Главные вкладки

    Методическая разработка "Выставка детских художественных работ как форма творческого отчета и средство анализа продуктивности образовательной программы"
    методическая разработка по теме

    Семёнова Надежда Ивановна

     

    Изобразительное творчество, декоративно-прикладное творчество в дополнительном образовании детей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_semyonova_n.i.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    "Выставка детских художественных работ как форма творческого отчета и средство анализа продуктивности образовательной программы"

    Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования,

    работающие по направлению изобразительное

    и декоративно-прикладное творчество

    Семёнова Н.И.

    педагог дополнительного образования,

    студия ДПТ "Вдохновение"

    МБОУ ДОД ЦВР г.Инта

    республика Коми

    Для многих детских творческих объединений художественно-эстетического направления традиционной формой творческого отчета является выставка. Именно она дает возможность в полной мере представить результаты обученности детей, достигаемые в процессе их художественного творчества, направляемого и корректируемого педагогом. Выставка, созданная по итогам, например, учебного года, реально позволяет увидеть, как постепенно развивается творческое мышление ребят, их моторные навыки; как постепенно совершенствуется их знание чисто технических приемов рисования и навыки использования изобразительных средств.

    Однако, создавая подобную выставку, мы часто забываем о нескольких важных вещах. Во-первых, о том, что выставка является не просто способом демонстрации достижений, но еще и самостоятельной формой творчества, подчиняющейся достаточно жестким правилам экспозиционно-выставочной деятельности. Во-вторых, о том, что выставка позволяет не только показать творческие работы детей, но и дать представление о структуре образовательной программы, ее содержании, и, самое главное – об уровне ее результативности. В-третьих, мы как правило упускаем из виду, что как бы профессионально ни была построена выставка, она далеко не все может рассказать о себе сама. Это «недосказанное» или не поддающееся раскрытию экспозиционными средствами должна донести до зрителей экскурсия, а на выставке детских творческих работ – экскурсия театрализованная, превращенная в увлекательную игру.

    Подготовка подобной выставки и экскурсии по ней позволяет ребятам познакомиться с экспозиционно-выставочной работой в различных ее аспектах. Определение общей темы, оформление работ в едином стиле, их распределение и раскладка по тематическим экспозиционным комплексам, необходимость представить каждый комплекс в экскурсии развивают логическое и образное мышление ребят, их актерские дарования, богатство их речи, навыки коллективной работы, культуру общения как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми. То есть те качества характера, умения и навыки, которые необходимы сегодня не только художнику, но и просто творческому человеку, ориентированному на успешную деятельность в любой сфере. В подготовке, строительстве и презентации (открытии) такой выставки участвуют дети и педагог, при необходимости привлекая к творческому процессу нужных специалистов и родителей. В результате мы получаем не просто выставку, но выставку, открытие и работа которой способны послужить одновременно и открытым уроком, и творческим отчетом, и рекламной акцией.

    Здесь необходимо сказать о том, что выставка, как основа названного синтеза нескольких форм отчетной деятельности создается, согласно правилам экспозиционно-выставочной работы, по четкому тематическому структурному плану (ТСП). Такой план включает в себя наименование и последовательность разделов и тем экспозиции, а на его основе создается расширенная тематическая структура экспозиции (РТС), детализированная до содержания отдельных тематических комплексов – структурных единиц выставки, представляющих собой группу работ, связанных друг с другом тематикой и дополняющих друг друга по содержанию. В нашем случае, когда необходимо представить образовательную программу в целом, а также ее разделы и темы, ТСП должен соответствовать их наименованию, содержанию и последовательности. Однако структура выставки детских работ, рассчитанной на восприятие в первую очередь детьми, не должна быть слишком сложной, чтобы не оттолкнуть юного зрителя.

     

    Тематический структурный план выставки детских творческих работ

     «Веселая палитра»

    1. «Учимся придумывать и украшать»

           

             1. Художественное оформление и дизайн

               А) бумагопластика

               Б) техника оттиска

               В) декоративное панно из соленого теста

    2. Декоративно-прикладное искусство

               А)  геометрический орнамент (на основе коми-орнамента)

               Б) цвет в национальной одежде и орнаменте (на основе коми-костюма)

    1. «Мир вокруг нас»

             

    1. Живопись. Цвет как основное выразительное средство.
    2. Графика. Разнообразие материалов и изобразительных средств.

