Открытый урок на тему "Выявление драматургической линии народных сцен в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» посредством сравнительного анализа хоровых сцен"
учебно-методический материал (6 класс) на тему

Евсеенко Анастасия Вадимовна

Открытый урок с учащимися 6 класса, раздел "Русская музыка XIX века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление драматургической линии народных сцен в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» посредством сравнительного анализа хоровых сцен.

Класс: 6 класс музыкального отделения

Раздел: Русская музыка второй половины XIX века

Тема урока: М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: Формирование у учащихся навыков сравнительного анализа.

Задача урока: Научить выявлять закономерности построения драматургической линии, сформировать навыки сравнительного анализа.

Методы: словесный, наглядный, аудивизуальный.

Музыкальный материал: аудиофрагменты из оперы «Борис Годунов», музыкальный фильм «Борис Годунов»

Литературный материал: Маленькая трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»

Оборудование: компьютер, телевизор, музыкальный центр

Этапы урока:

  1. Организационный момент – 2 мин;
  2. Изучение новой темы – 30 мин:
  3. Сравнительный анализ, закрепление материала – 5 мин
  4. Подведение итогов, задание на дом – 3 мин.

Формы обучения: групповая познавательно-аналитическая деятельность.

Ход урока.

  1. Краткая историческая справка. Эпоха конца 16 – начала 17 века. Царствование Годунова. Лжедмитрий.
  2. Маленькая трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Толкование событий, взгляд на историю глазами Пушкина.
  3. В трагедии Пушкина Мусоргского привлекла возможность показать в опере пробуждение силы народа, которая выливается в открытое недовольство, а под конец – в стихийное восстание.

Основная идея оперы Мусоргского, как и пьесы Пушкина – это конфликт между преступным царем Борисом и народом, приводящий к восстанию. Внимание композитора было сосредоточено на раскрытии основного замысла – столкновении царя и народа, поэтому народ в опере Мусоргского – главное действующее лицо, наряду с Борисом Годуновым. Об этом свидетельствует появление хора в первые же минуты действия. В прологе, в 1 картине, во дворе Новодевичьего монастыря толпится народ, согнанный по приказу бояр просить Бориса Годунова взойти на престол.

Хор «На кого ты нас покидаешь»

Интонационно мелодия этого хора близка к интонациям русских плачей и причитаний. В этом плаче – образ народа, угнетенного и голодного. Отдельные реплики людей выдают их истинное отношение к происходящему – непонимание и равнодушие. Мусоргский первым из композиторов применил своеобразный прием расчленения на группы с выделением их реплик. Поэтому изображение толпы получилось у него удивительно реальным.

        Здесь же, в прологе, звучит хор «Слава». Тема этого хора – народная величальная песня, неоднократно использованная русскими композиторами. Здесь народ опять выглядит обезличенным и обобщенным.

        Следующее появление народной толпы происходит в 4 действии с хором «Хлеба!». Начинается этот хор совсем тихо, с просьбой о милостыне – дать хлеба, но постепенно разрастается до трагического и ужасного вопля. Именно в этой сцене происходит перелом в сознании народа, люди начинают осознавать себя как мощную силу, неравнодушную и небезучастную.

Хор «Хлеба»

 Определенным катализатором служит сцена Бориса с Юродивым, в которой последний открыто обвиняет царя в убийстве, высказав тем самым мысль, которая витает в воздухе, но никто не решается ее высказать. Борис не отрицает этих обвинений, своим молчанием он лишь подтверждает догадки людей.

Сцена Бориса с Юродивым

Последняя хоровая сцена 4 действия «Расходилась, разгулялась» - это мощный голос восставшего народа, который демонстрирует всю свою богатырскую силу и мощь. Музыка хора проникнута стихийным порывом, динамики добавляет разновременное вступление голосов в интонационной манере. Постепенно динамика нарастает, ускоряется темп. Кажется, что эта могучая сила сметет все на своем пути.

Хор «Расходилась, разгулялась»

        Финал оперы очень неожиданный, это так называемый «тихий» финал, на сцене остается Юродивый, который своим плачем предсказывает горе русской земле и народу. Медленными ударами колоколов, схожими с погребальным звоном, заканчивается опера.

Заключительная сцена.

  1. Опера «Борис Годунов» - великое произведение русской музыки, раскрывающее жизнь русского народа, его суть, его историческую судьбу. Опера интересна тем, что объединила чуткость проникновения в обстановку далекой исторической эпохи конца 16 – начала 17 века и современность революционно-демократической идеи, осознание исторической миссии народных масс, активной роли каждого человека в создании истории, эта идея не потеряла своей актуальности и в наши дни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

022. Тема 7 Мусоргский Борис Годунов Уроки 32-38 (1-2)

Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

"Образ царя в опере Мусоргского "Борис Годунов"

Конспект урока по музыке 7 класс...

«Колокольный звон, как отражение исторической правды в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов»

Открытый урок по теме «Колокольный звон, как отражение исторической правды в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов» в рамках изучения оперы в курсе музыкальной литературы "Русская музыка"...

открытый урок по теме "Средняя линия треугольника"

Урок изучения нового материала и его первичное закрепление  Построение урока основывается на технологии деятельностного подхода и проблемного обучения...

Разработка урока по литературе в 7 классе на тему: "А.С.Пушкин. Трагедия "Борис Годунов". (Сцена в Чудовом монастыре)"

Разработка данного урока отвечает всем требованиям ФГОС. Урок построен по технологии критического мышления и речевого развития. Используются такие приемы, как синквейн, "Мозговой штурм", "Толстые и то...

План-конспект открытого урока по изобразительному искусству "Линия и ее выразительные возможности"

План-конспект открытого урока по изобразительному искусству   "Линия и ее выразительные возможности" (с использованием документ-камеры)...