«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА» В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
статья на тему
Проектная деятельность в образовательной робототехнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА» В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Знакомство с робототехникой в нашей школе началось с 2005 года, когда был запущен федеральный проект «Информатизация системы образования». Наше образовательное учреждение являлось единственной в крае апробационной площадкой, которая работала над темой «Апробация новых учебных материалов и ресурсов». Мы получили разнообразное цифровое оборудование, в том числе конструкторы LEGO «Индустрия развлечений ПервоРобот» на базе микропроцессора RCX.
Благодаря этому, учащиеся нашей школы получили возможность попробовать свои силы в моделировании, конструировании реальных объектов, событий, явлений и в программировании в новой для них форме.
Но, к сожалению, единомышленников в то время было немного и не было общей программы по робототехнике в Пермском крае, не хватало обмена опытом, курсов повышения квалификации, соревнований.
Учащиеся восьмых классов нашей школы имели возможность попробовать себя в различных видах деятельности (на занятиях по предпрофильному обучению) для дальнейшего выбора профиля обучения, а, может быть, и будущей профессии, в рамках шестнадцатичасового курса «Занимательная робототехника». Недостатками данного курса была большая наполняемость групп, не все дети имели желание и способности заниматься робототехникой.
Оптимальным вариантом использования образовательной робототехники мы увидели в дополнительном образовании - создание кружка «Занимательная робототехника».
Мы столкнулись с проблемой недостаточного количества наборов: так на один набор получалось по 3-4 человека. Приходилось разбивать желающих заниматься робототехникой на группы. Эффективность занятий, где с одним конструктором работают максимум два человека, намного выше.
Одним из методов, применяемых при изучении робототехники, является метод проектов. При выполнении проекта обучающиеся создают свои модели в начале обучения по инструкции, а затем самостоятельно, используя все полученные ранее знания и наработанный опыт. При решении творческой проблемы происходит столкновение мнений, взглядов: как выполнить задание, какую создать модель, как лучше задать выполнение определенных действий. Поэтому на занятиях дети учатся:
- вести диалог, договариваться, учитывать и уважать чужое мнение, отличающееся от собственного;
- доказывать и обосновывать свою точку зрения;
- эффективно распределять обязанности.
При работе над проектом происходит взаимообмен опытом, знаниями, техническими и инженерными решениями, а также прокладываются пути взаимосвязи с реальной жизнью.
Ребятам нравится выбирать темы проектов из окружающего мира. Порой идея возникает случайно. Например, недалеко от нашей школы располагаются железнодорожные пути. Когда одна из групп решала, что будут создавать, в этот момент проезжал грузовой состав и просигналил. У детей сразу возникла идея реализовать проект «Железнодорожный переезд».
А кто-то любит летом отдыхать в парке культуры и отдыха и поэтому возникает проект «Робопарк». Или накануне кто-то из ребят праздновал день рождения в кафе и во время обмена впечатлениями зарождается проект «Булочная дядюшки Робота».
Проектные технологии тесно связаны с учебно-исследовательской деятельностью учащихся на занятиях. Раскрытие творческого потенциала происходит при исследовании реальных объектов, при изобретении и создании продукта собственной деятельности.
Моделирование реального мира происходит через его исследование и дальнейшее познание. Изучая созданные человеком механизмы, ребята выдвигают новые идеи по их усовершенствованию. Исследуя явления, процессы природы, дети познают окружающую действительность и находят решения изобретательского характера. Может, с научной точки зрения они еще примитивны, но именно сейчас происходит развитие творческих способностей, формирование будущих специалистов инженерно-технических специальностей. Наши с вами ученики – это юные исследователи и будущие ученые и инженеры.
В условиях введения ФГОС второго поколения образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность.
В декабре 2012 года в нашу школу поступили конструкторы следующего поколения на базе NXT, что позволило расширить рамки изучения робототехники.
Реализуя стандарты второго поколения, можно вести занятия в рамках внеурочной деятельности, которые будут заложены в оплату в вариативной части учебного плана школы.
Образовательная среда ЛЕГО позволяет использовать системно-деятельностный подход на каждом занятии. Задача педагога создать для учащихся условия творческого поиска, в результате которого будет найдено собственное решение поставленной задачи. При этом, научившись самостоятельно мыслить, они смогут спрогнозировать результаты и возможные различные пути решения затруднительных, непредсказуемых жизненных ситуаций. Кружок нашей школы «Занимательная робототехника» помогает в этом детям.
Цель кружка: обучение основам конструирования и программирования.
Задачи:
- создать творческое сообщество увлеченных робототехникой обучающихся школы;
- развить интерес к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям;
- формировать потребности технического творчества у обучающихся;
- познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на творческое познание и исследование;
- реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования;
- выявить одаренных детей, обеспечить соответствующие условия для их образования и творческого развития;
- научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения;
- воспитать самостоятельность, аккуратность и внимательность в работе.
