Конспект открытого занятия Образцового детского коллектива театра "Золотой ключик"
план-конспект занятия на тему

Викулова Светлана Ивановна

Тема занятия: "Введение в образовательную программу "Театральное творческтво. Театр "Золотой ключик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_detskogo_teatra.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы

                                           

ПЛАН

открытого учебного занятия

Объединение:  театр «Золотой ключик»

Год обучения: 2 год обучения 

Возраст детей: 12-14 лет

Дата и время  проведения занятия: 23 декабря 2014 года, 16.15-17.00

Место проведения: МБОУ ДОД ЦВР, ул. Мира д.14

Участники занятия: учащиеся Образцового детского

 коллектива театра «Золотой ключик»

Количество: 12 человек

Мероприятие: муниципальный этап республиканского  конкурса

педагогов  дополнительного образования  «Сердце отдаю детям»

Педагог дополнительного  образования  Викулова Светлана    Ивановна

Тема занятия: Введение в дополнительную образовательную программу

                           «Театр «Золотой ключик».

Время занятия: 45 мин.

План занятия:
             Организационная часть –     7  мин.
             Практическая часть –      30 мин.
             Подведение итогов –        8   мин.


Цель занятия: проверка  знаний, умений и навыков актёрского мастерства в

процессе работы над тренинговыми упражнениями и этюдами, формирование интереса к театральному творчеству.
             

Задачи
            Обучающие:
             - проверить и оценить уровень знаний, умений и навыков актёрского

мастерства, пластики, закрепить на практике;

- снять мышечные и психологические зажимы; 
             - формировать способности к импровизации;

- способствовать переходу порога сцены, преодолев страх перед публичным  

одиночеством.

            Развивающие: 
             - развить эмоционально-эстетическую сферу, образное мышление, фантазию,

воображение, память, внимание, наблюдательность, чувство ритма,

стремление к самовыражению; 
            - развить способность к перевоплощению через создание этюдов;
            - развить физические возможности тела  через тренинг мышечного

расслабления;
            - развить умения взаимодействовать с партнёром, навыки свободного

общения, коммуникабельности. 


           Воспитательные: 
            - воспитывать умение работать в коллективе;
            - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, партнёрские

отношения, любознательность, оптимистический взгляд на жизнь и

собственную деятельность;
           - мотивировать на дальнейшие занятия театральным творчеством.
           

Тип занятия: комплексное применение знаний, умений, навыков.

Методы обучения

Развитие творческого потенциала ребёнка на основе различных игр

       Для построения занятий используются различные игровые варианты развивающих упражнений. В основном это варианты упражнений, используемые в обучении актеров, т.е. при построении данного учебного  

занятия использованы профессиональные методы обучения учащихся

навыкам актерского мастерства, сценического движения и сценической речи.
            Метод физических действий

Этот метод используется в работе над пьесой, сущность которого

заключается в том, чтобы найти в пьесе точный событийный ряд, разбив ее

на цепь событий, начиная с наиболее крупных и доходя до самых мелких.

Это процесс познания материала. Этот метод применяется  в работе над

этюдами. 
             Голосо - речевой тренинг 

Освобождение природного голоса, формирование навыков открытого

общения, систематическое совершенствование речевого

аппарата, постановка правильного дыхания, чёткой дикции.
             Метод ритмического воспитания 

 «Ритмичность» у актера должна быть чрезвычайно развитой, чтобы он мог

строить свое сценическое поведение в соответствии с творческим замыслом.
             Актёрский тренинг

Это непрерывная смена игр и упражнений, главная задача которых развивать

у учеников внимание, наблюдательность, воображение, творческую

фантазию, логическое мышление, органичность и непосредственность

исполнения заданий. Элементы актерской техники вводятся постепенно,

однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что

позволяет совмещать работу по закреплению полученных навыков с

освоением нового материала.
             Метод игровой импровизации 

Применяется на разных этапах обучения актера  в целях развития

восприятия, воображения, живого непосредственного взаимодействия между

партнерами, в действенном, этюдном способе анализа пьесы и роли,

выявлении характерности и в ряде других моментов обучения. 

Метод усложнения заданий - от простого к сложному - обязателен в

обучении.

Психогимнастика

             Метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов,

результат  применения метода -   уменьшение напряжения, снятие страхов и зажимов, развитие внимания, формирование способности выражать свои чувства, эмоции, понимать невербальное поведение других людей. 
Методы мотивации и эмоционального стимулирования Доброжелательность, поощрение, игра, обращение к жизненному опыту детей, поддержка, установка на успех.
Методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов.