    1. «Играя с цветом и формой»

    1. Прикладная графика

    А) шрифтовая композиция

    Б) плакат

    Расширенная тематическая структура (РТС) дополнительно содержит перечень работ, распределенных по тематическим комплексам.

    На этом этапе создания выставки необходим эскизный проект оформления, отражающий ее художественный образ, а также размещение, оформление и содержание каждого тематического экспозиционного комплекса (для данной выставки их пять, они обозначены в структурном плане арабскими цифрами; буквами обозначаются подкомплексы). Пользуясь РТС и эскизным проектом, вместе с детьми осуществляем монтаж выставки, а по его завершении можем наглядно убедиться, что, выстроенная на основании структурного плана, отражающего разделы и темы образовательной программы, выставка в полной мере позволяет проанализировать ее результативность, увидеть уровень освоения ее обучающимися.

    Вернемся, однако, к синтетическому комплексу «выставка-презентация-экскурсия» и напомним о том, что целью его реализации является:

    • демонстрация творческих достижений обучающихся и уровня освоения ими образовательной программы,  
    • ознакомление потенциальных членов объединения с видами и формами его творческой и учебной деятельности, создание у них мотивации к обучению.

    Создание выставки и ее презентация решают целый комплекс образовательных, воспитательных и развивающих задач:

    • знакомят ребят с таким видом творческой деятельности, как экспозиционно-выставочная;
    • позволяют усвоить основные правила создания тематической выставки и навыки художественного оформления;
    • развивают культуру общения, артистизм;
    • расширяют кругозор в области изобразительного и других видов искусства (литературы, театра, эстрады).

    Когда выставка построена, оформлена в едином стиле, создающем ее художественный образ и раскрывающем главную тему, можно переходить к ее представлению зрителям, а затем и к экскурсии.

    Для театрализованной экскурсии по такой выставке понадобится следующее оборудование:

    - визуальный ряд – его создает сама экспозиция выставки;

    - музыкальный ряд – подойдет любая легкая инструментальная музыка или вариации на темы популярных детских песен;

    - реквизит – инвентарь для игр, костюмы и предметы,  предусмотренные сценарием открытия выставки;

    - литературный ряд – сценарий открытия выставки, который и приводится ниже.

    Сценарий открытия отчетной  выставки работ учащихся студии декоративно-прикладного творчества «Вдохновение»

    «Веселая палитра»

    Действующие лица и исполнители:

    Ведущий 

    Художник – педагог дополнительного образования детского творческого объединения;

    Белая краска

    Черная краска

    Красная краска

    Оранжевая краска                -  дети разного возраста – участники объединения

    Желтая краска

    Зеленая краска

    Синяя краска

    Фиолетовая краска

    Реквизит:

    - костюмы «красок», состоящие из полумаски и воротничка названных выше цветов;

    - «лепестки» цветка (30х40 см), разрезанные в виде пазлов. Количество составных частей «лепестка» должно соответствовать количеству слогов в названии цвета. С одной стороны «лепестки» окрашены в цвета палитры, а с другой – крупным плакатным шрифтом нанесены названия цветов: «чер-ный», «го-лу-бой» и т.д..

    Ведущий: - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы рады представить вам выставку работ студии декоративно-прикладного творчества «Вдохновение», приуроченную к Международному Дню защиты детей. Выставка эта не совсем обычная – на ней вы можете увидеть работы ребят, очень разные и по тематике, и по технике исполнения: рисунки и живописные работы; поделки из бисера, меха и кожи и расписные сувениры;  декоративные панно из бумаги, соленого теста, ниток и природных материалов и маскарадные маски. А все потому, что ребята из творческого объединения «Вдохновение» решили в преддверии лета поделиться с нами своими открытиями и успехами в той области искусства, которая объединяет все разнообразие их работ.

    Сегодня ребята сами проведут вас по своей выставке и расскажут, чему и как они научились. (Оглядываясь по сторонам) А где же они?..

    Входит Художник с растерянным и грустным выражением лица.

    Художник: - Нет у нас сегодня никого – ни ребят, ни красок. Неприятность у нас случилась, дорогие гости. Даже не знаю, как теперь быть… Праздник-то наш срывается.

    Ведущий: - Что же случилось?

    Художник: - Палитра наша рассыпалась и где-то затерялась. Ребята, конечно, ищут, но найдут ли, вот вопрос.

    Ведущий: - Не может быть! Что, вот так просто – взяла и рассыпалась?

