минут. На третьем этапе обучения – дети занимаются уже в студии спортивного бального танца, ведут активную спортивную деятельность, развивая свое мастерство, переходят из одного танцевального класса в другой. Количество тренировок увеличивается до трех раз в неделю по 90 минут, большую роль играют индивидуальные занятия с парами, также проходят самостоятельные тренировки детей под наблюдением тренера. С 1999 года бальные танцы переведены в спорт (спортивные комитеты). Все танцевальные пары «разбиты» на возрастные группы; имеют классификационные книжки.

Первый этап обучения:

Программа на начальном этапе обучения рассчитана на два года, что условно совпадает с младшим школьным возрастом (с первого по второй классы). В этот период среди основных задач выделены следующие задачи:

- развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);

- развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости и координации),

- изучение танцевальных элементов;

- развитие ритмичности, музыкальности, артистичности; воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.

В основу обучения детей младшего школьного возраста вкладывается игровое начало. Необходимо сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке танца не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе.

Одним из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний.

Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.

Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.

Большое внимание на уроке уделяется правилам подачи учебного материала и построения урока. При изучении нового и повторении пройденного материала следует как можно чаще менять построение детей в зале, менять в последовательном порядке линии, по которым выстроены дети. Например, через каждые 3-4 движения ученики, стоящие в первой линии, переходят в последнюю, соответственно вторая линия становится первой. В противном случае дети, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно. Кроме того, при перестроении создается оживленная, игровая атмосфера, происходит своеобразная разрядка.

Как известно, двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней его жизни. Вначале ребенок учится ходить, затем бегать, прыгать и т.д. Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым танцевальным движением требуется время. Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала предполагает поэтапность  с учетом возрастных особенностей.

Тренировки спортивного бального танца – это достаточно длительный процесс выработки большого числа все усложняющихся музыкально-двигательных навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в различных вариантах – это новые для организма двигательные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка.

Педагогической психологией введен основной закон усвоения материала: воспринять, осмыслить, запомнить, применить, проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны. Восприятие сопровождается осмыслением, осмысление – запоминанием. Восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их применения и проверки на практике. При повторении танцевального движения в коре головного мозга образуются временные связи. Когда музыкальное движение выучено и прочувствовано, закрепляется определенная последовательность возбудительно-тормозных процессов, т.е. вырабатывается динамический стереотип данного двигательного навыка.

В этой связи предлагается следующая формула: от ощущений к чувствам, от них к привычке. Такое дополнение к закону усвоения способствует более эффективному формированию стереотипа движения. Следовательно, формулу необходимо применять в такой последовательности:

- воспринимая – ощущай;

- осмысливая – чувствуй;

- запоминая – действуй, пробуй;

- проверяя результат – показывай другому.

  Образованию пластического стереотипа каждого двигательного навыка способствуют условные раздражители. Они могут быть разнообразными: словесно-речевые объяснения и замечания педагога.  Уместно подчеркнуть, что объяснения и замечания сопровождаются положительными эмоциями с единственной целью, чтобы ученик, слушая – слышал и услышал;  показ телодвижений педагогом – зрительное созерцание и осмысление (и в этом процессе очень важно следить, чтобы ученик, глядя – видел и увидел, удивился); наблюдение за собой в зеркальном отражении.

Многократно повторяясь, движения – импульсы становятся сигналами-раздражителями для мышц и других систем и органов. Поэтому принималось определенное положение или поза, услышать знакомый  ритм, мелодию, как дальше движения возникнут сами собой (срабатывает мышечная память). Внешне это проявляется в правильном и точном выполнении движения в соответствии с музыкальным настроением и темпоритмом. Многие знают из собственного опыта, как трудно переучивать даже самые несложные движения. Поэтому необходимо сразу же добиваться правильного выполнения детьми любого движения, не надеясь на то, что потом можно будет легко его поправить.  Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков: движение, исполненное многократно, становится простым и доступным.

 Залогом успешного формирования любого двигательного навыка, особенно танцевального, в сочетании с музыкой является осознанный контроль за выполнением движений по принципу – мысль опережает движение.  Целесообразно постоянно напоминать детям: думай, что делаешь и как делаешь.

Для запоминания движений можно использовать короткие образные подсказки типа детских считалок. Это звучит так: «топнуть, шлепнуть, топнуть, хлопнуть».

