«Колокольный звон, как отражение исторической правды в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов»
план-конспект урока по теме

Исабаева Елена Владимировна

Открытый урок по теме «Колокольный звон, как отражение исторической правды в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов» в рамках изучения оперы в курсе музыкальной литературы "Русская музыка"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Ямальская Детская музыкальная школа»

Исабаева Елена Владимировна

Заведующая Мыскаменским отделением ЯДМШ

629720 ЯНАО Ямальский район

п. Мыс Каменный ул. Минская 14

еmail: isabaevaelena@yandex.ru

Открытый урок:

«Колокольный звон,

как отражение исторической правды

в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов»

Тип занятия: открытый тематический  урок  в разделе изучения творческого наследия М. П. Мусоргского - оперы «Борис Годунов»

Тема занятия:  «Колокольный звон, как отражение исторической правды в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов»

Категория обучающихся:  третий год обучения, дисциплина  музыкальная литература, курс -  «Русская музыка»

Цель: Раскрыть сквозную колокольную драматургию оперного спектакля

Задачи:

  1. рассмотреть, как в опере передана звуковая картина прошлого
  2. показать, что звучанье колоколов – неотъемлемая часть жизни русского человека
  3. связать звучанье колоколов, «гласов Божьих», с верой православной
  4. подвести к пониманию значения оперы «Борис Годунов», как «звучащего  документа эпохи XVII века »

Технические средства:

Телевизор, магнитофон, DVD-плейер

Наглядный материал:

CD с записью хора «Славься» из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», DVD с записью оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов»

Оформление:

Портрет композитора

Учебный материал:

Иллюстрированное пособие «М. П. Мусоргский «Опера «Борис Годунов» (Составитель Исабаева Е. В.)

ЭКСПОЗИЦИЯ

Ребята! Сегодня у нас открытое  занятие по опере Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов».

Разрешите вам напомнить слова В. В. Стасова, который, понимая новаторский характер оперы, интересовался, как оценит ее исследователь-историк Н. И. Костомаров, знаток «смутного времени», автор блестящих статей на эту тему.  «Однажды…позвал я в гости к себе Костомарова послушать отрывки из оперы «Борис Годунов», которые должен был исполнять сам автор Мусоргский…Костомаров остался необыкновенно доволен «Борисом», даже музыкой, столько новой и непривычной, а про либретто, характеры, личности и сцены много раз повторял нам с восхищением: «Да, вот это настоящая русская история!»

  • Что имел в виду Костомаров, произнеся эти слова: «Да, вот это настоящая русская история!»?

(Обучающиеся:   Мусоргский, работая над оперой, изучал труды историков. В опере много подлинных исторических личностей. Опера правдиво отражала  исторические события VII века.)

Но только ли подлинные исторические события, реально жившие люди позволили отразить в оперном спектакле настоящую русскую историю? Сегодня мы будем говорить с вами еще об одном действующем «лице» оперы, «лице» невидимом, но слышимом. Без его звучания немыслима была русская земля.

  • О каком слышимом действующем лице оперы я говорю?

(Обучающиеся: Колокола)

Колокола появились в IX веке с принятием христианства, и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека. У русского народа сложена пословица: «Звоном началась, звоном и кончится». Жизнь русского человека с самого рождения до последних минут протекала под колокольные звоны.

И. Панова

                                       Не спали, видно, звонари! –

                                       Над Русью колокольный звон катился,

                                       Сон мертвых охранял с зари и до зари,

                                       В живые души благодатью лился.

                                       Глас Божий, глас народа, вещий глас –

                                       Так на Руси колокола тысячелетья звали.

                                       Они звонили в праздник и в недобрый час,

                                       И дела важного без них не начинали.

Колокольный звон был чем – то большим, чем простое явление колокольного звона: в нём словно отразилась русская душа, русская жизнь. Колокола звонили и в радостные, и в горестные дни, сопровождали великие  праздники и семейные события. Люди хорошо понимали язык колоколов.

РАЗРАБОТКА

В «Борисе Годунове» музыка колоколов слышна чуть ли не в каждой картине.

  • Вспомните: в какой сцене они впервые звучат?

(Обучающиеся: В Прологе, в сцене коронации)

Одним из самых торжественных дней на Руси было «венчание царя на царство». Празднично звучали «сорок сороков» церквей нашей древней столицы.

Давайте вспомним Сцену коронации.

     ◙   Просмотр «Сцены коронации»

  • Дайте определение звучания колокольного звона

(Обучающиеся: празднично, ликующе, торжественно)

  • А как называется это звон?