    Художник: - Ну, не совсем…

                           Это было в воскресенье у Цветка на дне рожденья.

                           Гости пели, веселились, в хороводе так кружились,

                           Так кружились и вертелись, что на части разлетелись!

    Раскладывает перед гостями разрозненные части «лепестков» надписями кверху.

                           Кра-си-зе-ный, чер-жел-ный-ний, ле-бе-ный-лый, бой-лу-го-тый…

                           Раз, два, три, четыре, пять! Помогите их собрать!

    Гости выставки – дети и взрослые – помогают собрать «лепестки»-слова.

             Художник:   - Ура! А я-то уж думала, что придется совсем обходиться без красок, хотя даже  графика не может без них существовать. Даже в рисунке нужны черный и белый цвета.

                                       Входят Черная и Белая краски. Художник берет их за руки.

     Дорогие мои ахроматические краски, кого еще вы хотели бы на праздник пригласить?

             Черная краска: - Нам нужны три основные. Из них составим все другие!

             Художник: - Приглашайте!

             Белая краска: - Основные краски, подружки! Идите к нам!

                                          Выбегают Красная, Желтая и Синяя краски.

             Художник: - Здравствуйте, краски-подружки! Вы в любой палитре – самые главные. Расскажете гостям, почему?

                                                             Краски кивают.

             Красная краска (взяв за руку Желтую): - Если красная с желтой подружится,

                                                                                      Какая новая краска получится?

             Все: - Оранжевая!

                     Входит Оранжевая краска, делает реверанс и останавливается рядом с другими.

             Желтая краска (взяв за руку Синюю): - Если желтая с синей подружится,

                                                                                  Какая новая краска получится?

             Все: - Зеленая!

                Входит Зеленая краска, делает реверанс и останавливается рядом с другими.

             Синяя краска (взяв за руку Красную): - Если синяя с красной подружатся,

                                                                          Какая новая краска получится?

             Все: - Фиолетовая!

           Входит Фиолетовая краска, делает реверанс и останавливается рядом с другими.

             Художник: - Ну, вот, теперь все в сборе. Дорогие краски, поприветствуйте гостей и друг друга!

                         Теплые краски,

                         Дружно за руки взялись,

                         Поклонились, улыбнулись,

                         Повернулись, разошлись!

    Краски выполняют предлагаемые действия.

                         Холодные краски,

                         Дружно за руки взялись,

                         Поклонились, улыбнулись,

                         Повернулись, разошлись!

                   

                         Ты – мой друг и я – твой друг!

                         Встанем вместе дружно в круг!

             Краски встают в круг, взявшись за руки. Ведущий пытается переставить их местами, озабоченно качая при этом головой. Потом обескуражено разводит руками.

                         - Вот устроено всё хитро!

                            Как ни ставь, они – Палитра!

             Красная краска: - Если, кроме черной, нет в запасе красок,

                                               Ты не нарисуешь ни чудес, ни сказок.

             Желтая краска:  - Если, кроме черной, есть другие краски,

                                     То рисуй картину смело, без опаски.

             Синяя краска:     - Для чего? А просто, чтобы всем на свете

                                               Мир казался ярким, а не в черном цвете!

             Художник: - Краски, по порядку становись!

                                                       Краски выстраиваются последовательно.

                         В деревушке семь избушек,

                                  Семь крылечек, семь старушек.

                                  Семь дымков, семь щенков,

                                  Семь драчливых петушков

                                  На семи плетнях сидят,

                                  Во все стороны глядят.

                                  Распустили семь хвостов,

                                  Каждый хвост – семи цветов!

      Во время чтения стихотворения Краски дружно изображают жестами то, о чем идет речь.

                                  Угадайте, о чем это стихотворение!.. Конечно, о радуге. Но то же самое можно сказать и о палитре.

             Красная краска: - Каждый…

             Оранжевая краска: - Охотник…

             Желтая краска: - Желает…

             Зеленая краска: - Знать,

             Синяя краска: - Где сидит…

             Фиолетовая краска: - Фазан!

             Художник: - А сейчас мы загадаем вам загадки-складки. Есть в загадках разный цвет. Нужно ВЕРНЫЙ дать ответ!

             Оранжевая краска: - Апельсин я ем проворно, этот цитрус… черный-черный!

             Зеленая краска: - Откушу томат любой, он по цвету… голубой!

