"Математика для увлечённых"
рабочая программа (6 класс) на тему

Манаенкова Дарья Владимировна

6 класс "Математика для влечённых"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl._matematika_dlya_uvlechyonnykh.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

«Математика для увлечённых»

Манаенкова Д.В.

2014-2015 уч.г.

Аннотация

Программа математического кружка создана автором для занятий с учащимися 6 классов (дети с высокой учебной мотивацией). Данная программа  рассчитана на  1 год (68 часа, из расчёта 8 часов в месяц).

Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация.

        Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем автономном обучении.

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

        Представляет несомненную практическую ценность для учителей, работающих в инновационном режиме. Методические рекомендации, подобранные к некоторым занятиям, помогут педагогу подробнее понять смысл занятия. 

I. Пояснительная записка

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Достижению данных целей способствует организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она позволяет не только углублять  знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Для реализации поставленных целей и задач разработана программа кружкового занятия по математике «Занимательная математика» в 6 классе. Реализация данной программы возможна в течение одного года.

Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, они интересны и доступны учащимся 6 классов, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по программе принимаются все желающие учащиеся шестых классов.

Продолжительность курса.

Курс рассчитан на 8 часов в месяц. Общее количество проводимых занятий – 68.

II. Цели и задачи программы

Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.

2. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

3. Воспитание высокой культуры математического мышления.

4. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики

7. Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

8. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

9. Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся).

Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

•подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.

Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей

III. Тематическое планирование курса

Название тем и их содержание в виде конечного образовательного продукта, а также примерное распределение количества часов представлены в таблице:

№ п/п

Тема (содержание)

Форма проведения занятия

Литература

Дата проведения

По плану

По факту

1

Организационное занятие. Математическая смесь.

Беседа

18.09

2-3

Из истории математики:

  1. История развития математики.
  2. Счет у первобытных людей.

Беседа

Поиск информации

Мини- доклады

2, 9

20.09

25.09

4-7

Поиски закономерностей.

Практическая работа

3, 4

27.09

2.10

4.10

9.10

8-9

Восстановление знаков действий.

Личная олимпиада

3,7

16.10

18.10

10-11

Запись цифр и действий у других народов.

Беседа

Мини-доклады

2, 9

23.10

25.10

12-13

Действия с римскими цифрами.

Беседа

3,4

30.10

8.11

14-15

Приемы устного счета.

Практическая работа

2

13.11

15.11

16-17

Приемы устного счета.

Практическая работа

2

18.11

20.11

18-19

Расшифровка записей.

Лабораторная работа

3, 4

22.11

25.11

20-21

Числовые ребусы.

Практическая работа

1, 3

27.11

4.12

22-23

Числа великаны и числа малютки.

Беседа

Поиск информации

Мини-доклады

2, 4, 9

6.12

11.12

24-25

Логические задачи.

Практическая работа

1, 2, 3

13.12

18.12

26-27

Конечные и бесконечные множества.

Беседа

4

25.12

27.12

28-29

Соревнование «Математическая регата».

Игра. Выполнение творческих заданий

7

29.12

13.01

30-31

Множества.

Беседа

4, 9

15.01

17.01

32-33

Применение графов к решению задач.

Практическая работа

4

20.01

22.01

34-35

Переливания.

Практическая работа

1, 3, 9

24.01

29.01

36-37

Взвешивания.

Практическая работа

1, 3, 9

31.01

5.02

38-39

Математические ребусы.

Практическая работа

1, 3, 9

7.02

12.02

40-41

Равносоставленные фигуры.

Беседа

2, 4

14.02

16.02

42-43

Равносоставленные фигуры. Танграм.

Практическая работа

2, 4

19.02

26.02

44-45

Геометрические задачи на разрезание.

Практическая работа

1, 3, 9

28.02

2.03

46-47

Игры с пентамино.

Практическая работа

3, 9

5.03

9.03

48-49

Соревнование. Математический конкурс «Кенгуру».

Выполнение конкурсных заданий

7

11.03

12.03

50-51

Геометрия в пространстве.

Беседа

Мини-доклады

3

14.03

16.03

52-53

Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом.

Практическая работа

4

20.03

2.04

54-55

В худшем случае.

Практическая работа

2, 3, 4, 9

4.04

9.04

56-57

Принцип Дирихле.

Практическая работа

1, 2, 3, 4, 9

16.04

18.04

58-60

Круги Эйлера. Графы

Беседа

9

23.04

25.04

30.04

61-62

Задачи на обратный ход.

Практическая работа

1

2.05

7.05

63-64

Соревнование. «Математическая стрельба».

 Игра. Выполнение творческих заданий

3 (стр. 15, 55)

14.05

16.05

65-67

Решение математических  задач с помощью рассуждений.

Практическая работа

9

21.05

23.05

27.05

68

Итоговое занятие. Награждение учащихся, успешно освоивших программу курса

30.05

IV. Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании обучения учащиеся должны знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач

V. Методическое обеспечение

Методической особенностью изложения учебных материалов на кружковых занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на задачах. Метод обучения через задачи базируется на следующих дидактических положениях:

• наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых даёт им новые знания;

• с помощью задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными математическими теориями;

 

• усвоение учебного материала через последовательное решение задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

Большое внимание уделяется овладению учащимися математическими методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению математических моделей. Примерами таких методов служат принцип Дирихле, круги Эйлера, графы и др.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях математического кружка необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

Что касается технологий обучения, т.е. определённым образом организованной серии       ( системы) приёмов, то наиболее адекватными являются

  • проблемно-развивающее обучение;
  • адаптированное обучение;
  • индивидуализация и дифференциация обучения;
  • информационные технологии.

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

                Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:

- беседа;

- практикум;

- интеллектуальная игра;

- дискуссия;

- творческая работа.

Поурочные домашние задания в разумных пределах являются обязательными. Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем.

Формы контроля:

Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:

- сообщения и доклады (мини);

- тестирование с использованием заданий математического конкурса «Кенгуру»

- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);

- различные упражнения в устной и письменной форме.

Также возможно проведение рефлексии самими учащимися.

Литература:

  1. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.
  2. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.-  Чел.: «Взгляд», 2005г.
  3. Депман И.Я. Мир чисел.: Рассказы о математике. - Л.:Дет.лит., 1982.
  4. Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др.  Поисковые задачи по математике (4-5 классы).- М.: «Просвещение», 1979г.
  5. Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5-м классе.- М.: «Издательский дом «Искатель», 1999г.
  6. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис-пресс, 2005г.
  7. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002г.
  8. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.
  9.  http://matematiku.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»

Этот урок посвящен  научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)

Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...

Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах

Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...

Рабочая программа кружка "Математика для увлечённых" 8 класс

Рабочая программа кружка "Математика для увлечённых" 8 класс...

Индивидуальный итоговый исследовательский проект «Увлечённость компьютерными играми и уровень успеваемости обучающихся»

Проект содержит в себе паспорт, пояснительную записку, этапы работы над проектом, список информационных источников...