Упражнения

«Хлоп-топ ритм»
«Хлопки» («Хлопки — ускорение», «Хлопок-ответ», «Хлопки хаотичные», «Хлопки – внимание»), «Коса – бревно», «Зеркало», «Ниточка», «Платок»,
«Ходьба по сцене», «Упражнение на мышечное расслабление и напряжение»,
«Коробка передач — 5 скоростей», «Воздух, желе, камень», «Жизнь предметов» (будильник, зеркало, радио-приёмник, воздушный шарик, зонт, кресло, дверь, мусорное ведро, посудомоечная машина, спички и т.д.),

«Цвета» (серый, оранжевый, зелёный, красный, розовый), «Король-королева», «Переходы»  (движение в предлагаемых обстоятельствах -
идём по песку, мокрому асфальту, смоле, лужам, по берегу моря, скользкому льду, по болоту, углям, тонкой доске, через крапиву и.т.д.),
«Пристройка» (фотография на темы  праздник, Северный полюс, Африка, детский сад.)

             

             Этюды

«Город «Золотой ключик»
«Поваренная книга»
«История про…»

Рефлексия
Анализ данного мероприятия самими учащимися через упражнение «Безоценочное интервью».

Формы работы - групповая, в мини-группах (по индивидуальному заданию).

Музыкальное сопровождение

Подборка музыкальных отрывков из произведений
Штрауса  «Трик-трак полька», Моцарта  «Симфония №40», Бетховена «Симфония №5», «Begin-Ing» Boris Covac. 

Условия проведения занятия

Учебный класс 

Оборудование

 Музыкальный центр, стулья, ширмы; кубы-модули;

ТСО- музыкальный центр;
usb - накопитель с музыкой, ноутбук.

Форма одежды детей:

 - футболки, чёрные брюки, удобная обувь;
- обязательное отсутствие колющих предметов, булавок, волосы у девочек собраны на резинку;
- театральные костюмы и атрибуты.


                   Сценарий проведения открытого занятия

Введение в дополнительную образовательную программу

«Театр «Золотой ключик»

Вступительная беседа
Педагог:
Здравствуйте,  уважаемые гости!
Детское объединение Образцового театра «Золотой ключик» приветствует Вас на открытом занятии. Сегодня для учащихся  2 года обучения состоится совместное выступление перед зрителем. Поприветствуем наших актеров. 

Педагог:
      Сейчас я хотела бы познакомить Вас с тем, чему обучает и что реализует образовательная программа «Театр Золотой ключик».
Цель образовательной программы - создание условий для развития творческих способностей, самовыражения, социализации детей и подростков, приобщения их к миру искусства через обучение основам театральной деятельности.
    Современный мир диктует нам свои условия: чтобы добиться успеха в жизни -  надо уметь общаться. Значит, учить детей общению необходимо.           Занятия актёрским мастерством в студии развивают в детях коммуникабельность. Важно учить детей думать и видеть мир самостоятельно. Ведь жизнь в большом городе способствует сосредоточению на самом себе. Часто мы видим, но не чувствуем окружающих, а театр - это всегда партнёрство, работа в коллективе.  Поэтому одной из важнейших задач образовательной программы театра является создание дружного, творческого коллектива.
      Образовательная программа предусматривает следующие дисциплины: актёрское мастерство;
сценическая речь;
пластика.

                На втором году обучения педагог театрального объединения определяет

главные задачи обучения, такие как: 

- раскрытие и развитие творческих способностей ребёнка;
-
снятие зажатости и эмоциональное раскрепощение;
-
развитие навыков свободного общения и коммуникабельности;
-
формирование умения концентрировать внимание;
-
развитие памяти, фантазии, воображения;
-
воспитание наблюдательности, волевых качеств, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел;
-
формирование способности выступать перед аудиторией;
-
воспитание личности, способной к сознательному систематическому творческому труду, к самостоятельной работе над ролью;
-
постановка голоса, дыхание;
-
умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией.

Теоретическая часть

Практическая часть

      Открывается дверь, входит ученик  театра и «Новенький»

(условно назовём его так).
1-ый. Здравствуйте, Светлана Ивановна! Здравствуйте, уважаемые зрители! Я привела к нам новенького. Давайте расскажем и покажем ему о нашей удивительной  и необычной стране!

Новенький. Я здесь не бывал, но наслышан!

1-ый. Имя этой страны «Центр Внешкольной Работы». И как в любой другой стране  здесь очень много городов. Люди, живущие в этих городах, занимаются различной деятельностью: кто поёт, кто танцует, кто шьёт, кто рисует! Даже кино  3Д смотрят в выходные и каникулярные  дни. А сегодня мы посетим один из таких городов, имя которому …

Все: (из-за кулис) Театр «Золотой ключик»!