Чем больше число танцевальных движений и их комбинаций освоено, тем лучше развиты двигательный анализатор и мышечная память.  Это значительно расширяет возможности  организма переключаться  с одной  мышечной деятельности на другую. Даже самый  несложный танец состоит из нескольких комбинаций движений, и танцующий должен мгновенно переключаться с одного движения на другое, меняя размер шага, темпоритм, скорость, меняя сами движения в другом рисунке, ракурсе, ориентируясь в пространстве зала.

Следует помнить, что существует прямая связь между двигательными (пластическими) и волевыми качествами человека. Без целеустремленности, выдержки, настойчивости невозможно добиться нужной силы, быстроты, выносливости. Сила - это способность преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Выносливость – это способность к длительному сохранению работоспособности, т.е. умение противостоять утомлению. Специальная выносливость в спортивных бальных танцах сочетает в себе все эти качества. Приемы отработки любого специального вида выносливости увеличивают число повторений движений; повышают интенсивность работы над движением; чередуют оба эти приема; дают предельные нагрузки.

Каждый новый элемент, усложняющий уже заученное движение, развивает ловкость как способность переключаться с одного движения на другое, изменять направление или рисунок. Это учит детей ощущать свои движения в соответствии с темпоритмом музыки.

На первом этапе обучения дети знакомятся со следующими понятиями:

- позиции ног;

- позиции рук;

- позиции в паре;

- позиции европейских танцев;

- позиции латиноамериканских танцев;

- линия танца;

- направления движения.

 Изучаются основные шаги бальных танцев: «Ча-ча-ча», «Самба», «Медленный вальс», «Быстрый фокстрот».  В программу обучения также входят не сложные танцы: «Полька», «Вару-вару», «Вальс дружбы», диско-танцы.

Второй этап обучения:

Второй этап обучения спортивным бальным танцам предполагает работу с детьми младшего школьного возраста (3-4 классы). Ученики уже владеют определенным запасом танцевальной техники, первоначальной координацией движений, развито их внимание к восприятию нового материала и т.д. На этом этапе ставятся следующие задачи:

- научить слушать музыку и понимать команды,

- разнообразить набор привычных движений, еще более развить чувства ритма, музыкальность, пластику, координацию, память, внимание, заинтересовать.

В ходе уроков решаются воспитательные задачи поведения в паре.

В программу обучения добавляются  танцы «Джайв» и «Венский вальс». Изучаются более сложные фигуры в танцах «Ча-ча-ча», «Самба», «Медленный вальс», «Быстрый фокстрот». Идет отработка корпусного движения, правильного и полного переноса тела, точной работы стопы.

Однако в средней возрастной категории есть свои трудности, особенно с мальчиками. По мере взросления они начинают больше увлекаться различными видами спорта, считая спорт более достойным  для  мужчины занятием, и с меньшим желанием занимаются на уроках бального танца. Учитывая эти сложности, необходимо всячески поддерживать интерес детей к танцу, например, продолжать изучать танцы-игры или же, напротив, делать акцент на изучении танцевальных новинок, которые привлекают внимание детей среднего возраста, вводить в уроки соревновательный момент, как можно активней включать в занятия элементы новой  танцевальной техники.

Третий этап обучения:

На третьем этапе обучения осваиваются танцы с более сложной координацией, и ведением в паре: «Танго»,  «Медленный фокстрот», «Румба», «Пассадобль». Улучшаются позиции в паре, развивается память логическая и мышечная. Отрабатывается техника движений, достигается музыкальность и ритмичность.

В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Танец начинается «от пола», и следует показать и объяснить в последовательности:

- куда наступаем (как переносим вес);

- как ставим ногу (как работает стопа);

- что делает колено;

- как работают бедра;

- что делает корпус;

- как танцуют руки;

- куда направлен взгляд (что делает голова).

Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятии такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует на восприятие обучающихся, поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья, побуждает их к творчеству.

На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.

На этом этапе обучения дети активно принимают участие на школьных концертах и праздниках, ведут активную спортивную деятельность, регулярно выступая на соревнованиях различного уровня.

Обучаясь на любом из трех этапов, дети должны понять, что любой танец есть эмоциональное пластическое выражение музыки. В противном случае он становится лишь физическим упражнением под музыку.

Формами контроля обучения являются зачетные занятия, контрольные работы, турниры и конкурсы, показательные выступления, на которых проводится анализ исполнения, ставится оценка за выступление и  результат.

 Прогностический аспект.