(Обучающиеся:  Перезвон – удары во все колокола поочередно)

Пройдемся дальше по картинам оперы.

  • В какой картине мы вновь услышали звучание колокола?

(Обучающиеся: В I действии в келье летописца Пимена)

В оперном спектакле Пимен зажигает в темной келье лампаду у маленькой иконы Богородицы, перед тем как обратиться к  своему «последнему сказанью», «труду, завещанному от Бога».

  • А где же звучание колоколов?

(Обучающиеся: Ранним утром колокол позовет к заутрене. Звучит приглушенно, тихо)

                                          Звонят к заутрене…

                                          Благослови, господь, своих рабов…

В аккомпанемент мудрого, усталого голоса Пимена вплетена мелодия хора монахов:

                                           Помилуй нас, боже,

                                           Помилуй нас, всеблагий!..

Пимен – монах, а жизнь монахов состояла в постоянных молитвах и службах в храмах, которая сопровождалась колокольным звоном.

   ◙ Просмотр фрагмента сцены 

Звучанье колоколов и вера православная были неделимыми в сознании русского человека. Считалось, что колокольный звон помогает обрести душевное спокойствие, очиститься от мыслей и помыслов дурных, помолиться.

Продолжим просматривать картины оперы и  перенесемся в царский терем Бориса Годунова.

  • В каком действии мы попадаем в царский терем? Вспомните: чем заканчивается сцена?

(Обучающиеся: Образ Бориса Годунова раскрывается во II действии. Сцена заканчивается безумием царя)

Просмотр фрагмента 

  • Что звучит? Колокол?

(Обучающиеся: это куранты)

  • Как вы думаете, какая выразительная роль отведена здесь курантам? 

(Обучающиеся: куранты отсчитывают жизненный срок Борису, говорят о том, что время его истекло)

Да, за все придется платить Борису, и плата будет суровая. Бой курантов звучит как приговор.  Недаром колокольный звон называли «Глас Божий».

  • В какой картине мы вновь услышим звучанье колоколов?

(Обучающиеся: Во 2 картине IV действия, когда в Грановитой палате царь Борис Годунов будет умирать)

Царь Борис умирает под погребальный звон «Звон!... Погребальный звон!». Вспомним  русскую пословицу: «Звоном началась, звоном и кончится».

          ◙ Просмотр фрагмента сцены 

  • Дайте определение звучанию колокола

(Обучающиеся: мрачно, однообразно, монотонно)

Предсмертные слова Бориса обращены к Богу, ищет он последнее прощение, совесть его взывает к покаянию. Погребальный звон – это не только традиция православной церкви, но и напоминание о близком суровом суде. Будет ли прощенье царе – убийце? Сцена заканчивается мажорным аккордом – смертью Борис искупил свои прегрешения.

Мы подошли с вами к финалу оперы. Самозванец с толпой народа идет «в Москву, в Кремль, златоверхий Кремль».

    ◙ Просмотр фрагмента сцены 

  • Когда звучит колокол? Отметьте особенности звучания колокола.

(Обучающиеся: На лесной поляне под Кромами звучит колокол, извещающий Русь о новой беде. Это набат, звучащий тревожно и грозно)

  • В какие моменты на Руси звучал набат? Что он символизирует в опере?

(Обучающиеся: Набат звучал в самые важные моменты: опасности, войны;  собирали народ на вече. В опере  он символизирует то, что не будет народу избавленья  от несчастий,  на Русь нападут недруги – поляки)

  • Почему в начале занятия  колокол был назван  действующим «лицом» в опере?

(Обучающиеся: Звучание колокола можно услышать почти в каждой сцене оперы. Жизнь русского человека всегда сопровождалась колокольным звоном, и это хотел передать Мусоргский в опере. Без звучания колоколов не удалось бы передать реальную  жизнь того времени)

  • В каком действии оперного спектакля мы не услышали звучание колоколов? И почему?

(Обучающиеся: В III действии оперы не было звучания колоколов, потому что события этого действия происходили в Польше, в замке Сандомирского воеводы Мнишек. В Польше официально принята   католическая вера, а только  в православии колокол -  единственный,  разрешенный музыкальный инструмент)

РЕПРИЗА

  • Вернемся к вопросу, который был задан в начале занятия. Что имел в виду Костомаров, произнеся  слова: «Да, вот это настоящая русская история!»? Как теперь бы вы на него ответили?