1-ый. Так  предлагаю всё увидеть своими глазами! 

Пока затишье, и пока
Блестит во мраке капля света,
В огромном зале тишина.
Ещё не начался спектакль,
И холодна пустая сцена!

        В этот момент выходят «золотоключинцы», каждый занят своим делом: кто- то читает, кто-то репетирует, кто-то  пишет и т.д. 

Этюд «Золотой Ключик»

Новенький: Вот  так город, посмотрите, каждый занят своим делом! А спросим, чем они занимаются! Скажите, вы что-то репетируете? 
1: Это актёрский тренинг. Я готовлюсь к репетиции. А тренинг помогает раскрепоститься, снять зажимы, освободить мышцы от напряжения, развить внимание, фантазию, воображение, веру в предлагаемые обстоятельства и т.д.
Новенький: А чем ещё вы занимаетесь? 
2: Формы наших занятий совершенно разные - это беседы, совместное прочтение литературного материала, упражнения, этюды, репетиции, просмотр спектаклей, коллективное посещение и участие в мероприятиях Центра внешкольной работы. 
Новенький: А как давно вы живёте в этом городе? 
3: Мы здесь второй год! 
4: А давайте мы вам покажем, с чего всё начиналось и  чему мы научились в театре! 
Новенький: А мне с вами можно? 
Все: Конечно!

Актёр, иди туда, смелей!
По театральному закону
Плачь, смейся, сердце не жалей,
Слова любви, как дождь пролей,
Всё до последнего поклона!

Педагог: Необходимая и неотъемлема часть во время репетиции, беседы, просмотра, выполнения упражнения — это внимание. В жизни оно непроизвольно и инстинктивно. Для сцены нам нужно воспитать иное качество внимания – целенаправленное, волевое. 
Итак, следующее упражнение называется «Хлопки». 

«Хлопки»
Педагог передает хлопок. 
Задача воспитанников — поймать его. «Хлопки – внимание» «Хлопки — ускорение», «Хлопок - вслепую».

Педагог:
Ни одно из упражнений предыдущих и последующих, конечно, не может быть верно выполнено, если у исполнителя нет сценического внимания. 
Эти упражнения воспитывают навыки рабочего самочувствия, организованности, чувство локтя, ощущения себя в коллективе. 

«Ходьба по сцене»
     Итак, внимание наше сосредоточено, теперь необходимо физическое и психологическое раскрепощение, снятие внутренних и внешних зажимов, освободить мышцы от лишнего напряжения. Также существует множество упражнений, построенных как на статике, так и на динамике. Мы покажем цикл упражнений, построенных на постоянном перемещении в пространстве, хаотичном или упорядоченном. Итак, движемся по аудитории, спокойный ритм, стараемся заполнять всю площадку, не оставляя пустых пятен.

«Упражнение на мышечное расслабление и напряжение»
      У каждого человека свой жизненный ритм и темп. Эти понятия столь важные для сценической работы, лежат в основе тематической цепочки упражнений. Ритм – чередование каких-либо элементов в звучании или движении, темп – степень быстроты в осуществлении чего-либо. Понятие темпа на сцене связано с тем, насколько энергично действие. Объединяя эти два понятия, мы определяем не только длительность сцены по времени, скорость реакций, действий, речи, но и увязываем энергию действия с энергией и силой эмоционального переживания, его насыщенностью. Актёру очень важно попасть в нужный темпоритм. Наш повседневный ритм жизни зависит от многих условий, как внутренних, так и внешних. 
      Начнём упражнения с того, что заменим слово «темп» - на «скорость»
Условно разделяем наше движение на 5 скоростей (как коробка передач).

«Коробка передач — 5 скоростей»
   
Упражнение на внимание, умение ориентироваться в пространстве, чувство партнёра, темпоритма, уже здесь вера в предлагаемые, фантазия, воображение, распределение мышечной энергии, умение быстро переключаться, чувство свободы.


             «Воздух, желе, камень» 

     Итак, третья скорость, игра «Воздух, желе, камень» Когда я говорю «воздух» – ваши движения становятся воздушными, лёгкими, камень – движения скованные, жёсткие, желе - движения плавные, пружинистые.
   
Теперь упорядочим наше движение, идём по кругу, стараемся держать его ровным, расстояние на вытянутых руках. 