 На каждом из этапов обучения должна складываться своя нормативная модель новообразований личности учащегося  ожидаемого результата.

              Модель личности ожидаемого результата в конце 1-го этапа обучения:

- развито внимание;

- более развиты танцевальные данные: выворотность, гибкость, координация;

- более развиты ритмичность, музыкальность;

- приобретена уверенность в себе;

- освоены азы исполнения танцев «Ча-ча-ча», «Самба», «Медленный вальс», «Быстрый фокстрот».

          Модель личности ожидаемого результата в конце 2-го этапа обучения:

- осознанная заинтересованность в занятиях не только родителей, но и ребенка;

- воспитано трудолюбие, терпение;

- приобретены навыки общения в коллективе;

- более развиты чувство ритма, музыкальность;

- более развита пластика;

- натренирована память;

- артистичное исполнение танца;

- изучены более сложные фигуры шести танцев: «Ча-ча-ча», «Самба», «Джайв», «Медленный вальс», «Венский вальс», «Быстрый фокстрот».

       

Модель личности ожидаемого результата на третьем этапе обучения:

- уважительное отношение к другой личности, овладение набором культурных умений и навыков общения в паре, необходимых для жизни в современном обществе;

- уважительное отношение к национальным ценностям страны;

- четкая жизненная позиция, способность к индивидуальному выбору танцевального пути, а именно: танцевать для общего развития или тренироваться для достижения высокого танцевального результата;

Сформированы прочные танцевальные умения и навыки:

- свободное владение теорией и техникой танцев;

- свободное внесение различных вариаций в танец;

- эмоциональное исполнение танцев;

- умение самостоятельно тренироваться (без контроля тренером): видеть недочеты и уметь самостоятельно улучшить качественный показатель танца;

- привита потребность в самосовершенствовании;

Наличие эстетического и художественного вкуса:

- умение видеть прекрасное;        

- умение слушать и анализировать музыку;

- умение отличать подлинную культуру от псевдокультуры;

- свободное формирование образа соответствующего внутреннему состоянию танца;

- получают удовольствие от занятий спортивными бальными танцами.

Диссеминация педагогического опыта

Представленный педагогический опыт может быть применен педагогами бального танца в общеобразовательных учреждениях, а также педагогами, организующими обучение и воспитание в различных типах и видах образовательных учреждений.  Данный опыт деятельности по обучению спортивным бальным танцам в средней общеобразовательной школе может быть использован для демонстрации коллегам на семинарах и методических объединениях.

Новизна педагогического опыта заключается в возможности преподавания спортивных бальных танцев в  условиях общеобразовательной школы всем детям, желающим обучаться, без исключения, независимо от их физических, интеллектуальных и хореографических способностей.

Результативность определяется успешным освоением школы спортивного бального танца всеми детьми в группе, без исключения. Все дети принимали участие в школьных конкурсах танца, школьных праздниках. Личность каждого ребенка  гармонично развивается и соответствует модели личности ожидаемого результата на каждом из этапов обучения. Часть детей с удовольствием занимаются профессионально, участвуя на турнирах различного уровня, и показывают высокие спортивные результаты. У каждого ученика складывается своя особенность восприятия спортивного танца, что в свою очередь определяет характер его взаимоотношений со спортивным танцеванием и, в конечном счете, решает: будет ли данный танцор настоящим профессиональным спортсменом или танец явится для него не более чем средством самовыражения без претензий на высокие спортивные результаты. Ни один из этих вариантов, конечно же, нельзя назвать ущербным, проигрышным с точки зрения формирования судьбы и личности конкретного человека, но в каждом из них, несомненно, есть свои плюсы и минусы с точки зрения того наследия, которое может оставить для общества танцор, избравший для себя ту или иную стратегию: танцевальную карьеру или путь индивидуального самосовершенствования через танец.