             Фиолетовая краска: - А лимон возьму я спелый, он по цвету… белый-белый!

             Черная краска: - Дуб в наряд оделся зимний, не зеленый он, а… синий!

             Белая краска: - А цыпленок, а цыпленок… фиолетовый с пеленок!

             Красная краска: - Волк сидит в кустах ужасный, хвост торчит средь веток… красный!

             Желтая краска: - Рядом елочка растет цветом… желтая весь год!

             Синяя краска: - А лисица, а лисица… синей шубкою гордится!

             Художник: - Люблю мои краски! Они такие озорные и веселые! Краски, покажете гостям, что вы еще и образованные?

             Краски: - Да!

             Художник: - Тогда проведите, пожалуйста, для наших гостей небольшую экскурсию по выставке. Но для начала скажите наш с вами девиз, чтобы гости ко всему были готовы.

             Краски: - Разведем побольше краски и рисуем без опаски.

                              Стены доверху замажем. «Так и было», - взрослым скажем!

             Художник: - Молодцы! Продолжайте в том же духе! Мне кажется, в нашем городе достаточно стен, которые давно следует раскрасить. Красная краска, начинай экскурсию!

             Красная краска: (пригласив гостей к подкомплексу выставки «Бумагопластика» в разделе «Учимся придумывать и украшать»)

                                   - В Новый год, припомнив сказки про зверей и про Ягу,

                            Взяли ножницы и краски, клей, бумагу и фольгу,

                            И работа закипела! Настоящий карнавал!

                            Напроказим? Что за дело! Ведь никто нас не узнал!

                                                                   Показывает язык и убегает.

             Художник: - Молодец. Вот только дразниться нехорошо… Оранжевая краска, а дальше?..

             Оранжевая краска: ( подводит гостей к подкомплексу «Техника оттиска» в разделе «Учимся придумывать и украшать»).

                                                  - В раме волны, бригантина…

                                           На стене висит картина.

                                           С нею все не так-то просто,

                                           Потому что это – оттиск.

                                           Приготовили бумагу,

                                           Но рисуем на стекле,

                                           А потом прижмем покрепче

                                           К той бумаге на столе.

                                           Можем сделать что угодно –

                                           Натюрморт или пейзаж…

                                           Или кляксу. Тоже модно.

                                           В кляксе тоже есть кураж!

                                                                    Делает реверанс и отходит.

             Художник: - Спасибо. Очень познавательно. Пройдемте дальше, дорогие гости.

             Желтая краска: (встретив гостей у подкомплекса «Соленое тесто» в разделе «Учимся придумывать и украшать»).

                                            - Долго думали мы вместе, как нам скульпторами стать.

                                     Замесили с солью тесто, принялись лепить и мять.

                                     Появились пароходы, руки, крылья и хвосты…

                                     И теперь с соленым тестом мы по-дружески – на «ты»!

                                                                     Раскланивается и отходит.

             Художник: - Благодарю. Зеленая краска, расскажи нам, пожалуйста, о следующем разделе выставки. Кому как не тебе это сделать, ведь ты с ним как-будто  в родстве?..

             Зеленая краска: - Это верно. Я – во флаге, и в рисунках на бумаге.

                                     Я и тундру, и тайгу украшаю, как могу.

                                     Коми-край мы любим очень. Дни цветные, белы ночи.

                                     Любим разный цвет в узорах, коми-сказок яркий ворох,

                                     А приметы старины в сувенирах всем видны!

                                                              Раскланивается и отходит в сторону.

             Художник: - Изучение и сохранение народных традиций – это здорово! Да, как оказалось, еще и интересно! Спасибо! А теперь прошу гостей пройти к следующему разделу выставки. Синяя краска, тебе слово.

             Синяя краска: - Надоело мне скучать, принялась я рисовать,

                                           Но в рисунке нет порядка. Что за странная загадка?

                                           Я рисую два кувшина – получается машина.

                                           Сделать я хочу глаза, а выходит стрекоза…

                                           Только я не обижаюсь, я сижу и улыбаюсь.

                                           Не выходит – ну и пусть! Я ведь все-таки учусь.

                                           Я рисую свет и тень, я рисую ночь и день.

                                           В красках – с ног до головы. Я упорная. А вы?

                                           Буду дальше я трудиться, буду рисовать учиться.

                                           Пусть не быть мне Левитаном, но дизайнером я стану!