Педагог:
      А сейчас мы добавим предлагаемые обстоятельства, плюс воображение. Зажим как излишнее физическое напряжение, доказывает нам К.С. Станиславский, парализует всякую творческую деятельность, сковывает психическую жизнь человека. Появления зажимов у детей неожиданны и разнообразны. Лучший способ борьбы с этими зажимами – увлечь игрой или предлагаемыми обстоятельствами. Необходимо проводить пластические тренинги на элементарном актёрском уровне, для некоторого овладения своим телом, чтобы справиться не только с психологическими, но и с физическими зажимами.

«Жизнь предметов» (будильник, зеркало, радио-приёмник, воздушный шарик, зонт, кресло, дверь, мусорное ведро, посудомоечная машина) 
«Переходы»
«Движение в предлагаемых обстоятельствах»
(Идём по песку, мокрому асфальту, смоле, лужам, по берегу моря, скользкому льду, по болоту, углям, тонкой доске, через крапиву и т.д.)

    А сейчас попробуем сконцентрироваться на одном из предлагаемых обстоятельств и  движемся с третьей, первой, второй, пятой,  второй  и т.д. скоростью. Сейчас по моему хлопку вы принимаете неожиданную для всех позу,  и так 3 раза. А сейчас попробуйте её оправдать, что бы вы делали в таком положении.

«Пристройка» (фотография на темы праздник, Северный полюс, Африка, детский сад.)

Педагог: Это и есть актёрский тренинг! А сейчас мы бы хотели познакомить вас с нашими самостоятельными работами!

2 БЛОК - самостоятельная работа студийцев.

Педагог:
    К.С. Станиславский сказал: «Воображение создаёт то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия – то, чего нет, чего в действительности мы не знаем». 
   Я всегда поражаюсь и радуюсь детской фантазии. Он и могут придумать то, что нам взрослым никогда не догадаться. Но целенаправленной и организованной её назвать трудно. Поэтому фантазию нужно направлять в заданное русло. Коллективное творчество рождает более глубокие эмоциональные и социальные переживания! Поэтому детям необходим тренинг для развития фантазии. В этом нам помогли этюды:
Показ самостоятельных этюдов на тему «Поваренная книга» 

Этюд « История про…»                               
Новенький:  Мне понравился ваш чудесный город! А что, наше путешествие заканчивается?!

Педагог:  Для тебя оно только начинается! Уважаемые зрители, надеюсь, вы узнали много нового и не скучали! Наше занятие подходит к концу! С вами были мы – театр «Золотой ключик»!

Спектакль закончился, пора!
Взорвали зал аплодисменты!
Поэт сказал: «Вся жизнь-игра!» -
Взошла актёрская звезда
И засияла ярким светом!

Подведение итогов.
Рефлексия.

Благодарим за внимание! До свидания! До новых встреч! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концертно-игровая программа, посвящённая юбилею образцового детского коллектива ансамбля эстрадного танца «Миллениум» «КАК НА НАШИ ИМЕНИНЫ»

Программа может использоваться руководителями творческих коллективов, педагогами-организаторами к юбилеям и дню рождения танцевальных коллективов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа КЛАСС ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ ОБРАЗЦОВОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА ХОРОВОЙ СТУДИИ «СОЗВУЧИЕ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа класс элементарного музицирования Образцового детского коллектива хоровой студии «Созвучие» ГБОУ "Школа № 883"...

Конспект открытого занятия по детской аэробике " Веселый фитнес мяч"

Занятие по детской аэробике "Веселый фитнес мяч". Создание условий для развития двигательных навыков способствующих выполнению более сложных танцевальных композиций.Закрепление базовых шагов...

Проведение тематической недели в образцовом детском коллективе фотостудии «Трёхгорье»

Одной из форм творческой самореализации и развития творческого потенциала учащихся  является проведение тематической недели. Тематическая неделя – это совокупная форма методической, уч...

Конспект открытого занятия "Лидер в детском коллективе"

Конспект открытого занятия "Лидер в детском коллективе" для активистов СДО "Патриот" Исилькульского района...

Конспект открытого занятия «Особенности детского творчества при работе с куклами настольного театра» (для детей от 4 до 7 лет)

Цель: научить детей показывать простейшие театральные постановки при помощи персонажей настольного кукольного театра, способствовать творческому развитию и мелкой моторики.Задачи:Образовательные &nda...

Конспект открытого занятия «Подготовка к концертному выступлению детского инструментального коллектива. Упражнения по снятию психофизиологической зажатости исполнительского аппарата музыканта»

В рамках занятия представлен комплекс физических (неисполнительских) упражнений для разогрева мышц перед выступлением, снятия волнения....