В процессе внедрения данного опыта была отслежена некоторая  трудоемкость, связанная с  следующими факторами:

- отсутствие программно-методического обеспечения предмета «спортивные бальные танцы» для общеобразовательной школы, доступного для изучения любому ребенку независимо от его природных дарований и возраста;

- используемые в настоящее время педагогами спортивного бального танца программы имеют художественную направленность, сделан упор на музыкально-ритмическое развитие детей, а физическому развитию учащихся особого внимания не уделяется – нет специальных упражнений для укрепления осанки, развития гибкости, растянутости и т.д.; они не соответствуют требованиям Федерации танцевального спорта России от 20.10.2000 г.; программа обучения спортивным бальным танцам Английского королевского танцевального общества 1993 г. не соответствует возрастным группам обучающихся и набору танцевальных фигур;

- недостаточность внимания к предмету «спортивные бальные танцы» со стороны органов образования, как к средству гармонизации развития личности;

- ограниченность времени (обычно 2 часа в неделю по 45 минут). Стремясь к максимальной эффективности уроков в условиях ограниченного времени, необходимо осуществлять строгий отбор содержания материала, предлагаемого к изучению, постоянно проверять эффективность  отбора на практике. Основными критериями отбора движений служат возрастные физиологические и психологические особенности детей и уровень влияния этих движений на формирование правильной осанки, развитие координации, воспитание художественно-эстетического вкуса, формирование основ индивидуальной танцевальной культуры на разных этапах обучения.

Опыт организации образовательной деятельности и реализации дополнительной образовательной программы «Спортивные бальные танцы от «N» до «A» класса»   танцевально-спортивного клуба «Аллегро» на базе МОУ СОШ № 126 взят на вооружение тренером танцевально-спортивного клуба «Стиль» ДК ОАО «ГАЗ», Шадриной Ольгой Васильевной, и  тестируется на группах школы бального танца. Кроме того, обмен опытом работы происходит на семинарах и конференциях, организованных НФТС для всех танцевально-спортивных клубов Нижегородской Федерации спортивного  бального танца.

Список используемой литературы:

  1. Конституция РФ 12. 12.1993 с изменениями от 9 января 1996 г., 10 февраля 1996 г. и 9 июня 2001 г.) / Оформление А.А. Громов.-СПБ.: Издательский Дом А. Громова, 2002.-48 с.
  2. Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989 г.);
  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (24.07.98г№124-ФЗ);
  4.   Федеральный закон РФ "Об образовании" (13.01.96 г. № 12-ФЗ с изменениями и дополнениями).- 2-е изд. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 75 с. – (Образование в документах и комментариях).
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 №1756-р);
  6. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов, 2000 г.
  7. Байкова Л.А., Гребенкина Д.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М., 2001 г.
  8. Бекина С.И. и др. Музыка и движение. М., 1983 г.
  9. Имперское общество учителей танцев. Пересмотренная техника латиноамериканских танцев. 2 часть, 1993 г.
  10.  Дополнительное образование детей: Сборник авторских программ/ Сост. А.Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервис школа 2004. – 296 с.
  11.  Дополнительное образование детей: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. О.Е. Лебедева. -М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 256 с.

       

12. А. Мур Бальные танцы., 1986 г.

13. А.М. Мессер, Танец. Мысль. Время., М.1990 г.

14. Рубштейн Н., Психология танцевального спорта или что нужно знать, чтобы стать первым., М., 2000 г.

      15. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и       концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003 – 160 с.

16.Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе/ Под ред. Н.С. Селивановой, В.М. Лизинского. – М.: АПК и ПРО, 2003, - 83 с

17.Слонимский Ю. В честь танца, М., 1988 г.

18.Филатов С.В. От образного слова – к выразительному движению., М., 1993 г.

19.Дополнительное образование детей. Словарь – справочник/ Автор – составитель Д.Е. Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Обучение спортивному бальному танцу»

1.    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Основу данной программы составляет, с одной стороны, ориентация на общечеловеческие ценности мировой та...

План – конспект занятия по спортивным бальным танцам Введение в дополнительную образовательную программу «Бальные танцы для дошкольников»

Цель занятия: познакомить обучающихся со спортивными бальными танцами Задачи:Обучающие - познакомить с историей и видами бальных танцев; обучить основным движениям танца «Танец маленьк...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Обучение спортивному бальному танцу»

Цель программы: - создание условий для раскрытия индивидуальных способностей в бальной хореографии; приобщение к танцевальной культуре и достижение наивысшего уровня  исполнительского  масте...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Спортивные бальные танцы»

Дисциплина «Спортивные бальные танцы» занимает важное место в системе художественно-эстетического и физкультурно-направленного образования. Является первой ступенью в хореографическом обра...

Методические рекомендации для обучающихся по вопросам спортивной психологии по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Спортивные бальные танцы».

Рассматриваются вопросы спортивной психологии на занятиях, при подготовке к конкурсам, непосредственно на конкурсе, отношения к результатам выступления, отношения родителей и детей....