(Обучающиеся: Звучание колоколов постоянно сопровождало жизнь русского человека.  Нельзя было правдиво отобразить русскую историю без звучания колоколов)

Колокольный звон на Руси – это страницы жизни народа, страницы истории.

Мусоргский создал правдивую историческую картину прошлого, потому что в ней  нашли отражения не только подлинные исторические события, судьбы реально живших людей, но и передан сам дух, звучанье исторической эпохи.

История предстает перед нами ярким живописным звуковым полотном.

Звучание колокола в сценах оперы называется сквозной колокольной драматургией. Колокол по праву можно назвать действующим лицом оперного спектакля.

     

ДОПОЛНЕНИЕ

В заключение урока хочу вас вернуть в недавнее прошлое.

Опера «Борис Годунов» заканчивается  смертью Бориса, народным бунтом и въездом в Москву Самозванца. Эти события  происходили в 1605 году. Пройдет еще целых семь лет: страшных, разрушительных, гибельных для Руси, когда страна, раздираемая на куски иноземцами, могла прекратить свое существование. Но вот наступил 1612 год…

  • Какое историческое событие произошло в этом году?

(Обучающиеся: народное ополчение под руководством Минина и Пожарского выгнало  поляков из Москвы)

  • Назовите музыкальное произведение великого русского классика, в котором отражена эпоха «Смутного времени»

(Обучающиеся: опера Глинки М. И. «Иван Сусанин»)

  • Вспомните, какой сценой заканчивается опера

(Обучающиеся: эпилогом: народ празднует победу над поляками, славит своих героев)

  • Что звучит?

(Обучающиеся: Хор «Славься!»)

    ♫ Фрагмент хора «Славься!»

  • Скажите: что вы слышите в этом хоре?

(Обучающиеся: Колокола!)

КОДА

Колокол – не просто музыкальный инструмент, введенный композиторами для правдоподобного изображения исторической эпохи. Колокол – это символ Руси, символ веры, нерушимости и стойкости, символ православия, с которым Русь жила и с которым боролась за свою независимость. Верой держались и верой спасались.

Подведем итоги:

1. Звучание колоколов на протяжении оперного спектакля называется сквозной колокольной драматургией.

2. Оперу Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов»   можно назвать звучащим историческим документом эпохи XVII века.

3. Дайте название темы нашего занятия.

(Ответы обучающихся)

Список использованной литературы:

  1. Абызова Е. Н. «Модест Петрович Мусоргский». - М.: Музыка, 1985
  2. Гордеева Е. М. «Композиторы «Могучей кучки». - М.: Музыка, 1986
  3. «Мир музыки. Энциклопедия». - М.: ООО издательство Астрель, 2004
  4. «Мусоргский М. П.» альбом. Составитель Р. Ширинян. - М.: Музыка, 1989
  5. Науменко Т. И., Алеев В. В. «Музыка», 8 кл: учебник для общеобразовательных учреждений – М., Дрофа, 2006
  6. Орлова Е. «Очерки о русских композиторах XIX  - XX».-  М.: Музыка, 1982
  7. Рапацкая Л. А., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Русская музыка в школе». - М.: Изд-во «Владос», 2003
  8. Третьякова Л. С. «Молодая музыкальная Россия».-  М.: «Советская Россия». 1985
  9. Третьякова Л. С. «Русская музыка XIX века». - М.: Просвещение, 1982
  10. «Энциклопедия для детей», т.7, ч.3 «Искусство».-  М.: «Аванта +», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: «Народ и власть». (По трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», одноименной опере М. Т.Мусоргского и «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина).

Цели урока:прививать учащимся навыки сопоставительного анализа произведений разных видов искусства; совершенствовать умение работать по группам; развивать речь учащихся, умение конспектировать....

План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"

Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....

022. Тема 7 Мусоргский Борис Годунов Уроки 32-38 (1-2)

Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

Борис Годунов в отечественной исторической литературе

К числу наиболее трудных и сложных эпох, которых в истории нашей Родины было немало, относится и так называемое Смутное время – тридцатилетие с конца XVI в. - начала XVII в., время, ставшее переломным...

"Образ царя в опере Мусоргского "Борис Годунов"

Конспект урока по музыке 7 класс...

М. П. Мусоргский "Опера "Борис Годунов"

Иллюстрированное пособие "М. П. Мусоргский. Опера "Борис Годунов" адресовано обучающимся Детских музыкальных школ по дисциплине "Музыкальная литература" в курсе "Русская классика"...