             Художник: - Смелое заявление! Однако трудолюбие и упорство у нас только  приветствуются! А главное – они дают результат. Верно, Синяя краска?

             Синяя краска: - Конечно!

             Художник: - Спасибо тебе за пояснения. А теперь послушаем следующего начинающего экскурсовода – Фиолетовую краску.

             Фиолетовая краска: - А можно, я сначала загадку загадаю?

             Художник: - Ну, разумеется!

             Фиолетовая краска: - Если слово и рисунок на одном листе живут,

                                            Если от дурных поступков нас они остерегут,

                                            Если слово и рисунок нам о важном говорят,

                                            Эти слово и рисунок называются…  (Плакат).

             Художник: - Хорошая вещь – плакат. Придумывая плакат, мы учимся работать с цветом и формой – двумя основными составляющими в искусстве дизайна. А учимся мы, когда играем. Например, с образом и словом.

             Фиолетовая краска: - Словом можно поиграть, слово можно разобрать,

                                            Повернуть и покружить, а потом опять сложить,

                                            Потому что слово это может быть еще портретом,

                                            Натюрмортом и пейзажем – тем, что мы ему подскажем.

             Художник: - Верно. Именно так ребята работали со своими первыми шрифтовыми композициями. И обычные слова в их рисунках ожили. Выходит, в нашем деле успех зависит от фантазии?

             Фиолетовая краска: - От Палитры. Только в Палитре этой не краски, а кое-что другое, тоже очень нужное и важное.

             Художник: - Что же это?

             Фиолетовая краска: - А пусть Краски скажут.

             Красная краска: - Это терпение…

             Оранжевая краска: - Трудолюбие…

             Желтая краска: - Наблюдательность…

             Зеленая краска: - Смекалка…

             Синяя краска: - И, конечно, чувство юмора!

             Художник: - А ведь краски правы. Качества характера – это тоже палитра, которая постоянно пополняется новыми оттенками. И чем больше этих оттенков, тем счастливее человек, даже если он не художник. Дорогие мои Краски, спасибо, что вы сегодня помогли нам понять главное: не обязательно быть большим художником, гораздо важнее стать хорошим человеком. Поэтому мне осталось лишь сказать:

    «Пусть всегда будет желтое солнце,

                                                                                 Пусть всегда зеленеет трава,

                                                                                 Пусть ромашка растет под оконцем,

                                                                                 Пусть краснеет рябины листва.

                                                                                 Пусть всегда будет празднично-ярким

                                                                                 Мир, в котором все дети растут,

                                                                                 Пусть сам мир будет людям подарком,

                                                                                 А они этот мир берегут!

    А теперь, дорогие гости, мы с Красками предлагаем вам еще раз посмотреть нашу выставку. Если вас что-то особенно заинтересует, Краски всегда рады ответить на ваши вопросы. Добро пожаловать!

    ______________________________________________________________________

    Праздник открытия выставки может быть продолжен чаепитием и конкурсной игровой программой, связанной с направленностью объединения и тематикой выставки.

    Предлагаемые игры-конкурсы:

    - рисование с закрытыми глазами (члены команды по очереди по частям рисуют какое-либо животное);

    - определение скрытого в мешке предмета на ощупь (член одной команды описывает предмет, другой – пытается отгадать, что это такое);

    - «путаница» (связанные одной бечевкой и запутанные ведущим участники пытаются распутаться, не разрывая бечевку);

    - «резвые олени» (ведущий, стоя в центре круга, с помощью длинной веревки пытается задеть подпрыгивающих участников).

    Желаю УСПЕХОВ!

                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработа: Формы и методы контроля результативности освоения образовательной программы клуба спортивного бального танца

    Данный материал предназначен для тренеров и руководителей клубов спортивного танца и позволяет  оценить результативность освоения образовательной программы клуба....

    Особенности работы по развитию творческого потенциала детей с особыми образовательными потребностями.

    Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Обучение ребёнка будет зависеть так же от его врождённой, генетической предрасположенности,...

    Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации

    Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций...

    Творческая работа «Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках истории»

    Материал содержит сведения о возможности использования игровых форм обучения на уроках истории....

    Система работы по формированию творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования.

    Система работы по формированию творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования....

    Форма 1. Результаты ГИА выпускников по образовательным программам среднего общего образования в форме ЕГЭ

    Приказ и протоколы "Результаты ГИА выпускников по ОП СОО в форме ЕГЭ"Список учащихся 11А класса...