На занятия кружка зачисляются все желающие с 5 по 9 классы, независимо от природных данных и уровня подготовленности. Уже в ходе занятий дети сами определяют, нравится ли им заниматься робототехникой, интересно ли им научно-техническое творчество. Те ребята, которые определились с выбором, много сил и времени уделяют конструированию, составлению программ, участию в конкурсах, проектах, соревнованиях.
Важным моментом для приобретения опыта является участие в соревнованиях, на которых дети в полной мере могут проверить свои интеллектуальные силы, осознать, что у них получается. Они переживают горечь поражения и радость победы, т.е. могут подвести промежуточный итог своей деятельности, почувствовать удовлетворение от приобретенных знаниях.
Проведение соревнований в рамках кружка позволяет:
- сравнить свои достижения с другими;
- проанализировать свой успех и неудачи;
- увидеть плюсы и минусы чужого опыта;
- подтолкнуть к новым творческим техническим решениям;
- проанализировать свою деятельность и наметить дальнейший путь развития.
При подготовке к внешним соревнованиям четко прослеживаются взаимовыручка, взаимопомощь, когда одна команда помогает другой в достижении цели. Дети, занимающиеся робототехникой не первый год, выступают в роли тьюторов для новичков.
При участии в различных районных, краевых, всероссийских конкурсах проектов, дети могут быть оценены себя независимым объективным жюри. Получая награды, кружковцы получают моральное удовлетворение, у них повышается самооценка. Это дает новый толчок для развития, появляется стремление к знаниям, происходит рост личных достижений, пополнение портфолио.
Каждое лето дети, посещавшие кружок в течение учебного года, в рамках деятельности лагеря дневного пребывания проводят просветительскую и обучающую работу:
- в 2013 году реализовали проект «Мир робототехники», в рамках которого обучили азам конструирования все отряды, провели соревнования по робототехнике между отрядами (соревнования по сборке и скорости движения модели, викторину для болельщиков);
- в 2014 году провели игру «Роболенд», состоявшую из отдельных городов-станций по различным темам, которая заканчивалась соревнованием «Ралли» и т.д.
Со своей деятельностью участники кружка знакомят взрослых:
- организуют школьные демонстрации – выставки;
- участвуют в краевых выставках на разных площадках.
Это позволяет обобщить знания, показать на что способен, чего достиг, дает возможность подвести промежуточный итог.
Ребята дополнительно расширяют свои знания, участвуя в краевой школе по робототехнике, районном профильном лагере. Это тоже направлено на развитие творческих способностей учащихся.
Использование лего-технологий во внеурочной деятельности повышает учебную мотивацию. На занятиях кружка используются метапредметные знания из таких предметов, как: информатика, математика, физика, технология и др. С помощью кружка имеется возможность рассмотреть дополнительно некоторые темы расширенно, например, алгоритмизацию, программирование и моделирование по предмету информатика, конструирование по предмету технология и т.п. При этом дети развивают логическое, техническое мышление, творческие, коммуникативные способности, умение проигрывать и сопереживать.
С помощью кружка происходит ранняя профилизация: ребенок может попробовать, оценить свои силы.
Те дети, которые посещают кружок, понимают, что для успешного выполнения заданий по робототехнике им необходимо хорошо усваивать материал учебных предметов и у большинства повышается мотивация к учебной деятельности.
У кого-то лучше получается конструировать, а у кого-то создавать программы, но, как правило, те склонности, которые проявляются на занятиях кружка, а затем и усовершенствуются, позволяют связать свою дальнейшую учебную деятельность именно по специальностям данного направления.
Но при всех положительных моментах, есть и ряд проблем:
Проблема | Пути решения |
Нехватка кадров |
|
Расширение материально-технической базы (наборы и комплектующие к ним, предоставление свободных специальных кабинетов) |
|
Небольшое количество разработанных УМК по робототехнике (сложность работы начинающим педагогам) |
|
Но, несмотря на некоторые существующие проблемы, наш кружок функционирует и развивается.
Итак, я считаю, что наша совместная деятельность с детьми актуальна, востребована. Она удовлетворяет потребности обучающихся и их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375142-1388843145.jpg)
Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"
Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .Приложение1 содержит примерные темы ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/08/picture-446737-1420673039.png)
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/29/picture-851006-1556564058.jpg)
Организация проектной деятельности учащихся средствами робототехники.
Приведена методическая разработка урока, на основе метода проектов. Для организации проектной деятельности уч-ся использованы конструкторы на базе ТРИК....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-936061-1510292546.jpg)
Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"
Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и об...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-537566-1416770329.jpg)
Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии
Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...
Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)
В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/07/picture-876137-1641553608.jpg)
Организация и содержание проектной деятельности учащихся. Критериальная диагностика проектной работы учащихся.
Анализ освоения ребенком закономерностей проектного цикла (от осознания проблемы до создания продукта), отчет о проектной работе по критериям, позволяющим скорректировать работу над ...